46
Колесников А.М., Никифоров Е.С., Латыпова Р.Р., Керимкулова Д.Д.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ГРУЗОВЫМ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация. Успешное управление современным предприятием немыслимо без появления новых подходов, концепций и механизмов управления, соответствующих уровню развития отрасли в целом. В статье описана система управления автотранспортным предприятием с выявлением приоритетных направлений, требующих дополнительного исследования.
Ключевые слова. Предпринимательство, система управления, грузоперевозки.
Kolesnikov A.M., Nikiforov E.S., Latypova R.R., Kerimkulova D.D.
CONTROL SYSTEM OF THE MODERN CARGO MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE
Abstract. Successful management of the modern enterprise isn't imaginable without emergence of new approaches, concepts and mechanisms of management corresponding to a level of development of branch in general. The control system of the motor transportation enterprise with identification of the priority directions demanding additional research is given in article.
Keywords. Business, control system, cargo transportation.
Д Д Д
Увеличение количества автотранспортных предприятий, занимающихся грузоперевозками, то есть повышенная конкуренция, диктует свои правила доставки груза. С увеличением скорости доставки клиенты ориентируются, как на количественные характеристики доставки груза, так и качественные ее стороны. В связи с этим руководство автотранспортного предприятия (АП) всегда должно быть скоординированным и адаптивным к изменяющимся запросам рынка. В процессе чего должна происходить постоянная динамика существующих процессов ориентированных на получение прибыли для предприятия [6]. Поставщики и покупатели неразрывно связаны между собой, и их интеграция позволяет объединять сложные и подчас не связанные элементы рынка. Только система управления с быстрым реагированием на динамику изменения может во времена кризиса не только «оставаться на плаву», но и обеспечивать получение прибыли предприятием в сложившейся ситуации [5].
Отличие транспортной услуги заключается в том, что данная услуга добавляет к стоимости товара транспортные издержки [1]. Руководствуясь спецификой грузоперевозок, подбираются подходы к
ГРНТИ 06.71.09
© Колесников А.М., Никифоров Е.С., Латыпова Р.Р., Керимкулова Д.Д., 2015
Александр Михайлович Колесников - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Евгений Семенович Никифоров - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Рамиля Рамисовна Латыпова - кандидат экономических наук, доцент кафедры радиотехники и информационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Динара Джамбулатовна Керимкулова - аспирантка Балтийской академии и туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Керимкулова Д.Д.): 197110, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 13 (Russia, St. Petersburg, Petrozavodskaya str., 13). Тел.: 8 931 247 86 25. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20.11.2015 г.
Для ссылок: Колесников А.М., Никифоров Е.С., Латыпова Р.Р., Керимкулова Д.Д. Система управления современным грузовым автотранспортным предприятием // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 46-49.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
47
управлению АП, которые учитывают эту специфику. При этом выбор осуществляется из существующих 14 подходов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Подходы к управлению предприятием
Проведя анализ существующих подходов, мы выявили пять из них, которые, на наш взгляд, являются наиболее подходящими для формирования системы управления автотранспортным предприятием. Это процессный, функциональный, кибернетический и комплексный подходы, а в качестве общеметодического рекомендуется применить системный подход. Каждый из вышеперечисленных подходов уникален по-своему, но эффективное управление - это всегда управление по обстоятельствам, которые могут возникнуть в любое время в любом месте, т.е. ситуационное управление (см. рисунок 2), этим и определяется рекомендуемое нам множество подходов.
Рис. 2. Ситуационный подход к управлению автотранспортным предприятием
Рассмотрим составляющие ситуационного подхода более подробно. При применении ситуационного подхода поиск и анализ сложившейся проблемы осуществляется на основе ситуационного анализа (case studies), который представляет собой метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Проанализировав сложившуюся ситуацию можно выработать шаблоны (кейсы) принятия управленческих решений для тех ситуаций, которые будут иметь те же самые входные данные и среду реализации. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теоретические и практические знания [5].
48
Колесников А.М., Никифоров Е.С., Латыпова Р.Р., Керимкулова Д.Д.
Нахождение взаимосвязей в сложившейся ситуации и его прогноз заключаются в том, что проведение прогноза невозможно без нахождения причинно-следственного консенсуса, прогноз может дать более четкое понимание необходимости принятие того или иного решения. Соотношение управленческой ситуационной задачи с задачами более высокого уровня заключается в том, что принятие то или иного решения может вызвать цепную реакцию положительных эффектов только в том случае, если это решение окажется выше уровнем, «метод спирали» может наладить связь между подчиненными отделами [7].
Использование оптимальных методов, форм и технологий принятия управленческих решений в сложившейся ситуации состоит из следующих этапов: поиск метода, который оптимально сможет показать сложившуюся ситуацию, проведение всех последующих этапов принятия управленческих решений. Формирование оперативного стиля управления также весьма важно. При этом под оперативностью понимается адаптация в сложившейся ситуации, резкое реагирование, принятие управленческого решения в сжатые сроки на основе той информации, которая была предложена, если информация имеет недостаточный объем, то поиск ее и актуализация [3].
Система управления в предложенном нами варианте состоит из следующих составляющих: внешняя среда (информация из внешней среды поступает в систему, и на основе нее принимаются управленческие решения), входные данные (информация о потребности клиента в грузоперевозке), выходные данные (удовлетворение потребностей клиентов), функции управления, объект управления (процессы и предприятие в целом), субъект управления (аппарат управления) [4]. Подводя итоги вышесказанного, отметим, что под системой управления АП подразумевается комплекс взаимосвязанных форм и методов, принципов и функций, на основе которых происходит управление предприятием и обеспечивается рациональное функционирование и совершенствование процессов по обслуживанию клиентов (см. рисунок 3).
fa
Я
Я
Рис. 3. Система управления современным автотранспортным предприятием
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
49
Любое современное предприятие ориентировано на клиентов. Изменение спроса влечет за собой и изменения предложения, поэтому система управления должна быть ориентирована на то, чтобы в сжатые сроки реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке. В решении этих задач существенную помощь может оказать применение информационных технологий. Информационные технологии неразрывно связаны с системой управления современным АП. Огромные массивы данных обрабатываются в специализированных системах поддержки принятия решений (СППР) АП, и на основе полученной информации принимаются управленческие решения [2]. В этой связи, одним из ключевых направлений развития систем управления современных АП является их комплексная автоматизация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Илларионов М.Г., Латыпова Р.Р. Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 119-122.
2. Колесников А.М., Кандубко А.П. Виды рисков современного российского бизнеса // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 1 (1). С. 14-19.
3. Нестеров С.Ю. Методология управления современным грузовым автотранспортным предприятием // Современные технологии управления. 2012. № 7 (17).
4. Нестеров С.Ю. Система управления современным автотранспортным предприятием. М.: Litres, 2015. 195 с.
5. Никитин С.И., Никифоров Е.С., Фельдшеров К.В. Моделирование логистических процессов в условиях риска // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 1 (15). С. 191-199.
6. Пахомов В.И., Плотников В.А., Усов Д.Ю. Управление сетевым предприятием (на примере франчайзинговых сетей). СПб.: Р-Копи, 2014. 174 с.
7. Плотников В.А., Горелова Т.Н., Кошкина И.С. Механизмы государственно-рыночного регулирования в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1 (36). С. 33-39.