ся для меня в том, что я имею возможность примерить на себя разные роли.
3. Интернет дает мне огромные возможности для продвижения моего любимого дела.
И, наконец, для оценки познавательных потребностей, испытуемым предлагались следующие утверждения:
1. Благодаря Интернету я узнаю много нового.
2. В Интернете я провожу время, потому что это мир знаний.
3. В Интернете можно найти интересующую информацию.
Каждое утверждение, на которое испытуемым был дан ответ «Да» получило 2 балла, «иногда» - 1 балл и «нет» - 0 баллов.
Анализируя полученные данные, мы сделали следующие выводы:
1. На первом месте у испытуемых расположились социальные и познавательные потребности, что свидетельствует о высоком уровне вхождения в социум и развития познавательной активности в киберсреде.
2. Второе место заняли духовные и престижные потребности, что указывает на то, что не всегда у испытуемых есть возможность донести до людей какую-либо ценную информацию и продемонстри-
ровать другим людям свои способности и достижения.
3. Физиологические и экзистенциальные потребности оказались на третьем месте. На наш взгляд, это объясняется тем, что у респондентов - студентов ЧГУ - нет возможности и желания заказывать продукты питания через Интернет и совершать покупки предметов первой необходимости с помощью Сети, и они прибегают к традиционным методам удовлетворения данных потребностей: посещением магазинов и торговых центров.
Таким образом, мы можем сделать вывод: интернет-среда киберпространства имеет мощный потенциал для развития развитие познавательных потребностей современной молодежи, и вместе с развитием данного вида потребностей развивается и познавательная активность студентов.
Литература
1. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. чл.- корр. РАО, проф. А.В. Мудрика / В.А. Плешаков. - М., 2011.
2. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - C. 83 - 92.
УДК 37
В.Л. Сигова
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье раскрыто содержание ситуации выбора в учебной деятельности как условие формирования креативности обучающихся. Содержание ситуации выбора непосредственно связано с типом, видом, формой, средствами и характером учебной деятельности. Активное использование разнообразных ситуаций выбора в учебной деятельности инициирует процесс формирования креативности обучающихся.
Содержание ситуации выбора, характер учебной деятельности обучающихся, классификатор ситуации выбора, креативность, креативные качества личности.
The article discloses the content of the situation of choice in educational activity as the condition of formation of students’ creativity. The content of the situation of choice is directly connected with the type, mode, form, means, as well as the nature of the training activity. The active use of the various situations of choice in academic activities initiates the process of formation of students’ creativity.
Content of the situation of choice, nature of the students’ learning activity, the classifier of the situation of choice, creativity, creative qualities of the person.
Формирование творческих способностей обучающихся на современном этапе развития образования является одной из важнейших его задач. Традиционные способы преподавания сегодня становятся малоэффективными. Применение «пассивных», сообщающих методов обучения приводит к формированию пассивной личности, способной лишь к регламентированному поведению [6]. К числу методов, активизирующих и формирующих креативность студентов, относится проблемное обучение, при кото-
ром педагог, создавая проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует самостоятельный поиск решения. С поисковой деятельностью непосредственно связана ситуация выбора в учебной деятельности, которую в нашем исследовании мы используем как одно из условий формирования креативности обучающихся.
В научной литературе под ситуацией выбора понимается совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне кото-
рого актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив [3]. Возможность создания конкретного «педагогического» типа ситуации выбора обеспечивается «постановкой задач с излишними данными, которая ставит учащихся перед проблемой выбора и оценки знаний, активизируя тем самым их поисковую деятельность» [5, с. 167].
Под ситуацией выбора в учебной деятельности мы понимаем педагогическую ситуацию, содержанием которой является самостоятельный выбор обучающимися типа, вида, формы, средств и характера учебной деятельности, в результате которого происходит формирование более высокого уровня креативности обучающихся. Содержание ситуации выбора в учебной деятельности рассмотрено во всей ее совокупности, отражено в характере учебной деятельности обучающихся и непосредственно связано с типом, видом, формой и средствами реализации: выбором цели, учебного задания, поиском музыкального материала, теоретической информации, формы представления материала, партнера по ансамблю, эмоционально-выразительных средств, интерпретации и т. д.
На основе анализа значительного количества ситуаций выбора (около 250) нами создан классификатор ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся. Классификатор представляет собой таблицу, содержащую компоненты, раскрывающие содержание ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся. В первом столбце по вертикали обозначен характер учебной музыкально-педагогической деятельности обучающихся: целенаправленная, конструктивная, поисковая, коммуникативная, организаторская, музыкально-исполнительская. Второй столбец содержит перечень типов ситуации: необходимого и обязательного выбора, выбора интуитивного характера, свободного выбора. В третьем
столбце представлены виды ситуации: социальные -этический выбор, межличностный и личностный (эк-зистенциональный); профессиональные - выбор из предложенных альтернатив, выбор как преобразование ситуации. Четвертый столбец включает формы реализации ситуации, которые подразделяются на социальные - индивидуальные и групповые, и профессиональные - дидактические игры, театральные технологии, ролевое моделирование, тестирование, анкетирование. Пятый столбец содержит средства, используемые нами для создания ситуации выбора в учебной деятельности: курсы по выбору, составление репертуарных списков, психолого-педагоги-ческие тренинги по формированию креативных качеств, сочинения, ансамблевое музицирование, конкурс «Музыка - детям» (см. таблицу).
Выбор студентом характера учебной деятельности, типа и вида ситуации (социальный и профессиональный), формы и средств реализации ситуации напрямую между собой не связаны, но составляют единую структуру, в которой ситуация выбора является центральным звеном.
Одна из основных характеристик учебной музыкально-педагогической деятельности студентов - ее целенаправленность. Самостоятельный выбор студентом цели учебной деятельности позволяет ему получить теоретические знания о природе креативности, продиагностировать личностные креативные качества, (самодиагностика креативных качеств,
обучающийся принимает участие в тестировании, заполняет анкеты), получить удовольствие от творческой деятельности, создать личный творческий продукт, получить высокий балл, научиться действовать в нестандартной ситуации и т.д. Такой выбор предполагает сформированность у обучающегося ряда креативных качеств: заинтересованность, целеустремленность, самостоятельность, готовность к выбору в нестандартной ситуации.
Таблица
Классификатор ситуаций выбора в учебной деятельности обучающихся
Содержание ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся
Характер учебной деятельности обучающихся Типы Виды Формы Средства
1. Целенаправленная. 2. Конструктивная. 3. Поисковая. 4. Коммуникативная. 5. Организаторская. 6. Музыкальноисполнительская Ситуация выбора необходимого и обязательного. Ситуация выбора интуитивного характера. Ситуация свободного выбора Социальные: 1. Этический выбор. 2. Межличностный и личностный (экзи-стенциональный). Профессиональные: 3. Выбор из предложенных альтернатив. 4. Выбор как преобразование ситуации Социальные: 1. Индивидуальные. 2. Групповые профессиональные. 3. Дидактические игры. 4. Театральные технологии. 5. Ролевое моделирование. 6. Тестирование. 7. Анкетирование 1. Курсы по выбору. 2. Составление репертуарных списков. 3. Психологопедагогические тренинги по формированию креативных качеств. 4. Сочинения. 5. Ансамблевое музицирование. 6. Конкурс «Музыка -детям»
В учебной конструктивной и поисковой (исследовательской) музыкально-педагогической деятельности студентов креативность проявляется в способности увидеть проблему, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, причины и следствия, сделать собственные выводы [1]. По мнению Л.Г. Ар-чажниковой, к исследовательской деятельности можно отнести и исполнительскую деятельность, когда в результате точного прочтения авторского текста, изучения различных граней творчества композитора и самостоятельного поиска выразительных средств и приемов создается собственная интерпретация музыкального произведения [1, с. 29]. Вопросы к организации поисковой деятельности студентов могут побуждать их воспроизвести по памяти известную им информацию, к действию репродуктивного характера, стимулировать творческое мышление, в результате которого обучающиеся открывают, приобретают новые знания, умения [4]. Как показали результаты экспериментальных исследований (Н.А. Менчинская), прошлый опыт, вопреки традиционным представлениям, может выполнять не только положительную роль в процессе мышления, так как только что усвоенные способы действия выступают как доминирующие, и нередко новое задание, требующее нового способа действий, выполняется с помощью прежнего способа, т. е. совершенно неадекватно [4, с. 63].
В качестве примера приведем следующую ситуацию: предлагаемые студентам три варианта написания аннотаций на музыкальное произведение, выбранное для исполнения на конкурсе «Музыка - детям» содержат разные уровни заданий. Третий вариант, как наиболее сложный, содержит задания, которые связаны с поиском материала с использованием музыковедческой и художественной литературы. Значительное количество студентов в контрольной группе, на младших курсах освоившие первый вариант написания аннотации, включающий краткие сведения о композиторе, жанре произведения и т.д., формально подходили к работе на следующем этапе. Они ограничивались количественным объемом аннотации, сведениями информативного характера, никак не связанные с познавательно-созидательным, творческим характером поисковой деятельности. В экспериментальной группе количество таких студентов было минимально. К четвертому курсу, особенно это было заметно на «джазовой теме», практически все студенты проявили себя как музыканты-исследователи. Оригинальные, профессионально выполненные работы об эволюции блюза были представлены инструментальным дуэтом Александр Д. - Дмитрий К. (кларнет - фортепиано). В номинации конкурса «самый интеллектуальный» отличился Александр Л. (классическая гитара) с пьесой Дж. Шеринга в аранжировке С. Самоткина «Колыбельная». Замечательную работу на тему «И все это - музыка!», показала Ольга М., которая свой рассказ о «меблировоч-ной музыке» дополнила ярким исполнением пьесы
Э. Сати из цикла для фортепиано «Три гимнопедии».
В учебной организаторской и коммуникативной деятельности студентов, особенно на практике в школе, возникают уникальных ситуации, всякий раз требующие нового сочетания организационных приемов и методов работы. Для решения студентами реальных и нереальных жизненных «задач на выбор» мы считаем целесообразным их конструирование и использование в игровой форме, что позволяет студентам свободно проявлять свои творческие силы, дает возможность познавать и решать практические задачи «играючи», «освободившись» от утилитарных целей [8].
В процессе опытно-экспериментальной работы студентам 2 - 4 курсов ОДО, и 3 - 5 курсов ОЗО были предложены задачи - ситуации, которые могли бы произойти с ними на практике в школе. Вот примеры некоторых из них:
- на уроке запланирована демонстрация фильма о великом композиторе, а в школе отключили свет;
- урок посетила иностранная делегация, в составе которой нет переводчика;
- внезапно у учителя пропал голос;
- в классе произошла драка;
- на урок неожиданно пришел завуч;
- необходимо провести урок о русской духовной музыке в классе с многонациональным составом;
- неадекватное поведение одного из учеников не позволяет вести урок и т.д. (всего 30 задач).
Отмечено, что активнее включались в ситуацию студенты, которые уже побывали на практике в школе. Они предпочитали выбору из предложенных готовых альтернатив решения задачи свои варианты, в итоге преобразуя ситуацию, что указывает на сфор-мированность таких креативных качеств личности, как: готовность к выбору в нестандартной ситуации, видение проблемы, развитость воображения, находчивость, склонность к «игре», чувство юмора.
Специфической особенностью креативного характера музыкально-педагогической деятельности будущего учителя музыки является музыкальноисполнительская, которая и составляет основу профессиональной деятельности. Музыкально-исполнительский характер учебной деятельности моделируется нами в концертной части конкурса «Музыка -детям», преимуществом которого является возможность организации для студентов дополнительной концертно-исполнительской практики в учебное время. Участвуя в конкурсе «Музыка - детям», студенты обучаются самостоятельной постановке цели учебной деятельности, основам поисковой, исследовательской деятельности, конструируют, организуют и осуществляют форму представления и передачи материала средствами интерпретации в инструментальной исполнительской деятельности. Это становится возможным благодаря конкурсной форме состязания, предоставляющей обучающимся множественность альтернатив, самостоятельность и свободу выбора, что, в свою очередь, стимулирует формирование самостоятельности, способности «перешагнуть» через привычные рамки, восприимчивости к новым идеям, наличие собственного мнения, творче-
ское отношению к учебной деятельности.
Социально-психологические условия учебной деятельности требуют, чтобы студент вел себя в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. Тип ситуации необходимого и обязательного выбора характеризуется соответствием нормам учебного процесса. Посещение лекционных «курсов по выбору», работа на семинарах, форма контроля усвоения полученных знаний - зачет - являются обязательными для студентов. Обязательным является и участие в конкурсе «Музыка - детям», который проводится в рамках учебного процесса и является отдельным модулем в балльно-рейтинговой системе оценок по дисциплинам специализации - основному музыкальному инструменту (специалитет) и музыкально-инструментальному исполнительству (бакалавриат). Внутри установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора, создающего условия, необходимые для творчества.
Тип ситуации выбора интуитивного (случайного) характера более присущ обучающимся с низким уровнем познавательной мотивации, не склонным к творческим проявлениям. Особенно это характерно для первокурсников, поступившим в вуз без музыкальной подготовки. Оказавшись в ситуации принятия решения, они ощущают психологический дискомфорт. Следовательно, ситуации выбора должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности обучающихся, по мере развития у них субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат [6].
Подготовку обучающихся к действиям в условиях ситуации выбора целесообразно начинать с первого курса, посредством пошаговой реализации программно-методического обеспечения процесса формирования креативности обучающихся на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности. На индивидуальных занятиях в процессе инструментальной подготовки, на практических занятиях по формированию креативности, связанных с игровыми формами, в конкурсе «Музыка - детям» студентам предлагаются ситуации, связанные с самостоятельным поиском и свободным выбором, что позволяет количественно и качественно изменить объем представляемых задач, разнообразить их варианты уже на начальном этапе обучения.
Подразделяя виды ситуации на социальные и профессиональные, примером ситуации этического выбора может служить выбор студентом стиля общения с разноуровневой аудиторией (в школе, с однокурсниками, с преподавателями и т.д.) В качестве примера экзистенционального выбора - психологический выбор студентом партнера по ансамблю. Как полагает В. Т. Кудрявцев, «предельным» внутренним основанием выбора может служить не «хорошее» взаимное знание людей друг о друге, не общность нравственных устоев и представлений о жизни, не «психологическая компетентность», а именно их совместный опыт в становлении и утверждении инди-
видуальности друг друга [2]. Практика показывает, что, благодаря возможности свободного выбора партнера, студенты, преобразуя ситуацию, создают новый творческий продукт, что выражается в образовании своеобразных по составу инструментальных ансамблей: баян - флейта, флейта - гитара, фортепиано - аккордеон - скрипка и т.д., а также в выборе оригинальной интерпретации музыкальных произведений. В результате обнаруживается взаимосвязь между экзистенциональным и профессиональным выборами студентов. В свободной конкурсной атмосфере, способствующей совместному музицированию, студенты активнее включаются в учебную деятельность, проявляет гибкость, способность к эмпатии, инициативу и самостоятельность. Анализируя феномен превращения задачи на выбор, в задачу на преобразование, В.Т. Кудрявцев, Е.Г. Алексеенкова, и Г. К. Уразалиева определяют его как ключевой механизм творчества. Человек, развитый в творческом и нравственном отношении, решая значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать нечто из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Он выбирает какую-либо из тех, в формировании которых сам принимал участие, либо достраивает и преобразует наличные альтернативы, либо добавляет к ним новые [2]. Отмечено, что обучающиеся в экспериментальной группе активнее проявляли себя как в социальных, так и в профессиональных ситуациях, когда необходимость преобразования была главным условием успешного решения задачи.
Формы реализации ситуации выбора в нашем исследовании мы также подразделяем на социальные и профессиональные. Социальные формы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Групповая форма характерна для работы обучающихся в команде: дидактические игры, ролевое моделирование, ансамблевое музицирование. К индивидуальным формам реализации ситуации мы относим: тестирование, анкетирование. Средствами реализации ситуации выбора являются: курсы по выбору, составление репертуарных списков, психолого-педагоги-ческие тренинги по формированию креативных качеств, сочинения, ансамблевое музицирование, конкурс «Музыка - детям».
Полагаем, что последовательная реализация содержания ситуации выбора в учебной деятельности студентов-музыкантов, максимальное использование форм и средств ее реализации для решения студентами задач на готовность к принятию самостоятельных решений - выбору - позволят инициировать процесс формирования их креативности - интегративного качества личности, важной составляющей в профессиональной структуре будущего специалиста.
Литература
1. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М., 1984.
2. Кудрявцев, В.Т. Орудийность и креативность: опыт логико-психологического анализа проблемы (к критике идеи выбора) / В.Т. Кудрявцев, Е.Г. Алексеенкова, Г.К.
Уразалиева // Логика, методология, философия науки: материалы XI Международной конф. - М. ; Обнинск, 1995. -URL: http// tovievich.ru>book/3/126/1.htm. (дата обращения: 31.01.12)
3. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал.
- 2001. - № 1. - С. 16 - 24.
4. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М., 1972.
5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Мах-мутов. - М., 1975.
6. Машарова, Т.В. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений сред. проф. Образования / Т.В. Машарова. - Екатеринбург, 2002.
7. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь.
- М.,1968.
8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М., 1999.
УДК 37.013.42
О.В. Тичинская
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.М. Бидюк
СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ
В статье рассматривается состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере школьного консультирования в высших учебных заведениях Украины. Автор раскрывает понятие «социальный педагог» и выделяет его основные функции в учебных заведениях, а также характеризует уровни профессиональной подготовки кадров для социальной сферы в настоящее время в Украине.
Профессиональная подготовка, социальный педагог, функции социального педагога, социальная сфера.
The article is devoted to the professional training of specialists in the sphere of school counseling at higher educational institutions of Ukraine.The author reveals the concept of "social teacher", distinguishes its main functions at educational institutions and characterizes the levels of professional training in the social sphere of Ukraine at the present time.
Professional training, social teacher, functions of a social teacher, social sphere.
На современном этапе развития мирового сообщества образование выступает одной из определяющих ценностей. Без образования становится невозможным развитие общества. В результате образовательного процесса человек достигает установленного в государстве образовательно-квалификационного уровня, который формируется на основе структурнологической схемы подготовки, образовательнопрофессиональной программы подготовки, учебных программ по дисциплинам т.д. В условиях глобализации образовательная система должна перестраиваться, удовлетворяя существующие потребности. Специалисты, которые обучаются, должны получать знания и профессиональные навыки для эффективной работы в условиях усиливающейся конкуренции. Для этого государство должно постоянно обновлять форму и содержание обучения, уделять внимание новым образовательным стандартам.
Высшее образование и профессиональная подготовка в Украине имеет долгую и богатую историю. Украинских студентов, выпускников и ученых уже давно знают и ценят во всем мире. Высшие учебные заведения Украины готовят сознательных профессионалов, которые готовы с гордостью исполнять свои прямые профессиональные обязанности. Будучи европейским государством, Украина постоянно
находится в научном сотрудничестве с другими странами и заимствует их неоценимый опыт.
Украине присуще своеобразие процесса становления профессии социального работника и социального педагога: официальное признание профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» скорее можно назвать юридическим оформлением того, что было уже накоплено практикой, теорией, историей нашего народа. В этом заключается особая сложность социальной ситуации, в которой формируется профессия социального педагога и социального работника в Украине, а значит и система подготовки соответствующих специалистов [2, с. 27].
Вопросами социологии занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как: В. Бочарова, О. Главник, В. Гладкова, Д. Доэл, Л. Закревська, А. Козлов, Л. Мщик, А. Сорвина, Ю. Шапиро,
С.Шардлоу, Е. Яркина-Смирнова и др.
В современной социально-педагогической науке, наряду с терминами «социальный педагог» и «социальный работник» существует еще и понятие «специалист по социальной работе». Считаем, что к данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и социальных работников. Среди ученых существует много подходов к толкованию понятия «специалист по социальной работе». Например,