Система управления
инновационными процессами в Нижегородской области
Н. А. Никонов,
начальник отдела инноваций и качества Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области
Ю. М. Максимов,
д. т. н., профессор, зам. проректора по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
В. Г. Белянина,
зам. начальника отдела инноваций и качества Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области
С. Н. Митяков,
д. ф-м. н., профессор, зав. кафедрой прикладной математики Нижегородского государственного технического университета
В статье описана структура системы управления инновационными процессами в Нижегородской области. Рассмотрены основные управляющие воздействия в контурах управления регионального уровня (Правительство и Законодательное собрание области).
The structure of control system of innovations in Nizhny Novgorod region is described. The main governing processes of regional level are considered (the regional government and parliament).
Нижегородская область расположена в центре европейской части России. Она занимает тер риторию 76,6 тыс. км2. Это одна из самых обширных в европейской части России областей. Область является одним из экономически развитых регионов РФ. На ее долю приходится около 2% суммарного валового регионального продукта регионов РФ. Трудовой потенциал составляет 2,5% занятого населения страны.
Географическое расположение Нижегородской области обусловило создание здесь мощного научнопромышленного комплекса. Область исторически является одним из крупнейших центров научно-технического образования, академической и отраслевой науки. Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 100 предприятий и организаций, в том числе 6 институтов Российской академии наук.
Основа экономики региона — промышленность, составляющая третью часть в структуре ВРП области. Доля промышленного производства составляет 3% в общероссийском объеме. Основные отрасли промышленности: производство транспортных средств, производство нефтепродуктов, металлургическое
производство. Область является российским лидером в производстве автомобильной техники: по выпуску автобусов и грузовых автомобилей она занимает первое место в России, легковых автомобилей — четвертое. По производству стальных труб — второе место, бумаги — четвертое место, по объему отгрузки обрабатывающих производств ? шестое место среди регионов России.
Особенностью нижегородской промышленности является мощный оборонно-промышленный комплекс, включающий предприятия авиа- и судостроения, высокоточного приборостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники и других наукоемких, высокотехнологичных производств. В экономике области активно развивается сектор информационных технологий: о его высоком уровне свидетельствует тот факт, что корпорация Intel разместила свой российский центр в Н. Новгороде.
В апреле 2006 г. была принята стратегия развития области до 2020 года, в которой определены долгосрочные ориентиры ее развития и стратегические целевые установки, обеспечивающие достижение высоких стандартов качества жизни и уровня благосостояния жителей области. В документе обозначе-
ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008
ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008
ны три стратегических направления действий Правительства области по формированию целевой структуры экономики:
• развитие автомобильного кластера;
• развитие области как центра производства и дистрибуции товаров массового спроса;
• развитие инноваций.
Нижегородская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности экономики. Инновационная система Нижегородской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также структуры управления и финансирования инновационной деятельности.
Частно-государственное партнерство в области инновационной деятельности выражается в том, что:
• государство принимает на себя затраты на инфраструктурное обеспечение и финансирование программ поддержки инновационной деятельности;
• частные инвесторы — на разработку, изготовление опытных образцов, испытание, производство малых серий инновационной продукции, а также продвижение ее на рынок.
Важным элементом этого партнерства является система управления инновационными процессами на региональном уровне, эффективность которой определяется следующими факторами:
• обеспечение высокого процента «выживаемости» малых инновационных фирм;
• обеспечение эффективного трансфера технологий в регионе.
Очевидно, что функция управления инновационными процессами на региональном уровне ложится в основном на плечи регионального Правительства. При этом, под функцией управления со стороны органов государственной власти здесь понимается формирование материально-технической инфраструктуры и создание благоприятного экономического климата. Возможности же централизованного, административного регулирования самоорганизующихся сообществ субъектов инновационной деятельности практически ограничены необходимостью сохранения их экономической самостоятельности.
Структура системы управления инновационными процессами в Нижегородской области представлена на рисунке. Она традиционна для систем управления с обратной связью и включает:
• объект управления;
• чувствительный элемент;
• регулятор (звено управления);
• задающее воздействие.
Объектом управления является инновационный
комплекс Нижегородской области, реализующий инновационные проекты (продуктовые, процессные,
Структура системы управления инновационными процессами в Нижегородской области
маркетинговые и организационные). Эти проекты осуществляются промышленными предприятиями, научными организациями (институтами РАН, отраслевыми НИИ, НПП, КБ, вузами), а также организациями инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в регионе (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры). В объект управления мы будем также включать и процесс трансфера технологий в регионе. Этот процесс может осуществляться в двух формах:
• внедрение результатов НИР научной организации на промышленном предприятии;
• продажа прав на использование инновационной технологии, либо изготовление инновационной продукции малой или средней инновационной фирмой крупному предприятию, осуществляющему выпуск серийной продукции.
Выходом объекта управления являются результаты работы инновационного комплекса Нижегородской области.
Чувствительным элементом является организация, осуществляющая статистическое наблюдение результатов инновационной деятельности в регионе. Такой организацией выступает территориальный орган государственной статистики. Результаты мониторинга инновационной деятельности предоставляются в Федеральный орган государственной статистики для последующего анализа и обобщения.
Орган управления имеет два уровня — федеральный и региональный, которые представлены соответствующими органами законодательной и исполнительной власти: федеральный — Правительством и Государственной Думой РФ, региональный — Правительством и Законодательным собранием Нижегородской области. Эти органы, в свою очередь, являются элементами структуры государственного управления РФ.
Задающим воздействием в рассматриваемой системе управления является желаемый уровень развития инновационной деятельности в РФ в целом и в Нижегородской области в частности.
Таким образом, рассматриваемая схема содержит несколько контуров управления:
• по линии Правительства Нижегородской области (управляющие воздействие имеют региональные программы поддержки инновационной деятельности);
• по линии Законодательного Собрания Нижегородской области (управляющие воздействие — региональные законы по развитию инновационной деятельности в регионе);
• по линии Правительства РФ (федеральные программы поддержки инновационной деятельности);
• по линии Государственной Думы РФ (федеральные законы по развитию инновационной деятельности в стране).
Представленная система управления относится к так называемым системам подчиненного регулирования, имеющим несколько вложенных друг в друга контуров управления. При этом процессы управления, протекающие в этих контурах, имеют разные постоянные времени и точность управления. Вне-
шний контур (контур Государственной Думы РФ) — самый инерционный. Он имеет большую постоянную времени, поскольку определяет самые общие принципы осуществления инновационной деятельности в государстве. Контур Правительства РФ имеет меньшую постоянную времени — в этом контуре реализуются процессы общероссийской организации инновационной деятельности. Еще меньшую постоянную времени имеет контур Законодательного собрания Нижегородской области. И, наконец, самый быстрый и точный контур управления — контур Правительства Нижегородской области, в котором реализуется текущее управление инновационными процессами в регионе. Точность управленческих решений и быстрота их исполнения зависят от достоверности информации о состоянии инновационной деятельности в регионе, которая вырабатывается чувствительным элементом.
В данной статье мы ограничимся рассмотрением контуров управления регионального уровня.
Во внутреннем контуре реализуются следующие управляющие воздействия:
1. Совершенствование механизмов управления инновационной деятельностью в регионе.
В рамках данного направления приняты следующие документы:
• Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127). Фокус действий Правительства области будет направлен на развитие автомобилестроения; информационных технологий; научно-образовательного комплекса и новой экономики; пищевой; химико-фармацевтической промышленности; радиоэлектроники и приборостроения.
• Программа развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области № 356 от 24.10.2006 г.), основной целью которой является создание эффективного, динамично растущего промышленного комплекса.
• Приоритетные направления науки, технологий и техники Нижегородской области (утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 20.11.2003 г. № 344).
• Перечень критических технологий Нижегородской области (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2003 г. № 386).
• Концепция «Нижегородская область — территория инновационного развития» (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.11.2003 г. № 333). Концепция была разработана с целью ускорения экономического развития региона на базе привлечения иностранного капитала, отечественных инвестиций, а также с целью внедрения новейших научно-технических достижений и технологий в производство и является одним из механизмов реализации инновационной политики области.
• Подзаконные акты, развивающие законодательство в сфере инновационной деятельности:
ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008
ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008
♦ постановление Правительства Нижегородской области от 6.04.2006 г. № 108 «О предоставлении государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области». На основе данного Постановления разработаны Положения о порядке предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности и о порядке возмещения из областного бюджета части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, осуществляющих кредитование субъектов инновационной деятельности, реализующих приоритетные инновационные проекты Нижегородской области;
♦ постановление Правительства Нижегородской области от 3.04.2007 г. № 99. «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники».
2. Создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Нижегородской области. Решение этого масштабного и дорогостоящего
вопроса идет в рамках следующих проектов, реализуемых Правительством Нижегородской области совместно с федеральными структурами исполнительной власти:
• проект создания Открытого технопарка в поселке Сатис Дивеевского района;
• проект создания технопарка в сфере ИТ (Анку-диновское шоссе);
• проект создания единого Нижегородского центра высоких медицинских технологий. Универсальная цель этих проектов — в создании
базы научно-внедренческих комплексов, оснащенных самой современной аппаратурой и обеспечивающей качественно новое развитие производительных сил за счет:
• достижения прорыва в наиболее перспективных технологиях;
• ускорения процесса внедрения научных разработок в реальный сектор экономики и социальную сферу.
3. Реализация приоритетных инновационных проектов Нижегородской области.
Позволяет отработать модель взаимодействия государства, научной организации и промышленного предприятия по созданию передовых технологий. Организациям, реализующим приоритетный инновационный проект, предоставляются преференции в части областного бюджета по налогам на имущество и прибыль, погашение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, инвестиционный налоговый кредит, государственные гарантии, льготы при аренде земли и недвижимости, находящейся в областной собственности.
4. Поддержка многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.
Организация подготовки и переподготовки специалистов промышленности по программе профессиональной подготовки «Технологический менеджмент», «Инновационный менеджмент», обучение (пе-
реподготовка) специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также проведение семинаров, конференций по вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность с привлечением организаций Роспатента.
5. Увеличение числа наиболее значимых для Нижегородской области разработок и повышение уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В этом направлении проводится награждение Премиями Нижегородской области им. И. П. Кули-бина, в сфере науки и техники, присуждение Грантов Губернатора Нижегородской области в сфере науки и техники, создание и реализация регионального заказа на выполнение НИОКР для инновационных производств в соответствии с Приоритетными направлениями науки, технологий и техники Нижегородской области, долевое участие в финансировании грантов Российского фонда фундаментальных исследований.
Подписано Соглашение между Российским фондом фундаментальных исследований и Правительством Нижегородской области о проведении совместного (регионального) конкурса проектов фундаментальных исследований в 2007-2010 гг. от 13.08.2007 г. №121/497-П.
Объем финансирования конкурса определен на условиях паритета: Нижегородская область — 50%, РФФИ — 50%.
6. Информационное обеспечение инновационного процесса.
Проводится организация экспозиций Нижегородской области на инновационных международных, всероссийских, областных выставках, конференциях, форумах, изучение международного и российского опыта создания инновационной инфраструктуры и развития инновационной деятельности, актуализация базы разработок инновационных продуктов и технологий и потребителей инноваций, областного интернет-сайта по технологиям ИПИ, работа со средствами массовой информации.
В контуре Законодательного собрания сформированы следующие управляющие воздействия:
1. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» от 14.02.2006 г. № 4-З.
Закон включает в себя основные понятия, применяемые в инновационной сфере, определяет меры государственной поддержки в виде финансирования из областного бюджета, налоговых льгот, государственных гарантий и частичной компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетный инновационный проект.
2. Закон «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники» от 1 февраля 2007 г. № 7-З. Закон направлен на увеличение числа наиболее
значимых для Нижегородской области разработок, ориентацию государственных инвестиционных потоков на финансирование приоритетных и ключевых для экономики Нижегородской области проектов,
повышение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3. Закон Нижегородской области «О наградах и премиях Нижегородской области» от 21.04.2003 г. № 28-З.
Премия Нижегородской области им. И. П. Кули-бина присуждается ежегодно юридическим лицам, физическим лицам или коллективам физических лиц, являющимся обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки), внесшим существенный вклад в социально-экономическое развитие, улучшение качества жизни и безопасности населения Нижегородской области.
Премия Нижегородской области в сфере науки и техники присуждается за следующие наиболее значимые достижения в области науки и техники:
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;
• выдающиеся производственные результаты в экономике Нижегородской области, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно нового вида продукции для Нижегородской области.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Правительством и Законодательным собранием Нижегородской области выстроена целостная система управления инновационными процессами в регионе, реализующая широкий спектр управляющих воздействий, направленных на развитие инновационной деятельности.