ОТ ТАКТИКИ ВЫЖИВАНИЯ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
(МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1998 году)
Н. П. МАКАРКИН,
Ежегодно, подводя итоги работы, мы сверяем проделанное с тем, что было предусмотрено принятой нами Программой развития Мордовского государственного университета на 1996 — 2000 годы. Оценивая с этой точки зрения 1998 год, мы имеем все основания говорить о том, что он был достаточно успешным. Коллектив обеспечил развитие вуза по всем направлениям деятельности, вырос его престиж в системе высшего образования России. Не случайно на коллегии Министерства общего и профессионального образования опыт инновационной деятельности нашего университета, наряду с опытом других ведущих вузов России, был представлен участникам заседания.
Наиболее заметным событием в жизни университета в 1998 году была его аккредитация. Решением коллегии Министерства общего и профессионального образования России от 20 сентября 1998 года № 9/4 МГУ имени Н. П. Огарева был аккредитован на пятилетний срок. Таким образом, завершен полный цикл процедуры „лицензирование — аттестация — аккредитация" Другим важным событием стало открытие при университете крупнейшего в российских вузах Центра „Интернет" который в настоящее время обслуживает около 3 тыс. студентов,
ректор университета
аспирантов, докторантов и преподавателей.
В течение всего года нашим коллективом проводилась большая конкретная работа по всем аспектам вузовской жизни.
Академическая деятельность
Политика в области академической деятельности была направлена на то, чтобы обеспечить повышение качества подготовки специалистов, расширить масштабы образовательных услуг и поднять авторитет университета в системе российского и международного образования.
Наш вуз ведет подготовку специалистов в докторантуре по 7 специальностям, в аспирантуре — по 86, с высшим образованием — по 51, со средним профессиональным — по 1 специальности. Кроме того, в университете есть гимназия и лицей, а в рамках Регионального учебного округа он ведет совместную учебно-методическую, научную и издательскую работу с десятками инновационных учебных заведений. Мы можем гордиться тем, что создана целостная система непрерывного образования, услугами которой пользуется почти 23,5 тыс. человек. В России кроме Московского университета нет другого классического университета,
который имел бы такие большие масштабы образовательной деятельности.
Мы постоянно работаем над расширением числа профессиональных образовательных программ, по которым ведется подготовка специалистов. В соответствии с этим из года в год растет
количество лицензированных специальностей. Так, в 1998 году был проведен прием на 4 новые специальности: психология, картография, биоэкология и геоэкология. В конце года получен приказ Минобразования РФ о лицензировании еще одной специальности — "Сети связи и системы коммуникации" по которой планируется осуществить прием студентов в 1999 году.
В коллективе ведется большая работа по совершенствованию и пересмотру учебных планов специальностей в рамках государственных образовательных стандартов в сторону их более адекватного отклика на запросы рынка труда. В 1998 году проведена полная ревизия и коррекция содержания регионально-национальных компонентов ГОС по всем специальностям с учетом запросов региональных потребителей образовательных услуг. Студентам предлагается широкий выбор курсов, содержание которых непосредственно связано с социально-экономической и гуманитарной жизнью общества. В целом ежегодно обновляется до 5 % от общего числа учебных дисциплин.
Приоритетным направлением в распространении инноваций в образовательной деятельности является развитие современных методов обучения и оценки знаний студентов. Внедренные в университете'новые образовательные
технологии основываются, с одной стороны, на возможностях компьютерной и телекоммуникационной техники, с другой — на достижениях современной педагогики, связанных с личностно ориентированными подходами в методах обучения.
К числу заметных достижений университета в 1998 году можно отнести его регистрацию в Межвузовском центре дистанционного образования Минобразования России.
Продолжалась работа по улучшению информационного обеспечения учебного процесса. Объем издания учебно-методической литературы почти в 3 раза превысил планируемый. В то же время требуется активизировать работу по изданию учебников и учебных пособий, имеющих гриф Министерства общего и профессионального образования, что является важным критерием, учитываемым при аттестации и аккредитации высших учебных заведений.
Коллективам кафедр, факультетов и институтов предстоит большая работа по учебно-методическому обеспечению новых специальностей. Необходимо всерьез заняться дистанционным образованием, перевести работу с заочниками на современные образовательные технологии. Учебно-методическому управлению совместно с руководством институтов и факультетов необходимо совершенствовать расчет нагрузки и оптимизировать численность и структуру профессорско-преподавательского
состава.
Прием и выпуск
В 1998 году в университет для получения первого высшего образования было зачислено 4 367 студентов (на дневное отделение — 2 634 чел., на очно-заочное — 110 и на заочное — 1 623). Это самый большой прием за всю его историю. Если иметь в виду, что в 1998 году среднюю школу закончили 8 095 чел., то мы приняли более половины (почти 54 %) этого выпуска.
Особенностью приемной компании 1998 года было широкое использование результатов централизованного тестирования. Если в 1997 году через эту процедуру прошли 324 чел., то в 1998 — 1 443 чел. Причем по некоторым предметам тестирование проводилось не только в г. Саранске, но и в других населенных пунктах Мордовии: в Чамзинке, Ковылкине, Краснослобод-ске и Зубовой Поляне. По его итогам 121 чел. получил отличные и 349 — хорошие оценки.
Наряду с тестированием важным инструментом выявления лучших аби-
туриентов являются единые экзамены. В 1998 году наряду с Саранским естественно-техническим лицеем и некоторыми элитными школами города единые экзамены впервые проводились в Республиканской многопрофильной академической гимназии, что, несомненно, поднимет ее престиж и позволит собрать в ее стенах наиболее одаренных детей.
В университете ведется целевая контрактная подготовка специалистов. В 1998 году на 1-й курс принято
607 чел. Руководителям институтов и факультетов необходимо добиться того, чтобы не менее 20 % студентов обучалось по целевой контрактной системе.
В настоящее время общее число студентов составляет 20 769 чел.
В 1998 году выпуск специалистов составил 2 601 чел., в том числе по очной форме обучения — 1 780, по оч-но-заочной — 16 и по заочной — 805. Важной проблемой в современных условиях является трудоустройство выпускников. В прошлом году 88 % из них смогли получить работу. Нам необходимо более настойчиво и грамотно формировать федеральный, региональный и муниципальный заказы на подготовку специалистов.
Научная деятельность и подготовка научных кадров
В Программе развития университета на 1996 — 2000 годы поставлена задача
ежегодно увеличивать объем научных исследований на 10 %. По заключенным договорам и полученным грантам мы должны были заработать за год 4,62 млн руб., что обеспечивало увеличение объема НИР более чем в 1,5 раза. Это говорит о том, что у нас есть большие резервы и возможности, которые при умелом управлении научной деятельностью можно привести в движение. Однако в связи со сложной ситуацией реально профинансированный объем составил всего 3,4 млн руб.
К несомненным достижениям вуза
надо отнести следующее:
— удалось увеличить объем финан-
сирования единого заказа-наряда почти в 2 раза;
— повысилась активность наших ученых в освоении новой формы организации науки, заметно возросла доля грантовых работ: нами впервые выиграно 13 грантов РФФИ, а общее количество полученных грантов составило 32, в то время как в 1997 году их было всего 17;
— расширилась сеть научных учреждений университета: созданы два НИИ (экономических исследований и математики), два научных центра и три научные лаборатории;
— получил организационное и юридическое оформление Научно-технологический парк (Технопарк) Мордовского университета, который принят в Ассоциацию технопарков России.
В 1998 году университет принял активное участие в разработке и выполнении 4 научно-технических и образовательных федеральных программ.
За прошлый год существенно увеличился объем научных изданий. За год опубликовано 15 сборников научных трудов и 24 монографии — больше, чем когда-либо ранее, в том числе 2 монографии вышли за рубежом. Для сравнения отметим, что в 1997 году было издано 14 монографий. К 3 издаваемым в университете журналам прибавился еще один: „Труды Средне-Волжского математического общества" (главный редактор профессор Е. В. Воскресенский).
Для 1998 года,характерна большая активность ученых университета в решении региональных проблем. В этом году в бюджете Республики Мордовия впервые выделены средства на науку в размере 5 млн руб., и мы надеемся, что наши ученые примут активное участие в их освоении.
В течение года решались и многие другие научные проблемы, например, проведено 18 конференций, из которых 5 международных и 4 всероссийские; продолжалась патентно-лицензионная работа: подано 16 заявок на изобретения (в 1997 году их было 10), получено 8 патентов. По данным направлениям
работы программные задачи также перевыполнены.
В университете активизировалась студенческая научная работа. В 1998 году студентами опубликовано 254 научные статьи. В различных формах НИР участвует более 75 % студентов. Медалями и дипломами Всероссийского конкурса студенческих работ награждены 19 наших ребят (в
1997 году их было 5).
В кадровой политике наиболее важными остаются вопросы улучшения возрастной структуры и повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Проведенная работа по подготовке кадров позволила приостановить негативную тенденцию „старения" остепененной части преподавателей. 1998 год оказался рекордным по количеству защищенных диссертаций. Их общее количество составило 87, из которых 14 докторских и 73 кандидатских. По защите докторских диссертаций программные задания мы перевыполнили почти в 3 раза, а кандидатских — более чем в 2 раза.
В настоящее время в университете работают 124 доктора наук и профессора и 766 кандидатов наук, из них около 50 чел. являются членами и членами-корреспондентами различных академий.
Семь преподавателей университета получают государственные научные стипендии Президиума РАН (Атя-сов Н. И., Доленко Д. В., Евдокимов С. П., Матяев В. И., Иванцев А. С., Зауралов О. А., Бояркин Н. И.). На базе университета открыто региональное отделение Российской академии естественных наук (председатель — профессор Н. Ф. Санаев).
Золотыми медалями Всероссийского выставочного центра награждены В. Т. Ерофеев, В. Д. Черкасов и ректор университета. Большая группа наших ученых стали лауреатами Государственной премии Республики Мордовия.
В области научной деятельности нам необходимо: 4
— расширить участие ученых университета в решении республиканских
проблем путем формирования и реализации совместно с органами исполнительной власти и предприятиями региональных и отраслевых программ;
— обеспечить дальнейшее увеличение объемов финансирования по единому заказу-наряду;
— добиться более активного участия ученых университета в международных программах и фондах;
— оказывать постоянную финансовую и организационную помощь молодым ученым университета, с тем чтобы обеспечить воспроизводство его научного потенциала;
— поднять эффективность системы
НИРС.
Система повышения квалификации
и переподготовки кадров
В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в Республике Мордовия прочно занял свою нишу Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК), созданный при Мордовском государственном университете. Указом Главы Республики Мордовия "О дальнейшем развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в Республике Мордовия" № 150 от 29 декабря 1997 г. на МРЦПК возложены функции координационного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в Республике Мордовия. Правительству РМ поручено заключить договор с МРЦПК о реализации программы „Подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и. специалистов Республики Мордовия на 1998 — 2000 годы". Пока это решение, к сожалению, не выполняется, так как разработка программы идет очень медленно из-за ведомственной разобщенности.
Обучение слушателей в системе МРЦПК ведется по договорам с физическими й юридическими лицами по
специальностям: „Юриспруденция" „Бухучет и аудит" „Правоохранитель-
ная деятельность", „Государственное и муниципальное управление" „Менеджмент", „Экономика и управление аграрным производством" „Психология" „Социальная работа" По этим направлениям проходят подготовку, переподготовку и повышают квалификацию около 1 ООО человек ежегодно.
В 1998 году МРЦПК перешел на новые формы работы. К примеру, в прошлом году выигран проведенный в рамках президентской программы конкурс среди высших учебных заведений России по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства РФ с последующей стажировкой их за рубежом. Программы профессиональной переподготовки по менеджменту и финансовому менеджменту были признаны одними из лучших, в связи с чем двое разработчиков (Е. А. Неретина и Н. Д. Гуськова) были рекомендованы в состав Экспертного совета федеральной комиссии по организации подготовки управленческих кадров. В рамках реализации этого проекта в сентябре приступила к занятиям первая группа из 25 человек.
Выигран также конкурс среди образовательных учреждений РФ на право организовать подготовку и переподготовку специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для органов государственной власти РФ.
В МРЦПК отработана система оперативного реагирования на спрос образовательных услуг. В прошедшем году проведены кратковременные курсы и семинары, которые были организованы по заказам Государственной инвестиционной корпорации РФ, Госкомимущества и Госкомитета по делам молодежи РМ и других организаций и учреждений.
Материально-техническая база
МРЦПК включает компьютерный класс, библиотечный фонд из новых книг по экономике, правовым вопросам, управлению и мощный множительный комплекс, которые позволяют работать по современным информационным технологиям. Начато строительство нового корпуса.
Возможности университета по развитию системы дополнительного образования задействованы еще не полностью. Нам предстоит существенно расширить объем образовательных услуг в системе как довузовской, так и послевузовской подготовки и повышения квалификации кадров.
Финансово-экономическая
деятельность
Характерной особенностью современной вузовской экономики стало формирование многоканального финансирования образования и науки. Финансирование по основной деятельности включает в себя заработную плату, начисления на заработную плату, стипендию и прочие трансферты. Кроме того, в порядке оплаты за коммунальные услуги был проведен денежный зачет. Вся деятельность по обеспечению образовательного процесса и хозяйственное обслуживание осуществляются за счет средств, полученных за оказание платных образовательных услуг, спонсорской помощи и по линии попечительских советов. Всего во внебюджетные фонды в прошлом году поступило более 18 млн руб..
Наличие собственных оборотных средств позволяет осуществлять их эффективное вложение. За год на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования потрачено почти 13 млн руб. Значительных затрат требует содержание объектов социального назначения: общежитий, поликлиники, профилактория, комбината общественного питания. За год перечислено за путевки в спортивно-оздоровительный лагерь 471 тыс. руб. Созданный фонд подготовки молодых ученых позволил производить расходы на командировки, издание научных трудов, защиту диссертаций.
В настоящее время внебюджетные источники пополнения финансовых средств и спонсорская помощь юридических и физических лиц становятся основным источником развития материальной базы университета.
В 1998 году нам удалось более чем в 3 раза увеличить объем платных образовательных услуг, сохранив при этом объем бюджетной образовательной деятельности. Началась работа по внедрению платных дополнительных услуг для студентов: репетиторства, углубленного изучения предметов и т. п. Продолжилось развитие платных услуг аспирантуры (их оказано на сумму 130 тыс. руб.) и диссертационных советов (45 тыс. руб.). В 1998 году в ИПКПК начато параллельное обучение студентов второй специальности на платной основе (с сокращенным сроком обучения за счет перезачета части дисциплин, изученных в рамках первой специальности). Всего в настоящее время заключено 29 договоров по специальностям „Юриспруденция", „Бухгалтерский учет" и „Государственное и муниципальное управление" со студентами 3 — 4-х курсов.
Предоставление платных образовательных и научных услуг следует рассматривать как важный дополнительный источник повышения заработной платы. Например, на экономическом факультете только за счет работы в системе повышения квалификации средняя заработная плата преподавателей возросла более чем на 17 %, на строительном факультете за счет научной деятельности она поднялась на 20 %. Получила дальнейшее развитие деятельность по организации благотворительной помощи подразделениям университета. Всего за год в вуз поступило благотворительных взносов на сумму более 1,07 млн руб., главным образом в виде компьютерной техники, мебели и ремонтных работ.
Продолжалось развитие системы арендных отношений. В настоящее время на университетских площадях на основе договоров аренды действуют 25 организаций и частных предпринимателей. Сумма арендных поступлений за
1998 год составила 453 тыс. руб. С
1999 года планируется заключение договоров аренды с рядом работающих в рамках университета самостоятельных организаций, таких, как издательство, учебно-опытное хозяйство и др.
Еще один новый вид платных услуг — организация неохраняемых платных дневных стоянок автотранспорта на территории университета. В настоящее время завершены подготовительные работы по их организации.
Главная задача в финансово-экономической области состоит в том, чтобы научиться зарабатывать деньги, привлекать все ресурсы для развития университета и бережно относиться к тому, чем мы располагаем.
Развитие социальной сферы
В университете социальный блок включает комбинат питания „Молодежный" , студенческую поликлинику, санаторий-профилакторий „Огаревец", студенческий городок, Дом аспирантов и стажеров, спортивно-оздоровительный лагерь „Радуга-2" в п. Дивномор-ское. Давая общую характеристику их развития, следует отметить, что все они в 1998 году стабильно развивались, а некоторые из них достигли существенных результатов.
Профком и ректорат прикладывают немало усилий для организации отдыха и оздоровления сотрудников и их детей. В 1998 году 118 детей отдыхали в здравницах и домах отдыха, в том числе 47 — в оздоровительном лагере „Радуга-2", 53 — в профсоюзном лагере „Сосновый бор" в Ковылкино, 13 чел. поправили здоровье в санатории „Мокша" и 5 — в Саранской водогрязелечебнице. Более 1 750 детей получили новогодние подарки, около 600 — билеты на новогодние представления.
За счет средств фонда социального страхования 27 сотрудников университета поправили здоровье в санатории „Мокша" 4 — в Саранской водогрязелечебнице, 6 — в других санаториях России.
. В 1998 году в эксплуатацию лагеря „Радуга-2" были внесены некоторые изменения. Была применена новая система распространения путевок с использованием гарантийных талонов. Всего было продано 72 талона на сумму 78 890 руб. Острой проблемой в разви-
тии лагеря остается обеспечение мебелью и дополнительным оборудованием (холодильниками, телевизорами).
Переезд в более просторное здание и приобретение нового оборудования (флюорографических и рентгеновского аппаратов) существенно изменили перспективы студенческой поликлиники № 8. Улучшились качественные показатели ее лечебно-профилактической работы: посещаемость увеличилась на 25 %, число профосмотров возросло на 19,5 %. Число случаев временной утраты трудоспособности снизилось на 23 %, а количество дней временной утраты трудоспособности — на 24 %. В конце 1998 года силами медицинского факультета был организован постоянный консультативный прием по ряду заболеваний. На базе поликлиники планируется открыть стационарное отделение дневного пребывания (около 25 коек). С работой поликлиники тесно связана деятельность и другого учреждения — санатория-профилакто-рия „Огаревец", рассчитанного на 100 мест. В 1998 году проведено 13 заездов, всего оздоровлено 1 193 чел. в том числе 1 187 чел. — за счет средств социального страхования, что на 8 % больше, запланированного. Лечебная база санатория-профилактория укрепляется, приобретена стоматологическая установка.
В ряду объектов социальной сферы университета значительную роль играет комбинат питания „Молодежный". В его работе также произошли заметные изменения, прежде всего за счет расширения торговой базы (появились новые ларьки, лотки, буфеты, организована летняя торговля и другие виды обслуживания). Заметным событием в организации досуга студенческой молодежи стало открытие студенческого кафе.
Для социального развития университета важным направлением является обеспечение жильем иногородних студентов и аспирантов. Эту задачу успешно решает дирекция студенческого городка. Руководством университета принято решение о выделении фондов факультетам и институтам с указанием
места их конкретной дислокации. В летнее время дирекцией студгородка совместно с дирекциями институтов, деканатами факультетов формировались ремонтные бригады, которые отремонтировали 75 секций (общежития № 8, 10, 11). За год проведен большой объем работ по капитальному и текущему ремонту. В отчетном году дирекцией студгородка и профкомом студентов были организованы соревнования на лучшее общежитие, лучшую секцию, лучшую комнату. Победители награждены Почетными грамотами и ценными подарками. Проведена общественная аттестация студентов, проживающих в общежитии. Неожиданно остро встала проблема размещения санатория-профилактория. То здание, в котором он находится, эксплуатировать дальше нельзя.
Воспитательная работа
В сфере воспитательной работы основной задачей является создание определенной социокультурной и образовательной среды, способствующей формированию всесторонне развитой личности студента. Работа в этой области проводилась по сложившимся в университете направлениям.
В просветительско-патриотическом направлении особую роль играет музейный комплекс, работники которого успешно внедряют инновационные формы музейного дела — творческие юбилейные вечера-встречи, выставки-концерты, театрально-музыкальные композиции, фольклорные праздники.
В рамках культурно-массового направления наметились тенденции большей самостоятельности отдельных коллективов и сотрудничества разных подразделений (Дома культуры, отдела молодежных инициатив, студенческого совета). Значительными результатами этого сотрудничества стало проведение Дня знаний, дня рождения университета, II университетского фестиваля КВН. Большой популярностью цользу-ются шефские концерты Дома культуры, проведенные в районах республики.
N
Интеллектуально-развивающее направление осуществляется Клубом интеллектуального творчества. Его главными целями являются содействие развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи Мордовии, создание среды творческого общения для студентов и школьников, разработка инновационных методик воспитательной работы, пропаганда ценностей науки и культуры.
Студенческое самоуправление посвятило прошедший год созданию правовой базы своей деятельности, консолидации сил студенческих активистов (зимний лагерь актива; лагерь „Школа лидера", молодежный форум „10 лет студенческому совету в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева"), активизации участия студентов в образовательном процессе (анкетирование „Преподаватель глазами студента"), организации досуга (вечера, дискотеки). Важной акцией студенческого совета является I университетский фестиваль студенческого творчества, основными задачами которого являются объединение всех учебных, культурно-массовых, интеллектуально-развивающих и спортивных мероприятий и как следствие — стимулирование творческой самодеятельности студенчества и соревнования между факультетами и институтами.
Согласно потребностям времени специфичным становится отрядное движение. Наиболее успешна деятельность студенческих отрядов „Поиск" „Волонтер" „Молодежный Красный Крест", „Поиск" дважды в течение года выезжал на места боевых действий Великой Отечественной войны. „Волонтер" и „Молодежный Красный Крест" — отряды милосердия, которые охватывают заботой многих престарелых жителей г. Саранска, детей-сирот и детей-инвалидов.
В спортивную деятельность университета спортклуб внес новшества: помимо традиционной универсиады были проведены соревнования по армрестлингу и стрит-болу.
Информационно-аналитическое направление обеспечивается Центром
социологического мониторинга и газетой „Голос Мордовского университета" Центр готовил информационно-аналитические материалы для многих университетских мероприятий (встреча студенческого актива с ректором, собрание кураторов, дискуссионный клуб и т. д.). Газета успешно работала в течение приемной кампании.
В сфере воспитательной работы еще много нерешенных проблем. Медленно решаются проблемы повышения культуры поведения студентов, недостаточна их вовлеченность во все сферы жизнедеятельности вуза. Кроме того, не хватает специалистов по организации культурно-массовых мероприятий, далеко не все факультеты и институты имеют профильные студенческие отряды и объединения, недостаточно разработана методологическая и методическая база воспитательной деятельности.
Профилактика правонарушений и охрана общественного порядка
К сожалению, мы сталкиваемся с многочисленными фактами правонарушений, совершаемых нашими преподавателями, сотрудниками и студентами. По всем фактам принимаются меры как администрацией университета, так и правоохранительными органами. В целях придания работе по сокращению правонарушений целенаправленного характера ректоратом принята Программа профилактики правонарушений, в которой предусмотрен комплекс мероприятий в этой области.
В связи со сложившейся в городе и республике криминальной обстановкой в университете принимаются меры по соблюдению правопорядка в учебных корпусах и общежитиях. С этой целью создано два новых подразделения: служба студенческой безопасности и служба безопасности университета. Первая действует на основании утвержденного совместно с МВД РМ положения „О студенческой службе безопасности МГУ им. Н. П. Огарева" от 19 января 1998 г. Основная задача службы — содействие правоохранительным органам и организациям в их
деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан на территории и в зданиях
университета.
Служба безопасности университета действует на основании Закона „О частной, детективной и охранной деятельности в РФ" от 11 марта 1992 года. Основными ее задачами являются:
— защита жизни и здоровья сотрудников университета;
— охрана имущества университета, в том числе при его транспортировке;
— обеспечение общественного порядка и режимные мероприятия в университете и в других местах, связанных с его деятельностью. А"
За 1998 год сотрудниками муниципальной милиции осуществлены следующие мероприятия: дежурства на новогодних вечерах, на конкурсе „Студенческая весна" на дискотеках, изби- , рательных участках, проведение рейдов по общежитиям, обход территорий и зданий университета.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество осуществляется по следующим четырем направлениям:
1) заключение договоров и соглашений о творческом научно-техническом сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями на условиях безвалютного обмена;
2) направление сотрудников, аспирантов и студентов за рубеж по различным видам командирования: научная и педагогическая работа, научные и языковые стажировки, повышение квалификации, участие в работе конференций, симпозиумов, съездов, семинаров, обучение и т. д.;
3) прием вузом иностранных делегаций и граждан, проведение международных семинаров, симпозиумов и конференций;
4) обучение в университете иностранных граждан на условиях полного возмещения затрат.
Как показывает практика, наиболее эффективным является первое направление. В его рамках заключено 17 договоров.
В 1998 году значительно возросло количество командированных за рубеж. Если в 1997 году их было 28 чел. (21 преподаватель, 3 аспиранта и стажера и 4 студента), то в 1998 году это число выросло до 55 человек (31 преподаватель, 4 аспиранта, 5 стажеров, 15 студентов).
В течение года в университете были приняты 4 делегации правительственного уровня. На его базе проведены 3 международных мероприятия: симпозиум, конференция и семинар с приглашением иностранных гостей, а также презентация международных программ Института „Открытое общество" и „Центрально-Европейского университета" V
В настоящее время в университете на условиях полного возмещения затрат обучаются 32 иностранных студента, 2 клинических ординатора и 2 стажера: 27 студентов и 2 клинических ординатора обучаются на медицинском факультете, 2 студента — в Институте электроники и светотехники, 1 —; на юридическом факультете, 2 — на экономическом, 2 стажера — на филологическом факультете.
К сожалению, работа сектора международных связей еще не дала желаемых результатов.
Развитие материально-технической
базы
л
Важным итогом прошлого года является начало строительства двух новых объектов университета: учебно-ла-ббраторного корпуса на 12 тыс. м2 и крупного спортивного зала во дворе 1-го корпуса. В настоящее время строятся 2 и реконструируется 1 учебный корпус, 1 общежитие и 1 спортивный зал. Завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (теннисного корта) и 2 блок-секций студенческого общежития на 320 мест.
Были продолжены работы по строи-
тельству корпуса Технопарка и ветеринарной амбулатории Аграрного института.
За год выполнен объем строи-тельно-монтажных работ на сумму 9,23 млн руб., проведены ремонтные работы в учебных корпусах и общежитиях. Много сделано по ремонту трубопроводов, теплотрасс, кабельных линий связи и систем пожарно-охранной сигнализации. Приобретено материалов для ремонта учебных корпусов и общежитий на сумму 1,5 млн руб. Более 2,1 млн руб. израсходовано на приобретение различных видов оборудования.
В 1999 году на развитие материально-технической базы мы должны направить примерно 15 — 16 млн руб. Почти все средства нам предстоит за-
работать самим. Разумеется, мы рассчитываем на поддержку руководства города Саранска и республики, 1 млн руб. получим из бюджета Российской Федерации.
Итоги работы за 1998 год свидетельствуют о том, что коллектив успешно справился с задачами, поставленными Программой развития университета на
1996 — 2000 годы. По многим позициям намеченное значительно перевыполнено. Это стало возможным благодаря слаженной, активной и плодотворной работе ректората и общественных организаций, институтов, факультетов и кафедр, всех подразделений университета, всего нашего- огромного, почти 24-тысячного коллектива преподавателей, докторантов, аспирантов, сотрудников и студентов.