Научная статья на тему 'Проблемы развития рынка автотранспортных услуг в Республике Казахстан'

Проблемы развития рынка автотранспортных услуг в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / УСЛУГИ / РЫНОК / BUSINESS / TRANSPORT COMPLEX / SERVICES / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимкулова Динара Джамбулатовна

Анализируется современный уровень и перспективы развития рынка автотранспортных услуг в Республике Казахстан. Определены проблемы развития рынка автотранспортных услуг и предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MOTOR TRANSPORTATION SERVICES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Modern level and prospects of development of the market of motor transportation services in the Republic of Kazakhstan is analyzed. Problems of development of the market of motor transportation services are defined and measures for their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рынка автотранспортных услуг в Республике Казахстан»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

65

Керимкулова Д.Д.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. Анализируется современный уровень и перспективы развития рынка автотранспортных услуг в Республике Казахстан. Определены проблемы развития рынка автотранспортных услуг и предложены меры по их решению.

Ключевые слова. Предпринимательство, транспортный комплекс, услуги, рынок.

Kerimkulova D.D.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF MOTOR TRANSPORTATION SERVICES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. Modern level and prospects of development of the market of motor transportation services in the Republic of Kazakhstan is analyzed. Problems of development of the market of motor transportation services are defined and measures for their decision are offered.

Keyword. Business, transport complex, services, market.

С каждым годом в Казахстане увеличивается количество автотранспортных предприятий (АП), занимающихся грузоперевозками. Повышенная конкурентоспособность диктует свои правила доставки груза клиентам. С увеличением скорости доставки клиенты ориентируются как на количественные характеристики доставки груза, так и качественные ее стороны. В связи с этим руководство АП всегда должно быть скоординированным и адаптивным к изменяющимся запросам рынка.

В связи со спецификой транспортной отрасли, необходимо учитывать ее при разработке мероприятий, ориентированных на повышение конкурентоспособности и эффективности доставки грузов [3]. Проведем SWOT-анализ рынка транспортных услуг (см. рисунок 1) для более наглядного представление сложившейся ситуации в эти непростые для экономики республики времена. Проведенный анализ показал, что рынок автотранспортных услуг имеет множество как сильных, так и слабых сторон. Видно, что основную угрозу представляют рост конкуренции на международных рынках и макроэкономические риски, вместо с тем имеется множество возможностей для того, чтобы добиться повышения конкурентоспособности, а именно: применение прогрессивных методов организации перевозочного процесса, расширение спектра дополнительных услуг, проведение активной тарифной политики (снижение тарифов и скидки), формирование эффективной государственной поддержки транспортной отрасли, что положительно повлияет на увеличение показателей доходности автотранспортного комплекса [6].

Важнейшей составной частью перспективного развития автотранспорта является совершенствование подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в организации и управлении автотранспортом, автотранспортном сервисе, логистике, строительстве и ремонте автодорог [4]. Проведя анализ транспортного комплекса Казахстана, можно выявить следующие проблемы, связанные с кадровой политикой: слабая подготовка кадров; «старение» кадров; профессия, связанная с транспортом, не считается престижной; высокая текучесть кадров из-за отсутствия экономической стабильности в транспортной отрасли; отсутствие связи между учеб-

ГРНТИ 06.71.09 © Керимкулова Д.Д., 2015

Динара Джамбулатовна Керимкулова - аспирантка Балтийской академии и туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 197110, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 13 (Russia, St. Petersburg, Petrozavodskaya str., 13). Тел.: 8 931 247 86 25. E-mail: [email protected].

66

Теория и технологии сферы услуг

ными заведениями и автотранспортными предприятиями; слабое финансирование автотранспортных предприятий.

Сильные стороны: 1. Увеличение показателей работы подвижного состава (ПС). 2. Узкая специализация ПС. 3. Увеличение объемов перевозок. 4. Оказание дополнительных услуг (обслуживание и ремонт ПС). 5. Квалифицированный персонал. Слабые стороны: 1. Изношенный ПС. 2. Устаревшая производственно-техническая база. 3. Использование не в полной мере производственных мощностей и площадей предприятия. 4. Отсутствие автоматизированной обработки путевой документации.

Возможности: 1. Применение прогрессивных методов организации перевозочного процесса. 2. Расширение спектра дополнительных услуг. 3. Проведение активной тарифной политики (снижение тарифов и скидки). 4. Формирование эффективной государственной поддержки транспортной отрасли. Угрозы и риски: 1. Устаревший парк ПС. 2. Высокая себестоимость перевозок. 3. Инфляция. 4. Увеличение издержек. 5. Сезонные колебания спроса. 6. Макроэкономические риски. 7. Рост конкуренции на международных рынках, в связи со вступлением в ВТО по ряду видов продукции

Рис. 1. SWOT-анализ рынка автотранспортных услуг Казахстана

Дерево проблем

неурегулированные сроки доставки грузов и потери продукции во всех звеньях товародвижения

отсутствие важнейших услуг

гарантированная доставка грузов к определенному сроку

I

срочная доставка грузов большой скоростью

I

слабо развита справочноинформационная служба

низкое качество перевозок и обслуживание клиентов

трудности в организации транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей

/ значительный износ ч

транспортных средств

\ J

Рис. 2. Дерево проблем транспортной отрасли

Чтобы автотранспортные предприятия не испытывали недостатка высококвалифицированного персонала, необходимо создавать такую систему обучения специалистов, которая привлечет в учебные заведения молодых людей, заранее выбравших данный профессиональный путь. Акцент должен быть сделан на молодежь, желающую работать в транспортном секторе, стать конкурентоспособными специалистами, нацеленными на развитие данного сектора экономики.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.

67

Существует явная потребность в организации профориентационной работы среди школьников старших классов [5].

При исследовании рынка грузоперевозок выявлены проблемы в развитии транспортной отрасли, которые представлены в виде дерева проблем (рисунок 2). Современный этап развития автомобильного транспорта характеризуется переходом от крупных государственных автотранспортных предприятий к более мобильной структуре транспортной отрасли, состоящей из малых, средних и крупных компаний с разными формами собственности и специализирующихся в различных видах автотранспортного производства [1]. Рассмотренная проблема необходимости изменений, введения качественно новых подходов к организации деятельности транспорта актуальна как для транспортной отрасли страны в целом, так и для транспортных комплексов отдельных субъектов. В последнем случае важно учитывать особенности и экономические тенденции развития региона [2].

Для преодоления вышеупомянутых проблем нами предложены пути решения, которые представлены в виде дерева решений (рисунок 3). Таким образом, комплекс проблем в развитии транспортной отрасли вызывает необходимость выработки решений с целью повышения эффективности функционирования данной сферы.

внедрение методов своевременного и качественного обслуживания в транспортном комплексе

подвижного состава, совершенствование его

внедрение современной техники и новых технологий в организацию и управление перевозочным процессом

широкое внедрение новых технических средств и технологий, развитие пакетноконтейнерных перевозок

повышение эффективности использования транспортных средств

использование прогрессивных способов перевозки грузов

сокращение транспортных

издержек

складская логистика

координация работы, рациональное Iобеспечение соглас°ванног° развития

распределение объемов перевозок I единой транспортной системы

планирование оптимальных пропорций между различными видами транспорта и отраслями народного хозяйства страны

создание рыночных условий при формировании схем перевозок грузов

устранение нерациональных перевозок, сокращение сроков доставки грузов, обеспечение их сохранности

Рис. 3. Дерево решений транспортной отрасли РК ЛИТЕРАТУРА

1. Илларионов М.Г., Латыпова Р.Р. Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. С. 119-122.

2. Илларионов М.Г., Латыпова Р.Р. Анализ тенденций развития транспортного комплекса Российской Федерации и Республики Татарстан // Вестник Астраханского государственного технического университета: серия экономика. 2011. № 1.

68

Теория и технологии сферы услуг

3. Латыпова Р.Р., Даумбаева Н.Б. Развитие инновационной политики на предприятиях агротехсервиса Республики Казахстан // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 1 (23).

4. Пахомов В.И., Плотников В.А., Усов Д.Ю. Управление сетевыми предприятиями (на примере франчайзинговых сетей). СПб.: Р-Копи, 2014. 174 с.

5. Плотников В.А., Горелова Т.Н., Кошкина И.С. Механизмы государственно-рыночного регулирования в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1 (36). С. 33-39.

6. Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11.04.2006 года № 86). Астана, 2006. 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.