Научная статья на тему 'Содержание процесса формирования креативности обучающихся на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности'

Содержание процесса формирования креативности обучающихся на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОБУЖДАЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛЫ СИТУАЦИИ ВЫБОРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CREATIVE ENVIRONMENT / COGNITIVE AND DRIVES THE MOTIVATION / THE POTENTIALS SITUATION OF CHOICE / EDUCATIONAL SPACE / THE INSTRUMENTAL PREPARATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигова Вера Леонидовна

В статье раскрыты педагогические условия формирования креативности обучающихся (студентов-музыкантов) на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности. К ним относятся: актуализация познавательно-побуждающей мотивации обучающихся к творческой деятельности, создание креативной среды в образовательном пространстве инструментальной музыкальной подготовки студентов, реализация потенциалов ситуации выбора в их учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание процесса формирования креативности обучающихся на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности»

У 75 % студентов время, которое занимает одно посещение чатов и социальных сетей интернет-среды, равняется от 1 до 3 час. Получается, что довольно значительное количество своего свободного времени студенты-первокурсники посвящают Интернету.

Большой процент (90 %) анкетируемых имеют электронную почту (e-mail), с помощью которой они также обмениваются письмами-сообщениями, пересылают информацию и файлы, необходимые для обучения. C помощью ICQ общаются 70 % респондентов, используя программу не только для интернет-переписки, но и пересылки файлов, в том числе, необходимых для обучения. 75 % респондентов регулярно общаются по Skype, часто обсуждая проблемы обучения. У 20% студентов-первокурсников Интернет является, по их признанию, основным источником общения, заменяя реальную коммуникацию.

В массовом сознании людей Интернет еще является пространством, где можно развлекаться, например, играть в игры, однако, наш опрос показал, что большинство студентов-первокурсников (80 %) в игры не играют, также большинство (90 %) не просматривают запрещенные сайты, что, по нашему мнению, является положительным фактором киберсоциализации.

Интернет-радио слушают 65 % студентов, при этом они параллельно заняты той или иной деятельностью. Интернет-телевидение смотрит половина студентов (55 %), отмечая удобство его использования. Собственные блоги имеют и ведут 40 % студен-тов-первокурсников. Это при условии того, что ведении блога требует регулярности, достаточно большую трату времени, которого постоянно не хватает студентам, как они сами признались.

Половина опрошенных студентов-первокурс-ников не боятся встречаться с людьми, с которыми

они познакомились в Интернете. При этом для большинства студентов (55 %) данный человек оказался таким же, как они его себе представляли.

У 90 % студентов поведение в Интернете, по их мнению, соответствует поведению в условиях реальной жизнедеятельности. В подтверждении данного факта 100 % студентов ответили, что неправильно себе придумывать новый образ себя в Интернете.

Последний вопрос анкеты был направлен на выяснение мнения студентов о том, чтобы было бы, если бы не было Интернета. Большинство испытуемых давали следующие ответы: «трудно найти информацию для учебы», «больше бы общались вживую», «больше было бы свободного времени», «это затруднило бы поиск учебной информации» и «оградило бы мое общение» и т. п.

Итак, подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод о том, что студенты довольно много времени проводят в среде Интернет, скачивают учебные пособия, знакомятся, общаются по Skype, с помощью Mail, Yandex переписываются, находя общие темы и проблемы, которые интересуют молодежь. Для студентов Интернет является и средством общения, и способом нахождения информации, и помощником в учебе. Студенты общаются в чатах и социальных сетях Интернет-среды. Таким образом, студенты заменяют «живое» общение киберобщением и социализируются с помощью киберпространства Интернета.

Литература

1. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Муд-рик. - М., 2007.

2. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков / под общ. ред. А.В. Мудрика. - М., 2011.

УДК 37

В.Л. Сигова

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫБОРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыты педагогические условия формирования креативности обучающихся (студентов-музыкантов) на основе использования ситуации выбора в учебной деятельности. К ним относятся: актуализация познавательно-побуждающей мотивации обучающихся к творческой деятельности, создание креативной среды в образовательном пространстве инструментальной музыкальной подготовки студентов, реализация потенциалов ситуации выбора в их учебной деятельности.

Креативная среда, познавательно-побуждающая мотивация, потенциалы ситуации выбора, образовательное пространство, инструментальная подготовка, педагогические условия.

The article considers the pedagogical conditions of formation of students’ creativity (students-musicians) on the basis of using the situation of choice in academic activity such as updating of the cognitive-compelling motivation of students to creative activity, creation of creative environment in the educational space of instrumental preparation, realization of the potentials of the situation of choice in the educational activity of students.

Creative environment, cognitive and encouraging motivation, potentials of the situation of choice, educational space, instrumental preparation, pedagogical conditions.

В современном обществе неуклонно возрастает потребность в творческих профессиональных кадрах. В этой связи проблема формирования общей способности к творчеству - креативности - на всех этапах становления личности является одной из актуальных. Пристальное внимание многих ученых-исследо-вателей и педагогов-практиков (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, К.Г. Кречетников, А.В. Хуторской и др.) направлено на поиск средств формирования креативности обучающихся. В ходе исследования «Ситуация выбора в учебной деятельности как средство формирования креативности обучающихся» нами проведен анализ философской и психологопедагогической литературы по использованию методов проблемного обучения для формирования креативности обучающихся. Это позволило выделить ситуацию выбора как наиболее отвечающую целям и задачам нашего исследования.

Для активного вовлечения личности в учебную деятельность, способствующую раскрытию ее творческого потенциала, необходима мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [7]. И. А. Зимняя отмечает, что период студенчества в социальнопсихологическом аспекте отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью [4]. В нашем исследовании мотивация обучающихся является одним из действенных факторов активного вовлечения личности в процесс познания и формирования креативности. В качестве первого педагогического условия мы рассматриваем актуализацию познавательно-побуж-дающей мотивации обучающихся к творческой деятельности.

Познавательно-побуждающие мотивы, как считают исследователи, возникающие при использовании ситуации выбора в учебной деятельности, явля-

ются приоритетными. По мнению А.В. Карпова, если обучающийся замотивирован на творческую деятельность, принцип активного выбора, реализуемый в таких организационных формах, как «обучение через выбор» характеризуется существенно большей эффективностью, нежели многие другие организационные формы дидактических воздействий [5]. По-знавательно-побуждающие мотивы, воздействуя на когнитивную сферу студента, активизируют его интеллектуальные способности и создают предпосылки для успешного выполнения интересующей его деятельности. В нашем исследовании это - учебная деятельность, направленность которой определяется ее характером: целенаправленная, конструктивная, поисковая, коммуникативная, организационная и музыкально-исполнительская.

Отмечая непосредственную связь мотивации с ситуацией выбора, целесообразность изучения и диагностирования мотивации в условиях разнообразных ситуаций выбора, А.К. Маркова считает, что преимущества данного положения дел состоят в выявлении не только осознаваемых, но и реально действующих мотивов [10]. Для выявления познава-тельно-побуждающих мотивов, стимулирующих учебную музыкально-педагогическую деятельность студентов, мы использовали алгоритм, основой которого послужили варианты ситуаций выбора, предложенные А. К. Марковой.

Эксперимент по актуализации познавательно-побуждающей мотивации студентов к включению во все виды учебной музыкально-педагогической деятельности осуществлялся нами в рамках курсов по выбору «Современные тенденции развития музыкального образования», «Инновации в музыкальной педагогике», а также конкурса «Музыка - детям». В ходе проверки и уточнения этого условия при повторной проверке результатов мы выяснили, что обучающиеся в экспериментальной группе показали

Таблица

Алгоритм выявления познавательно-побуждающих мотивов обучающихся

Шаги Варианты ситуаций выбора Средства Мотивы

Первый Выбор из предлагаемых учебных предметов Лекционные курсы по выбору: «Инновации в музыкальной педагогике» и «Современные тенденции развития музыкального образования» Интерес к проблеме, к получению знаний, любознательность

Второй Выбор учебных заданий разного уровня: репродуктивных, продуктивных, творческих Практические задания для семинарских занятий; задания для конкурса «Музыка-детям» Интерес к новым идеям; стремление к развитию познавательных способностей

Третий Выбор из решенных задач разной трудности наиболее понравившихся Конкурс «Музыка - детям» Интерес к творческой деятельности, к созданию личного творческого продукта

Четвертый Выбор из трех видов деятельности, учебных предметов, или заданий, которые понравились студенту более или менее всего Составление репертуарных списков, подготовка аннотаций к конкурсу «Музыка - детям», ансамблевое музицирование, сочинения на тему: «Я выбираю творчество» и «Выбор в моей жизни» Получение удовольствия от творческой деятельности; интерес к решению нестандартных ситуаций

заинтересованность в получении теоретической информации и применении полученных знаний на практике, в процессе творческой деятельности. Была отмечена востребованность и актуальность знаний о креативности (81,2 % студентов дневного, 98,4 % заочного отделений); готовность использовать дидактический потенциал ситуации выбора (75,2 % и 85,3 %); возможность применения полученных знаний и умений в музыкально-исполнительской деятельности (83,2 % и 97,1 %). В мотивационной сфере произошли изменения в выборе качества познавательных мотивов. Анализ сочинений обучающихся на тему «Я выбираю творчество» и «Выбор в моей жизни» позволил диагностировать мотивацию к творческой деятельности в условиях ситуации выбора по следующим показателям: наличие мотивации, отношение к процедуре выбора, отношение к нестандартной ситуации.

Наш подход к актуализации познавательно -побуждающей мотивации обучающихся к творческой учебной музыкально-педагогической деятельности предполагает обеспечение многовариантности выбора видов этой деятельности, что предусматривает возможность участия в ней каждого студента в соответствии с его музыкальными способностями и интересами. Включение у студентов механизма осознания необходимости формирования креативности как неотъемлемой части профессиональной подготовки стимулирует их познавательный интерес к теоретическим знаниям о природе креативности.

Как указывает А.Н. Леонтьев, специфической чертой деятельности человека выступает волевой характер действий, который равен свободе действий. Следовательно, необходимым условием волевого усилия является ясность конечной цели, ее аффективная сила [9, с. 201]. Реализация познавательно-побуждающих мотивов будет успешнее, если студенты, обладая возможностью свободного выбора путей к достижению поставленной цели, принимают участие и в ее постановке. Возможность обучения будущих специалистов самостоятельной постановке цели в учебной деятельности является важным шагом на пути к созданию образовательной среды, учитывающей интересы, мотивы, стремления личности, уровень ее развития.

По мнению А. В. Хуторского, свобода в образовании нужна человеку ради его развития и творчества, помогает представить собственный взгляд ученика на проблему [11]. Ее мы используем как исходное положение, позволяющее выявить второе педагогическое условие - создание креативной среды в образовательном пространстве инструментальной подготовки.

Креативность личности в основном определяется тем, в какой среде формировалась эта личность, насколько среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. К сожалению, преобладание репродуктивных методов обучения в современной школе - неоспоримый факт. В этой связи одной из основных задач обучения в вузе становится «реанимация» креативных качеств личности студентов. К.Г. Кречетников указывает на необходимость соответствия креативной образова-

тельной среды ряду требований: отсутствие правил, ограничивающих действия субъектов, ход их мысли, пути познания; предоставление им свободы и самостоятельности; наличие информационной базы, обеспечивающей получение всех необходимых сведений; наличие положительных передовых образцов творческой деятельности; создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося в ходе активной поисковой деятельности; отсутствие ограничений во времени, позволяющих создать свободную, атмосферу творчества [8]. В соответствии с обозначенными выше требованиями нами была предпринята попытка создания креативной среды на музыкально-педагогическом факультете Вологодского государственного педагогического университета.

Как отмечают В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров, своя личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе опыта коллег и собственного социального бытия [6, с. 45]. Обратившись к педагогическому опыту И.П. Волкова, мы сочли возможным использовать его идею «творческой комнаты» для создания креативной среды в образовательном пространстве инструментальной подготовки для самореализации, самоутверждения и формирования личностных креативных качеств обучающихся [2]. В качестве своеобразной «творческой комнаты», креативной среды, созданной в образовательном пространстве инструментальной подготовки, где каждый обучающийся студент может выбрать для себя, то, что ему ближе и интереснее, выступил конкурс самостоятельно выученного произведения «Музыка - детям». Заимствуя идею «творческой комнаты» И. П. Волкова, которая главным образом служила средством организации общения детей на основе творчества, мы предприняли попытку создания творческой среды, стимулирующей формирование личностных креативных качеств студентов.

Конкурс «Музыка - детям», позволяет моделировать характер учебной музыкально-педагогической деятельности в полном объеме. Студенты-

конкурсанты принимают активное участие в самостоятельной постановке цели учебной деятельности, поиске музыкального материала и информации для аннотации: конструируют и организуют форму представления материала, планируют коммуникативный аспект деятельности, в итоге реализуя свой творческий замысел в интерпретации музыкального произведения. В нашем исследовании конкурс «Музыка -детям» рассматривается как одна из форм ролевой игры. Отступление от традиционной формы академического концерта по самостоятельно выученному произведению обусловлено его атмосферой, где регламент и оценочный критерий не способствуют проявлениям креативности. Конкурсная форма состязания предполагает вариативность и свободу выбора, что дает студентам возможность самостоятельно принимать решения и выбирать репертуар для концертной части, формы представления музыкального материала, партнера, интерпретацию произведения и т.д.

Преимуществом конкурса является возможность организации дополнительной концертно-исполнительской практики в учебное время, что стимулирует такие креативные качества будущих педагогов, как: самостоятельность, способность «перешагнуть» через привычные рамки, восприимчивость к новым идеям, склонность «к игре». В конкурсе учитываются особенности и исполнительские возможности всех имеющихся на факультете инструментальных специальностей: фортепиано, духовые, народные, струнные инструменты. Это дает студентам возможность выбора при создании различных вариантов инструментальных ансамблей. Игра в ансамбле является одной из наиболее приемлемых форм изучения и показа музыкального материала, в том числе предназначенного и для детской аудитории, что также предполагает самостоятельный и свободный выбор музыкального материала и ансамблевых партнеров1.

Музыкально-педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском учителя, поскольку ему приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных нестандартных педагогических ситуаций, где ситуация выбора является одной из востребованных. Это послужило основанием для выявления третьего педагогического условия, которое мы определяем как реализацию потенциалов ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся.

Под ситуацией выбора в учебной деятельности мы понимаем педагогическую ситуацию, содержанием которой является самостоятельный выбор обучающимися типа, вида, формы, средств и характера учебной деятельности, в результате которого происходит формирование более высокого уровня креативности обучающихся. Содержание ситуации выбора рассмотрено нами внутри учебной музыкальнопедагогической деятельности обучающихся, которая, в соответствии с системой, принятой в теории музыкального образования [1], характеризуется как: целенаправленная, конструктивная, поисковая, коммуникативная, организаторская и музыкально-исполнительская. Последний вид выделен в особую категорию, так как является специфической особенностью креативного характера деятельности будущего учителя музыки. Содержание ситуации выбора в учебной деятельности рассмотрено во всей ее совокупности, отражено в характере учебной деятельности обучающихся и непосредственно связано с типом, видом, формой и средствами реализации: выбор цели, учебного задания, поиск музыкального материала, теоретической информации, формы представления материала, партнера по ансамблю, эмоционально-выразительных средств, интерпретации и т. д.

На основе анализа значительного количества ситуаций выбора (около 250 ситуаций) нами задействован их потенциал и создан классификатор ситуа-

1 Подробнее об этом: Сигова, В.Л. Развитие креативности обучаемых средствами ситуации выбора в креативной образовательной среде / В.Л. Сигова // Информационнообразовательная среда современного вуза: Материалы II Международной науч.-практ. конф. (г. Чебоксары 27 июля - 7 августа 2011 г). - Чебоксары, 2011. - С. 106 - 109.

ций выбора в учебной деятельности обучающихся. Классификатор представляет собой определенную структуру, содержащую компоненты, раскрывающие содержание ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся. Это: характер учебной деятельности, перечень типов ситуации выбора, ее видов и форм, которые подразделяются на социальные и профессиональные, а также средств ситуации выбора. В учебной деятельности обучающихся используются три основных типа ситуации выбора: необходимый и обязательный выбор, выбор интуитивного (случайного) характера, свободный выбор.

Тип ситуации необходимого и обязательного выбора характеризуется определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. В учебной деятельности не следует допускать беспредельного и неконтролируемого выбора, он должен осуществляться в целесообразных пределах. В ситуации свободного выбора обучающиеся имеют возможность выбирать характер учебной деятельности, вид, форму, средства, партнера по ансамблю. При проектировании и построении ситуации необходимо учитывать готовность обучающихся к выбору, педагогическую целесообразность создания ситуации, стимулирование обучающихся к выбору, аргументацию своего выбора, определение степени свободы выбора, защищенность обучающихся от их собственных ошибок, оценку результатов решения выбранного варианта [3, с. 65]. Мы полагаем, что активное использование разнообразных ситуаций выбора в учебной деятельности будет инициировать процесс раскрепощения личности студента, создаст условия для обретения им психологического комфорта и формирования личностных креативных качеств, позволяющих решать множество задач, как в профессиональной, так и социальной сферах.

Таким образом, формированию креативности обучающихся на основе ситуации выбора в учебной деятельности будет способствовать создание приведенных выше педагогических условий: актуализация познавательно-побуждающей мотивации обучающихся к творческой деятельности, создание креативной среды в образовательном пространстве инструментальной подготовки; реализация потенциалов ситуации выбора в учебной деятельности обучающихся.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М., 2004.

2. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. - М., 1982.

3. Воскрекасенко, О.А. Создание ситуации выбора в образовательном процессе высшей школы как условие развития адаптивности будущих педагогов / О.А. Воскре-касенко // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - № 4 (17). - С. 63 - 66.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.,1997.

5. Карпов, А.В. Принцип активного выбора в обучении и воспитании / А. В. Карпов // Развитие личности и формирование индивидуальности. - Ярославль, 1996. - С. 55 -62.

6. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.,1990.

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М., 2005.

8. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К.Г. Кречетников. - М., 2002.

9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2005.

10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / [А.К. Маркова и др.]. - М., 1990.

11. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. -М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.