педагогические науки
Степина Наталья Валериевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
УДК 377.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Степина Наталья Валериевна, преподаватель хоровых дисциплин, руководитель хора девушек «Вдохновение» Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина, Тольятти (Россия)
Аннотация. Дирижерская профессия - наименее изученный вид музыкального исполнительства. Актуальность статьи обусловлена потребностью современной системы подготовки хоровых дирижеров в более детальном изучении профессиональных навыков и приемов их формирования. Взаимодействуя с музыкальным коллективом, хормейстер выполняет ряд задач, входящих в структуру его профессиональной деятельности. Мастерство дирижера определяется не только уровнем знаний, умений и навыков. Важной составляющей его профессионализма являются синкретические и взаимообусловленные компетенции. Большое влияние на успешность профессиональной деятельности дирижера-хормейстера оказывает наличие у обучающихся четких представлений о профессиональных компетенциях, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, необходимых для обеспечения эффективность его деятельности. Цель: раскрыть процесс формирования и развития профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях СПО. Вывод: Ключевыми образовательными компетенциями являются целостно-смысловые, общекультурные и учебно-познавательные, коммуникативные, информационные компетенции. Стержнем всего должен стать личностный компонент. Именно тогда сформируется не только дирижер-учитель, но и подлинный дирижер-художник, овладевшим всеми общими и профессиональными компетенциями и обладающим индивидуальным мировоззрением, увлеченным как педагогическими, так и творческими идеями.
Ключевые слова: дирижер-хормейстер, дирижерско-хоровое искусство, профессиональные компетенции, публичность.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF A CONDUCTOR-CHOIRMASTER IN THE MODERN SECONDARY SPECIAL EDUCATION Stepina Natalya Valerievna, a teacher of choral disciplines, head of the girls choir «Inspiration»
Togliatti music college named after R. K. Shchedrin, Togliatti (Russia)
© 2016
Abstract. The conductor's profession is the least studied form of musical performance. The relevance of the article due to the need of the modern system of training of choral conductors in a more detailed study of the skills and techniques of their formation. Interacting with the music team, the choir performs a number of tasks within the framework of his professional activity. The skill of the conductor is determined not only by the level of knowledge, abilities and skills. An important component of professionalism are syncretic and interdependent competence. A great influence on the success of professional work as a conductor, choirmaster having the students have clear ideas about the professional competence, relevant to the main types of professional activities necessary to ensure the effectiveness of its activities. Objective: to reveal the process of formation and development of professional competences of a conductor-choirmaster in terms of the act. Conclusion: the Key educational competences are holistic-semantic, General cultural, educational and cognitive, communicative, information competence. The focus should be a personal component. It was then formed, not only the conductor-teacher, but also true, the conductor is the artist who has mastered all common and professional competences and have an individual Outlook, are passionate about both pedagogical and creative ideas.
Key words: conductor, choirmaster, choral conductor art, professional competence, publicity.
Высокие практические достижения в дирижерско-хоровом искусстве ушли далеко вперед от разработок теоретических основ вопросов дирижирования. На это сетовали известные дирижеры прошлых лет и подтверждают современники. К.Л.Кондрашин отмечал: «...Вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование» [1, с.52]. Н. С. Рабинович в предисловии к книге Н. А. Малько «Основы техники дирижирования» писал, что «анализ дирижёрской техники - дело ещё настолько новое, что всякая дискуссия на эту тему будет способствовать развитию предмета». Монографии явно превалируют над теоретическими трудами по изучению теоретических основ дирижирования. Поэтому актуальность статьи обусловлена потребностью современной системы подготовки хоровых дирижеров в более детальном изучении профессиональных навыков и приемов их формирования.
Целью современного образования, согласно концепции его развития в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2013-2020 годы, является формирование нового типа личности. В характеристике проблемы, на решение которой направлена правительственная Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением от 23 мая 2015 г. N 497 отмечено: «...Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному об-
разованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.». В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов. В соответствии с запросами современной музыкальной педагогики задачей ГБПОУ СО «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина» становится не только традиционное выполнение функции профессионального обучения, эстетического просвещения и художественного воспитания, но и обеспечения условий для прочного профессионального становления творческой социально ориентированной личности.
Дирижерская профессия - наименее изученный вид музыкального исполнительства. Взаимодействуя с музыкальным коллективом, хормейстер выполняет ряд задач, входящих в структуру его профессиональной деятельности. Мастерство дирижера определяется не только уровнем знаний, умений и навыков.
Важной составляющей профессионализма являются синкретические и взаимообусловленные компетенции [2-7]. Большое влияние на успешность профессиональной деятельности специалиста оказывает наличие у обучающихся четких представлений о профессиональных компетенциях, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, необходимых для обеспечения эффективность его деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте последнего поколения перечень профессиональных компетенций (ПК) по специальности 53.02.06
Степина Наталья Валериевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ... науки
«Хоровое дирижирование» остались по существу неизменными. А именно:
5.2.1. Дирижерско-хоровая деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интер-претаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания хорового пения и дирижирования.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В ходе исследования на момент прохождения студентами, получающими квалификацию дирижера хора, преподавателя, производственной практики в образовательных организациях дополнительного образования детей были получены следующие показатели. 72% испытуемых показали удовлетворительный уровень сфор-мированности профессиональной подготовки и показали имитационный стиль ведения урока. И только 38% продемонстрировали высокую степень готовности к практической деятельности и творческий стиль поведения. Следует сделать вывод, что традиционная система обучения в СПО не дает высокого качества подготовки специалистов. При неизменных (по сравнению с предыдущим ФГОСом) профессиональных компетенциях следует изменить технологию обучения на профессионально-ориентированную, взяв за основу системно-деятельный подход.
Ракурс обучения будущего дирижера-хоровика имеет несколько траекторий. Дифференцирование состоит в том, что каждый учащийся выбирает свое собственное направление: продолжить обучение в вузе, пойти работать в образовательную организацию дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам 8
искусств), или общеобразовательную организацию. Именно по этим траекториям и должны развиваться профессиональные компетенции дирижера-хормейстера. Для их формирования необходимы основные условия:
- повышение качества педагогического образования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников СПО, престижа и авторитета творческой профессии;
- подготовку дирижеров-хормейстеров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях российского общества, перехода к углубленному индивидуальному образованию учащихся, работе с профессиональными коллективами в образовательных организациях дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
- использование многовариантных направлений и методик, включая элементы дистанционного обучения, системы творческих заданий и элементов эвристической дидактики;
- углубление фундаментальных знаний по дисциплинам музыкально-теоретического и общеобразовательного циклов через повышение исследовательской культуры на основе интеграций науки, образования и искусства;
- создание продуктов интеллектуального труда студентов (например, составление календарно-тема-тических планов по программам «Хоровой класс», «Сольфеджио» для школ искусств; написание концертных рецензий, аннотаций в рамках учебной и конкурсной деятельности;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- интерактивные формы обучений в виде ролевых игр, пресс-конференций, творческих соревнований, отчетов, проблемно-поисковых, проектных, интегрированных и других занятий;
- свободное ориентирование в интернет-пространстве, умение использовать его в процессе обучения;
- воспитание потребности в самоподготовке и совершенствовании, постоянного желания учиться («вечный ученик»).
В задачи современного музыкального образования входит не только начальная подготовка одаренных детей к дальнейшему обучению в ССУЗах, но и воспитание будущего заинтересованного слушателя классической музыки [11-13]. Одним из таких воспитателей, по мысли Б.В.Асафьева, является хор, участие в котором «создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости», а «посещение концертов станет живой потребностью». В связи с новыми задачами по формированию высоких нравственно-духовных качеств личности у детей и подростков государством выделены материальные средства для доступного дополнительного образования в сфере общеобразовательных школ. И многие школы г.о.Тольятти уже на протяжении нескольких лет выбирают создание хоровых коллективов в качестве дополнительных образовательных услуг. Соответственно, вырос спрос на квалифицированных специалистов в этой области.
Суть профессии дирижера-хормейстера можно определить как интегральную, соединяющую в себе целый комплекс компетенций, включая политехнологичную -владение современными технологиями обучения, и поликультурную - осмысление значения мировой художественной культуры как достояния творческой деятельности всего человечества.
Особенностью профессии дирижера определяется одна из основополагающих ключевых компетенций -«чувство сцены» или публичность. Она зависит не только от сценического опыта, глубины владения теоретическими знаниями и практическими навыками, но и от навыков гибкой самокоррекции, психологической самоКарельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)
педагогические науки
Степина Наталья Валериевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
регуляции как в рабочем репетиционном режиме, так и в концертных выступлениях.
Эти качества необходимы для одновременного двойного «живого» контакта и с публикой, и с инструментом дирижера - творческим хоровым коллективом. Эта компетентность относится и к учебно-познавательной, и к коммуникативной, и к личностной компетенциям. Но в профессии дирижера она интегрируется и становится одной из ведущих в профессиональной деятельности.
Проблема воспитания сценической свободы самовыражения] и творческой самореализации заложены в педагогической практике российского художественного образования. Тема «сценического волнения» музыканта-исполнителя [14-17] пока не имеет прочных теоретических основ. На дирижерско-хоровых отделениях музыкальных колледжей необходимо возродить и развить следующие традиции с учетом современных требований:
- проведение коллективных уроков (то, что было нормой в обучении музыкантов прошлого, например в классе фортепиано Н.С.Зверева, Г.Г.Нейгауза, симфонического дирижирования И.А.Мусина, хорового дирижирования А.А.Юрлова, на занятиях К.С.Станиславского);
- включение разнообразных форм публичных выступлений без оценочных требований как в учебном процессе, так и во внеаудиторных видах творческого музицирования, что снимает психологическое напряжение учащихся и формирует уверенность и свободу поведения на сцене.
Современные механизмы формирования сценической свободы - публичности - должны, включать следующие формы работы:
- включенность участников в процесс исполнительства;
- участие в различных составов ансамблей как прообразах хорового коллектива для формирования практических навыков управления хором;
- формирование «вокального уха» дирижера в процессе различных форм начальной практики.
Чередование разных форм коллективного музицирования:
- конкурсы класса по дирижированию;
- конкурсы курса;
- конкурсы внутри учебного заведения как отборочные туры для участия в региональных и всероссийских хоровых конкурсах.
Все это способствует формированию «чувство сцены» - публичности, которая в сочетании с другими компетенциями создает основу в комплексе необходимых качеств дирижера-хормейстера, модели современного выпускника СПО.
Ключевыми образовательными компетенциями являются целостно-смысловые, общекультурные и учебно-познавательные, коммуникативные, информационные компетенции. Однако, вспомним высказывание Ш.Мюнша: «Деятельность дирижера окажется весьма неполноценной, если она не будет подкреплена магическим воздействием самой его личности.». Стержнем всего должен стать личностный компонент. Именно тогда сформируется не только дирижер-учитель, но и подлинный дирижер-художник, овладевшим всеми общими и профессиональными компетенциями и обладающим индивидуальным мировоззрением, увлеченным как педагогическими, так и творческими идеями.
педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
4. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102.
5. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.
6. Юрасов И.А., Юрасова О.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов языковых вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. Т. 2. № 2 (18). С. 88-92.
7. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.
8. Буянова Н. Б. Специфика профессиональной деятельности дирижера. // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н. А. Кушаев. — М.: — №.11(67). — 2010. 76 с.
9. Ержемский Г. Л. Дирижеру XXI века: психолингвистика профессии / Г. Л. Ержемский. — СПб.: ДЕАН, 2007. — 240 с.
10. Кебец С. А., Методика работы с творческим коллективом (типовая программа) минское государственное музыкальное училище им. М. И. Глинки, Минск 2011, С. 12-14.
11. Абасова У.Р. Концертные произведения как форма развития музыкального искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 213-216.
12. Чегодаева М.Д. Беседа у рояля как форма внеклассной работы в детских музыкальных школах и школах искусств // Поволжский педагогический вестник.
2015. № 1 (6). С. 121-123.
13. Золотарёв С.С. Роль семьи в формировании положительной мотивации к музыкальному обучению // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 3336.
14. Литвиненко Ю. А. Моделирование проблемных ситуаций в процессе подготовки музыкантов к публичному выступлению // № 1 (35), 2010 «Культурная жизнь Юга России». 46 с.
15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе - М.: Когито-центр, 2002.159 с.
16. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004. 178 с.
17. Мюнш Ш. Я - дирижер. М., 1960.159 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондрашин К.Л., О дирижерском искусстве. — М.: изд. «Советский композитор», 1970. - 125с.
2. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.
3. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский