СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 373.2 + 329.78
Адеева Татьяна Николаевна
кандидат психологических наук, доцент
Голубева Марина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
Тихонова Инна Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова adeeva.tanya@rambler.ru, lulusha@bk.ru, inn.007@mail.ru
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГРУППЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
В статье рассматриваются возможности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений. Поднимается проблема организации процесса социализации детей в группе «Особый ребенок» как структурном подразделении ДОУ. Приводится программа социализации.
Ключевые слова: социализация, группа «Особый ребенок», программа социализации, виды деятельности дошкольного образовательного учреждения.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование (Конвенция о правах инвалидов, 2006).
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья» говорится о том, что «.. .одним их основных и неотъемлемы условий успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов является образование» [5]. В связи, с чем в российском образовании (Н.Д. Шматко, Н.Н. Мало-феев, и др.) закрепилось два подхода, в основе своей ориентированных на социальное равенство внутри образовательного процесса, - интеграция (объединение) и инклюзия (включение) [4].
Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Однако наиболее полной социализации детей с ОВЗ, включающей социальную адаптацию и развитие личности, способствует актуализация ценностей инклюзивного образования. В таком случае ребенок получает право на обеспечение ему полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, а включался бы в жизнь социума.
Результатом активности педагогической общественности России и инициатив родительских организаций стала Концепция включения лиц с ОВЗ в образовательные учреждения разного типа (Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»). Положения концепции, касающиеся детей дошкольного возраста [3]:
- в раннем и дошкольном возрасте по желанию родителей осуществляется включение детей с умственными и физическими недостатками в дошкольные образовательные учреждения общего типа по месту жительства. До включения каждого ребенка в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей;
- одним из путей налаживания качественно нового взаимодействия между специальным и массовым образованием является создание и развитие принципиально новых образовательных учреждений - учреждений комбинированного типа, включающих в себя дошкольные группы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития. Именно в этих учреждениях могут быть созданы наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей.
В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования, закрепленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Одной из основных задач реализации инклюзивной политики дошкольным образовательным учрежде-
148
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Адеева Т.Н., Голубева М.С., Тихонова И.В., 2014
Таблица 1
Виды ДОУ, реализующие инклюзивную практику и практику интеграции детей с ОВЗ
Вид ДОУ Контингент детей Наличие специалистов Наличие среды
ДОУ комбинированного вида Дети разных категорий и дети возрастной нормы Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог Специально-организованная предметно-развивающая среда
ДОУ, в которых созданы структурные подразделения (лекотека, служба ранней помощи, консультативный пункт) Дети разных категорий Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог Предметно-развивающая среда
ДОУ общеразвивающего вида с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок», группами комбинированной и оздоровительной направленности Дети разных категорий и дети возрастной нормы Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог Музыкальный руководитель Инструктор по ФИЗО Предметно-развивающая среда
нием является осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей при наличии в ДОУ соответствующих условий.
На сегодняшний день в РФ дети дошкольного возраста с ОВЗ направляются в ДОУ следующих видов (табл. 1).
На сегодняшний день сложившиеся общественные и социально-политические предпосылки позволяют нам говорить о необходимости активных научно-экспериментальных поисков в решении вопросов безболезненного включения детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство. При этом учитывая индивидуальные особенности детей, их психофизические возможности, а также создание специальных условий для их благополучного пребывания в ДОУ.
В области наших научных интересов присутствует идея, связанная с возможностью обеспечить первичную социализацию детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством их обучения и воспитания внутри общеобразовательного учреждения путем создания группы «Особый ребенок».
Целью своей научно-экспериментальной работы мы видим определение содержания, вариантов и форм процесса социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающего вида в группе «Особый ребенок» (далее Группа).
Современное инклюзивное образовательное пространство рассматривает группу «Особый ребенок» как одно из дополнительных структурных подразделений ДОУ. Группа развития «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет с целью оказания им систематической психолого-медико-педагогической помощи, формирования предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия ро-
дителям в организации воспитания и обучения детей. Группа создается для проведения коррекцион-но-развивающей работы специалистов различного профиля учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. На групповых занятиях вводятся музыкально-ритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррек-ционных методов используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности [3].
Итак, вернемся к проблеме первичной социализации детей с ОВЗ. Обобщая имеющиеся научные определения понятия социализация, Г.М. Андреева приходит к выводу, что социализация включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду [1]. Мы видим, что отправной точкой процесса социализации является наличие социальной среды. Для ребенка дошкольного возраста первичной социальной средой является семья и та социальная среда, которая призвана удовлетворять его потребности в общении со сверстниками и познании. Последняя создается в условиях образовательных учреждений.
В рамках нашей научно-исследовательской деятельности нами предложен вариант построения программы социализации детей с ОВЗ в структурном подразделении группы «Особый ребенок». Программа апробируется в МБДОУ «Детский сад № 1» г. Волгореченска Костромской области.
Методологическими основами разработки нашей программы являются субъектно-деятельност-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
149
ный подход (С.Л. Рубинштейн и др.), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, комплексный подход в диагностике, коррекции и компенсации нарушений в развитии у детей и др.
На наш взгляд, процесс социализации дошкольника с ОВЗ внутри образовательного учреждения не может протекать стихийно, а должен управляться через включение ребенка в различные виды деятельности. Осуществляемая педагогами работа внутри каждого вида деятельности дает возможность ребенку приобрести необходимый арсенал навыков и знаний для его социализации.
1. Доступная образовательная деятельность -образовательная деятельность по реализации адаптивной образовательной программы (на основе общеобразовательной программ для детей с сохранным интеллектом и коррекционной программы) для
дошкольников с ОВЗ. с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
2. Коррекционно-развивающая деятельность -система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Участие в мероприятиях, способствующих инклюзии ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников: утренники, праздники, развлечения, экскурсии. Решение задач принятия сверстников друг другом, знакомство педагогов, родителей ДОУ с возможностями данной категории детей. Понимание взрослыми людьми того, что
Категория детей Образовательная программа Форма обучения
Дети с ОВЗ с сохранным интеллектом Программа учреждения Инклюзивная (в группе нормально развивающихся сверстников) или индивидуальная в зависимости от степени адаптации ребенка к группе
Дети с нарушением интеллекта 1. Программа учреждения 2. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1991; 3. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. Индивидуальная
Дети с множественными нарушениями (ДЦП с нарушением интеллекта) 1. Программа учреждения 2. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1991; 3. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005; 4. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом» (1, 2, 3 - год обучения) / Н.В. Смирнова. - М.: АПН РСФСР, 1986. Индивидуальная
Дети с задержкой психического развития 1. Программа учреждения 2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12). Индивидуальная
Таблица 2
Использование образовательных программ для категории детей с ОВЗ
все должны «быть рядом», в одном пространстве, привыкание взрослых к совместному нахождению детей разных возможностей.
Итак, разберем первый аспект нашей Программы - доступная образовательная деятельность. Мы предполагаем, что социализация ребенка с ОВЗ невозможна без усвоения им определенных знаний, умений, навыков, приобщения к морально-нравственным правилам поведения в обществе.
В зависимости от степени сохранности интеллектуального развития ребенка образовательная деятельность осуществляется индивидуально по общей образовательной программе или в группе общей направленности (инклюзивное обучение). Дополнительно привлекается коррекционная образовательная программа по ведущему нарушению.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано в первую очередь на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же на развитие интеллектуальных (при условии сохранного интеллекта) и личностных качеств детей.
Задачи образовательных областей решаются:
- на специально организованных формах обучения;
- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-эстетической, художественного чтения);
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Реализация
- организации режимных моментов. Согласно Закону РФ «Об образовании» (2012) инклюзивная практика предполагает использование адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ. Адаптивная программа разрабатывается непосредственно организаторами образовательного процесса с учетом ведущего нарушения у ребенка и его психофизиологических возможностей. Мы посчитали необходимым сохранение основных образовательных областей (согласно ФГОС), по которым дети с ОВЗ будут усваивать определенные знания и навыки. Но объем, содержание усваиваемого материала будем регулировать с помощью вспомогательных коррекционных программ.
Второй аспект программы - коррекционно-раз-вивающая деятельность. Организация коррекцион-но-развивающей работы в Группе предполагает наличие специальных условий и определение регламента проведения занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ; степень включения родителей в коррекционно-образовательный процесс; регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ. После проведённой углублённой диагностики специалисты определяют задачи коррекционной - развивающей работы с каждым ребёнком, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.
Третий аспект - реализация инклюзивного процесса. Содержание инклюзивного политики реализуется в разных формах (табл. 3).
Для реализации Программы социализации детей с ОВЗ в группе «Особый ребенок» созданы определенные условия [2, 3]:
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех специалистов.
Таблица 3
шых мероприятий
Мероприятия Участники Частота
Индивидуальные занятия со специалистами Ребёнок, специалист Ежедневно
Занятия в обшдх группах Ребёнок, дети общей группы, воспитатель 2 раза в неделю
свободная игра в групповом помещении Ребёнок, воспитатель, дети с этой же группы Согласно режиму пребывания в ДОУ
Занятия в сенсорной комнате Ребёнок, психолог 2 раза в неделю
Прогулка Ребёнок, воспитатель, сверстники 1 раз в день
Совместная деятельность и игра в микро группах Ребёнок, воспитатель, другие дети 2 раза в неделю
Прием пищи Ребёнок, воспитатель, младший воспитатель, другие дети Согласно режиму пребывания в ДОУ
Дневной сон Ребёнок, воспитатель, другие дети Согласно режиму пребывания в ДОУ
Детско-родительские группы Ребёнок, воспитатель, родитель 2 раза в месяц или по мере необходимости
Праздники, конкурсы, экскурсии Ребёнок, воспитатель, другие дети Согласно перспективному планированию
Кружки дополнительного образования Ребёнок, педагог, другие дети 1 раз в неделю
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
151
2. Индивидуально-личностный подход.
3. Взаимные установки семьи и детского сада.
4. Комфортная предметная среда.
Нами были разработаны и предложены критерии оценки эффективности социализации детей группы «Особый ребенок»:
1. Наличие желания у детей посещать детский сад.
2. Самостоятельное проявление инициативы общения со сверстниками и взрослыми.
3. Проявление подражательной деятельности.
4. Ориентировка в окружающем пространстве.
5. Привыкание к режиму группы (кормление, прогулки, сон, занятия).
6. Принятие сопровождение со стороны взрослого: слушает, повторяет, позволяет совершать совместные действия.
7. Усвоение знаний, умений и навыков по адаптивной образовательной программе.
8. Положительная динамика психомоторного и сенсорного развития.
9. Возможность перевода в общеобразовательную группу.
Таким образом, предлагая различные виды деятельности ребенку с ОВЗ внутри пребывания в группе «Особый ребенок», создавая специальные условия его взаимодействия с окружающим пространством, сверстниками и взрослыми мы способствуем накоплению ребенком тех знаний и умений, которые способствуют его социализации. Безусловно, уровень социальной адаптации, её качество, возможность переносить ребенком усвоенные знания и навыки в другое социальное пространство определяются степенью его психофизиологического нарушения и включением семьи в поддержание данных навыков. Приведенная в данной статье модель программы социализации является первым опытом нашего научного коллектива в решении
проблемы включения дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство дошкольного учреждения. Учитывая тот факт, что контингент детей группы «Особый ребенок» представлен различными нарушениями в развитии, различной степенью сохранности интеллекта, мы предлагаем такие направления взаимодействия воспитателей, специалистов и детей, которые, прежде всего, помогают им освоить навыки социального развития и адаптации к окружающему миру.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Голубева М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2006. - Т. 12. - № 2. - С. 111-115.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / под. ред. Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутепо-вой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.
4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. -2010. - № 1. - С. 6-22.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://base.garant.ru/6392814/ (дата обращения: 24.03.2014).