СИСТЕМЫ РЕЧИ И ЯЗЫКА
В КОММУНИКАТИВНОМ СОЗНАНИИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
SYSTEMS OF SPEECH AND LANGUAGE IN COMMUNICATIVE CONSCIOUSNESS WHILE PRODUCING AN ORAL STATEMENT
И.Г. Маланчук
I.G. Malanchuk
Эволюционно-генетический, онтогенетический, общепсихологический, социально-психологический подходы к исследованию речи, дифференциация и интеграция речи и языка, коммуникативное сознание, детский возраст, производство устного высказывания. В статье обсуждаются основания дифференциации систем речи и языка при использовании эволю-ционно-генетического, онтогенетического, общепсихологического, социально-психологического подходов к исследованию форм речи. Представлены результаты исследования детской речи в аспекте дифференциации и интеграции форм речи и языка. Впервые в структуре коммуникативного сознания выделены функциональные блоки, обеспечивающие обработку прагматической, речевой, языковой информации при продуцировании устного высказывания.
Проблема речи в ее собственной феноменологии, дифференциации от системы и форм (средств) языка в последние 25 лет стала особенно актуальной в отечественном языкознании и речеве-дении в связи с изучением речевых жанров (М.М. Бахтин), прежде всего, в научных школах Т.В. Шмелевой [Шмелева, 1990; 1994; 1995; 1997; Маланчук, 1994; 1995; Осетрова, 2003; 2010; Подберезкина, 1996; Сперанская, 1999; Тарасенко, 1999; Щури-на, 1997; и др.], К.Ф. Седова [Седов, 1999; Дементьев, 2002; см. также Жанры речи, 1997—2009], а также некоторыми другими исследователями (А.Н. Барановым, Г.И. Богиным, E.H. Гуц, Н.М. Кожиной, Т.В. Матвеевой, О.Б. Сиротининой, В.А. Салимовским, М.Ю. Федосюком). Однако и в исследованиях речевых жанров доминирующим остается лингвоцентри-ческий подход: жанр определяется как стандартная языковая форма передачи типизируемого содержания [Карасик, 1992, с. 22]; «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия» [Седов, 1999, с. 15].
Evolutional-genetic, ontogenetic, general psychological, social-psychological approaches to speech study, differentiation and integration of speech and language, communicative consciousness, children's age, producing an oral statement.
In the article we discuss the basis of differentiation of speech and language systems using evolutional-genet-ic, ontogenetic, general psychological, social-psycho-logical approaches to the study of the forms of speech. The article presents the results of the research of children's speech in respect of differentiation and integration of speech and language forms. For the first time in the structure of communicative consciousness we have marked the functional modules which provide the processing of pragmatic, speech and language information while the producing an oral statement.
Между тем эволюционно-генетический подход к исследованию форм речи позволяет рассматривать речь человека в ряду систем вокальных коммуникативных сигналов животных и обобщить эти системы. Онтогенетический подход снимает трактовку речи как «возникающей» в общении ребенка и взрослого и заставляет рассматривать речь как врожденную психическую функцию. Таким образом, утверждаем изначально внеязыковой, но знаковый характер речи как совокупности речевых («вокально-речевых», в современной психофизиологической интерпретации [Фролова, 2008]) единиц и врожденный характер речи.
Рассматривая феноменологию речи, мы предложили понимание речи как системы, отличной от системы естественного человеческого языка, которая представлена формами речи - речевыми жанрами, реализующимися в раннем онтогенезе вокализациями, которые можно квалифицировать как прото-жанры. Постулируем интеграцию языковых средств в формы речи и взаимоинтеграцию речи и языка в их
собственных возможностях и ограничениях. Необходимо также скоррелировать речежанровую семантику с просодическим комплексом высказывания в его звуковысотной, временной и интенсивностной динамике [Маланчук, 2009; 2013], в этом смысле для сравнения позиций приведем факт жесткой установки М.М. Бахтина на «речевое целое» A.M. Пешков-ского: «Понятие речевого целого у Пешковского. Это речевое целое, ощущаемое как единое и в основном интонационное, ничего не имеет общего с речевыми жанрами (высказываниями)» [Бахтин, 1997, с. 244-245]. Требуется снять категоричность М.М. Бахтина, вернуться к вопросу об интонации, а точнее, просодии как генетически первичном жанроо-бразующем факторе и о синтагматических отношениях речевых жанров в структуре целостного высказывания, концепция которого в речевом сознании говорящего и позволяет, на наш взгляд, оформлять его интонационно как целое.
В аспектах общепсихологическом и социально-психологическом рассматриваем речь как психический процесс, отличный от процесса мышления, обеспеченного языком: речь - особый психический процесс, операндом и результатом которого является образ формы речи, интегрированный с образом коммуникативной ситуации, процесс, обеспечивающий и репрезентирующий социальное мышление, а на этой базе регулирующий социальную коммуникацию. Реализация интенциональных комплексов в высказывании, как мы показали ранее, происходит специфически на уровнях речи и языка [Маланчук, 2007].
Представленные здесь новые научные позиции позволяют интенсифицировать как теоретические, так и прикладные исследования в области психологии и психофизиологии речи. Актуализируется, в частности, следующая проблематика: система речи человека с позиций эволюционно-генетического подхода; язык и «предметное» мышление / сознание, речь и социальное мышление / сознание, их интегратив-ные образования, в том числе в возрастном аспекте; содержание связи и взаимообусловленного развития речи и других психических функций в онтогенезе человека; интеграция языка в речевые структуры, закономерности этой интеграции; построение динамической модели порождения - восприятия речи с дифференциацией компонентов «речь», «форма речи» в ряду речь-язык и «речевая компетентность» в ряду
социальная - коммуникативная - языковая компетентности; формы речи в аспекте речекоммуникатив-ной возрастной и культурной нормы; нейрофизиологические и нейропсихологические модели обработки речевой информации в динамике речевого развития и продуцирования высказывания.
Проведенное нами эмпирическое исследование систем речевых жанров в динамике детского возраста (1-8 лет) позволяет разграничить речь и язык как специфические знаковые системы, а также установить уровень их интеграции при продуцировании высказывания, выделить структуры коммуникативного сознания, коррелирующие со структурой и содержанием коммуникативной ситуации, речью, языком. Анализ проведен в отношении сегментов высказывания, идентифицируемых как те или иные речевые жанры (более 7000 единиц). Задано 37 параметров анализа: возраст (на рис. 1, 2, представленных ниже, - ВОЗРАСТ; далее в скобках также указаны обозначения параметров на рисунках); пол (ПОЛ); коммуникативный статус говорящего (КОМ_СТАТ); социальная роль адресата (АДРЕСАТ; реализуется в 16 выявленных в детских текстах позициях: Ребенок, Мать, Отец, Бабушка, Дед, Воспитатель, Другие взрослые, <говорение> Себе (автокоммуникация), Игрушка, Животное, др.); тип прагматической ситуации в аспекте взаимодействия автора и определенного типа адресата - конкретного, потенциального и др. (ПРАГМ_СИТ); форма социального взаимодействия (естественная коммуникация / игра; СИТУАЦИЯ); речевой жанр (ЖАНР); типы жанров 1, 2 и 3 (императивный / информативный / оценочный / перформативный / экспрессив; ответный / инициативный; прямой / косвенный. На рис. 1, 2 обозначены: ТИП_Ж1, ТИП_Ж2, ТИП_ЖЗ); типы коммуникативно-связанных потребностей (11 зафиксированных нами по детским текстам типов потребностей. Обозначены символами П1-П11, содержание их расшифровано далее при анализе взаимодействующих мотиваторов речи, полный список типов потребностей см.: [Маланчук, 2007; 2009]); типы рефлексии: автоматизм / отсутствие автоматизма при реализации высказывания (R0); языковая рефлексия (фонетическая, лексическая, словообразовательная, синтаксическая, грамматическая - R1-R5 соответственно); речевая рефлексия (фиксируется наличие / отсутствие речевой рефлексии в отношении речевой стратегии, осознания особенностей ис-
пользования формы речи и речекоммуникативных правил - В6—К8); рефлексия содержания, передаваемого вербальными средствами (К9); уровни связности вербального текста - прагматический, коммуникативный, семантический, а также особенности («ошибки») связности (СВЯЗ_ОШ1 - СВЯЗ_ОШЗ); наконец, «ошибки» - языковые, речевые, логические (ошибки содержания) по сравнению с рече-языковой нормой (ЯЗЫК_ОШ, РЕЧ_ОШ, СОД_ОШ). Таким образом, описано интенциональное содержание речи, социально-психологическая реальность речевого взаимодействия, формы речи, речевая и языковая рефлексия.
Кластерный анализ по методу одиночной связи, или ближайшего соседа, предпринятый нами в отношении всего массива данных (рис. 1), показывает, что один из кластеров составляют - с увеличивающейся дистанцией связи внутри него - параметры, отражающие прагмасемантическую составляющую высказывания, а именно: тип жанра 2 (инициативное / ответное высказывание), тип жанра 3 (прямой / косвенный), ситуация (естественной коммуникации или игры), прагматическая ситуация (определяемая нами через тип адресата), а также потребность 9 (выразить свое состояние, мысль), коммуникативный статус говорящего (по сравнению с адресатом высокий или низкий), наконец, пол говорящего. Это, на наш взгляд, означает, что при продуцировании высказывания эти факторы целостной коммуникативно-речевой ситуации, вероятнее всего, определяют последующую программу развертки сообщения (от форм 0-речи, вокализаций до сложной структуры вербальных высказываний) и задают соотношение реализуемого высказывания с ними. Это подтверждает тот факт, что, по результатам данного вида анализа, все виды рефлексии «стянуты» во второй кластер, представленный параметрами РЮ-В9 и П1-П8, П10-П11, а также параметрами «ошибок», характеризующими особенности реализации речи - языка сточки зрения адекватности высказывания условиям и характеристикам прагматической ситуации, а также выражаемому содержанию (замыслу - в самом широком смысле слова, а не только как намерению в отношении партнера по коммуникации, которое выражается, прежде всего, средствами и определенными характеристиками речи).
Вероятнее всего, что данные в отношении П9 (потребность выразить себя, свое состояние), входя-
щей в другой кластер, означают, что наличие социального существа или квазисоциального объекта как потенциального адресата высказывания запускает механизм речи как, прежде всего, возможности выразить себя при формировании специфической интенции, направленной на другого. Это подтверждает следующий наш теоретический постулат: экспрессивная речь актуализируется в ситуации присутствия другого в пространстве, субъективно определяемом как коммуникативное. Можно предполагать также, что первоначально актуализируются определенные типы жанров - инициативный или ответный, а также прямой или косвенный, характеризующие реальность коммуникативных ролей партнеров, их «психологический вес» в организации речевого взаимодействия.
Полученные результаты также показывают, что два обсуждаемых кластера объединяются значимым для реализации потенциального высказывания фактором адресата как конкретного лица или конкретного объекта адресации, и далее - фактором «тип жанра 1» (с его потенциалом реализовывать конкретную, «уточненную» интенцию говорящего в отношении адресата). Это может означать, что именно эти два параметра ситуации речи - высказывания являются интеграторами структур и характеристик высказывания, актуальных на этапе, предшествующем моторному акту звукопроизводства, и генерализованными факторами моторной реализации высказывания, когда высказывание можно квалифицировать как конкретный речевой жанр. Последнее отражено в структуре дендрограммы: как видим, параметр «жанр», отражающий жанровую специфику высказывания уже не с точки зрения его принадлежности к тому или иному типу, а в тонко дифференцированной жанровой семантике, объединяет, наряду с параметром возраста, все последовательно образовавшиеся кластеры.
Сказанное позволяет предположить, что множество смыслов потенциального высказывания -смыслов иерархически организованных - «заполняют» или организуют речежанровую форму высказывания - в его конкретном содержании, соотносимом с генеральной интенцией автора (императивного, оценочного, информативного, перформатив-ного, аффективно-экспрессивного характера). Поэтому важным в отношении темы статьи является то, что тесную связь обнаруживают такие параметры выска-
зывания, как П8 (потребность изменить ситуацию, привлекая партнера по речи, и в том числе изменить характер взаимодействия с партнером), П1 (потребность в социальном существе), (рефлексия высказываемого содержания), (речевая рефлексия по поводу коммуникативных правил), параметр ПЗ (потребность в позиционировании), образующий группу с Кб (рефлексия речевой стратегии), и через П2 (потребность во внимании) и П10 (потребность в сотрудничестве) - с «прагмасемантическим» кластером. Таким образом, тесную связь обнаруживают факторы ситуации речи, задающие: 1) возможность реализации речи; 2) с определенным коммуникативным намерением. Отметим здесь, что речевая стратегия и теоретически, и эмпирически соотносится с понятием и феноменом речевого жанра, а возникновение рефлексии по поводу речевой стратегии (как частной, так и генеративной) означает, что ребенок оценивает последовательно предъявляемые фрагменты целостного высказывания сточки зрения их адекватности своему генеральному коммуникативному намерению.
Представленные данные обнаруживают также определенную связь типической структуры речи («тип жанра 1») и ее реализации в конкретном жанре («жанр») с возрастом ребенка (см. рис. 1).
Кластерный анализ по методу полной связи, или дальнего соседа (рис. 2), дает чрезвычайно важные результаты, подтверждающие изложенное выше: один из кластеров также составляют прагмасемантические характеристики минимальных фрагментов высказывания (первичных речевых жанров, в нашей трактовке) - типы жанров 2, 3 (инициативные / ответные и прямые / косвенные жанры соответственно), ситуация (естественной коммуникации / игры), прагматическая ситуация (заданная типом адресата), которые обнаруживают тесную связь с П9 (потребность выразить свое состояние, мысль) и далее - с подгруппой пол - коммуникативный статус говорящего по отношению к адресату. Данный кластер оформляется связью названных факторов с фактором адресата (имеется в виду конкретный адресат) и типом жанра 1 (императивный / информативный / оценочный / др.). Таким образом, если обсуждать продуцирование высказывания и моторную часть речевого акта, в их основе лежат факторы взаимодействия потенциального автора и потенциального адресата в их характеристиках, потребность потенциального автора выразить свои состояния, мысли, а также выбор речевых форм в их типических характеристиках, позволяющих ребенку сделать пер-
Tree Diagram for 37 Variables Single Linkage Percent disagreement
1,0 I..............| . .........
0,8 ■
0,6 ■
со
и 0,4
Рис. 1. Дендрограмма кластерного анализа массива данных по методу одиночной связи, или ближайшего соседа
си о
1,0
0,8
0,6
и 0,4
CD Ol
to с
0,2
0,0
Tree Diagram for 37 Variables Complete Linkage Percent disagreement
ГА
с e С с * * с с § э * * в с Щ а - | * | g * * * * а | н в о Q * g g *
Ol О I Ю —11-1 Г" -J—,1«? о
te -Q
ffl S и ^
PO
PQ
U
ff
И
Он
ч1-! О?
PQ
и
и
с
S н
н К н & н
а. гЧ ^ Ш (j <
I w а ^ Он л tri
О
S s с Е й-
о оз
Рис. 2. Дендрограмма кластерного анализа массива данных по методу полной связи, или дальнего соседа
вичную грубую «прикидку» речевой формы к характеристикам прагматической ситуации.
Тесная связь описанного кластера фиксируется с такими характеристиками высказывания, как жанр, а также возраст. Менее тесная связь «прагмасеман-тического кластера» - жанра - возраста обнаруживается с другим сложно организованным кластером. Он формируется рядом подгрупп:
К1 (фонетическая рефлексия) - (грамматическая рефлексия) - 137 (рефлексия жанра - формы высказывания) - ошибка связи 1 (связь конситуа-ция - текст) - ошибка содержания - КО (факт автоматизма реализации высказывания или его нарушения) - КЗ (словообразовательная рефлексия). Через речевую ошибку эта группа связана с П11 (потребность в идентификации) - П5 (потребность в материальном объекте) и далее - через ошибку связи 2 (коммуникативная ошибка) - с подгруппой П6 (потребность предотвратить потенциальный ущерб) -П7 (потребность изменить свое эмоциональное состояние);
связанные между собой подгруппы формируются факторами 132-134 (рефлексии лексическая и синтаксическая соответственно) и языковой ошибкой -ошибкой связи 3 (семантическая), посредством кото-
рых подгруппа 1 связывается с П1 (потребность в социальном существе) - П4 (потребность в информации) и далее - с [39 (рефлексия содержания);
группа ПЗ (потребность в позиционировании) -Кб (рефлексия речевой стратегии) посредством связи с П8 (потребность изменить ситуацию, в том числе коммуникативную) и П2 (потребность во внимании) связана с кластером, образованным подгруппами 1 и 2;
образование кластера завершает подгруппа П10 (потребность в сотрудничестве) - 138 (рефлексия коммуникативных правил); ее связь с подгруппами 3 и 1-2 задает связь кластера с прагмасемантическим кластером, а также жанром и возрастом.
Таким образом, результаты кластерного анализа дают возможность обсуждать в структуре факторов (а также процессов) речепорождения (имеем в виду порождение высказывания как в формах 0-речи, вокальной экспрессии, так и в формах вербального высказывания, поскольку нами проанализированы все возможные виды высказываний) несколько групп: 1) характеризующие прагматическую ситуацию как востребующую речевую связь между потенциальными автором и адресатом и отвечающие ей типы взаимодействия (на уровне речи -типы
речевых жанров), когда высказывание начинает моделироваться в самых общих, базовых, глубинного порядка характеристиках; 2) отражающие языковую рефлексию автора по поводу адекватности выражения тех или других потребностей; 3) отражающие речевую рефлексию с точки зрения эффективности используемых речевых стратегий и коммуникативных правил и связанные, в частности, с использованием языковых средств; при этом рефлексия многопланового содержания высказывания и рефлексия соответствия коммуникативным правилам или их нарушения определяют связь кластера 2 с кластером 1, образованным параметрами жанровой семантики. Следовательно, можно утверждать, что полученные данные доказывают существование нескольких функциональных блоков в структуре коммуникативного сознания, обеспечивающих обработку прагмаречевой информации и, в дифференцированное™ от нее и в интегративных связях с ней, информации языкового порядка, т. е. прагматическая ситуация в ее структуре, интенциональная основа социальной коммуникации, речь, язык являются в коммуникативном сознании различными, но интегрирующимися и интегрируемыми системами
(блиографический список
1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1997. Т. 5: Работы 1940 - начала 1960-х гг. (Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров».)
2. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. Саратов, 2002.
3. Жанры речи: сб. статей. Саратов, 1997-200В
4. Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992.
5. Маланчук И,Г. Избирательная кампания в России: в поисках жанров // Политическое поведение и политические коммуникации: тезисы и тексты докладов Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 1994. С.73-77.
6. Маланчук И.Г. Коммуникативные и коммуника-тивно-связанные потребности как фактор продуцирования речи (на материале детской речи) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. № 1. С. 82-89.
7. Маланчук И.Г. О соотношении речевого жанра, и речевого акта//Филология-Журналистика», 94.
Научные материалы. Красноярск: КГУ, 1995. С. 50-51.
8. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009; 2-е изд., доп. Красноярск, 2013 (в печати).
9. Осетрова Е.В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: рече-ведческий аспект: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Красноярск, 2010.
10. Осетрова Е.В. Слухи в речевой и языковой действительности // Русский язык сегодня: сб. статей / Ин-т русского языка РАН. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2: Активные языковые процессы конца XX века. С. 493-501.
11. Подберезкина Л.З. Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов). М.: Ин-т русского языка РАН,
1996.
12. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
13. Сперанская А.Н. Правила речевого поведения в русских паремиях: дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999.
14. Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование: дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999.
15. Фролова О.В. Особенности вокально-речевого развития детей в условиях семьи и дома ребенка: дис.... канд. биол. наук. СПб., 2008.
16. Шмелева Т.В. Жанровая система политического общения // Политическое поведение и политические коммуникации. Красноярск, 1994. С. 55-57.
17. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.
18. Шмелева Т.В. Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.
19. Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев, 1995. № 1-2.
20. Щурина Ю.В. Шутка как речевой жанр: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Великий Новгород,
1997.