Но я теперь слово арбитрам-наблюдателям. Итак, как вы оцениваете поведение репки, внучки, кошки, мышки, бабушки? А вы бы как поступили, оказавшись на их месте? Вопрос к героям: « А вам понравилось быть в роли кошки, бабушки, мышки, собачки и кошки? Почему? А вы бы как поступили на их месте? А как вы считаете, дедушке стало плохо лишь от того, что спина у него болела?» Арбитры дают оценку всем героям. Дети отвечают.
Мы должны вслушиваться, вглядываться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы, придавать обыденным повседневным ситуациям гуманистическую окраску. То есть быть внимательными, готовыми прийти на помощь по первому зову. А сейчас я попрошу дать ответ на реплику, записанную на экране, она может прозвучать везде: на улице, в школе и дома. Как же вы на её среагируете? На экране реплика: « Что-то я себя плохо чувствую». На экране размещены и предположите льные ответы. Если дети не могут ответить, то просим их назвать два ответа со слайда.
Рефлексия Друзья, я думаю, что ваши поступки будут такие же добрые, как и ваши ответы. Давайте поблагодарим друг друга! На экране «СПАСИБО ВАМ (за искренность, доброту, дорожелатель ность, хорошее настроение, уважение, игру) Апплодисменты
Глобус
(по идеям Н.Е. Щурковой)
Это красивая и изящная интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности со-
временного человека. В основании игры лежит положение о много мерности мира, которая говорит о том, что любое явление мира точно также как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо) занимают разное положение по отношению к предмету, расположенного на столе, и поочередно описывают, то что видят сообщают об этом всей группе. (Их описание не совпадают).
- Ведущий убирает глобус и просит участников игры побеседовать о том, что за предмет стоял на столе.
- Выводы участников игры о несхожести характеристик.
- Наблюдатели высказывают впечатление от происходящего на их глазах.
- Рефлексия. Библиографический список
1. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики Педагогическое общество России, Москва, 2006. - С.3 - 15, 193.
2. Щуркова Н. Е. Сборник пёстрых дел, Смоленск, 1998. - С.35 - С.31
Богачева Людмила Григорьевна,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69», г. Апатиты
dou69-apatity@bk.ru
Полевая Надежда Васильевна,
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г. Апатиты Кубова Людмила Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г.Апатиты Перминова Лариса Вячеславовна,
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г.Апатиты Системный подход в организации процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида Аннотация. В статье освещен опыт работы по организации процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида. Раскрывается система деятельности службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей, формы и методы работы по внедрению различных моделей интеграции. Ключевые слова: интеграция, инклюзия, проектная деятельность, сопровождение, дети-инвалиды.
Последние десятилетие XXI века в большинстве стран мира отмечаются существенные изменения в системе специального образования, связанные с развитием интеграции и формированием нового отношения государства и общества к детям с особыми нуждами.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
В приоритетном национальном проекте «Образование» (2009-2012 годы), акцентировано внимание на создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, на основе формирования интегрированного (инклюзивного) образования в региональной образовательной системе до 1.09.2013 года.
Для решения данных проблем разработаны национальные инициативы, федеральные и региональные программы:
- «Дети - инвалиды» (составляющая федеральной программы "Дети России") направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и их семей;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирована на создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- «Региональная программа действий в интересах детей Мурманской области на 2012-2017годы» решает задачи создания условий для образования, воспитания, социализации, максимально-возможной самореализации детей с ОВЗ.
В России интеграция/инклюзия выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования. Интегрированное воспитание и обучение обеспечивает детям с проблемами в развитии равные с их здоровыми сверстниками условия для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. При этом активно развиваются инновационные - интегрированные формы сопровождения неоднородной по составу категории детей с ОВЗ.
Наиболее адекватными условиями для проведения эффективной интеграции детей с ОВЗ располагают комбинированные образовательные учреждения, так как:
- дети с особыми потребностями могут воспитываться в трех видах групп (в обычной массовой, в группе компенсирующей направленности, в комбинированной группе),
- учреждение комбинированного вида может реализовать все основные модели интеграции: постоянную, временную, частичную.
МБДОУ №69 г. Апатиты Мурманской области имеет статус детского сада комбинированного вида с 1993 года. Списочный состав - 92 воспитанника. В детском саду функционируют пять групп, из них 3 общеразвивающие группы и две группы компенсирующей направленности:
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (различные формы плоскостопия, сколиоза, далее - ОДА),
- для детей со сложной структурой дефекта, имеющих статус инвалида.
За 19 лет группу «особый ребенок» посещали 62 воспитанника с разными диагнозами.
Одним из ведущих направлений деятельности ДОУ является создание сбалансированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения (далее по тексту ПМП-сопровождение), которая обеспечивает систематический и планомерный подход в решении проблем социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ. Этот подход включает два компонента: приспособление ребенка с нарушениями в развитии к вхождению в детское сообщество, его адаптацию к окружающим условиям; подготовка самого общества (детей общеразвивающих групп и их родителей) к принятию таких детей.
Правовым аспектом создания условий для сопровождения детей с ОВЗ является нормативная база, с разработанная учётом специфики дошкольного образовательного учреждения и нормативно-правовой документации Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ, составлены локальные акты и нормативно-управленческие документы. Программно-методический комплекс представляет основную образовательную программу дошкольного образования (ООПДО) МБДОУ д/с комбинированного вида №69, разработанную на основе комплексных и коррекционных программ.
С целью включения «особого ребенка» в общеобразовательную среду, в ДОУ созданы оптимальные условия. Это, в первую очередь, материально-техническая база и соответствующая предметно-развивающая среда.
Специальные помещения для оздоровительной, коррекционной и консультативной работы:
- логопедический кабинет, кабинет психолога, оснащенные оборудованием, специальными пособиями для диагностической, коррекционно-развивающей работы;
- массажный кабинет для проведения лечебного, общеукрепляющего, оздоровительного массажа с оборудованием фирмы «Альма», ручные и ножные велотренажеры;
- спортивный зал, в котором проводятся занятия лечебной и физической культурой;
- физиокабинет, оснащённый аппаратами для укрепления опорно-двигательной системы («Амплипульс», «Стимул», «Гидромассажер»);
- музыкальный зал.
Кабинеты специалистов оснащены современной оргтехникой, имеется мультимедиа система. В профессиональном инструментарии специалистов имеются коррекционно-развивающие компьютерные игровые программы («Игры для тигры», «Говорушки», «Развивай-Ка для детсадика» и др.; аппарат для комплексной коррекции тяжелых нарушений речи «Денс-терапия»).
Оформление и оборудование групповых помещений продумано с учетом специфики проблем развития воспитанников. Присутствует элемент домашнего интерьера, что способствует обеспечению эмоционального комфорта и благополучия.
Служба ПМП-сопровождения является отдельным подразделением в структуре управления образовательным учреждением. Модель службы представлена четырьмя блоками: медицинский, психологический, логопедический, педагогический.
Успешность и результативность службы во многом зависит от кадрового обеспечения. В системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ задействованы высококвалифицированные (высшая и первая категории) педагоги, специалисты, врачи и медицинский персонал, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень через систему курсовой подготовки.
Слаженное сотрудничество направлено на решение ведущих целей и соответствующих задач.
Цели:
- обеспечение естественного развития детей через включение здоровьесберегающих технологий,
- формирование толерантности у воспитанников в условиях разных видов интеграции,
- психолого-педагогическая поддержка семьи, педагогов. Задачи:
- оптимизация развивающей среды,
- совершенствование воспитательно-образовательного процесса,
- апробация различных форм коррекционной и развивающей работы,
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов,
- создание условий для социальной адаптации и интеграции воспитанников,
- формирование психолого-педагогической культуры родителей; установление партнёрских, доверительных отношений в системе «Детский сад - семья».
Создание банка данных о детях, семье и комплексная диагностика развития ребёнка - исходная точка работы службы сопровождения по 5 основным направлениям:
- коррекционно - развивающие мероприятия,
- комплексные лечебно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия,
- консультативно - просветительская помощь родителям,
- методическое сопровождение,
-установление различных форм сотрудничества с другими учреждениями. Функционирование службы ПМП-сопровождения регулируется и координируется психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольного учреждения.
Основная цель ПМП-консилиума: создание целостной системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для индивидуального, интегрированного воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ.
Заседания проводятся в плановом и внеплановом режиме. Обсуждаемые вопросы:
- анализ комплексной диагностики
- индивидуальный маршрут развития
- направления и мероприятия коррекционно-развивающей, воспитательно-образовательной работы;
- варианты взаимодействия педагогов и специалистов
- определение вида интеграции
- отслеживание интегративных процессов
- рекомендации родителям
Решения, определяющие вид, систему проведения интегративных процессов для каждого ребенка-инвалида, носят коллегиальный характер.
Вид и перспективы интеграции определяются по схеме:
- учет медицинских показаний позволяет оценить психофизические возможности ребенка;
- комплексная диагностика выявляет зоны актуального и ближайшего развития;
- согласие родителей и их готовность обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, участие в ре/абилитационном процессе;
- подготовка интегрируемой и принимающей сторон;
- связь с другими учреждениями с целью обеспечения благоприятного перехода в другую социально-образовательную среду;
- учет предметно-развивающей среды (наличие специального оборудования, пособий и т.д.)
В процессе многолетней работы ПМП-консилиума разработаны критерии оценки готовности ребенка к определенному виду интеграции:
- психо-физические возможности ребенка;
- особенности развития интеллектуальной сферы;
- особенности эмоционально-личностной сферы;
- коммуникативная компетентность;
- уровень речевого развития;
- сформированность навыков самообслуживания и личной гигиены.
В нашей практике присутствуют следующие модели (виды) интеграции детей-инвалидов: частичная, временная, постоянная (инклюзия).
1. Постоянная - воспитанник(и) со сложной структурой дефекта постоянно посещают группу с нарушениями ОДА. Интеграция данного контингента детей обусловлена рядом объективных причин:
- количественный состав группы детей с ОДА - 12 человек,
- у детей с нарушениями ОДА сохранный интеллект,
- количество интегрируемых детей варьируется от одного до трех,
- наличие соответствующей коррекционно-развивающей среды.
2. Частичная - воспитанник(и) группы «особый ребенок» участвует в занятиях развивающего и коррекционного направления.
3. Временная - периодическое объединение всех воспитанников в рамках мероприятий воспитательного и культурно-досугового характера с детьми, посещающими ДОУ и других детских учреждений.
Каждый конкретный вид интеграции предполагает различные формы организации воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса.
В рамках сотрудничества, сотворчества, цели и задачи становятся общими и достаточно глобальными, а формы профессиональных контактов варьируются от консультативных до творческих совместных педагогических проектов.
Педагогическая проектная деятельность позволяет расширить и разнообразить варианты ин-тегративных мероприятий. В рамках профессионального сотрудничества, сотворчества педагогов и специалистов созданы и работают социально значимые проекты.
Проект «Радость» (авторы - воспитатели группы детей с ОДА), социально-эмоциональной направленности, ориентирован на формирование конструктивного поведения в общении со сверстниками и в ближайшем социуме. Участниками проекта являются дети-инвалиды, находящиеся в условиях инклюзии.
Цель проекта: коррекция имеющихся проблем, личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком, обеспечение социально-эмоционального благополучия.
С целью расширения социальных контактов воспитанников ДОУ были организованы «гостевые визиты» с детьми речевой группы МБДОУ №10.
Долгосрочный муниципальный социально-педагогический проект «Новые друзья» (авторы старший воспитатель МДОУ № 69, заместитель главного врача по методической работе Областного специализированного дома ребенка) который ориентирован:
- на воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интегрированных в эту группу детей - инвалидов;
- на детей Областного специализированного дома ребенка (ОСДР).
Ведущая цель данного проекта:
- расширение социальных контактов дошкольников в условиях новых форм интеграции при объединении воспитанников разных детских учреждений.
В работе с детьми, имеющими сложные нарушения, особого внимания заслуживает мотивация педагогов к совместному взаимодействию и развитию профессиональной компетентности. С целью повышения эффективности коррекционных и интегративных процессов, в рамках совместной экспериментальной деятельности педагог-психолог и музыкальный руководитель разработали программу коррекционных игровых занятий «Дружная семейка», которая имеет рецензию и опубликована издательством «Детство-ПРЕСС» в 2010 году.
Цель: создание условий для повышения адаптационных возможностей и эмоционально-личностного развития дошкольников с ОВЗ, интеграция детей-инвалидов в детское сообщество.
Учитывая социальную значимость, сложность, комплексность проблем, решаемых в рамках интегрированного воспитания и обучения, особое внимание уделяем психолого-педагогическому сопровождению семьи особого ребенка. Функционирование службы ПМП-сопровождения - это комплексная технология помощи детям, их семьям.
Поддержка семей осуществляется по двум направлениям.
1. Нормативно-правовое информирование (основные законы об инвалидах в РФ и отраслевые нормативные акты; памятки с перечнем льгот семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; электронные адреса форумов открытого общения, благотворительности).
2. Психолого-педагогическое сопровождение.
Основной целью взаимодействия в системе «детский сад - семья является:
- изменение родительской позиции к проблемам ребенка; формирование адекватного отношение к перспективам его развития;
- повышение реабилитационной культуры семьи;
- привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Взаимодействуя с семьёй «особого ребёнка» придерживаемся следующих позиций:
- только общими усилиями семьи и педагогов, специалистов ДОУ можно помочь ребёнку;
- каждый ребёнок - уникальная личность;
- общение на основе диалога, учёт пожеланий и предложений родителей;
- «воспитание» у родителей живого интереса к возможностям и достижениям ребёнка;
- проявление понимания деликатности и такта.
Наш девиз. «Вместе, рядом, сообща», который подразумевает, что общение сотрудников ДОУ и родителей строится на четырех китах: единство, партнёрство, соучастие, сотворчество.
Дифференцированно подходим к выбору форм работы с семьёй.
Организация клуба общения родителей «Особый ребёнок» созданный с целью установления доверительных, партнёрских отношений «детский сад - семья».Формы работы в рамках встреч клуба общения включают разные виды психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.
С целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений, установления доверительного контакта между семьёй и сотрудниками детского сада, педагог-психолог и музыкальный руководитель создали курс тренинговых занятий для родителей и детей - инвалидов «Мы вместе».
Занятия проходят в формате детско-родительской группы, подразумевают активное участие родителя с ребенком в условиях игровой, музыкальной и продуктивной деятельности.
Спецификой занятий является разумное последовательное включение педагога (музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателя) в руководство деятельностью участников в зависимости от ее вида и содержания. Такое сотрудничество специалистов и воспитателя обеспечивает комплексный подход в обучении родителей продуктивному игровому взаимодействию со своим ребёнком.
Решая проблемы физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями, их интеграции и социальной адаптации, мы поддерживаем связь с другими институтами детства:
- Областной специализированный дом ребенка (повышение профессионального мастерства по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ);
- Центр для детей со сложной структурой дефекта МОУ СШ №3(осуществление преемственности в воспитании и обучении детей с ОВЗ );
- МОУ СОШ №5 (осуществление непрерывности воспитания и обучения дошкольников и младших школьников);
- Отделение реабилитации детей и подростков ЦСОН г. Апатиты (осуществление преемственности по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ):
- городская детская поликлиника (взаимодействие по лечебно-оздоровительной реабилитации)
Следует отметить, что участие воспитанников с ОВЗ в конкурсах детского творчества - это показатель их успешности в социализации. Свои индивидуальные способности наши воспитанники проявляют, участвуя в конкурсах и фестивалях детского творчества разного уровня: областной фестиваль творчества детей с о ОВЗ «Кораблик надежды» (г.Мурманск, 2003г.), Мурманский областной открытый фестиваль художественного творчества людей с ОВЗ, «Родники» (г. Апатиты, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.), городской фестиваль детского и юношеского творчества «Овация» (г. Апатиты, 2009г.), II Международный фестиваль творчества детей с ОВЗ «Шаг на встречу» (г.Санкт-Петербург, 2009г.), городской конкурс детского рисунка «Радуга на ладошках» (г. Апатиты. 2011г.).
Опыт показал, что индивидуальный и дифференцированный подход к выбору вида и форм интеграции обеспечивает каждому ребенку психологическое благополучие и комфорт, оптимальное развитие с учетом потенциальных возможностей и недопустима стихийная, непродуманная организация ин-тегративных процессов. Следует отметить, что успешная полная интеграция (инклюзия) ребенка-инвалида в среду сверстников является логической «вершиной» опыта общения и жизнедеятельности.
Так, за период 2002 -2012 гг. по решению ПМПк ДОУ 36 воспитанников группы «особый ребенок»
были включены в общеобра-8% зовательную среду и коррек-
ционно-развивающий процесс.
За 19 лет функционирования группы дошкольное учреждение выпустило 47 детей, имеющих статус инвалида. Наши выпускники обучаются в разных образовательных учреждениях города, области и на дому.
При этом из 11 выпускников, прошедших дошкольную ступень образования в условиях инклюзии 7 - обучаются в общеобразовательной школе, 4 - в Центре для детей со сложной структурой дефекта МОУ СОШ №3.
Опыт работы педагогов и специалистов ДОУ по обучению, воспитанию, коррекции развития детей с особыми потребностями был представлен на методических мероприятиях разного уровня: муниципальный, региональный, всероссийский, международный.
Любой ребенок нуждается в определенном «запасе прочности» для благополучного полноценного проживания периода детства. Наша цель помочь детям с ОВЗ найти свое место в обществе, проявить и утвердить себя в нем. И надеемся, что наш детский сад станет для них своеобразным «миром» надежд и возможностей. Объединение усилий педагогов и родителей - это «залог успешного освоения малышом его маленьких жизненных ступенек».
64%
временная
частичная
28% □ постоянная
Общеобразов
ательная
школа
10%
0%
Малыхина Мария Николаевна,
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №34, г.Кемеров
prozor1980@mail.ru
Бодрова Елена Николаевна,
учитель английского языка, МБОУ СОШ №34, г.Кемеров
schkola34.elena@yandex.ru
Денисенко Елена Владимировна,
учитель английского языка, МБОУ СОШ №34, г.Кемеров
denelena@inbox.ru
Интегративный элективный курс «Добро пожаловать в Кемерово» Аннотация. Работа представляет программу элективного интегрированного курса, который предназначен для изучения истории родного края (краеведение) и английского языка. Элективный курс выполнен в двух вариантах: на бумажном носителе, который предназначен для учителя, и в электронном виде, предназначенном для обучающихся.
Ключевые слова: интегрированный элективный курс, краеведение, развитие иноязычной коммуникативной компетенции, авторское электронное пособие.
Реализация Государственного стандарта общего образования предполагает освоение краеведческого компонента в процессе обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации учащихся средних общеобразовательных школ. Однако именно региональный компонент представлен недостаточно полно в системе иноязычного образования.
Существует ряд учебных пособий, описывающих место проживания школьника, окружающую природу и возможности проведения досуга. Но большинство заданий построено таким образом, что учащиеся рассказывают о своём регионе, сообщая обобщенные факты энциклопедического характера, которые зачастую не интересны учащимся. А интересными или значимыми фактами о своём регионе они либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке. В любом случае регионоведческая составляющая в содержании обучения иностранного языка является на сегодняшний день фрагментарной.
«Добро пожаловать в Кемерово» представляет собой интегративный элективный курс, разработанный в первую очередь с учетом потребностей учащегося, и дополняет федеральные учебники по иностранным языкам, применяемые в учебной практике.
Целью, которую ставили перед собой разработчики, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством ознакомления учащихся с историей, культурой, людьми родного края.
Элективный курс рассчитан на 18 часов в общеобразовательных учреждениях, имеет модульную структуру и состоит из 4 тематических модулей/
1. Кемерово - областной центр
2. Культурные и духовные объекты города
3. Кемерово - индустриальный город
4. Памятники города Кемерово
В первом разделе учащиеся знакомятся с официальными атрибутами города Кемерово - флагом, гербом, гимном, узнают краткую историю своего города с момента его образования. Основной идеей при создании курса было изучение города как живого организма, связи облика города с событиями, в нем происходившими, с теми людьми, которые в нем жили и работали. Поэтому отдельный раздел посвящен почетным гражданам нашего города.
Значимое место среди изучаемого материала заняла тема «Кемерово - культурный центр Кузбасса». В этой части учащимся представлены сведения о культурных объектах: театрах, библиотеках, музеях, художественных галереях. Отдельная глава посвящена соборам и часовням нашего города.
Кемерово основывался и развивался в первую очередь именно как промышленный центр Сибири. Поэтому третья глава курса знакомит учащихся с индустриальными предприятиями города, их продукцией и значением для жизни края. Особое внимание уделяется угольным предприятиям, так как Кузбасс - крупный угледобывающий центр России.
Четвертая, заключительная глава курса, рассказывает о рукотворных и природных памятниках Кемерово. Здесь наибольший интерес представляет памятник погибшим шахтерам, работы всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного и уникальный природный памятник - сосновый бор, расположенный в самом центре города.
Каждый модуль состоит из нескольких уроков, которые соотносятся с основной темой модуля. В рамках данного курса предполагается два вида контроля: текущий и итоговый. Программа предусматривает следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, проектные задания, видеоуроки, индивидуальная, парная, групповая работа, викторина, экскурсия. Элективный курс выполнен в 2-х вариантах: на бумажном носителе, который предназначен для учителя, и в электронном виде, предназначенном для обучающихся.
Одна из особенностей курса «Добро пожаловать в Кемерово» является его визуальная составляющая. Каждый текст и каждая тема сопровождается фотографиями, заданиями.