Научная статья на тему 'Управление инновационным потенциалом в регионах России'

Управление инновационным потенциалом в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакланова Ю. О.

Автор исследует управление региональным инновационным потенциалом. Организационно-правовая база, созданная в настоящий момент в регионах России, подчеркивается в статье, благоприятствует развитию инновационного потенциала. Регионы в условиях формирования нового информационного пространства получили возможность быстрого ознакомления с опытом лидеров в области управления инновационным потенциалом региона, требуется только активность как органов власти, так и хозяйствующих субъектов в принятии этого опыта, его адаптации на своих регионах и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным потенциалом в регионах России»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

Ю.о. бакланова,

директор Международного центра научно-исследовательских проектов

Региональный инновационный потенциал как открытая подсистема региона. Термин «потенциал» в русском словоупотреблении в расширенном толковании может звучать следующим образом: «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» [1].

В более узком смысле понятие «потенциал», согласно толковому словарю С. И. Ожегова, принято понимать в качестве синонима «возможностям», применительно к какой-либо сфере, «степени мощности» в каком-либо отношении [19].

Инновационный потенциал М.А. Матвеева определяет как способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры [4].

Инновационный потенциал можно определить и как подсистему региональной инновационной системы, т. е. с присущими ей свойствами системы — тогда, согласно теории больших систем, региональную инновационную систему следует рассматривать как открытую, динамическую, вероятностную социально-экономическую большую подсистему региона, представляющую собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Как подчеркивает И. В. Ско-пина, в этом случае региональной инновационной подсистеме присущи первично-фундаментальные свойства: неаддитивность, эмерджентность, си-нергичность, мультипликативность, целостность, уровни обособленности, централизованности, совместимости и обратной связи.

Открытость предусматривает определенные принципы организации региональной инновационной подсистемы.

Открытость, согласно А. Уайскофа и Э. Колек-чии, влечет за собой преобразования к лучшему

(например, увеличению прозрачности, конкуренции) или худшему (например, потенциальному вторжению в региональный бизнес) состоянию в экономике региона [24].

Как отмечает Организация экономического сотрудничества и развития в своем докладе, степень открытости инновационной деятельности зависит от ее достижимости и доступности [25].

Естественно, открытость в управлении инновационным потенциалом в наибольшей мере обеспечивается через формирование организационно-правовой базы, поскольку никакая система принципов не может состояться, если не будут созданы эффективные правовые механизмы ее реализации. Наиболее важными следует считать принципы, связанные со структурированием/приданием определенной направленности потока научно-технологических нововведений (поддержки критических технологий, ликвидации узких мест, соответствия уровня технологических нововведений уровню технологических укладов).

Организационно-правовая обеспеченность управления инновационным потенциалом в регионах. Следует отметить, что организационно-правовая среда управления инновационным потенциалом регионов России базируется в основном на федеральном законодательстве. Сама проблема управления инновационной деятельностью поднималась достаточно давно. Еще в 1998 г. в целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу и усилению государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» предусматривало: • введение ассигнования на финансовую поддержку инновационных проектов, реализующих нового вида продукцию и/или технологии, за счет кредитов, предоставляемых Российской Федерации международными финансовыми

организациями и правительствами иностранных государств;

• разработку порядка использования предоставляемых Российской Федерации международными организациями и правительствами иностранных государств кредитов для поддержки инновационной деятельности;

• финансирование на конкурсной основе работ по созданию и развитию инновационно-технологических центров в рамках межведомственной программы Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере в пределах предусматриваемых в федеральном бюджете средств на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• разработку системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов и механизма участия государства в системе высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов, включая меры регулирования и контроля и другие меры. Что изменилось с того времени? Управление

научной и научно-технической деятельностью осуществлялось и в настоящее время осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления, как указано в ст. 7 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 31.12.2005).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы как субъекты системы управления региональным инновационным потенциалом определяют в пределах своих полномочий соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Основными целями государственной научно-технической политики в России, а, следовательно, и в регионах, являются:

• развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

• увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; реализация важнейших социальных задач;

• обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

• улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;

• укрепление обороноспособности государства и безопасности личности;

• упрочение взаимосвязи науки и образования. В настоящее время федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности является Федеральное агентство по науке и инновациям [12].

Постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества по выработке и реализации государственной политики в сфере развития промышленного и высокотехнологичного секторов экономики в Российской Федерации, в том числе в области научной, научно-технической и инновационной деятельности на основании постановления Правительства РФ от 14.09.2006 №563 «О правительственной комиссии по вопросам развития промышленности и технологий» является Правительственная комиссия по вопросам развития промышленности и технологий. Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики по вопросам, касающимся увеличения темпов экономического роста, диверсификации структуры промышленного производства, повышения конкурентоспособности отечественной

продукции, развития научно-технического и инновационного потенциала страны, качественного изменения структуры экспорта, в том числе по вопросам осуществления деятельности в научной, научно-технической и инновационной сферах, обеспечения технологического развития и технологической безопасности Российской Федерации.

Значительное внимание при решении вопросов управления региональным инновационным потенциалом уделяется сбору первичной информации. Адекватное статистическое отражение явлений и процессов в сфере инноваций становится возможным лишь при постоянном совершенствовании системы статистического наблюдения. В связи с этим согласно постановлению Правительства РФ от 02.10.2006 № 595 «О федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах» предполагается обеспечить развитие статистики инноваций в следующих направлениях:

• актуализация программы статистического наблюдения за инновациями в соответствии с международными стандартами;

• проведение очередных раундов европейских обследований инновационной деятельности;

• разработка методологических подходов к статистическому анализу инновационных кластеров, включая анализ их развития (в частности, особых экономических зон и наукоградов), выявление территорий, обладающих научно-техническим и инновационным потенциалом выхода на мировые рынки наукоемкой продукции;

• разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции, включая экспорт.

Существующее состояние инновационного потенциала высших учебных заведений оценивается согласно приказу Минобрнауки России от 02.03.2006 № 44 «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» по следующим характеристикам:

• эффективность научной и инновационной деятельности;

• эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;

• интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;

• поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Одним из важных аспектов государственного участия в высокотехнологичной сфере является информационная поддержка деятельности различных участников инновационной системы. В целях систематизации работ по ведению официальных информационных ресурсов Роснауки, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12.02. 2006 №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», в рамках реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» [3] приказом Роснауки от 18.08.2005 №134 утверждено Положение об Интернет-сайте Федерального агентства по науке и инновациям (электронный адрес www. fasi. gov. га) и порядке его функционирования.

Что конкретизируется на уровне регионов в рамках федерального законодательства? Инновационная политика российских регионов, как отмечают И. Ю. Сизова и М. А. Матвеева, ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относятся эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка [22]. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций и формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

На уровне отдельных регионов разрабатываются на основе федерального законодательства региональные нормативные акты, направленные на формирование регионального инновационного потенциала. В частности, разработаны региональные законы в г. Москве [17], Московской [2], Ленинградской [10], Новгородской [8], Волгоградской [13], Воронежской [17], Ивановской [9], Иркутской [18], Саратовской [5], Томской [15] областях, Хабаровском [16] и Приморском [7] краях, Чувашской Республике [6], Республике Татарстан [21]. Региональные нормативные документы свидетельствует о том, что государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне осуществляется в следующих формах:

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;

• предоставление организационной поддержки для реализации инновационных программ (проектов);

• предоставление различного вида льгот и преференций;

• оказание финансовой поддержки;

• стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности;

• содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Однако следует констатировать, что положительный опыт экономических преобразований, имеющийся в ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Ленинградская и Новосибирская области, Республика Татарстан и другие регионы), недостаточно применяются в других регионах страны. Например, в Кировской области специальных отдельных законодательных или нормативных актов, регламентирующих осуществление инновационной деятельностью, нет. В настоящее время разработана и действует только областная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области» на 2007 — 2009 годы [20].

Рассматривая управление региональным инновационным потенциалом, необходимо учитывать его открытость по отношению к внешней среде, адаптивность к быстроизменяющимся условиям внешней среды. Организационно-правовая база, созданная в регионах России, благоприятствует развитию инновационного потенциала, регионы в условиях формирования нового информационного пространства получили возможность быстрого ознакомления с опытом лидеров в области управления инновационным потенциалом региона, требуется только активность как органов власти, так и хозяйствующих субъектов в принятии этого опыта, адаптации его на своих регионах и развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой советский энциклопедический словарь. - М. 1980 г.

2. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг. Федеральная целевая программа.

3. Концепция использования информационных

технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27. 09.2004 № 1244-р.

4. Матвеева М. А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права — [Электронный ресурс]. — Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2006. № 3 (06). — Режим доступа: http://uecs. mc№ip. ги.

5. О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области. Закон Саратовской области от 23.07.2004 № 39-ЗСО. (в ред. от 22.12.2004). (принят Саратовской областной Думой 14.07.2004).

6. О концепции инновационного развития Чувашской Республики. Постановление Кабинета министров ЧР от 21.02.2005 № 39.

7. О научной, научно-технической деятельности и научно-технической политике Приморского края. Закон Приморского края от 13.11.2003 № 79-КЗ. (Принят Законодательным Собранием 22.10.2003).

8. О научно-технической и инновационной деятельности в Новгородской области. Областной Закон от 02.10.2000 № 145-ОЗ. (Принят постановлением Новгородской областной Думы от 27.09.2000 № 510-ОД).

9. О научно-технической и инновационной политике Ивановской области. Закон Ивановской области от 31.12.2002 № 106-ОЗ. (Принят Законодательным Собранием 26 декабря 2002 г.).

10. О региональной целевой программе «Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2006 годы» Областной Закон Ленинградской области от 05.11.2004 № 84-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Ленинградской области 14.10.2004, в ред. от 07.12.2005).

11. О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 № 374. (ред. от 13.10.1999).

12. О федеральном агентстве по науке и инновациям. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 281.

13. Об инновационной деятельности в Волгоградской области. Закон Волгоградской области

от 22.06.2004 № 925-ОД. (принят обл. Думой

27.05.2004).

14. Об инновационной деятельности в городе Москве. Закон г. Москвы от 07.07.2004 № 45 (в ред. от 30.11.2005).

15. Об инновационной деятельности в Томской области. Закон Томской области от 02.06.1999 № 13-ОЗ. (в ред. от 14.10.2004, с изм. от30.12.2005). Принят решением Государственной Думы Томской области от 13.05.1999 № 267.

16. Об инновационной деятельности в Хабаровском крае. Закон Хабаровского края от 04.07.2000 № 222 (в ред. от 31.05.2006).

17. Об инновационной политике на территории Воронежской области. Закон Воронежской области от 11.12.2003 № 68-ОЗ.

18. Об областной государственной поддержке инновационной деятельности. Закон Иркутской области от 05.05.2004 № 21-ОЗ (в ред. от

07.06.2005). Принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21.04.2004 № 37/7-ЗС).

19. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986.

20. Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской облас-

ти на 2007 — 2009 годы. Областная целевая программа. Одобрена постановлением Правительства Кировской области от 18.12.2006 № 77/290.

21. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004—2010 гг. Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2004 № 121.

22. Сизова И. Ю., Матвеева М. al. Реализация региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет — [Электронный ресурс]. — Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2006. № 3 (07) — Режим доступа: http://regio№.mcN°ip.ra.

23. Скопина И. В. Развитие региональных потребительских рынков: Монография. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.

24. WyckoffA. , ColecchiaA. , The Economic and Social Impact of Electronic Commerce (Organisation for Economic Co-Operation and Development (OECD), 1999), p. 11.

25. Public Sector Modernisation: Open Government, OECD Policy Brief (February 2005), p. 2.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.