Научная статья на тему 'СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рыночная экономика / промышленный комплекс / структурные изменения / факторы / принципы / системное управление. / market economy / industrial complex / structural changes / factors / principles / systemic management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З А. Кунашева, Т А. Юсупова

Глобализация, вхождение в ВТО и активизация интегрирования экономических отношений вынудили оперативно формировать новый взгляд на построение промышленной политики, создания современных институтов для ее реализации. Действительно, большинство существующих институтов и механизмов стратегического управления, особенно, касательно целевых программ развития отрасли, как правило, направлены на решение локальных проблем в рамках конкретных производств, что уже давно неэффективно, т.к. не позволяет обеспечить развитие хозяйствующих субъектов промышленного комплекса. Отечественная промышленность исторически выступает в качестве основы экономики страны, ее стержнем и от ее состояния, в целом, и зависят доходы, уровень и качество жизни населения. В сегодняшних реалиях системное управление позволяет добиться значительных преимуществ использования всех видов ресурсов, повысить их эффективность, повысить скорость роста всего промышленного комплекса. Причем, этими преимуществами обладают не те системы, которые лучше организованы, а те, в коих лучше организовано системное управление.[5] Касательно объекта нашего исследования – промышленного комплекса Российской Федерации проблемы системного управления его параметрами, построения структурных изменений являются ключевыми при реализации промышленной политики. Уже очевидна для всех специалистов необходимость изменения структуры промышленного производства сраны. И это естественно, ибо уровень развития страны определяется не только ее экономическим положением, но и уровнем индустриального развития. Все это и сподвигло нас взяться за заявленную тему исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC MANAGEMENT OF THE FORMATION OF STRUCTURAL CHANGES IN INDUSTRY

Globalization, entry into the WTO and the intensification of the integration of economic relations forced us to promptly form a new view of the construction of industrial policy, the creation of modern institutions for its implementation. Indeed, most of the existing institutions and mechanisms of strategic management, especially regarding target programs for the development of the industry, as a rule, are aimed at solving local problems within specific industries, which has long been ineffective, since does not allow to ensure the development of economic entities of the industrial complex. Domestic industry historically acts as the basis of the country's economy, its core and its condition, in general, and incomes, the level and quality of life of the population depend. In today's realities, system management makes it possible to achieve significant advantages in the use of all types of resources, increase their efficiency, and increase the growth rate of the entire industrial complex. Moreover, these advantages are not possessed by those systems that are better organized, but those in which the systemic management is better organized. [5] Regarding the object of our research the industrial complex of the Russian Federation, the problems of systemic management of its parameters, the construction of structural changes are key in the implementation of industrial policy. The need to change the structure of industrial production in the country is already obvious to all specialists. And this is natural, since the level of a country's development is determined not only by its economic situation, but also by the level of industrial development. All this prompted us to take up the stated research topic.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

12. How the work of the largest airports in Russia is perceived in the professional community // Portal Aviation Explorer. -2018. - February 12 [Electronic resource]. URL: https://www.aex.ru/docs/2/2018/2/12/2718/ (Date of appeal: 17.08.2020).

13. Nilin I. Flight and comfort. How is the service of air passengers developing // RBC + [Electronic resource]. URL: https://plus.rbc.ru/specials/kak-razvivaetsya-obsluzhivanie-aviapassazhirov (Date of appeal: 17.08.2020).

14. Shatilin I. How air transportation will change in 5 years thanks to digital technologies // FrequentFlyers.ru portal. - 2019. -September 23 [Electronic resource]. URL: https://www.frequentflyers.ru/2019/09/23/sita_2025/ (Date of appeal: 17.08.2020).

15. Quality of service and passenger service at international airports of the Russian Federation: standard of the System of voluntary certification of services in transport. - M.: NP «Association of manufacturers of services for passengers in transport», 2010. - 15 p.

16. Equipment and organization of passenger service in the halls and restricted areas of the airport: standard of the System of voluntary certification of services in transport - M.: NP «Association of manufacturers of services for passengers in transport», 2010. - 14 p.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10469

З.А. Кунашева - кандидат экономических наук, доцент «Управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,

Z.Ah. Kunasheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor "Management" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova "; [email protected];

Т.А. Юсупова - ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

T.A. Yusupova - Assistant of the Department of Management, Chechen State University; [email protected].

СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ SYSTEMIC MANAGEMENT OF THE FORMATION OF STRUCTURAL CHANGES IN INDUSTRY

Аннотация. Глобализация, вхождение в ВТО и активизация интегрирования экономических отношений вынудили оперативно формировать новый взгляд на построение промышленной политики, создания современных институтов для ее реализации.

Действительно, большинство существующих институтов и механизмов стратегического управления, особенно, касательно целевых программ развития отрасли, как правило, направлены на решение локальных проблем в рамках конкретных производств, что уже давно неэффективно, т.к. не позволяет обеспечить развитие хозяйствующих субъектов промышленного комплекса.

Отечественная промышленность исторически выступает в качестве основы экономики страны, ее стержнем и от ее состояния, в целом, и зависят доходы, уровень и качество жизни населения.

В сегодняшних реалиях системное управление позволяет добиться значительных преимуществ использования всех видов ресурсов, повысить их эффективность, повысить скорость роста всего промышленного комплекса.

Причем, этими преимуществами обладают не те системы, которые лучше организованы, а те, в коих лучше организовано системное управление.[5] Касательно объекта нашего исследования - промышленного комплекса Российской Федерации проблемы системного управления его параметрами, построения структурных изменений являются ключевыми при реализации промышленной политики.

Уже очевидна для всех специалистов необходимость изменения структуры промышленного производства сраны. И это естественно, ибо уровень развития страны определяется не только ее экономическим положением, но и уровнем индустриального развития.

Все это и сподвигло нас взяться за заявленную тему исследования.

Abstract. Globalization, entry into the WTO and the intensification of the integration of economic relations forced us to promptly form a new view of the construction of industrial policy, the creation of modern institutions for its implementation.

Indeed, most of the existing institutions and mechanisms of strategic management, especially regarding target programs for the development of the industry, as a rule, are aimed at solving local problems within specific industries, which has long been ineffective, since does not allow to ensure the development of economic entities of the industrial complex.

Domestic industry historically acts as the basis of the country's economy, its core and its condition, in general, and incomes, the level and quality of life of the population depend.

In today's realities, system management makes it possible to achieve significant advantages in the use of all types of resources, increase their efficiency, and increase the growth rate of the entire industrial complex.

Moreover, these advantages are not possessed by those systems that are better organized, but those in which the systemic management is better organized. [5] Regarding the object of our research - the industrial complex of the Russian

Federation, the problems of systemic management of its parameters, the construction of structural changes are key in the implementation of industrial policy.

The need to change the structure of industrial production in the country is already obvious to all specialists. And this is natural, since the level of a country's development is determined not only by its economic situation, but also by the level of industrial development.

All this prompted us to take up the stated research topic.

Ключевые слова: рыночная экономика, промышленный комплекс, структурные изменения, факторы, принципы, системное управление.

Key words: market economy, industrial complex, structural changes, factors, principles, systemic management.

Развитие рыночных отношений и активизация интегрирования экономики национального хозяйства в мировую экономику сопровождаются серьезными изменениями социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимость оперативного изыскания резервов расширенного воспроизводства, исследование возможных экономических рисков на международных рынках и т.п. требуют использование ситуационного и системного подходов к анализу проблем системного управления формированием структурных изменений в предприятиях отечественного промышленного комплекса. [1,3,8]

В специальной научной литературе довольно подробно изложены различные аспекты взаимосопряженности технического прогресса, инвестиционных вложений, формирования капитала и т.п. Очень популярна теория Пребиш-Зингера, раскрывающая взаимодействия центральной и периферийной экономики.[*] В качестве центра позиционируются экономически развитые государства, а под периферией рассматриваются развивающиеся страны. Основной тезис данной теории - экономическое развитие всех без исключения стран мировой экономики зависит именно от рассматривамых структурных взаимоотношений. Экономически развитые страны «присваивают» достижения научно-технического прогресса и тем самым непрерывно улучшают свое социально-экономическое положение. Естественно, что, при этом, наблюдается постоянное ухудшение социально-экономического положения развивающихся стран, способных лишь на неравноценный обмен национального сырья на промышленные продукты развитых стран.

Нам представляется, что это полностью касается и России - здесь уже много лет нет роста реальных доходов, что ведет к снижению цен на импортные товары и уменьшает конкурентоспособность отечественных товаров.

Технико-экономическое состояние промышленности последние четверть века можно определить термином «деиндустриализация», так как продолжается уменьшение доли продукции реального сектора с одновременным ростом сектора услуг, снижается сложность производимой промышленной продукции, увеличивается время на разработку новых изделий.

Эксперты отмечают наличие серьезного перекоса в структуре промышленного производства - если в 1990 годах удельный вес продукции топливного комплекса в ВВП составлял 10%, доля продукции машиностроения - 30%, то в 2000 годах доли рассматриваемых секторов стали одинаковы, а с 2005 года доля первого сектора достигла значения в 32%, а второго - снизилась до 12%...

Иными словами, речь идет о том, что принимаемые Правительством РФ все эти годы программы по технологической модернизации и осуществлению структурных реформирований российского промышленного комплекса так и остались не реализованными.

В этих условиях необходимо, в первую очередь, мобилизовать все ресурсы на реализацию импортозамещающей стратегии, построенной на политике протекционизма, что позволит восстановить конкурентоспособность российского промышленного производства. Нам представляется целесообразным в течение ближайших 57 лет придерживаются политики протекционизма.

Вторым аспектом структурных изменений выступает проблема эффективного задействования промышленного производства. В региональных промышленных комплексах депрессивных республик Северного Кавказа последние десятилетия неуклонно падает уровень использования основного капитала, ухудшается его качество. Наблюдаемая технологическая отсталость промышленных предприятий, повышенный износ капитала и прогрессирующая деквалификация труда вызывают недопустимую диспропорцию соотношения труда и капитала.

Все это способствует искусственному перетоку ресурсов из промышленного сектора экономики в добывающую промышленность, а также в финансово-спекулятивную сферу. Эти проблемы тесно переплетены с направлениями изменениями структуры факторов производства. На наш взгляд, первоочередное предназначение финансовой системы заключается в обслуживании реального производства, в удовлетворении потребности промышленного комплекса. Но существующая в РФ ключевая ставка в пределах 9-12% существенно выше среднего уровня рентабельности обрабатывающих отраслей промышленности; находящегося в пределах 6-8%, что перечеркивает все наши пожелания.

То же самое касается и обеспечения промпредприятий оборотными средствами для осуществления производственно-финансовой деятельности. Из-за высокой ключевой ставки у предприятий практически нет никаких возможностей увеличить величину капитала за счет долгосрочных кредитов. Речь идет о так называемом «разрыве Макмиллана».

Анализ основных инструментов институционального воздействия на региональный промышленный комплекс республик Северного Кавказа (в виде федеральных и региональных целевых программ) позволяет, в целом, говорить об их проработанности и эффективности. Проблема в другом - в снижении финансирования из-за вынужденного перераспределения бюджетных средств на госпрограммы промышленного развития.

В условиях сложнейшей геополитической обстановки, экономических и технологических санкций и проблем мировой пандемии проводимая сегодня экономическая политика вынужденно ориентирована на оперативное разрешение комплекса противоречий между необходимостью обеспечения социальной стабилизации посредством перенапряжения бюджета и бюджетной стабилизации путем «сжатия» государственных расходов.

Подобное положение снижает инвестиционную мотивацию, сопровождается оттоком капитала и углублением структурной деградации экономики.

Для выхода из кризисного положения требуется новая модель регулирования экономики, ориентированной на быструю окупаемость инвестиций, стимулирование конкурентоспособности промышленного производства, создание новых рабочих мест, высокотехнологичную модернизацию промышленного комплекса. [2,6,10]

Одним из эффективных направлений структурных изменений является трансформация масштабов промышленных предприятий путем слияния, поглощения и интегрирования. При этом, возможны следующие концепции предприятий - технологическая, институциональная и стратегическая.

При реализации технологической концепции предприятие, в основном, настроено расширяться ввиду возможностей снижения себестоимости производимой продукции, речь идет о субаддитивных издержках.

В соответствии с положениями институциональной концепции параметры максимального расширения фирмы устанавливаются в зависимости от транзакционных издержек, ограничивающих рост фирмы снизу, и от внутренних издержек контроллинга, воздействующих на рост сверху. [4]

Интеграция промпредприятий позволяет уменьшить возможный риск...

Надо отметить, что рассматриваемые различные концепции развития фирмы, в целом, фокусируются на следующих направлениях, позволяющих получить определенную выгоду от их реализации:

- экономия ресурсов и снижение издержек;

- снижение транзакционных издержек и устранение неполноты контракта;

- расширение возможностей фирмы для осуществления инновационной деятельности. [4]

Промышленность также можно улучшить посредством ее модернизации. Она бывает трех видов: пионерная модернизация, дополняющая первого типа и дополняющая второго типа.

Пионерную модернизацию проводят в том случае, когда имеются определенные преимущества в технологиях, позволяющих производить принципиально новые продукты.

Позиция «дополняющая модернизация первого типа» строится на задействовании технологий, уже используемых в зарубежных странах.

Дополняющая модернизация второго типа строится на приобретении новых технологий с помощью государственной поддержки.

Одним из возможных направлений изменения регионального промышленного комплекса выступает его реструктуризация. Речь идет об изменении структуры составляющих систему частей. Реструктуризация позволяет изменить существующую структуру исследуемого регионального промышленного комплекса, преднамеренно увеличить или снизить долю определенных секторов, создать новые связи между секторами, усилить или ослабить их взаимное влияние, создать качественно новые хозяйствующие субъекты и институты. Речь идет о том, чтобы посредством реструктуризации промышленного комплекса создать конкурентоспособные, растущие касательно занятости, реальных доходов и инвествложений промпредприятия. [7,11,13]

Новейшей формой воссоздания качественно новых мощностей промышленных систем выступает реин-дустриализация.

На наш взгляд, для реализации современной промышленной политики необходимо пересмотреть эффективность действующих институтов и инструментариев системного управления на предмет последующей их модернизации с учетом возможностей использования потенциала интегрируемых разнопрофильных предприятий промышленного комплекса.

Системная эффективность любого промышленного комплекса, предприятия образуется как сумма алло-кативной и адаптивной эффективностей, плюс эмерджентные свойства рассматриваемой системы.[12,13]

Под аллокативной эффективностью понимается наиболее эффективная комбинация ресурсов, задействованных в производстве промышленной продукции. Например, комбинация, позволяющая минимизировать альтернативные издержки.

Аллокативная эффективность формируется из совокупностей эффективности обмена, потребления, производства, распределения и инвестиций.

Под адаптивной эффективностью понимается институциональная эффективность (результативность адаптации системы к внешнему окружению). Она состоит из эффективности организации, управления, координации, инноваций, восприятия риска.[13] Касательно отечественного промышленного комплекса - в соответствии с положениями рассматриваемой концепции адаптивная эффективность будет присутствовать в случае, если реализуемая государственная промышленная политика будет ориентирована на устойчивое развитие конкурентоспособной промышленности, т.е. соответствовала требованиям современной мировой экономики.

Совокупность аллокативной и адаптивной эффективности являет собой синергетическую эффективность...

Современной промышленной политике, как и любому сложному управленческому воздействию, присущи свои основные структурные параметры, указывающие ее заданные характеристики - речь идет о целях, задачах, направлениях, объектах, субъектах, методах формирования и воздействия.

В Федеральном законе РФ от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» приведены основные принципы ее реализации, в числе которых можно отметить принцип соответствия, принцип системности и цельности, принцип безопасности, принцип координации.[14]

Принцип соответствия целей и инструментов предполагает системное управление проводимой промышленной политики и выявление их соответствия функциям менеджмента. Управление осуществляется посредством определения ограничений на задействованные ресурсы и разработки стимулов для активизации действий. [1,9,12]

Принцип системности и целостности предполагает рассмотрение индустрии в виде конкретной взаимоувязанной структуры, обладающей комплексом соответствующих инструментов, технологий и методов стратегического управления.

Принцип безопасности отражает требования соответствия заданных целей развития промышленности принципам экономической и технологической безопасности государства. Он ориентирован на экономическую стабильность страны и построение системы защиты от возможных внешних угроз.

Принцип координации предполагает невозможность реализации заданий промышленной политики без увязки с другими направлениями деятельности государства. Он должен обеспечить деиндустриализацию, деквалификацию и дисфункцию базовых институтов и управления.

Приведенные выше принципы указывают на необходимость реализации государственной промышленной политики, построенной на системных мероприятиях, предполагающих заданное изменение ключевых значений действующей структуры, взаимосогласованность деятельности институтов, проводящих промышленную политику, и модернизацию задействованных ресурсов. Совокупность представленных агрегированных принципов реализации государственной промышленной политики позволяет сформировать общую логику задействования организационно-управленческих мероприятий с наибольшей эффективностью.

Нам представляется, что предложенные нами меры государственной поддержки регионального промышленного комплекса депрессивных республик Северного Кавказа дают возможность местным промпредприятиям выпускать конкурентоспособные промышленные товары, имеющие более низкие издержки при надлежащем их качестве, увеличить эффективность задействуемых ресурсов и факторов производства и тем самым обеспечить устойчивость экономического развития.

Источники:

1. Аксянова А.В. Стратегическое управление структурными изменениями в региональной экономике в условиях пространственного направления: автореф. дисс. д.эк.н. - Казань: ТГУ,2011. - 54 с.

2. Борталевич С.И. Особенности стратегического управления модернизацией российской промышленности //Транспортное дело в России. - 2016. - № . - С.94-96

3. Глазьев С.Ю. О стратегии устойчивого развития экономики России //Экономист. - 2013. - №1. - С.3-14

4. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере в России //Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - №7. - С.60-68

5. Дмитриев Ю.А. Инновационный механизм стратегии модернизации: монография. - Владимир: Изд-во «Со-бор»,2010. - 562 с.

6. Зигангигорова А.М. Опыт рационального использования факторов производства в условиях современного менеджмента. //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №35. - С.20-27

7. Ковальчук Ю.А. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий //Инновации в менеджменте. -2017. - №1. - С.32-43

8. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

9. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. - С. 47.

10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

12. Рагулина Ю.В. Стратегия внедрения технологий управления знаниями в отраслях промышленного производства //Предпринимательство. - 2009. - №1. - С.76-82

13. Степнов И.М. Формирование организационной структуры промышленного предприятия на основе модели ее трансформации //Экономика и управление в машиностроении. - 2011. - №3. - С.8-13

14. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.

References:

1. Aksyanova A.V. Strategic management of stractural changes in the regional economy in the context of the spatial direction: author. diss. Doctor of Economics - Kazan: TSU, 2011. - 54 p.

2. Bortalevich S.I. Features of strategic management of modernization of the Russian industry // Transport business in Russia. -2016. - No. - S.94-96

3. Glazyev S.Yu. On the strategy of sustainable development of the Russian economy // The Economist. - 2013. - No. 1. - P.3-14

4. Danilina M.V. The current situation in the investment sphere in Russia // Economic analysis: theory and practice. - 2004. -No. 7. - S.60-68

5. Dmitriev Yu.A. The innovative mechanism of the modernization strategy: monograph. - Vladimir: Sobor Publishing House, 2010. - 562 p.

6. Zigangigorova A.M. Experience in the rational use of production factors in the context of modern management. // Regional economy: theory and practice. - 2010. - No. 35. - S.20-27

7. Kovalchuk Yu.A. Digital economy: transformation of industrial enterprises // Innovations in management. - 2017. - No. 1. -S.32-43

8. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

9. Misakov V.S. Development of financial analysis at the investment stage // Statistics issues. - 2002. - No. 2. - P. 47.

10. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - p.16

11. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time frames // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

12. Ragulina Yu.V. Strategy for the implementation of knowledge management technologies in industrial sectors // Entrepre-neurship. - 2009. - No. 1. - P.76-82

13. Stepnov I.M. Formation of the organizational structure of an industrial enterprise based on a model of its transformation // Economics and Management in Mechanical Engineering. - 2011. - No. 3. - P.8-13

14. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10470

И.К. Куприна - доцент кафедры «Региональная и отраслевая экономика», канд. тех. наук, Кемеровский государственный университет, [email protected],

I. K. Kuprina - Associate Professor of the Department "Regional and Branch Economics", Candidate of Technical Sciences, Kemerovo State University;

Е.Е. Румянцева - доцент кафедры «Региональная и отраслевая экономика», канд. тех. наук, Кемеровский государственный университет, [email protected],

E.E. Rumyantseva - Associate Professor of the Department "Regional and Branch Economics", Candidate of Technical Sciences, Kemerovo State University;

Н.В. Смирнова - старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение», Кемеровский государственный университет, [email protected],

N.V. Smirnova - Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation of Kemerovo State University;

Бахышов Рауф Джафар Оглы - доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение», Кемеровский государственный университет, [email protected],

R.D. Bakhyshov -Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation of the Kemerovo State University.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ

БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ IMPROVING THE EFFICIENCY OF MEDICAL INSTITUTIONS BASED ON THE USE OF LEAN TECHNOLOGIES

Аннотация. В рамках проводимых преобразований на современном этапе все большую актуальность получает повышение эффективности использования бюджетных средств в различных сферах жизнедеятельности общества. Так как здоровье населения является основным фактором процветания нации и требует значительных затрат на поддержание системы здравоохранения, то возникает необходимость использования различных технологий по оптимизации процессов в этой сфере. В статье рассмотрен опыт внедрения инструментов бережливых технологий в ГАУЗ КО «Кемеровская городская детская клиническая больница .№1» в направлении оптимизации процесса проведения профилактического осмотра несовершеннолетних, применение которых позволило сократилась кратность визитов, время пребывания пациентов в медучреждении на 35%, время прохождения про-фосмотра на 85%. и протяжённость маршрута в десятки раз за счет локализация лабораторных функциональных исследований в одном здании. Дана комплексная оценка качества предоставляемых медицинских услуг после внедрения бережливых технологий в медицинском учреждении.

Abstract. As part of the ongoing transformations at the present stage, increasing the efficiency of using budget funds in various spheres of society's life is becoming increasingly important. Since the health of the population is the main factor in the prosperity of the nation and requires significant costs to maintain the health system, there is a need to use various technologies to optimize processes in this area. The article discusses the experience of implementing lean technology tools in the Kemerovo city children's clinical hospital No. 1 IN the direction of optimizing the process of conducting preventive examinations of minors, the use of which reduced the frequency of visits, the time spent by patients in the medical facility by 35%, the time of passing professional examinations by 85%. and the length of the route is tens of times due to the localization of laboratory functional studies in a single building. A comprehensive assessment of the quality of medical services provided after the introduction of lean technologies in a medical facility is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.