УДК 159.99
©Яковлев В.В., Фролов А.И., 2016
© Yakovlev V.V., Frolov A.I.,
2016
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНВАЛИДОВ
К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования проблемы психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности. Анализируются объективные и личностные факторы, препятствующие трудоустройству инвалидов. В качестве научно-прикладного подхода к исследованию предлагается концепция витальной метакомпетентности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 16-16-62003.
Ключевые слова: инвалиды, психологическая готовность, трудовая деятельность.
PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS PERSONS WITH DISABILITIES TO WORK AND RELEVANCE RESEARCH ON THE MATERIAL OF RYAZAN REGION
Abstract. The article substantiates the relevance of the research problem of psychological readiness of persons with disabilities to work. The authors analyzed the objective and personal factors affecting the employment of people with disabilities. The concept of vital metakompetence as scientific and applied approach to the problem. Work is executed under grant number 1616- 62003 RHF.
Key words: disabilities, psychological readiness, work.
Актуальность исследования психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности состоит в том, что инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого общество, к сожалению не может. По данным Росстата на 2015 год, численность инвалидов в России составляла
12418 тыс. человек (или 8,5 % общей численности населения) [3]. За период с 2010 по 2014 гг. при относительно стабильной общей численности инвалидов наблюдается увеличение доли инвалидов III (так называемой «рабочей) группы - с 3609 тыс. до 4320 тыс. человек. В то же время среди инвалидов данной группы в 2014г. работали лишь 1466 тыс. человек, то есть немногим более трети. Представленные выше данные свидетельствуют о важности исследования феномена психологической готовности как предпосылки трудоустройства значительной части инвалидов особенно. Это особенно актуально в период, когда наша страна испытывает значительные трудности с обеспечением трудовыми ресурсами, а правительство разрабатывает планы по увеличению пенсионного возраста и борьбы с нетрудоустроенностью (иными словами, тунеядством) граждан методами уголовного наказания. Однако психологи прекрасно понимают, что только административно-правовыми методами проблему привлечения к труду можно решить лишь отчасти, поскольку многое зависит от направленности и мотивации личности. Помимо социально-экономического аспекта проблема психологической готовности к трудоустройству при ее положительном решении способствует позитивному развитию личности инвалида, реализации его потребности в самоактуализации и предотвращает развитие психологической инвалидизации как неблагоприятного исхода развития личности ин-валида[6, 10, 17, 18]. Психологическая инвалидизация характеризуется такими симптомами как развитие рентной установки на жизнь, апатия и отсутствие стремления вернуться к полноценной жизни, неверие в возможность конкуренции со здоровыми людьми.
Касаясь регионального аспекта проблемы, отметим, что Рязанская область по численности инвалидов на тысячу человек значительно превосходит показатель по Российской Федерации в целом - более 152 тыс. человек, или 13,4 % населения. В Рязанской области действует государственная программа "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы", одной из задач которой яв-
ляется создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями путем создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов, а целевым показателем - количество незанятых инвалидов, которым оказано содействие в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места [7].В то же время, статистические данные показывают, что уровень трудоустройства граждан с инвалидностью в Рязанской области в среднем ежегодно примерно в 2 раза ниже уровня трудоустройства лиц, не имеющих ограничений в жизнедеятельности. Не в пользу Рязанской области выглядит и сравнение со среднероссийскими показателями: если в 2014 году в среднем по России смогли трудоустроиться 43% лиц с инвалидностью, то в Рязанской области - лишь 34,3%; при этом, к примеру, в Китае трудоустроены порядка 80% всех людей с инвалидностью. Все вышесказанное показывает, что актуальность исследования проблемы в региональном аспекте также достаточно высока [1].
Приступая к исследованию психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности, следует подробно рассмотреть комплекс взаимосвязанных факторов, объективно и субъективно препятствующих решению проблемы их трудовой занятости. Эти факторы можно условно разделить на три группы.
К группе условно объективных факторов относятся:
• барьеры при трудоустройстве инвалидов (отсутствие рабочих мест на предприятиях населенного пункта, отсутствие информации для работодателя и самого инвалида по созданию специальных условий на рабочем месте, отсутствие современных средств адаптации рабочего места для инвалидов с разными ограничениями жизнедеятельности в трудовой сфере);
• неэффективность квотирования рабочих мест в России как инструментов трудоустройства инвалидов из-за отсутствия результативных санкций в отношении работодателей;
• отсутствие доступного для многих инвалидов транспорта, используя который, они могли бы добираться до работы;
• отсутствие технологий реальной поддержки при трудоустройстве и сопровождении на рабочем месте.
• принимаемые службами занятости и социальной защиты меры по содействию трудоустройству и поддержке занятости инвалидов часто мало результативны. Целевые программы не приводят к улучшению сложившейся неблагоприятной ситуации с трудоустройством инвалидов в России, поскольку в них не учтены интересы не только самих инвалидов, но и работодателей.
К группе внешних субъективных факторов относятся:
• негативное стереотипное отношение работодателей к возможностям и способностям инвалидов;
• боязнь работодателей взять на работу инвалида возможно по причине повышенного внимания к инвалидам состороны госструктур, а также боязни, что инвалидность будетмешать при выполнении трудовых обязанностей;
• восприятие инвалидов работодателями и обществом в целом как людей второго сорта, иждивенцев, лиц с выраженной рентной мотивацией;
• закрепление средствами массовой информации пассивной жизненной стратегии инвалидов взамен ориентации на их потенциальную ценность для общества как активных его членов.
К группе внутренних субъективных (личностных) факторов относятся:
• нежелание трудоустраиваться большей части неработающих инвалидов из-за боязни снижения группы инвалидности или вовсе снятия инвалидности, потери льгот, предусмотренных для неработающих инвалидов;
• неуверенность в своих силах, низкая самооценка и отсутствие целевых мотиваций инвалидов, вследствие чего они часто не готовы начать работать, даже когда им работу, предлагают; в случае трудоустройства такие люди чаще
и быстрее других теряют работу при отсутствии сопровождения (социальной поддержки);
• семейные обстоятельства, влияние которых может быть амбивалентным; в одном случае семейные отношения могут купировать намерения инвалида трудоустроиться, в другом случае, наоборот, могут побудить его к трудоустройству, особенно, если семья нуждается материально.
• низкий уровень профессионально-квалификационного статуса инвалидов, в том числе закончивших высшие учебные заведения. Это связано с отсутствием образовательных программ, учитывающих специфику компетентностного подхода современного профессионального образования, необходимости непрерывного повышения квалификации работника с учетом специфических образовательно-реабилитационных потребностей инвалидов разных категорий;
• меньшая заработная плата, чем у других работников, что снижает мотивацию труда инвалидов. Пол данным социологический исследований удовлетворенность заработнойплатой у работающих инвалидов существенно ниже удовлетворенности другими аспектами работы (режимом, условиями труда, выполняемыми обязанностями и т.д.) [5, 8, 9, 12,14].
Понимая все сложность процесса трудоустройства в нашей стране,многие инвалиды просто отказываются от поиска работы, теряют надежду получить профессиональную помощь от государства, не могут успешно работать, достигать полной или частичной экономической самодостаточности, тем самым помогая себе и своим семьям.
Гораздо реже в литературе встречаются мнения, что инвалидность в ряде случаев может способствовать трудовой мотивации, Так, А.В. Тюрин отмечает, что для пациентов с последствиями детского церебрального паралича характерно обостренное чувство трудовой деятельности. Инвалиды с ДЦП считают, что сам факт наличия трудового места означает хорошую интеграцию в обществе, не строят планов своего отдаленного профессионального будущего. Для
них наиболее важным является получение рабочего места, чем престижность специальности. В условиях дефицита рабочих мест такая мотивация, на наш взгляд, может стать хорошей основой формирования готовности к трудовой деятельности [13].
Изучение психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности, в первую очередь, затрагивает людей, нарушение здоровья которых в данный момент или в перспективе позволяет им трудиться как для реализации своего личностного потенциала в той или иной сфере, так и для повышения качества жизни. Согласно предварительной исследовательской гипотезе уровень психологической готовности инвалида к трудовой деятельности детерминирован сложным комплексом объективных и субъективных факторов, к числу которых наряду с объективным состоянием здоровья и возрастно-половым статусом следует отнести психологическую зрелость личности, развитость и содержание мотивационно-смысловой сферы, включенность инвалида в систему социальных связей, уровень образования и профессиональной квалификации и ряд других.
Интерес к инвалидам как объекту научного исследования приходится на два последние десятилетия в связи с развитием программ доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Чаще исследования затрагивают детей с различными формами патологии с целью их максимально возможной социальной реабилитации, а также лиц, переживших сильнейшие психологические травмы и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. В то же время само понятие готовности личности к трудовой деятельности относится к числу достаточно разработанных в отечественной психологической науке; достаточно сказать, что оно рассматривалось в работах таких крупнейших психологов как Н.Д. Левитов и К.К. Платонов. Ряд авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности общее психофизиологическое состояние, обеспе-
чивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.), а Я.Л. Коломинский исследовал готовность в качестве определенного уровня развития личности. Главной особенностью готовности к профессиональной деятельности многими авторами признается её интегративный характер, проявляющийся в согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, свидетельствующих о способности субъекта к продуктивной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин) [2, 4, 11].
Разрыв между теоретической разработанностью проблемы психологической готовности к трудовой деятельности и отсутствием прикладных исследований на контингенте инвалидов, на наш взгляд, можно преодолеть, используя современные научно-прикладные подходы, в частности, концепцию витальной метакомпетентности [16]. Ядром данной концепции является понятие витальной метакомпетентности как способности личности к сознательному управлению здоровьесберегающей деятельностью. Поскольку инвалидность человека концентрирует локус его личных проблемв области здоровья, то именно построение его активности по принципу здоровьесберегающей деятельности может быть адекватно синхронизировано с готовностью заниматься и активной трудовой деятельностью[15]. Более того, занятие инвалида посильной трудовой деятельностью, на наш взгляд, с необходимостью активизирует процессы здо-ровьесбережения.
В ходе комплексного психологического исследования готовности инвалидов к трудовой деятельности нами планируется:
1. Разработать типологии инвалидов трудоспособного возраста, занятых в сфере трудовой деятельности и ведущих активный образ жизни, и инва-
лидов трудоспособного возраста с низким уровнем психологической готовности к трудовой деятельности.
2. Предложить рекомендации лицам, работающих с инвалидами (врачи, психологи, социальные работники и др.) по формированию психологической готовности к активному образу жизни, включающему занятие трудовой деятельностью.
3. Апробировать программу психологического тренинга для инвалидов трудоспособного возраста по формированию психологической готовности к активному образу жизни, включающему занятие трудовой деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемьева Г.Б. Некоторые демографические тенденции в Рязанской области / Г.Б. Артемьева, И.А. Гехт // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - №3. - 2012. - С.79-83.
2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1978. - 182с.
3. Здравоохранение в России 2015 г.: статистический сборник [Электронный ресурс]. - М.: 2015. - Режим доступа: http: // www.gks.ru/free_doc/doc_2015/zdrav15.pdf/. - 8.06.2016.
4. Зимняя И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И.А. Зимняя, В.И. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.
5. Павлюк С.В. Пути устранения проблем в сфере трудоустройства инвалидов в России / С.В.Павлюк, В.В. Мельников; Российский государственный социальный университет // Социальные науки. - № 5-1 (8). - 2015. - С. 9499.
6. Пережигина Н.В. Историко-методологические аспекты психологического подхода к исследованию личности в условиях болезни/ Н.В. Пережи-
гина, М.В. Дрынова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - №2. - 2012. - С. 174-180.
7. Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 г. № 343 «Государственная программа Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460210455/. - 8.06.2016.
8. Пузин С.Н. Медико-социальное сопровождение трудоустройства инвалидов в рыночных условиях / С.Н. Пузин, Л.П. Храпылина, Д.С. Огай // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - № 2. - 2012. - С.3-6.
9. Романов П.В. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости/ П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 2005. - № 2. - С. 44-55.
10. Русина Н.А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных / Н.А. Русина // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - №3. - 2012.- С.116-122.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.
12. Старобина Е.М. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов / Е.М.Старобина, И.Е. Кузьмина, Е.О. Гордиевская, Н.Л. Климон //Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - №2. - 2015. - С.40-47.
13. Тюрин А.В.Психологическая адаптация инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / А.В. Тюрин А.В. - М., 2000. - 116 с.
14. Хасанова Г.М. Проблема дискриминации людей с ограниченными возможностями в сфере труда и занятости /Г.М. Хасанова, К.В. Полежаева,
А.Н. Хасанова // Международный академический вестник. - № 2(8). - 2015. -С.99-103.
15. Чирков В.А. Состояние здоровья социально уязвимых групп населения/ В.А. Чирков, А.В. Бреусов// Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - №3. - 2013. - С.87-91.
16. Яковлева Н.В. Концепция витальной метакомпетентности как основа формирования здорового образа жизни / Н.В. Яковлева. - Рязань: Ряз-ГМУ, 2015. - 453 с.
17. Grue Jan Interdisciplinary Disability Studies: Disability and Discourse Analysis /J. Grue, M. Sherry.-US, Routledge, 2016. - 153p.
18. Slee R. Purpose, Process and Future Direction of Disability Research / R.Slee, S. Symeonidou, K. Beauchamp-Pryor. - Rotterdam: Sense Publishers, 2013. - 146 p.