Научная статья на тему 'Особенности восприятия социальной жизни субъектами совместной профессиональной деятельности'

Особенности восприятия социальной жизни субъектами совместной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / СОВМЕСТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ИНВАЛИД / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ВОСПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РАБОТОДАТЕЛЬ / SOCIAL LIFE / JOINT PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / DISABLED / SOCIAL WORKER / PERCEPTION / SOCIAL ENVIRONMENT / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мыскин Сергей Владимирович

В статье освещаются результаты анализа восприятия социальной жизни в российском обществе. Автор характеризует совместную профессиональную деятельность как ведущую форму социальной жизни. На примере трудоустройства инвалидов раскрываются психологические и социальные аспекты восприятия субъектов совместной профессиональной деятельности. Приводятся данные экспериментального исследования взаимного восприятия участников совместной профессиональной деятельности. Анализируются факторы, обусловливающие эффективность работы в сфере содействия занятости инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мыскин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION PECULIARITIES OF SOCIAL LIFE BY SUBJECTS OF JOINT PROFESSIONAL ACTIVITY

The article highlights the results of the analysis of the perception of social life in Russian society. The author characterizes joint professional activity as a leading form of social life. He reveals psychological and social aspects of perception by subjects of joint professional activity using the example of the employment of the disabled. The article presents the data of the experimental study of mutual perception of participants of joint professional activity and analyzes the factors that contribute to the effective work in promoting the employment of the disabled.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия социальной жизни субъектами совместной профессиональной деятельности»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ жизни СУБЪЕКТАМИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PERCEPTION PECULIARITIES OF SOCIAL LIFE BY SUBJECTS OF JOINT PROFESSIONAL ACTIVITY

C.B. Мыскин S.V. Myskin

Социальная жизнь, совместная профессиональная деятельность, профессиональное сознание, инвалид, социальный работник, восприятие, социальная среда, работодатель.

В статье освещаются результаты анализа восприятия социальной жизни в российском обществе. Автор характеризует совместную профессиональную деятельность как ведущую форму социальной жизни. На примере трудоустройства инвалидов раскрываются психологические и социальные аспекты восприятия субъектов совместной профессиональной деятельности. Приводятся данные экспериментального исследования взаимного восприятия участников совместной профессиональной деятельности. Анализируются факторы, обусловливающие эффективность работы в сфере содействия занятости инвалидов.

Social life, joint professional activity, professional consciousness, disabled, social worker, perception, social environment, employer. The article highlights the results of the analysis of the perception of social life in Russian society. The author characterizes joint professional activity as a leading form of social life. He reveals psychological and social aspects of perception by subjects of joint professional activity using the example of the employment of the disabled. The article presents the data of the experimental study of mutual perception of participants of joint professional activity and analyzes the factors that contribute to the effective work in promoting the employment of the disabled.

Социальная жизнь сегодняшней России трансформируется под влиянием политических и экономических, информационно-культурных и социально-пси-хологических факторов. Воздействие данных факторов распространяется на все сферы общественных отношений, что приводит к изменению не только структуры социальной жизни россиян, но и ее направленности. Это означает, что на современном этапе важнейшей задачей государства выступают поиск и нахождение таких способов управления социальной трансформацией, которые обеспечат устойчивость и стабильность жизнедеятельности россиян, а также переход их социальной жизни к прогрессивным общественным формам.

В социологии социальная жизнь определяется как совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, на-

правленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей [Социологический..., 1990]. Из приведенной дефиниции видно, что смысловым ядром понятия «социальная жизнь» выступает совместная деятельность, направленность которой, согласно общепсихологической теории деятельности [Леонтьев, 1977], определяется доминирующими мотивами субъектов деятельности. Причем мотив, наряду с побудительными силами, включает причины, а также внешние и внутренние условия, вызывающие активность людей. Такое системное понимание мотивов позволяет говорить о взаимосвязи внешних и внутренних форм мотивации. Где влияние определенной ситуации актуализирует внутренние диспозиции субъектов, а, в свою очередь, активизация психологических побудительных структур приводит к из-

менению восприятия человеком ситуации, что в итоге и определяет характер совместной деятельности. Это ставит нас перед необходимостью раскрытия особенностей социальной перцепции, обусловливающих не только совместную деятельность, но и общение субъектов.

Восприятие новейшей России как индустриального общества позволяет в качестве одной из значимых форм реализации совместной деятельности обозначить профессиональный труд, в ходе которого «решается вопрос о производстве материальных и духовных благ, в результате чего происходит общение, изменение и развитие человека» [Тезаурус..., 2013, с. 175]. Поскольку в труде происходит не только приобщение человека к культуре, но и ее реализация, то профессиональную деятельность можно охарактеризовать как ведущую форму социализации людей [Андреева, 2004]. Справедливо по этому поводу отмечает A.A. Нистратов: «Труд - это не только способ экономически обеспечить жизнь, но и возможность находиться в коллективе, проявить свою индивидуальность и одновременно чувствовать себя на равных с другими людьми» [Нистратов, 2011, с. 44]. Иначе говоря, возможность работать и зарабатывать себе на жизнь является одним из самых значимых условий полноценной жизни человека. Системность взаимосвязей профессионального труда с различными аспектами человеческой жизнедеятельности обусловила выбор совместной профессиональной деятельности как ведущей формы социальной жизни для изучения социально-перцептивных процессов.

В психологии труда доказано, что совместная трудовая деятельность, впрочем, как и всякая другая, приносит удовлетворение по своим результатам, если в процессе её осуществления она положительно эмоционально окрашена, то есть положительно оценивается только та деятельность, предметное содержание мотивов которой положительно эмоционально переживается. Тогда, интерпретируя эксперименты В.К. Вилюнаса [2006], можно гипотетически предположить, что положительное эмо-

циональное переживание профессионального общения с партнерами, благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы взаимопонимания и толерантности, а также приятных событий в трудовой жизни будет переключаться на совместную деятельность и на образ профессионального мира [Мыскин, 2013]. Из этого следует, что удовлетворенность условиями организации труда будет коррелировать с удовлетворенностью совместной деятельностью работников. Однако верно и обратное. Негативно переживаемые условия труда - авторитаризм в общении, мелочная опека планирования со стороны органов управления, конфликтогенный психологический климат межличностных отношений, общественное принижение престижа труда, перегрузки -все эти обстоятельства будут определять обесценивание смыслов совместной профессиональной деятельности. Мотивы повышения качества и производительности труда станут угасать, а их место будут занимать мотивы формальных достижений, тщеславия, конформизма и избегания неудач. Здесь можно предположить, что с психологической точки зрения организационные условия, вызывающие неудовлетворенность совместным трудом, будут формировать индивидуальный комплекс фру-стрированной личности [Тарабрина, 2009].

Для проверки нашей гипотезы необходимо исследовать взаимное отношение партнеров по совместной профессиональной деятельности. Поскольку спектр профилей профессиональной деятельности достаточно широк, а специфика каждой профессии требует дополнительного исследования межпрофессиональных связей, то представляется целесообразным обратиться к анализу такой трудовой сферы, в которой потребность эффективной совместной деятельности наиболее выражена и актуальна в современных социально-экономических условиях. На наш взгляд, такой формой социальной жизни россиян является сфера занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья. Причем нагрузка на обеспечение инвалидов рабочими местами

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

существенно возрастает в связи с многочисленными медицинскими, трудовыми, психологическими и другими ограничениями данной категории граждан. По данным мониторинга, проведенного Министерством труда и социальной защиты РФ в 2012-2013 гг., 77 % безработных инвалидов испытывают острую потребность в работе [О реализации мер..., 2013]. Для государства это означает необходимость перехода от пассивной политики в сфере трудоустройства инвалидов к активным формам работы, а именно стимулированию усилий работодателей по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышению профессиональной квалификации социальных работников, курирующих вопросы занятости социально незащищенных слоев населения.

В процесс трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями включены следующие субъекты: инвалид, соискатель вакантного рабочего места; работодатель, осуществляющий отбор соискателей из числа безработных инвалидов; работник службы занятости, содействующий трудоустройству инвалидов (для удобства изложения обозначим его как «социальный работник»). Учитывая тот факт, что взаимодействие всех субъектов трудоустройства протекает в форме общения, то для раскрытия особенностей данной разновидности совместной профессиональной деятельности целесообразно исследовать проблемы общения в обозначенной триаде.

Отметим, что общение работников с ограниченными возможностями (в том числе и потенциальных работников) со своими работодателями и с социальными работниками следует отнести к профессиональному общению. Профессиональное общение - это процесс регулирования поведения коммуникантов с целью установления и развития контактов в интересах и в связи с потребностями совместной профессиональной деятельности [Тарасов, 1992].

Психологический анализ профессионального общения инвалидов с социальными работниками вскрывает специфические осо-

бенности его содержания, суть которых состоит в знании ограниченной возможности инвалидов осуществлять свою профессиональную деятельность. Причем это знание присутствует в профессиональном сознании (на осознаваемом или неосознаваемом уровне) всех общающихся с инвалидом, включая его самого, в качестве неустранимого фона, который формирует общую коммуникативную установку на весь процесс взаимодействия [Тарасов, 2011]. Психотравмирующий характер такой установки заметен при разнопрофильном общении социальных работников: так как социальный работник курирует инвалидов, имеющих разную профессиональную квалификацию, то его общение политематично, и в то же время это общение остается монотематичным в рамках знания ограниченности возможностей инвалида. Таким образом, тема ограниченности возможностей инвалида является привычной в профессиональном общении инвалида и социального работника, а также составляет содержательный травмирующий фон общения любого профессионала с ограниченными физическими возможностями и представителя служб занятости.

Специфичность профессионального общения работодателя с инвалидом обусловлена необходимостью организовать совместную трудовую деятельность. Здесь общение инвалида с работодателем функционально распадается на две сферы: при приеме на работу и в процессе производственной деятельности. Анализ практики отбора кадровыми службами организаций соискателей на вакантные места из числа лице ограниченными возможностями обнаруживает случаи уклонения работодателя от контактов с инвалидами как с людьми функционально ограниченными. По мнению ре-крутеров, для работников-инвалидов требуется дополнительная адаптация к условиям труда, что влечет как финансовые, так и психологические риски. Только законодательное давление общества, а также финансовое и юридическое стимулирование вынуждает работодателя идти навстречу инвалиду. В этом и про-

является отмеченная выше необходимость организации совместной деятельности работодателя с инвалидом. Другая сфера общения связана с процессом производственной деятельности, что обусловливает вплетение общения в структуру совместной профессиональной деятельности и реализацию таких функций, как организация этой деятельности, поддержание и ее коррекция.

Для более глубокого анализа проблем профессионального общения субъектов занятости инвалидов необходимо исследовать особенности взаимопонимания между инвалидами, с одной стороны, и работодателями и социальными работниками - с другой (а также обществом в целом), с использованием общепризнанных в мировой науке экспериментальных диагностических методов. В нашей работе для исследования применялась методика семантического дифференциала Ч. Осгу-да [Osgood et al., 1957]. Метод, семантического дифференциала позволяет выяснить отношение человека к объекту, а также выявить основные факторы, определяющие отношение исследуемой группы, поместив объект в систему его признаков [Нистратов, 2011]. При этом главной задачей нашего эксперимента является построение семантического пространства, структура которого будет выступать объяснительной моделью того, как субъект совместной профессиональной деятельности воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает своих партнеров или их характеристики. Следует отметить, что семантическое пространство - это модель категориальной системы индивидуального сознания. Применительно к нашей работе это означает, что объектом данного экспериментального исследования выступает профессиональное сознание субъектов совместного труда.

На первом этапе исследовалась оценка инвалидами организаций-работодателей. Испытуемым (трудоспособным инвалидам) давался бланк для фиксации оценки следующих типов организаций: не принимающие инвалидов на работу, принимающие инвалидов на рабо-

ту, создающие особые условия для работы инвалидов и идеальная компания. Шкалирование осуществлялось по различным характеристикам данных организаций. Полученные результаты были обработаны методом факторного анализа, что позволило выделить семь факторов, приведенных ниже в порядке убывания их вклада в общую дисперсию.

1. Уважение и популярность в обществе: комфортность рабочих мест, общественное уважение, компетентность управления, престижность работы в организации, популярность в политических кругах.

2. Комфортная атмосфера в компании: жесткая внутренняя субординация, уважительный стиль общения, индивидуальный подход к стилю работы каждого сотрудника, законопослушность организации, демократический стиль внутри компании.

3. Доходность и дисциплина в компании: высокий уровень доходов компании, жесткая дисциплина в организации.

4. Внешняя претенциозность и конкуренция внутри компании: конкуренция между сотрудниками организации, внешняя претенциозность компании.

5. Профессионализм и сплоченность в компании: профессионализм сотрудников, «чувство локтя» как базовый элемент корпоративного стиля компании.

6. Ловкость в управлении компанией: манипулирование законами в интересах организации, популярность в деловых кругах, наличие «двойного стандарта» со стороны руководства, принцип доверия внутри компании.

7. Дискомфорт внутри компании: текучесть кадров, социальная незащищенность сотрудников организации.

Далее были вычислены значения объектов (организаций) по каждому фактору и построены семантические пространства. Графическое выражение полученных данных представлено на рис. 1, где горизонтальная ось - фактор Уважение и популярность в обществе, а вертикальная ось - фактор Комфортная атмосфера в компании.

<

Î

ч

С m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с n w с

« s

X

H

и

W M

создающ. осоЬые услов. лгц^

-|К при ним. инв. на р г

|ид

еэ/ънал К

О -0.4С" ■

К неприиим. и и ее на раб[.

-0.30 Увлжени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а.оо 'Уляри

0.50

о б ществе

Рис. 1. Размещение показателей оценки инвалидами организаций-работодателей по факторам «Уважение и популярность в обществе» и «Комфортная атмосфера в компании»

Как видно, по мнению инвалидов, наибольшим уважением общества и популярностью в политических кругах пользуются «Идеальная компания» и «Компания, создающая особые условия для инвалидов». Также управление в этих компаниях воспринимается как более компетентное. По категории Комфортная атмосфера в компании наибольшие оценки имеют «Организации, принимающие инвалидов на работу» и «Компании, создающие особые условия для инвалидов». «Организации, не принимающие на работу инвалидов» оцениваются отрицательно по этим категориям.

Семантические пространства по другим категориям имеют несколько отличное наполнение. Например, по категории Доходность и дисциплина в компании наиболее высоко инвалидами оцениваются «Организации, не принимающие людей с ограниченными возможностями здоровья» и «Идеальная компания». Интерпретация данных показателей позволяет утверждать, что наличие работников-инвалидов снижает доходность компании и подрывает внутреннюю дисциплину. Что же касается категории Внешняя претенциозность и конкуренция внутри компании, то конкуренция между сотрудниками наиболее высока в организациях без инвалидов. Исходя из этого, и они могут себя позиционировать как более успешные. По

категории Профессионализм и сплоченность в компании позитивно оцениваются организации, в которых высок профессионализм сотрудников, а в коллективе «чувство локтя» является элементом корпоративного стиля. Причем наибольшие оценки по этой категории получают «Организации, создающие особые условия для инвалидов», вто время как наименьшее значение придают «Компаниям, не принимающим инвалидов на работу». Интерпретация высоких значений по фактору Ловкость в управлении компанией у «Организаций, принимающих инвалидов на работу» и «Организаций, создающих им особые условия» позволяет утверждать, что такие компании, видимо, пытаются извлечь из этого свои выгоду (льготное налогообложение, общественные преференции и пр.). Наконец, категория Дискомфорт внутри компании говорит о том, что наибольшая незащищенность сотрудников проявляется в «Организациях, не принимающих инвалидов на работу», а наилучшие социальные условия для их работы в «Идеальной компании».

На следующем этапе нашего эксперимента изучалась оценка отношения инвалидов к социальному работнику как совокупному представителю российского профессионального общества. В этом случае инвалиды оценивали социальные стереотипы (безответственный человек,

пессимист,скептик, инвалид, идеал общества, супермен, карьерист, деловой человек). Шкалами служили некоторые утверждения, выражающие отношение респондентов к этим стереотипам (это мой идеал, этот человек мне симпатичен, я считаю этого человека опасным, мы с этим человеком похожи и т.д.). Математическая обработка первичных данных позволила выделить следующие факторы-категории.

1. Авторитет и идеал: мой идеал, очень авторитетный для меня человек, с этим человеком я хотел бы дружить, очень счастливый человек, человек слова.

2. Человек, вызывающий интерес: человек мне симпатичен, я хотел бы больше узнать об этом человеке, я в этом человеке не разочаровался.

3. Близкий и понятный человек: мне понятен этот человек, мне приятен этот человек, мы с этим человеком похожи.

На основании вычисленных значений объектов-стереотипов по каждому фактору были построены семантические пространства. На рис. 2 представлено размещение ценностей по критериям Авторитет и идеал и Человек, вызывающий интерес.

о ф

2 гс

щ О.ОО-

1£ Л1

ц -О^О -

О

JcKSnTHK|

пессимист

"3

|инва лпд|

езответст венный человек

-J

уперме

¡деловой человек|

г--1 карьерист

р из ал оещ£ства] >—. г-

Авторитет и идеал

Рис. 2. Размещение показателей оценки инвалидами социальных работников по факторам «Авторитет и идеал» и «Человек, вызывающий интерес»

Из представленных графических данных тивирует социальный статус, обретенный по-видно, что по фактору Авторитет и идеал средством развития профессиональных ком-

идеалом и наиболее авторитетным для инвалидов является деловой человек и карьерист, а в меньшей степени супермен. Психологическая интерпретация такого соотношения может быть следующей: деловой человек и карьерист добивается своего социального статуса с использованием профессиональных навыков, что вполне приемлемо и доступно для инвалида, а супермен связывается с выдающимися физическими данными, которые инвалиду не доступны. Следовательно, инвалида мо-

петенций. Далее наибольшую антипатию у инвалида вызывают безответственный человек и пессимист («мне жалко этого человека», «я считаю этого человека неудачником»).

По категории Человек, вызывающий интерес наиболее значимым является стереотип супермена, а противоположный полюс занимают «Безответственный человек» и «Идеал общества». Интересным наблюдением является отстраненность респондентов от стереотипа «Идеал общества». Скорее всего, это показы-

С

CQ

Щ

3

I

4

с

m

S

s s

u

Cu

W

m

H

u

Рч < ^

2g 8g

le

G ^

S w

« с «

2 К

H U

W PQ

вает, что инвалиды не относят себя к равноценным членам общества и чувствуют свою ущем-ленность в этом плане. Анализ третьей выделенной категории Близкий и понятный человек показывает, что таковым для инвалида является только он сам или другой инвалид, в общении с которым достигается эмоциональное благополучие [Барканова, Петрищев, 2013].

Результаты проведенного эксперимента позволяют утверждать, что инвалиды испытывают чувство отчуждения от общества в целом, социальную ущемленность. Причем такое субъективное состояние возникло не только вследствие недостатка внимания этой группе населения со стороны общества, государства, но и под воздействием макрофакторов, интенсивное действие которых сейчас испытывает Российская Федерация. Межгосударственные конфликты и сепарация наций, религиозные противостояния и экономические войны, безработица и эпидемии способствуют формированию особой социальной «канвы» современного общества. Внешняя по отношению к любой социальной группе и индивиду среда на современном этапе развития человечества приобретает агрессивную окраску. Эффекты внешней среды стимулируют образы успешных, сильных и конкурентоспособных людей, готовых к борьбе, «жесткому» отстаиванию своих интересов. Наряду с этим в общественном профессиональном сознании инвалиды представлены как субъекты с дефектным здоровьем, нарушающим состояние социального благополучия. Следствием этого является состояние социального неблагополучия, которое испытывают инвалиды, что ухудшает их психическое и физическое здоровье. Это, в свою очередь, вызывает трудности не только в межличностном, но и в профессиональном общении, и совместной профессиональной деятельности в целом. И хотя специалисты относят общение социальных работников с инвалидами к трудным случаям профессионального общения [Творогова, 2002], в совместную деятельность по трудоустройству инвалидов следует включать эффективные коммуникатив-

ные, психологические и социальные технологии, которые обеспечат прогрессивную трансформацию социальной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в «непростых» современных социально-экономических условиях.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы.

1. Совместная профессиональная деятельность выступает ведущей формой социальной жизни представителей современного российского общества.

2. Совместная профессиональная деятельность инвалидов, социальных работников и работодателей определяется действием внешних социальных макро- и микрофакторов, с одной стороны, и внутренних побудительных факторов - с другой. Взаимная оценка субъектами трудоустройства инвалидов качества их взаимодействия, а также удовлетворенности данным процессом определяет эффективный или неэффективный характер совместной деятельности.

3. Неэффективный характер взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья с их работодателями и социальными работниками проявляется в возникновении психологических проблем и коммуникативных барьеров в организации профессионального общения и совместной профессиональной деятельности.

4. Причинами возникновения проблем в профессиональном общении являются: на социальном уровне - неблагоприятная внешняя среда, формирующая в общественном сознании образ сильного и успешного члена общества; на психологическом - комплекс социального неблагополучия у инвалидов.

5. На государственном уровне необходимо разрабатывать комплекс мер, направленный на формирование такого общественного профессионального сознания россиян, которое освобождало бы взаимодействие лиц с ограниченными возможностями здоровья, работодателей и социальных работников от дискриминации по признаку инвалидности.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

2. Барканова О.В., Петрищев В.И. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2(24). С. 151-159.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 496 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

5. Мыскин C.B. Профессиональное сознание: языковое и неязыковое // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (30). Ч. II. С. 135-140.

6. Нистратов A.A. Психосемантический анализ взаимного восприятия инвалидов и социальных работников, инвалидов и работодателей // Современное состояние развития научно-прикладных методов социологического, лингвистического и психологического исследования потребностно-мотивационной сферы работников-инвалидов, учитываемых органами социальной защиты населения города Москвы и организаций, в рамках реализации проекта «Содействие занятости инвалидов»: сб. матер. науч.-практ. конф. Москва, 09 декабря 2011 г. М.: ДТЗН, 2011. С. 44-46.

7. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов / Министерство труда и социальной защиты

8

9.

Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/migration/12

Социологический справочник: общественно-политическая литература / под ред. В.И. Воло-вича. Киев: Политиздат Украины, 1990. 384 с. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. 296 с.

10. Тарасов Е.Ф. Дефиниционный и импликационный методы анализа установок работодателей и валидных членов общества по отношению к работникам-инвалидам // Современное состояние развития научно-прикладных методов социологического, лингвистического и психологического исследования потребностно-мотивационной сферы работников-инвалидов, учитываемых органами социальной защиты населения города Москвы и организаций, в рамках реализации проекта «Содействие занятости инвалидов»: сб. матер, науч.-практ. конф. Москва, 09 декабря 2011 г. М.: ДТЗН, 2011. С. 40-43.

11. Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук в форме научного доклада. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1992. 55 с.

12. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002. 246 с.

13. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013.487 с.

14. Osgood С., Sud G., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois press, 1957. 342 p.

<C

t

tí m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о ^ h О Й

EÍ W H

s о

Рч

W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

1-4

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.