Инклюзивное образование в ДОУ
Афанасьева Г. Г.,
педагог-психолог
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 8 "Аленушка"», Верхневилюйский район, Республики Саха (Якутия), Россия
Аннотация. Практико-ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения. Статья из опыта работы одного сельского дошкольного образовательного учреждения, которое уделяет большое внимание психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.
Именно в инклюзивных группах этого учреждения дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в образовательный процесс вместе со своими сверстниками. Воспитатели, работающие с этими детьми, учитывают их особые индивидуальные образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую психолого-педагогическую поддержку.
В обычные группы мы принимали по 1-2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают ДОУ в режиме полного пребывания со сверстниками при сопровождении психолога ДОУ и других узких специалистов. Эти группы называются инклюзивными. В инклюзивных группах создается возможность для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации в соответствии с его интересами и наклонностями. Систему взаимоотношений в ДОУ мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наша группа» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри группы между детьми и педагогами были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности и взаимопомощи. Поэтому овладение социально-желательными формами поведения детей, развитие социального взаимодействия у воспитанников в инклюзивных группах ДОУ является приоритетным направлением всей психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы.
Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно - речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.
Взаимопонимание в инклюзивной группе - это сотрудничество «взрослый -ребенок», но и «ребенок - ребенок». Это обеспечивает развитие здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья; поддержку взаимного уважения, толерантности; взаимопомощи в деятельности; возможности учиться друг у друга; возможности помочь самим себе и другим детям. Вот почему, на наш взгляд, инклюзивное образовательное пространство ДОУ «Радость общения» - это позитивная атмосфера принятия и поддержки.
Задачами инклюзивной группы являются:
1. Создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
2. Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
3. Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
4. Формирование умения поддерживать друг друга;
5. Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
6. Развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
7. Формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:
— Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.
— Приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации.
— Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.
— Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП.
— Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно
общеообразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Детский сад - это где каждый ребенок должен почувствовать свою успешность, где их всегда выслушивают, поэтому им всегда здесь интересно. Сами активно вовлекаются в управление своим коллективом, учат друг друга и воспитатель дополняет инициативу детей.
Наши воспитатели широко используют в своей работе народные традиции, игры народа саха. Например, традицией в ДОУ стала ежегодное проведение соревнований по настольным играм «хабылык», «хаамыска», «тыксыы». Проведение таких соревнований формирует у ребенка внимательность, ловкость, выносливость, терпимость; прививает любовь к народным традициям, обычаям и играм.
Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого- педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог - психолог, логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.
Литература
Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. - М.: ИКП РАО, 2001.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.:ВЛАДОС,2006.
Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - М.: РУДР, 2010.
Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. - М., 2006.
Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003. - № 5.