Шнайдер, Ю.И. Новиков // Экономика сельского хозяйства России. - 2004. - № 9. - С. 24 - 25.
COOPERATION AND INTEGRATION OFOR-GANIZATIONS GRAIN PRODUCTIVE OF THE SUBCOMPLEX
S. A. Suslov, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Economics and statistics»
Annotation. In article examples of cooperation the organizations of a grain subcomplex and history of progress of cooperation in Russia are considered. Problems of introduction in a trade turnover of warehouse certificates on grain are revealed.
The design procedure of price factor in the market of grain is presented.
The keywords: cooperation, warehouse certificate, the market of grain.
ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Ю. Н. Тетерин, к.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент», НГИЭИ
Аннотация. Рыночная система хозяйствования требует постоянного совершенствования систем управления предприятиями, социально-экономическими комплексами. Постоянно изменяющаяся рыночная конъюнктура ставит перед системами управления разнообразные задачи, эффективное решение которых невозможно без внедрения управленческих инноваций. Рассмотрено взаимодействие различных уровней управленческих инноваций в агропро-
мышленном комплексе региона и предложен механизм их внедрения в практику работы АПК.
Ключевые слова: инновации, управленческие инновации, различные уровни управленческих инноваций, взаимодействие, государственная поддержка, внедрение управленческих инноваций.
В настоящее время эффективное управление сельскохозяйственным производством, как сложной социально-экономической системой, основано на постоянном учете изменений конъюнктуры на различных рынках сельскохозяйственной продукции и ресурсов. Необходимость систематического внедрения нового оборудования, новых технологий, новых систем управления обусловлена решением задач повышения производительности труда, уменьшения себестоимости сельскохозяйственной продукции в условиях конкуренции между организациями и технологиями. Все это требует внедрения новых подходов к организации и функционированию систем управления в агропромышленном комплексе. Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец в монографии «Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва» предлагают: «Мы стоим на позиции необходимости выбора и реализации стратегии инновационного прорыва, концентрации усилий народа, государства, бизнеса на освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления критически устаревшего производственного аппарата, перехода к инновационному пути развития страны, повышения роли и ответственности государства за выбор и реализацию стратегии, за освоение и распространение новых поколений техники и технологий... Только на этой основе можно обеспечить высокие темпы экономического роста и социального развития» [1, с.9]. Сельское хозяйство России является важнейшей отраслью народного хозяйства, обес-
печивающей решение проблемы продовольственной безопасности, снабжение сырьем перерабатывающей промышленности. А. Петриков [2] подчеркивает, что сельское хозяйство - важнейшая отрасль российской экономики. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составила в 2009 г. Около 4,7 %, в основных фондах экономики - 2,8 %, в численности занятых - 9,6 %. В Российской Федерации сосредоточено 9 % сельскохозяйственных угодий мира, 25 % запасов пресной воды, 9,8 % производства минеральных удобрений, а проживает только около 2 % населения планеты. Мы можем обеспечивать продовольствием не только собственное население, но и население других стран. Вместе с тем, по мнению Г. Беспахотно-го: «Предстоит практически заново создавать рынок инноваций. Старая система внедрения разработок ликвидирована. Принято считать: для модернизации производства на 1 руб. фундаментальных исследований требуется затратить 10 руб. на прикладную науку и 100 руб. - на реализацию инноваций в производстве. Создаваемые агропромпарки могли бы стать основой новой инфраструктуры по реализации инноваций» [3, с. 32]. Важное место в организации инновационной деятельности занимают системы управления в АПК региона.
Согласно Закону Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» предусмотрены следующие меры государственной поддержки инновационной деятельности.
1. С целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Нижегородской области субъектам государственной поддержки инновационной деятельности предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, следующие меры государственной поддержки:
1) для субъектов инновационной деятельности:
а) финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;
б) предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;
в) предоставление налоговых льгот;
г) предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению исполнения обязательств по возврату денежных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инновационных проектов на территории Нижегородской области;
д) частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлекаемым для реализации приоритетных инновационных проектов Нижегородской области в порядке, установленном Правительством области, при условии, если законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
е) освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
2) для субъектов инфраструктуры инновационной деятельности на территории Нижегородской области -финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
2. Период предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, ограничен сроком окупаемости приоритет-
ного инновационного проекта и составляет не более пяти лет со дня, определенного Соглашением, но не ранее даты подписания Соглашения либо вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении Соглашения.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности не распространяется на деятельность субъекта государственной поддержки инновационной деятельности, не относящуюся к реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области.
31. В исключительных случаях при реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области, срок окупаемости которого превышает пять лет, срок действия Соглашения может быть продлен в установленном порядке, но не более чем на два года.
В случае, если предоставление мер государственной поддержки инновационной деятельности находится в компетенции Законодательного Собрания, решение о продлении срока действия Соглашения принимает Законодательное Собрание по представлению Правительства области.
4. Положения о порядке и условиях предоставления государственной поддержки субъектам государственной поддержки инновационной деятельности утверждаются Правительством области.
5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области могут предоставлять субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетный инновационный проект Нижегородской области, налоговые льготы по местным налогам [5].
В Нижегородской области вопросам развития сельского хозяйства посредством разработки и внедрения инновационных разработок в области управления сельскохозяйственным производством на различных уровнях уделя-
ется определенное внимание. Так, например, изменилась структура управления Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, разработаны и внедрены рациональные системы организации управления сельским хозяйством на муниципальном уровне, внедряются в практику взаимоотношений между сельскохозяйственными предприятиями и администрацией районов заключение соглашений о развитии сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственные предприятия применяют различные организационно-правовые формы при организации своей работы. В число функций Министерства входят: осуществление реализации федеральных и региональных программ в сфере агропромышленного комплекса; участие в формировании единой научно-технической и инновационной политики, обеспечение пропаганды научно-технических достижений агропромышленного комплекса. Эта деятельность основана как на практике, так и на научных разработках в сфере управления. Вместе с тем технология внедрения управленческих инноваций в настоящее время представляет недостаточно изученную область инновационного менеджмента.
Для обозначения подходов к решению этой проблемы предлагается классифицировать направления управленческих инноваций в сельском хозяйстве региона с разработкой механизма их внедрения в практику.
Принято выделять инновации в продукте организации, технические, технологические и инновации в сфере управления. Инновации в сфере управления - это различного вида нововведения в системе управления социальноэкономической системой, способствующие повышению эффективности, как управляющей, так и управляемой системы. Рассмотрим взаимодействие инноваций систем управления сельскохозяйственным производством на
уровне области на различных уровнях и особенности инновационной деятельности на каждом уровне (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие различных уровней управленческих инноваций и рыночной конъюнктуры в сельскохозяйственном производстве региона
В мировой практике известны различные модели функционирования и взаимодействия различных систем управления в рыночных условиях. Социально-ориентированная модель предусматривает формирование смешанной экономики со значительным госсектором в ее основных отраслях. При этом государство наделено функциями регулирования и экономических вопросов без прямого вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Основными принципами социально ориентированной рыночной экономики являются:
- обеспечение гарантий удовлетворения потребностей населения в здравоохранении, образовании, культуре, жилье и других сферах;
- регулирование занятости населения, доходов и ценовой политики;
- организация и регулирование различных рынков, создание конкурентной среды;
- сочетание самоуправления и внешнего регулирования.
Рыночная система - это способ общественной координации, осуществляемый посредством взаимных приспособлений участников, а не центральным координатором. Интернет может превратиться в ключевую технологию для расширения многосторонней всемирной коммуникации. Все существующие в реальном мире системы координации представляют собой сочетание централизации и взаимных приспособлений. Рыночная система - не место, а сеть, не положение, а набор координированных действий. Некоторые связанные друг с другом рыночные взаимодействия в рыночной системе происходят в определенных местах (фондовая биржа, сельский рынок), которые можно назвать рыночными площадками. Но множество рынков не имеют определенного положения, а их участников разделяют большие расстояния.
На различных уровнях управления сельским хозяйством региона внедрение принципов социально ориентированной рыночной экономики является инновационной и имеет свою специфику. На региональном уровне управления происходит государственное регулирование сельскохозяйственного производства. Работа этого государственного уровня управления организуется на основе регламентов, которые, как правило, разрабатываются на федеральном уровне и отражают политику государства в области регулирования сельскохозяйственного производства. В 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена Концепция устойчивого
развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации в области развития АПК (2010 г.), доведены до субъектов Российской Федерации приказы Минсельхоза России, регламентирующие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, а также заключены соглашения, предусматривающие размеры поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий и результативных показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2013 годы государственная поддержка сельского хозяйства реализуется:
- через совершенствование механизма страхования, субсидирование приоритетных проектов, развитие социальной инфраструктуры и рынка, трансформацию механизма государственных интервенций;
- расширение кредитных возможностей и условий для инвестирования в отрасль;
- стабильный рост внутреннего и внешнего спроса, реализацию экспертного потенциала.
Меры государственной поддержки требуют инновационного подхода к их эффективному внедрению в практику систем управления сельским хозяйством на различных уровнях.
Существуют различные подходы к созданию инновационной продукции с учетом страновой специфики. Евросоюз в качестве основной формы для решения проблем инноваций начал применять «технологические платформы». Основная цель этого управленческого нововведения состоит в улучшении и активизации процесса научных ис-
следований с привлечением финансовых средств бизнеса на базе создания Европейских технологических платформ (ЕТП). Платформа состоит из четырех основных блоков: сотрудничество - совместные тематические исследования; идеи; развитие человеческого потенциала; развитие научно-исследовательского потенциала. ЕТП не образует юридического лица. В основном организационные расходы несут сами участники ЕТП. Если тематика исследований платформы совпадает с приоритетными темами Исследовательской Программы Евросоюза, то часть организационных расходов может покрываться Европейской Комиссией. На сегодня в Евросоюзе действуют 36 технологических платформ. В процессе создания ЕТП Европейская Комиссия отбирает инициативы, которые могут стать технологическими платформами, и оказывает консультационную поддержку их участникам. Европейская Комиссия может стимулировать создание технологической платформы, организовав диалог с заинтересованными сторонами путем проведения отраслевых семинаров, конференций, участием в переговорах между заинтересованными сторонами и т.п.
В России создано федеральное Агентство стратегических инициатив, главной задачей которого является поддержка нововведений в малом и среднем бизнесе. Инновационные проекты будут отбираться по следующим критериям: продвижение высокотехнологического бизнеса на глобальные рынки; промышленные технологии, улучшающие качество жизни; создание эффективной среды для среднего бизнеса; новые технологии в сельском хозяйстве и переработке сельхозпродукции. Проекты будут получать не только финансовую помощь, но и поддержку в преодолении административных и нормативных барьеров.
Работу по внедрению мирового опыта управления инновациями в сельском хозяйстве региона должно координировать Министерство сельского хозяйства и продо-
вольственных ресурсов области, которое через районные управления сельского хозяйства или непосредственно может ознакомить сельхозтоваропроизводителей с особенностями участия в различных программах и фондах помощи инновационным разработкам. Рыночная конъюнктура, прежде всего, объем и структура спроса на сельскохозяйственную продукцию, состояние ресурсных рынков оказывают сильнейшее влияние на организационную структуру всех уровней управления сельскохозяйственным производством региона. Например, сельхозтовропроизводитель должен планировать объем производства тех или иных сельхозпродуктов. Для этого он вынужден искать информацию о рынках, анализировать ее и принимать решение. Все это требует привлечения специалистов на постоянной или временной основе. Следовательно, изменяется структура управления сельскохозяйственным производством. Другие органы управления региона осуществляют регулирование сельскохозяйственного производства с учетом меняющихся требований государства, выражающихся в государственных программах, изменяющихся под влиянием макроэкономических факторов. Таким образом, управленческая инновационная система сельского хозяйства региона состоит из различных взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции по обеспечению эффективной работы всей системы. Внедрение управленческих инноваций на различных уровнях управления зависит от осознания необходимости такой работы.
Это осознание формируется, прежде всего, из правильного понимания рыночных сигналов, которые выражаются в изменении параметров рынков, особенно спроса, то есть конъюнктуры рынков и оценки существующих систем управления, их соответствия изменяющимся рыночных условиям.
Для внедрения управленческой инновационной системы в практику работы сельского хозяйства региона предлагается следующий механизм (рис. 2).
Изменение си- Оценка изме- Создание систе-
стем управле- ненных систем мы мониторинга
ния посред- —► управления —► соответствия си-
ством внедре- с точки зрения стемы управле-
ния управлен- эффективности ния изменяю-
ческих инно- их функцио- щейся конъюнк-
вации нирования туре рынка
Получение сигнала от системы мониторинга о несоответствии системы управления изменившимся рыночным условиям
Рис. 2. Механизм внедрения управленческих инноваций в сельском хозяйстве региона
Анализ конъюнктуры сельскохозяйственных рынков, прежде всего спроса на различную сельскохозяйственную продукцию, необходим для определения структуры и объема сбыта сельскохозяйственной продукции. Эти показатели в значительной мере оказывают влияние на
организационные структуры и методы управления сельским хозяйством. Анализ систем управления сельским хозяйством региона проводится в двух направлениях: эффективность организационной структуры управления и эффективность функционирования управляемых объектов. Основная цель прогнозирования изменения конъюнктуры рынков - определение направлений государственной помощи сельскому хозяйству, а для сельхозтоваропроизводителя - объема и структуры производства. Например, разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и параметров на период до 2013 г. Осуществлялась Минэкономразвития России на вариантной основе в составе двух базовых вариантов (варианты 2b и 1b) и двух дополнительных (варианты 1a 2c) вариантов. Базовые варианты прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешней среды: устойчивое восстановление мировой экономики и умеренный рост цен на нефть марки «Urals» до 78 - 79 долл. За баррель в 2012 -2013 гг. Умеренно-оптимистический вариант 2b является инвестиционно обусловленным вариантом развития экономики. Рост ВВП в 2010 - 2013 гг. прогнозируется на уровне 3,9 - 4,5 %. Консервативный вариант 1b отражает развитие экономики в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью на фоне снижения конкурентоспособности при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы роста экономики 2в 2011 - 2013 гг. оцениваются на уровне 3 - 3,3 %. Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики. Вариант 1a разработан в условиях замедления в 2011 г. выхода мировой экономики из кризиса и снижения цены на нефть марки «Urals» в 2011 г. до 68, в 2012 г. - 62 и в 2013 г. - до 60 долл. за баррель. Адапта-
ция российской экономики к такому пессимистическому сценарию потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста российской экономики (до 2,2 - 2,9 %). Вариант 2с отражает более оптимистическую гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, относительно высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 в 2012 г. и до 90 долл. за баррель в 2013 г. В этих условиях темп роста российской экономики повышается дополнительно на 0,3 - 0,4 %-ных пункта. В качестве основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011 - 2013 гг. принят умеренно-оптимистический вариант (2Ь). Низкие цены и сокращение доходов в 2009 - начале 2010 г. и последующая летом засуха прервали тенденцию роста сельскохозяйственного производства в Российской Федерации. В то же время в 2011 - 2013 гг. предполагается возвращение сельскохозяйственного производства на траекторию устойчивого роста [4].
Изменение существующих систем управления необходимо в том случае, когда существующие системы не удовлетворяют новым потребностям рынка, государства и населения. Оценка измененных систем управления производится с целью избегания организационных ошибок. Создание системы мониторинга соответствия системы управления изменяющейся конъюнктуре рынка необходимо для корректировки существующих систем в сторону повышения их эффективности. Для этого необходима разработка критериев эффективности управленческой системы на определенном этапе социально-экономического развития с учетом особенности развития сельскохозяйственных и ресурсных рынков. Сигнал от системы мониторинга поступает в виде отклонения системы управления от заданных параметров, что будет свидетельствовать о нарушениях
работы системы. Для восстановления эффективной работы системы управления необходимо провести анализ конъюнктуры рынков и т. д.
Таким образом, механизм внедрения управленческих инноваций в системы управления региональным сельским хозяйством позволит поддерживать высокий уровень эффективности управления за счет своевременного изменения систем управления и приведения их в соответствие с требованиями конъюнктуры рынка и государственного регулирования сельского хозяйства.
Литература
1. Россия - 2050. Стратегия инновационного прорыва. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
2. Петриков, В. Сельское хозяйство России: потенциал, механизмы развития, международное сотрудничество // Экономика сельского хозяйства России, № 11, 2010. - с. 15.
3. Беспахотный, Г. Формирование механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. - № 11. 2010, С. 26 - 32.
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2013 годы. По разделу «сельское хозяйство» // Экономика сельского хозяйства России. - 2010 г. № 11, С. 20 - 25).
5. www.government-nnov.ru Закон Нижегородской области от 14 февраля 2006 года, № 4-2 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области (с изменениями на 10 августа 2009 года).
MANAGERIAL INNOVATIONS IN AGRICULTURE
Y. N. Teterin, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «Organization and management» NGIEI
Annotation. Market system requires constant improvement of the system of enterprise management and management of social-economic complexes. Changeable market system has different tasks, effective decision of which is impossible without managerial innovations. Influence of different levels of managerial innovations on agricultural complex is considered. Mechanism of its installation in the practice of the work of the agricultural enterprise is offered.
Keywords: innovations. Managerial innovations. Different levels of managerial innovations/ Interaction. State support. Installation of managerial innovations.