Научная статья на тему 'Возрастная динамика концептуализации речи в коммуникативном сознании ребенка: фактор адресата'

Возрастная динамика концептуализации речи в коммуникативном сознании ребенка: фактор адресата Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / ФАКТОРЫ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА / АДРЕСАТ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / COMMUNICATIVE CONSCIOUSNESS / SPEECH PRODUCING FACTORS / ADDRESSEE / AGE-RELATED DYNAMICS / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маланчук Ирина Григорьевна

В статье представлены результаты кластерного анализа 37 факторов продуцирования речи детьми 1-7 лет. Особо обсуждаются становление и развитие фактора адресата от малодифференцированного и семантически связанного образа адресата высказывания до выделения его в отдельный фактор производства речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age-related dynamics of speech conceptualization in communicative consciousness of a child: addressee factor

The results of a cluster analysis of 37 speech producing factors by one-year seven-years old children are presented in this article. The formation and development of the addressee factor are particularly discussed from a less differentiated and semantic connected image of the addressee of the statement to its formation in a separate speech producing factor.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика концептуализации речи в коммуникативном сознании ребенка: фактор адресата»

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ РЕЧИ В КОММУНИКАТИВНОМ СОЗНАНИИ РЕБЕНКА:

ФАКТОР АДРЕСАТА

Социальное сознание, коммуникативное сознание, факторы речепроизводства, адресат, возрастная динамика, кластерный анализ.

Актуальной научной проблемой является процесс развития представлений детей о речевой коммуникации и возможностях реализации речи как в формах самой речи, так и в интеграции их с языковыми средствами и структурами, в частности в аспекте складывающейся у ребенка (и трансформирующейся) концепции адресата как фактора продуцирования высказывания. Полагая, что речь является врожденной функцией социальной связи, мы определяем ее как совокупность видоспецифичных (а в отношении речевого развития человека — культурно-специфичных) коммуникативно значимых вокальных конструкций (звукокомплексов), представляющих собой особым образом — в пространственно-временных и интен-сивностных характеристиках и в абстрагировании от процесса фонематизации и фонемного состава этнического языка — упорядоченную звуковую материю. Си-мультанирование сукцессивного вокального «ряда» реципиентами речи позволяет создать целостный акустический образ, интегрированный с аффектом / эмоцией и образом прагматической ситуации в ее динамических характеристиках, представляющий собственно форму речи.

Образы ситуаций речевого взаимодействия в их структурном и динамическом содержательном компонентах имеют социально-коммуникативный, прагматический смысл, будучи включенными в систему регулирования коммуникации для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека. Этот постулат может быть распространен на самые ранние этапы онтогенеза речи, однако при описании и анализе фактов речи в новорожденности — раннем младенчестве необходим адекватный научный аппарат, уточняющий представления о реализации речи в данном возрасте.

Концепция, касающаяся особенностей адресации детского высказывания, предложена чуть ли не единожды — Ж. Пиаже (1921) [Пиаже, 1994]; в отечественной психологии она в целом поддержана, критический анализ, предпринятый Л.С. Выготским (1934), относится к функциям «эгоцентрической речи» [Выготский, 1999]; нашу критику ее в аспекте проблемы социальности / эгоцентризма речи см. в [Маланчук, 2002; 2009]. Нами также предложена следующая концепция диалогизма речи: любая форма речи восходит к диалогической структуре, является ее трансформацией и отражает ту или иную степень диалогизма [Маланчук, 2004; 2004а] (ср.: [Бахтин, 2000, с. 249-318]).

Для анализа фактора адресата при продуцировании речи детьми были систематизированы такие феномены, факты речи, как вокализации; говорение с собой / для себя; говорение в присутствии другого - потенциального адресата; различные виды детского диалога («А я - диалог» и др.); «классический» диалог с другим с меной ролей говорящего / слушающего. Математико-статистический анализ в отношении собранных нами высказываний детей (количество минимальных коммуни-

кативно значимых и жанрово оформленных единиц речи — 7267) проводился методом кластерного анализа (метод полной связи, или дальнего соседа).

В целях мультидисциплинарного исследования речи был разработан список параметров — социальных, социально-психологических, психологических, речевых, языковых. Задано 37 параметров:

— возраст (на рисунках, представленных ниже - ВОЗРАСТ; далее в скобках также указаны обозначения параметров на рисунках);

— пол (ПОЛ);

— коммуникативный статус говорящего (КОМ_СТАТ);

— социальная роль адресата (АДРЕСАТ; реализуется в 16 выявленных в детских текстах позициях: Ребенок, Мать, Отец, Бабушка, Дед, Воспитатель, Другие взрослые, <говорение> Себе (автокоммуникация), Игрушка, Животное, др.);

— тип прагматической ситуации в аспекте взаимодействия автора и определенного типа адресата — конкретного, потенциального и др. (ПРАГМ_СИТ);

— форма социального взаимодействия (естественная коммуникация / игра; СИТУАЦИЯ);

— речевой жанр (ЖАНР);

— типы жанров 1, 2 и 3 (императивный / информативный / оценочный / перформативный / экспрессив; ответный / инициативный; прямой / косвенный. На рис. обозначены ТИП_Ж1, ТИП_Ж2, ТИП_ЖЗ);

— типы коммуникативно-связанных потребностей (11 зафиксированных нами по детским текстам типов потребностей. Обозначены символами П1 — П11, содержание их расшифровано далее при анализе взаимодействующих мотиваторов речи, полный список типов потребностей см. в: [Маланчук, 2009]);

— типы рефлексии: автоматизм / отсутствие автоматизма при реализации высказывания (ЛО); языковая рефлексия (фонетическая, лексическая, словообразовательная, синтаксическая, грамматическая — Ш — И5 соответственно); речевая рефлексия (фиксируется наличие / отсутствие речевой рефлексии в отношении речевой стратегии, осознания особенностей использования формы речи и речекоммуникативных правил — И6 — И8); рефлексия содержания, передаваемого вербальными средствами (119);

— уровни связности вербального текста — прагматический, коммуникативный, семантический, а также особенности («ошибки») связности (СВЯЗ_ОШ1 — СВЯЗ_ОШЗ);

— наконец, ошибки языковые, речевые, логические (ошибки содержания) по сравнению с речеязыковой нормой (ЯЗЫК_ОШ, РЕЧ_ОШ, СОД_ОШ).

Кластерный анализ по методу полной связи, или дальнего соседа (рис. 1), проведенный в отношении всего массива данных высказываний детей 1—7 лет, дает чрезвычайно важные результаты в отношении дифференциации процессов выбора ребенком форм речи и языковых средств: один из кластеров составляют прагмасе-мантические характеристики минимальных, специфически интенционально заданных сегментов высказывания (первичных речевых жанров, в нашей трактовке. См.: [Маланчук, 2009, 213—215])— типы жанров 2, 3 (инициативные / ответные и прямые / косвенные жанры соответственно), ситуация (естественной коммуникации / игры), прагматическая ситуация (заданная типом адресата), которые обнаруживают тесную связь с П9 (потребность выразить свое состояние, мысль) и далее — с подгруппой «пол — коммуникативный статус говорящего по отношению к адреса-

ту». Кластер оформляется связью названных факторов с фактором адресата и типом жанра 1 (императивный / информативный / оценочный, др.).

Таким образом, в основе продуцирования высказывания лежат факторы взаимодействия потенциального автора и потенциального адресата в их характеристиках, потребность потенциального автора выразить свои состояния, мысли, а также выбор речевых форм в их типических характеристиках, позволяющих ребенку сделать первичную грубую «прикидку» речевой формы к характеристикам прагматической ситуации и своему интенциональному состоянию. По данным качественного анализа, это в меньшей степени касается ситуации речи, предшествовавшей фиксируемому речевому акту: ребенок, как правило, в высшей степени экспансивен в коммуникативном пространстве и независимо от того, каков результат предыдущего речевого акта (позитивен или негативен в отношении ребенка), предпринимает инициативные высказывания в основном со сменой темы, что позволяет ему поддерживать коммуникацию, вводя новые основания и в случае негативного результата снимая для себя проблему переживания негативной эмоции.

Тесная связь описанного кластера фиксируется с такими характеристиками высказывания, как жанр (реализация высказывания в определенной речевой форме), а также возраст. Менее тесная связь «прагмасемантического кластера» — жанра - возраста обнаруживается с другим сложно организованным кластером, который формируется целым рядом подгрупп (рис. 1) и отражает формирование высказывания как речеязыковой структуры, где вербализация сообщения контролируется с точки зрения реализации замысла (речевой стратегии) и соблюдения имплицитно существующих для ребенка правил коммуникации. Примечательно, что кластер оформляется последовательным присоединением подгруппы 113 (потребность в позиционировании) — И6 (рефлексия речевой стратегии) — Г18 (потребность изменить ситуацию) - П2 (потребность во внимании) и подгруппы 1110 (потребность в сотрудничестве) — И8 (рефлексия коммуникативных правил); эта связь с подгруппами кластера задает его связь с прагмасемантическим кластером, а также жанром и возрастом. Адресат, как видим, при этом фактически определяет выбор типа жанра и реализует для ребенка возможность выразить себя.

1,0

0,8

0,6

Ш

О

£=

ГО

ю 0,4

О

ш

О)

| 0,2 □

0,0

Рис. 1. Дендрограмма кластерного анализа массива данных по методу полной связи, или дальнего соседа

Рт

г

г

г

1°, 3*

го

вд

т.

о

Э2

°,

м

Рч

Э_ т — о Н Р4 щ ей

о в

IО Ч I О £2

о «

и т о

а'

О

П П К К н Ь н

Вер

<

Рч

СО

О

Я

Для определения факторов и закономерностей продуцирования высказывания и развития речи ребенка в динамике раннего онтогенеза были проанализированы результаты кластерного в отношении выделенных нами возрастных групп.

На рис. 2 отражен процесс формирования высказывания у ребенка третьего года жизни. Приведем только эти данные, поскольку фактор адресата реализуется здесь так же, как и в предыдущем возрасте (2-й год жизни): параметр «адресат» входит в прагмасемантический кластер, не составляя отдельного фактора продуцирования речи, однако задает выбор типа жанра в его интенциональных характеристиках. Отметим, что по сравнению с предыдущим возрастом в прагмасемантический кластер входит новая потребность — в сотрудничестве, при этом связь подгруппы П9 (потребность выразить свою мысль, состояние) — П10 (потребность в сотрудничестве) с параметром: «адресат» и посредством него задает выбор типа жанра в его возможностях транслировать намерение (замысел) в отношении адресата.

1.0

0.8

0,6

Ф

О

С

03

8 м

ш

О)

го

.£ 0.2 3

0.0

Рис. 2. Дендрограмма кластерного анализа показателей по методу полной связи, или дальнего соседа, для второй возрастной группы (третий год жизни)

Примечание. Ошибка содержания не представлена в данной возрастной группе, однако на рисунке место, где она отмечена, определено по показателям наиболее низкой условной дистанции между другими показателями.

На четвертом-пятом году жизни тесной связью параметров «адресат» и «тип жанра 1» оформляется прагмасемантический кластер (рис. 3).

На пятом году жизни фиксируется перегруппировка: между «адресатом» и «типом жанра 1» ослабляется связь, при этом «адресат» «замыкает на себя» все праг-масемантические характеристики планируемого ребенком высказывания, и теперь в связи с характеристиками адресата происходит выбор жанра в его интен-циональном содержании (рис. 4).

По нашим данным, выделение фактора адресата в коммуникативном сознании ребенка как отдельного фактора происходит на шестом году жизни (рис. 5) и стабильно удерживается в дальнейшем.

Дендрограмма кластерного анализа для шестого года жизни отражает существенные изменения по сравнению с данными относительно предыдущих возрастов. Так, параметр «адресат» выделяется как отдельный фактор продуцирования высказывания, и, таким образом, факторов, определяющих продуцирование высказывания,

£

М ОО СП ю сь м с & с 04 & рц

3

о

н

3

с с

га

о

М Н □

в а о

О О ьи

I р-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п т и 6*

га сч и о

С Ой

а

о

и:

о

и

г- «1 — О —;

Й ей ее! ей ^

с'

К н

п

о

у

с ^

с

к

н

В 8

!=Г О

С „!

н

<

О

м

ец

1.0

0.8

0.6

Ф

О

С

05

5 °-4

0.2 I 7

0.0

Рис. 3. Дендрограмма кластерного анализа, показателей по методу полной связи, или дальнего соседа, для третьей возрастной группы (четвертый год жизни) Примечание. И0 в данной возрастной группе не представлена, на рисунке место, где она отмечена, определено по показателям наиболее низкой условной дистанции между другими показателями.

становится четыре: прагмасемантический кластер формирует первый фактор; кластер, отражающий закономерности продуцирования и реализации текста как сложной речеязыковой структуры, формирует второй фактор, третий фактор составляет параметр «жанр», четвертый, выделившийся из прагмасемантического кластера, - параметр «адресат». Наблюдаемое при этом увеличение числа групп характеристик (параметров) внутри кластеров 1 и 2 свидетельствует, как можно думать об усилении интеграции «базовых» факторов продуцирования речи, а также о большей дифференциации значимых для построения высказывания отдельных факторов и их групп. Представляется, что выделившийся как отдельный фактор адресата теперь определяет новое осмысление ребенком прагматики ситуации речи, и можно, вероятно, утверждать, что высказывание строится, анализируется и корректируется сквозь призму адресованности, уже не «потенциальной», реализуемой в коммуникативном сознании ребенка на глубинном уровне, а реальной с учетом значимых для построения социального взаимодействия индивидуальных характеристик адресатов. Какие характеристики адресата интегрируются в его значимый для речи ребенка образ - важная проблема дальнейших исследований.

1,0

0,8

0,6

О)

03

.Е 0,2 _|

0,0

Рис. 4. Дендрограмма, кластерного анализа, показателей по методу полной связи, или дальнего соседа, для четвертой возрастной группы (пятый год жизни)

1.0

0.8

0.6

ф

о

£=

03

£ »•* ш со го

.Е 0,2

0,0

Рис. 5. Дендрограмма кластерного анализа показателей по методу полной связи, или дальнего соседа, для пятой возрастной группы (шестой год жизни)

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 249-299; см. также: Бахтин М.М. Проблема текста // Там же. С. 299-318.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.

3. Маланчук И.Г. Закрытие монолога, или Диалогическая модель коммуникации и проблема эгоцентризма детской речи // Научно-методический вестник. Вып. 2. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. С. 192-218.

4. Маланчук И.Г. Развитие диалогических форм речи у ребенка на первом году жизни // Детская речь как предмет лингвистического исследования: материалы междунар. науч. конф. / под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Наука, 2004. С. 163-166.

5. Маланчук И.Г. Динамика и трансформации структуры диалога в речи ребенка первого года жизни // Школа и личность. Красноярск: РИО КГПУ, 2004а. С. 38-44.

6. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.