Библиографический список
1. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 43 с.
2. Козырева Е.И. Школа педагога-исследова-теля как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук. Вып. 4. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
3. Ковалева Т.МОткрытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ history/artide02.html (дата обращения: 15.02.2011).
4. Митрошина Т.М. Социальное продюсирована как новая педагогическая технология: сайт Тьюторской ассоциации. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thetutor.ru/ рго/аі!іс^09^1т1 (дата обращения: 15.03.2009).
5. Нелюбов С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. - 172 с.
6. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 208 с.
7. Переломова Н.А. Актуализация личностнопрофессионального роста учителя в поствузовс-ком образовании при ИПП. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 176 с.
8. Федеральный государственный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы»: Материалы Интернет-конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.openclass.ru/2010/content/136790 (дата обращения: 21.01.2011).
9. ЧеремныхМ.П. Организационно-педагогические условия индивидуального образования старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. -Ижевск, 2007. - 183 с.
УДК 37
Сигова Вера Леонидовна
Вологодский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ
В статье раскрываются возможности ситуации выбора как активного метода развития креативности обучаемых. Конструирование учебного процесса в вузе на основе использования совокупности ситуаций выбора создает благоприятные условия для развития креативности будущего учителя музыки.
Ключевые слова: ситуация выбора, свобода выбора, творчество, креативность, проблемное обучение.
Стратегия современного высшего образования, основанная на гуманистических принципах педагогики сотрудничества, направлена на предоставление возможности всем студентам раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В этой связи, проблема поиска эффективных средств развития креативности (общей способности к творчеству) будущих учителей музыки, является актуальной.
А.В. Хуторской рассматривает креативность как «интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов» [5, с. 121]. Разделяя его мнение, мы представляем креативность как систему качеств личности, в состав которой входят, прежде всего, инициативность и проблемность, а затем: способность «перешагнуть» через привыч-
ные рамки и готовность к риску вне зависимости от мнений и оценок; склонность к «игре», к юмору; гибкость мышления (отсутствие категоричности суждений; ассоциативность, изобретательность, интуиция; оригинальность; прогностич-ность). В развитии креативности обучаемых, на наш взгляд, проблемность занимает особое место, так как характеризует способность обучаемых к обнаружению, постановке и решению проблем.
Одним из базовых видов развития творческих способностей, является проблемное обучение, ядром которого выступает проблемная ситуация. По мнению большинства исследователей (А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.Матюшкина, М.И. Махмутова) именно она составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта.
В нашем исследовании в качестве средства развития креативности студентов музыкально-педагогического факультета использована ситуация выбора. По мнению М.И. Махмутова, ситуация выбора - это «педагогический» тип проблемной ситуации, когда «... постановка задач с излишними данными ставит учащихся перед проблемой выбора и оценки знаний, активизируя тем самым их поисковую деятельность» [3, с. 167].
В современном мире человек ежедневно оказывается в ситуациях выбора в различных сферах жизнедеятельности. Ряд выборов имеют локальное значение, другие оказывают значительное влияние на пути развития личности. Принимая решение в пользу того или иного варианта выбора, человек делает это самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации.
В толковом словаре русского языка С.И.Оже-гова «выбор» трактуется как то, из чего можно выбрать [4, с. 138]. Обзор исследований убеждает в том, что выбор осуществим при наличии некоего множества, минимум - двух предметов, вещей, явлений и т.п. Всякий выбор предполагает вариативность и связан с независимым индивидуальным выбором личности. Возможность выбора создает перспективу и условия для реализации её креативного потенциала.
Среди условий, стимулирующих развитие креативности обучаемых, М.А. Матюшкин выделяет следующие: ситуации незавершенности и открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов (умение задавать вопросы и фантазировать); стимулирование самостоятельности, ответственности, независимости (проявляющихся вместе); акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях [2, с. 69].
Как показало наше исследование, актуализация формирования положительной мотивации студентов к творческой деятельности, позволила сосредоточить внимание на условиях, необходимых для реализации творческого процесса, который возможен только в обстановке свободного выбора.
На стадии создания ситуации выбора, педагогу необходимо учесть тот факт, что вариативность ситуации создает состояние интеллектуального затруднения у студента. Оно связано со способностью ориентироваться в огромном потоке информации и с умением оценить имеющиеся альтернативы. Предложив студенту совершить сво-
бодный и осознанный выбор, педагог помогает ему формировать неповторимость, уникальность. Индивидуальность конкретного человека заключается не в том, что он представляет собой неповторимое сочетание некоего набора признаков, а в том, что он как индивидуальность формируется в процессе свободного выбора жизненного пути в определённых природных и социально-культурных условиях.
Как указывает Л.Г Арчажникова, творческий характер работы учителя музыки во многом обусловлен спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется перед определенной аудиторией и требует умения управлять своими чувствами и настроениями [1, с. 19].
Музыкально-исполнительская деятельность характеризуется постоянным творческим поиском учителя, где ситуация выбора представлена во всей ее совокупности. Ситуация выбора, в свою очередь, актуализирует собственный поиск студента и независимый выбор возможных вариантов музыкально-исполнительской деятельности.
В этой связи, оказалось целесообразным введение в учебный процесс для студентов музыкально-педагогического факультета нашего вуза Конкурса «Музыка-детям», как формы представления самостоятельно выученных произведений, позволяющего наиболее полно использовать совокупность ситуаций выбора, включающей ее различные типы и виды. Мы убедились, что в процессе участия в конкурсе студенты получают возможность проявить креативные качества во всех видах музыкально-педагогической деятельности.
Приведем примеры ситуаций выбора, используемых нами в учебном процессе в рамках конкурса «Музыка-детям». Ситуация выбора учебного задания: а) материал учебного задания различается по степени сложности (легкое - среднее - сложное); б) по форме работы (групповое -парное - индивидуальное); в) по степени проявления творческой активности (подражание, репродукция, творчество). Она предусматривает дифференциацию заданий от первого до выпускного курса.
Ситуация выбора учебной цели: а) по направленности (ближние - дальние, стратегические -тактические); б) по мотивации достижения цели (по принуждению, по необходимости, по желанию). Эта ситуация позволяет предложить студенту варианты целей, из которых он выбирает приоритетные для себя цели. Выбор цели одно-
временно является и элементом ее созидания. Например, по спецкурсу «Современные тенденции развития музыкальной педагогики» студентам были предложены следующие формулировки целей: 1) прослушать лекционный курс; 2) усвоить основные понятия темы; 3) подготовить доклад по одной из проблем («Креативность и инновационная педагогика», «Креативность и творчество»); 4) качественно подготовиться к зачету; 5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме («Новые формы применения современного музыкального материала на уроках музыки в общеобразовательной школе»; 6) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы («Особенности развития инновационной музыкальной педагогики в конце ХХ - начале XXI века»,); 7) научиться работать с нотной литературой, анализировать, сравнивать; 8) проявить креативные качества (инициативность и проблем-ность, гибкость мышления); 9)научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
Анализ выборов цели дает возможность педагогу составить представление о мотивах выбора учебной цели, индивидуальных склонностях студентов. Выбор целей 1, 4 свидетельствует о конформизме обучаемых; 2, 7 - присутствии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 - наличии креативных наклонностей; 6 - методологических приоритетах деятельности; 9 - самоорганизации.
Поиск и выбор музыкального материала для слушания музыки в общеобразовательной школе является одним из наиболее важных и интересных творческих заданий. Ситуация выбора творческого задания для студентов была представлена множеством вариантов. Творческие задания, развивающие когнитивные качества в структуре креативности личности студента, связаны с поиском и выбором теоретической информации для устной и письменной аннотаций на музыкальное произведение.
В выборе эмоционально-выразительных средств для устной аннотации и для концертной части, студенты младших курсов консультируются с педагогом по основному инструменту, студенты старших курсов проявляют в данном вопросе самостоятельность. Эти задания связаны с развитием следующих креативных качеств: склонность к «игре», чувство юмора, гибкость мышления.
Многовариантные творческие задания присутствуют и в выборе способа изложения материала: варианты письменной аннотации (обыч-
ная «классическая», «художественная» - очерк, эссе, стихотворная форма, например - хокку); устной аннотаций (мини-лекция, сказка, загадка, инсценировка музыкальной сказки).
Концертная часть предполагает свободу выбора формы выступления: соло, либо выступление в ансамбле (варианты ансамблевого состава различны). Здесь проявляются такие креативные качества студентов как инициативность, склонность к риску, нестандартность.
Выбор партнера по ансамблю полностью предоставлен студенту, и как выяснилось в ходе эксперимента, при выборе партнера студенты руководствуются не столько профессиональными критериями, сколько личностными симпатиями, и зачастую более «продвинутые» в профессиональном плане получают эмоциональную поддержку от менее «сильных» в «обмен» на профессиональную консультацию первых.
Выбор интерпретации музыкального произведения на младших курсах происходит с консультационной помощью педагога по основному инструменту, за исключением тех редких случаев, когда студент, делает его полностью самостоятельно (на первом курсе - 2 человека из 18 - Сергей М., Лилия Б., на втором курсе - Алексей В., который до поступления в вуз не имел никакой музыкальной подготовки).
На старших курсах интерпретация полностью находится под контролем самого студента, хотя и наблюдаются единичные случаи, когда студенты все же обращаются за помощью к педагогу. Причина - боязнь самостоятельного выбора, желание переложить ответственность за выбор на педагога, желание получить гарантированно высокий результат, инертность мышления, что свидетельствует о низком уровне креативности студентов.
Ценностный выбор имеет отношение к качеству отбираемой информации и музыкального материала. Он курируется педагогом по основному инструменту на протяжении всех лет обучения, но степень участия куратора в выборе на старших курсах минимальна.
Как свидетельствует практика, современный студент музыкально-педагогического факультета во многом инертен и склонен к конформизму. Ситуацию усугубляют и репродуктивные технологии, составляющие профессиональную специфику процесса инструментальной подготовки. Это мешает студентам проявить себя как личность в нестандартной ситуации.
Приведем в качестве примера мотивы выбора репертуара для концертной части в экспериментальной группе на третьем курсе. В предложенной теме «Музыкальный портрет», более половины студентов обратились к пьесам из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Альбома для юношества» Р. Шумана. Мотивы: музыка знакомая (не надо искать), музыка на слуху (не надо думать и разбираться в новом тексте), музыка классическая (успех «обеспечен» вне зависимости от качества исполнения). Было отмечено, что студенты весьма неохотно обращались в библиотеку за репертуарными новинками, что свидетельствовало о наличии у них инертности мышления, низкой мотивации на творческую деятельность.
В следующем семестре этой экспериментальной группе была предложена тема «Музыкальный портрет в инструментальном творчестве российских композиторов последней четверти XX - начала XXI века». Узкая направленность тематики, с одной стороны ограничила, а с другой стороны углубила область поиска музыкального материала. Результатом стали интересные студенческие «открытия» таких композиторов, как А. Виницкий, А. Бажилин, А. Мордасов, В. Хо-дош, Б. Яркин и др.
Темы конкурса, наиболее отвечающие познавательным интересам студентов, например «Музыка кино» умножает вариативность выбора. Небольшая часть студентов предпочла использовать музыку из старых советских фильмов: «Золушка», «Дети капитана Гранта», «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»; значительно большее количество обратилось к музыке зарубежного кино 60-80 годов: «Генералы песчаных карьеров», «Розовая пантера», «Профессионал»; наиболее востребованным оказался материал из современных кинофильмов «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Титаник». Отмечено, что современные студенты предпочитают поиск материала в Интернете, используя его в качестве основного информационного канала. Рассматривая ситуацию выбора в нашем исследовании как основу развития креативности, мы спроецировали на нее реальные и нереальные жизненные ситуации в игровой форме, что позволило студентам свободно проявлять свои творческие силы, и дало им возможность познавать и решать практические задачи, освободившись от утилитарных целей.
Оказавшись в такой ситуации, студенты включаются в неё и начинают активно проявлять присущие каждому креативные качества. В ходе эксперимента эта тенденция особенно заметна на стадии основного этапа (3-4 курс).
Одной из самых любимых конкурсных тем студентов на 4-м курсе является «Джаз». Она представлена в различных вариантах: «Что такое джаз?», «Джаз плюс..», «Джаз .... и не только!», «Территория джаза», «Джаз как способ существования», «У колыбели джаза», «Душа джаза». Участие в этом конкурсе дает студентам широкие возможности для проявления творческой активности, личностных креативных качеств. Как показало наше исследование, среди множества типов проблемных ситуаций, ситуация выбора оказывается наиболее соответствующей условиям, стимулирующим развитие креативности: она является незавершенной и открытой; выбор предполагает умение задавать вопросы и фантазировать; он стимулирует самостоятельность, ответственность и независимость, так как выбор - это не только свобода, это и ответственность за принятие решения, за возможные последствия, определенный риск.
Таким образом, использование ситуации выбора в дидактическом процессе является существенным ресурсом развития креативности обучаемых и позволяет сделать следующие выводы:
1. Проблемное обучение сегодня является одним из базовых видов обучения, используемых для развития креативности студентов.
2. Творческий результат в различных видах деятельности возможен при условии обеспечения для личности свободы выбора. Способность личности свободно (самостоятельно и независимо) выбирать из множества вариантов, является одним из основных показателей креативности.
3. Ситуация выбора, благодаря присущей ей вариативности, имеет большой потенциал для развития креативных качеств личности.
4. Создание и активное использование совокупности ситуаций выбора в учебном процессе позволяет инициировать уровень развития креативности как многокомпонентной составляющей в структуре качеств личности.
Библиографический список
1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
2. МатюшкинА.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993. - 128 с.
3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е издание. - М.: Оникс XXI век «Мир и образова-
ние», 2004. - 896 с.
5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ 2003. - 416 с.
УДК 373.5.016:811.161.1
Остренкова Марина Анатольевна
кандидат филологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
В статье рассматриваются продуктивные методы и приемы, позволяющие организовать на уроках словесности поиск культурной информации, содержащейся в слове, фразеологизме, тексте. В качестве примера приводится лингвокультуроведческое исследование, в ходе которого учащиеся знакомятся с символикой цвета в русской культуре и семантикой цветоименований.
Ключевые слова: культуроориентированное обучение, лингвокультуроведческое исследование, лингвокуль-туроведческий анализ, культура цвета как составляющая национальной культуры.
Актуальность темы взаимосвязанного изучения русского языка и националь-. ной культуры в школе, активно разрабатываемой в последнее время в отечественной методике преподавания русской словесности (труды А.Д. Дейкиной, Е.А. Быстровой, Л.И. Новиковой, Н.Л. Мишатиной и др.), побуждает методистов и учителей-словесников в процессе её творческого осмысления осуществлять аспектную коррекцию имеющихся образовательных технологий, подходить более требовательно к отбору таких методических форм и дидактического материала, которые в полной мере удовлетворяли бы принципу культуросообразности обучения. Тема данной статьи и исследования, проводимого автором, непосредственно связаны с поиском, определением и апробацией методических форм, обеспечивающих достижение приоритетной цели в области культуроориентированного обучения школьников русскому языку, - научить школьников «воспринимать язык не как чистую грамматическую схему <...>, но как спрессованные веками феноменальные стороны философии, психологии, истории» [8, с. 41], духовной и материальной культуры народа.-
К числу инновационных форм, обеспечивающих органичную интеграцию языка и культуры на уроках изучения русской словесности, мы относим лингвокультуроведческое исследование и лингвокультуроведческий анализ, которые,
во-первых, стимулируют субъектную позицию школьника, проявляющуюся в поиске новой информации, в исследовательской инициативе школьников, в становлении познавательного интереса и к объекту исследования и к самому процессу добывания нового; а во-вторых, способствуют инкультурации школьников, осуществляемой средствами предмета «русский язык». Линг-вокультуроведческое исследование понимается нами как комплексное упражнение, в котором содержится модель познавательной деятельности (этапы исследования, методы его организации, приемы решения познавательных задач и достижения цели) и необходимый для осуществления этой деятельности дидактический материал, обеспечивающие последовательный поиск и получение школьником культурной информации. Линг-вокультуроведческий анализ текста, используемый как самостоятельный вид работы и как составляющая лингвокультуроведческого исследования, направлен на выявление ключевых слов текста, фразеологизмов и паремий, репрезентирующих константы русской культуры, и на осознание их (констант) понятийных и ценностных смыслов; включает анализ языковых единиц разных уровней (выступающих в роли стилистических средств в тексте) как носителей культурной информации.
Приводимое в качестве примера лингвокультуроведческое исследование «Символические