Научная статья на тему 'Особенности управления развитием туристского потенциала как составляющей регионального экономического потенциала'

Особенности управления развитием туристского потенциала как составляющей регионального экономического потенциала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
879
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИЗМ / СТРУКТУРА / ОЦЕНКА / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гущина Н. А.

В статье проведен анализ существующей системы управления развитием туристского потенциала как составляющей регионального экономического потенциала (на примере Нижегородской области), выявлены ее недостатки. По итогам проведенного анализа определена оптимальная схема управления развитием туристского потенциала, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления развитием туристского потенциала как составляющей регионального экономического потенциала»



УДК 338.242.2

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Н. А. ГУЩИНА,

соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Волго-Вятская академия государственной службы

В статье проведен анализ существующей системы управления развитием туристского потенциала как составляющей регионального экономического потенциала (на примере Нижегородской области), выявлены ее недостатки. По итогам проведенного анализа определена оптимальная схема управления развитием туристского потенциала, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления.

Ключевые слова: регион, управление, потенциал, туризм, структура, оценка, механизм.

В современных условиях для достижения регионального экономического роста необходимо эффективное использование конкурентных преимуществ экономики регионов, на поиск и реализацию которых должна быть направлена стратегия управления региональным развитием. Одним из экономических преимуществ ряда российских регионов, в том числе Нижегородского, является наличие целого комплекса условий, благоприятных для развития туристской отрасли. При этом для реализации в регионе большей части туристских проектов не требуется значительного привлечения бюджетных средств, а необходимы в первую очередь организационные усилия власти по созданию эффективной системы управления развитием регионального туристского потенциала.

Туристский потенциал качественно и количественно характеризует региональные туристские ресурсы и их функциональные возможности. Он является частью экономического потенциала ре-

гиона, представляющего собой совокупную способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

В период 2004—2005 гг. по мере развития в регионах туристской отрасли туристский потенциал был введен в состав регионального инвестиционного потенциала [11], структура которого представ-ленанарис. 1.

Можно классифицировать виды туризма в зависимости от их экономических характеристик на выездной, внутренний и въездной туризм.

В случае выездного туризма граждане страны, отправляющиеся за рубеж, вывозят валюту, которой оплачивают туристские и прочие услуги в стране пребывания. Эта валюта потеряна для своей страны и работает в конечном итоге на экономику страны пребывания. Поступления в бюджет своей страны или региона ограничены поступлениями в виде налогов и сборов, взимаемых с туроператоров, реализующих зарубежные туры.

Внутренний туризм предполагает путешествия граждан в пределах своей страны. Валюта в этом случае из страны не вывозится. Деньги, которые платит турист за предоставляемые услуги, работают в своей стране, способствуя развитию как туристской отрасли, так и экономики страны и региона в целом.

И, наконец, въездной туризм — самый доходный и выгодный для страны и региона вид туризма. Это источник поступления в страну иностранной валюты, одна из статей экспорта — экспорт услуг.

Въездной туризм является объектом пристального внимания во всем мире и по мере возможности и наличия природно-климатических условий развивается во всех странах. Особенное значение он приобретает для стран и регионов бедных сырьевыми ресурсами и полезными ископаемыми, где порой превращается в одну из основных статей, формирующих бюджет.

Туристский потенциал региона определяется наличием ресурсов для развития въездного и внутреннего туризма.

В современных научных источниках приводятся различные определения туристского потенциала. Например, Е. А. Джанджугазова [2] употребляет понятие «туристские ценности» природного или искусственного, созданного в результате человеческой деятельности характера. При этом под туристскими ценностями понимаются туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. На взгляд автора, отождествление туристского потенциала только с туристскими ценностями или ресурсами не совсем верно.

В свою очередь Н. И. Панов [9] использует термин «пропускной потенциал», показывающий возможности любого туристского объекта в виде

пропускных способностей, т. е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездок туристов и от возникновения социально-экономических проблем у населения. По мнению автора, это определение верно, но имеет слишком узкий смысл, чтобы в полной мере охарактеризовать туристский потенциал региона.

Можно согласиться с мнением А. С. Кускова [3], что туристский потенциал представляет собой всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Однако это определение не учитывает такой важной функции туристского потенциала, как его влияние на общее экономическое развитие.

По мнению автора, туристский потенциал региона как составная часть его совокупного экономического потенциала представляет собой систему взаимосвязанных факторов, характеризующих способность туристской отрасли содействовать росту региональной экономики. Получаемый туристской отраслью и обслуживающими ее отраслями доход поступает в региональную экономику в виде налогов и сборов, инвестирования в предприятия других отраслей, тем самым обеспечивая дополнительные финансовые потоки в сферу развития экономики региона.

Рассмотрим структуру туристского потенциала.

Региональный туристский потенциал — явление довольно многогранное и его структура по-разному представлена в научных исследованиях.

Например, рейтинговое агентство «Эксперт», оценивая региональный туристский потенциал, выделяет в его структуре четыре параметра: при-родно-рекреационный и историко-культурный комплексы, развитость сети размещения туристов и мест развлечения [11].

Авторы многих работ, посвященных туристской отрасли, А. С. Кусков и Ю. А. Джаладян выделяют в структуре туристского потенциала туристскую инфраструктуру и туристские ресурсы, подразделяемые на природные, культурно-исторические и социально-экономические ресурсы. Последние имеют двойственный характер, так как включают и элементы туристской инфраструктуры [3].

Туристский потенциал региона, по мнению автора, не сводится к потенциалу и ресурсам исключительно туристской отрасли или туристской индустрии. Это понятие гораздо более широкое. Оно характеризуется большим числом как экономических, так и внеэкономических факторов.

Проведенная систематизация и группировка данных факторов позволила выделить в структуре туристского потенциала десять основных составляющих, которые включают в себя туристские ресурсы, туристскую инфраструктуру и туристскую индустрию.

Профильная составляющая. Под этой составляющей, согласно определению профиля как совокупности специфических черт, характеризующих какой-либо объект, понимаются особенности региональной туристской деятельности: соотношение въездного, внутреннего и выездного туризма, туроператорской и турагентской деятельности; предпосылки развития определенных видов туризма и др.

Инфраструктурная составляющая характеризует материальную часть туристской отрасли.

К основной туристской инфраструктуре относятся гостиницы и иные коллективные средства размещения, а также объекты санаторно-курортного лечения и отдыха.

К сопутствующей инфраструктуре относятся объекты познавательного, делового и физкуль-турно-спортивного назначения, туристский транспорт, предприятия питания, объекты развлекательной сферы.

Законодательная составляющая. Эта часть включает в себя нормативные акты федерального

уровня, регламентирующие туристскую деятельность, а именно:

- правовые нормы, направленные на повышение гарантий и эффективности защиты прав потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

- нормы юридической ответственности туристских организаций за нарушение гражданско-правовых обязательств;

- правовые акты, регламентирующие вопросы классификации и стандартизации туристской инфрастуктуры;

- правовые основы саморегулирования на туристском рынке, в том числе нормотворчество саморегулируемых организаций — объединений туроператоров, банков, страховых компаний;

- правовые нормы в смежных областях законодательства.

Кроме того, в нее входят законодательные акты, принимаемые на региональном уровне и регулирующие функционирование туристской отрасли региона. Они касаются:

- определения приоритетных направлений туристской деятельности в регионе;

- предоставления инвесторам кредитных льгот;

- проведения льготной амортизационной политики;

- регулирования участия инвесторов в приватизации объектов туристской инфраструктуры;

- установления режимов налогообложения в туристской отрасли;

- предоставления налоговых льгот. Законодательная составляющая обеспечивает

связь между государственным и корпоративным управлением туристским потенциалом. Кроме того, уровень развития этой составной части обеспечивает эффективность использования туристских ресурсов региона.

Географическая составляющая. Эта составляющая туристского потенциала отражает качество природно-климатических условий, в том числе продолжительность теплого сезона, наличие водоемов и зеленых зон, пригодных для организации отдыха, близость к столице и крупным транспортным магистралям.

Историко-культурная составляющая связана с наличием достопримечательностей, исторических и архитектурных памятников, центров народных промыслов и ремесел, культовыхсооружений.

Иродуктная составляющая характеризует виды и качество туристских услуг — специфического продукта деятельности туристской отрасли.

Информационная составляющая характеризует доступность получения инвесторами и туристами информации о состоянии туристской отрасли региона.

Экологическая составляющая определяет степень безопасности пребывания туристов в регионе для их здоровья и характеризуется качеством питания и питьевой воды, чистотой водоемов и зеленых зон, отсутствием вредных выбросов от промышленных предприятий.

Инновационная составляющая. Под этой частью следует понимать комплекс целенаправленных мероприятий, в том числе и со стороны государства, направленных на создание благоприятных условий для внедрения экономическими субъектами туристской отрасли различных нововведений в свою деятельность, повышение их инновационной активности.

Кадровая составляющая характеризуется наличием высших и средних учебных заведений, готовящих на основе образовательных программ базового и повышенного уровней кадры для туристской отрасли.

Основным фактором, определяющим состояние регионального туристского потенциала, является функционирование туристской отрасли региона.

Нижегородская область обладает целым комплексом условий, благоприятных для развития туристского потенциала. Достаточно упомянуть, что региональный центр — Нижний Новгород включен ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность. Кроме того, характерными особенностями местности, в которой расположен регион, являются уникальный рельеф и многоли-кость ландшафтов.

В регионе в разной степени развиты следующие виды туризма:

- культурно-познавательный туризм, связанный с посещением объектов культурного назначения и осуществляемый в познавательных целях;

- лечебно-рекреационный туризм, обеспеченный наличием источников минеральной воды и лечебных грязей, создающих предпосылки привлечению в регион туристов для отдыха и лечения;

- событийный туризм, связанный с проведением в регионе фестивалей, праздников, форумов. К нему можно отнести и религиозное паломничество к святым местам (оз. Светлояр, с. Дивеево);

- круизный туризм, обеспеченный организацией речных круизов по Волге, Оке, Дону, Каме, каналу имени Москвы, Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому водному пути, Ладожскому и Онежскому озерам;

- экологический туризм, представляющий собой путешествия в места с относительно нетронутой природой, не нарушающие целостности экосистем;

- деловой туризм.

Наделовом туризме стоит остановиться отдельно. Наибольшую часть в составе делового туризма, т. е. в индивидуальных и корпоративных туристских поездках с деловыми целями, составляет так называемая индустрия MICE (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — туризм с целью участия в семинарах, конференциях, выставках, симпозиумах, конгрессах, тренингах, ярмарках, презентациях, поездках по обмену опытом.

В период проведения в регионе общероссийских и международных выставок, конгрессов, форумов достигается максимальный уровень заполнения гостиниц.

Деловой туризм имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами туризма:

- его доходность существенно выше других сфер туризма;

- он менее подвержен влиянию экономических спадов;

- он в меньшей степени зависит от воздействия таких внешних факторов, как климат, экологическая ситуация;

- деловые туры осуществляются круглогодично, вне зависимости от сезона;

- прогнозирование объема услуг возможно осуществить с достаточно высокой точностью, так как контракты на корпоративное туристское обслуживание являются, как правило, долгосрочными. Кроме того, актуально развитие в регионе

нового для России и популярного в Европе и Северной Америке промышленного туризма, представляющего собой поездки с целью посещения открытых промышленных объектов — заводов и фабрик. Этот вид туризма представляется перспективным для Нижегородской области в связи с наличием большого количества крупных промышленных предприятий таких отраслей, как перерабатывающая нефтехимическая, металлургическая, радиотехническая, автомобилестроение и др.

Динамикаразвития туристской отрасли региона в 2000—2009 гг. представлена статистическими данными, приведенными в табл. 1—4.

Анализ статистических данных показывает, что в 2000—2008 гг. (за исключением 2002г.) в регионе наблюдался рост объема туристских услуг, в том числе в сегменте въездного и внутреннего туризма. Наибольший рост объема туристских услуг в процентах к уровню предыдущего года был отмечен в 2006 г. (табл. 1). Стоит отметить, что приведенные показатели роста не учитывают инфляционные процессы и ежегодное повышение цен на туристский продукт. Кроме того, эти туристские услуги связаны в основном с обеспечением выездного туризма, доход от которого получают в большей степени страны, предоставляющие эти услуги, что практически не влияет на инвестирование в региональную экономику.

В 2009 г. в отличие от предыдущих лет наблюдалась отрицательная динамика развития региональной туристской отрасли. Общий объем туристского потока в регион составил 521,7тыс. чел., что на 37,5% меньше показателей предыдущего года. Въездной туристский поток в 2009г. сократился на 7,3 % и составил 62тыс. чел. Причиной снижения туристского потока в 2009г. явился мировой экономический кризис, затронувший все сферы экономической деятельности. Въездной туристский поток в Нижегородскую область незначителен, хотя в 2006—2008 гг наблюдалась тенденция к его повышению (табл. 2).

Объем туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг Нижегородского региона

составляет незначительный процент в общем объеме оказываемыхуслуг (табл. 3).

Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников туристской отрасли увеличивается (табл. 4), но остается ниже среднероссийского уровня. К тому же этот рост является чисто номинальным и не учитывает инфляции.

Судя по величине туристской составляющей в региональном совокупном инвестиционном потенциале, туристский потенциал Нижегородской области в определенной мере развит. В 2008—2009 гг. регион занял 9-е место в рейтинге 83-х российских регионов [11], что является достаточно высоким результатом. Однако постоянные колебания ранга туристской составляющей в 2004—2009 гг. (11-й ранг — в 2004-2005гг., 12-й ранг - в 2005-2006гг., 17-й ранг - в 2006-2007гг., 15-й ранг - в 2007-2008гг., 9-й ранг — в 2008—2009 гг.) подтверждают отсутствие положительной динамики развития туристского потенциала вследствие неэффективности системы управления.

В целом регион имеет довольно высокий ранг совокупного инвестиционного потенциала, удерживая в последние годы 9-е место, что обеспечивается функционированием развитой обрабатывающей промышленности, внедрением инноваций и наличием высококвалифицированных кадров. В то же время регион не обладает значительными собственными запасами сырья и занимает всего лишь

Таблица 1

Объем туристских услуг, оказанных организациями Нижегородской области в 2000—2008 гг. [10]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Туристские услуги, млн руб. 41,7 73,2 55,9 94,6 142,4 246,9 966,3 1 352,3 1 919,6

К предыдущему году, % 220 175,5 76,4 169,2 150,5 173,4 391,3 140 142

Объем туристского потока в Нижегородскую область в 2006—2009гг.,тыс. чел.

Показатель

2006

2007

2008

2009

Снижение в 2009 к;

Туристский поток в Нижегородский регион, всего

593,7

648,7

834,6

521,7

37,5

В том числе въездной туристский поток

43,3

62,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66,6

62

7,2

Объем туристских, гостиничных и санаторно-оздоровительных услуг в общем объеме услуг в Нижегородской области в 2004—2008гг., % [4]

Показатель

2004

2005

2006

2007

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

2,2

2,1

2,4

Туристские услуги

0,6

0,7

2,2

2,5

Санаторно-оздоровительные услуги

1,2

1,1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников туристской отрасли Нижегородской области в 2004—2008гг., руб. [4]

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Среднемесячная заработная плата всего в экономике 5 255,7 6 533,4 8 111,7 10 302 13 467,4

Заработная плата работников гостиниц и ресторанов 3 556,6 4 157,1 5 566,1 6 620,5 9 048,3

Таблица 2

Таблица 3

2008

2

2,3 0,9

Таблица 4

57-е место по природно-ресурсному потенциалу.

Если на экспорт сырья рассчитывать не приходится, то тем большее значение в регионе приобретает экспорт услуг — продукта туристской индустрии. В региональном туристском потенциале находят отражение социально-экономические особенности:

- явно выраженная промышленная и инновационная направленность региона;

- развитые перерабатывающая нефтехимическая, металлургическая, пищевая, радиотехническая промышленность, автомобилестроение;

- регион является одним из крупнейших центров научно-исследовательской мысли и инновационной деятельности с развитой высшей школой, академической и прикладной наукой. Кроме того, Нижегородский регион, занимая

выгодное географическое положение, является одним из крупнейших российских транспортно-логистических узлов.

При этом следует отметить важное обстоятельство, связанное с высоким промышленным потенциалом региона. Обрабатывающая промышленность региона в подавляющем большинстве акционирована. Держателями акций являются и иностранные инвесторы. Объем иностранных инвестиций, поступавших в Нижегородский регион в 2004—2008г., имеет положительную динамику. В 2004г. в экономику области поступило 80 199,4тыс. долл. иностранных инвестиций, в 2005г. — 109 482,6, в 2006г. -216 105,1, в 2007г. - 409 601,2, в 2008 г. — 708 467,6 тыс. долл. За этот период объем иностранных инвестиций увеличился в8,83 раза.

Иностранным инвесторам, посещающим регион с профессионально-деловыми целями, необходим соответствующий мировым стандартам уровень сервиса.

Кроме того, с аналогичными целями регион посещают представители смежных предприятий из других регионов страны.

В современных экономических условиях деловой туризм представляется наиболее перспективным направлением развития региональной туристской отрасли. По мнению автора, деловой туризм должен быть определен приоритетным видом туризма в Нижегородском регионе.

Одной из основных причин неустойчивого развития туристского потенциала является отсутствие эффективного механизма управления, учитывающего специфику региональной экономики. Рассмотрим особенности управления развитием

регионального туристского потенциала. Под этим управлением будем понимать совокупность действий, направленных на осуществление поставленной заранее и корректируемой в процессе достижения цели, путем преобразования имеющихся туристских ресурсов в определенный туристский продукт. Целью управления развитием туристского потенциала является обеспечение устойчивой динамики этого развития.

Либерализация экономики, осуществляемая в течение последних десятилетий, существенно сместила акценты — вместо централизованного управления на первое место вышло управление региональное. Процесс управления развитием регионального туристского потенциала, как и любого социально-экономического объекта, включает следующие основные этапы:

- постановку цели управления и оптимальных сроков ее достижения;

- сбор, систематизацию и анализ информации об управляемом объекте;

- оптимизацию способов достижения цели, выбор направления управленческого процесса, принятие решения;

- организацию процессов выполнения поставленной цели;

- контроль выполнения.

Рассмотрим управление развитием регионального туристского потенциала через систему параметров процесса управления:

- объект управления — региональный туристский потенциал;

- субъект управления — органы управления, т. е. совокупность организационных структур, обеспечивающих использование и координацию имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели;

- институциональная средауправления;

- механизм управления.

Управление развитием туристского потенциала осуществляется в определенной институциональной среде. Институциональная среда как совокупность основополагающих политических, социальных и правовых норм, регламентирующих общественную и хозяйственную деятельность, определяет правила поведения, а также направляет или ограничивает деятельность субъектов посредством принятых законов, подзаконных актов, государственных стандартов и пр.

Применительно к сфере функционирования регионального туристского потенциала и управления им институциональная среда — это феде-

ральные законы, региональные нормативные акты и целевые программы развития, определяющие основные направления государственной политики в сфере туризма, регламентирующие деятельность как непосредственно туристской отрасли, так и смежных отраслей.

Законодательное регулирование туристской отрасли на федеральном уровне в настоящее время характеризуется следующими тенденциями:

- развитием правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

- усилением юридической ответственности туристских организаций за нарушение гражданско-правовых обязательств;

- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации туристской инфраструктуры: гостиниц, пляжей, горнолыжныхтрасс ит.д.;

- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (объединений туроператоров, банков и страховых компаний);

- развитием связанных с туристской деятельностью правовых норм в смежных отраслях законодательства.

Основным нормативным актом, регламентирующим туристскую деятельность на федеральном уровне, является Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [6], регулирующий вопросы предпринимательской деятельности туристских организаций, обеспечения безопасности туризма, защиты прав потребителей туристского продукта.

В Нижегородском регионе полномочия органов власти и основные направления государственной политики в туристской сфере; формы и механизмы государственной поддержки развития въездного и внутреннего туризма; порядок рационального и эффективного использования туристских ресурсов региона, формирования, продвижения и реализации туристских услуг определены законом Нижегородской области от 12.02.2008 №8-3 «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» [5].

В регионе также действуют целевые программы. Это областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009—2011 годах» [7], целью которой является формирование конкурентоспособной

туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, притока иностранной валюты и увеличения количества рабочих мест. Действует также областная целевая программа «Размещение объектов гостиничной инфраструктуры на территории Нижегородской области до 2012 года» [8], направленная на координацию деятельности структурных подразделений правительства области по вопросам строительства гостиниц в Нижнем Новгороде и крупных туристских центрах области.

Особенности институциональной среды управления развитием регионального туристского потенциала заключаются в том, что, во-первых, институциональная среда тесно связана с потенциалом и даже определяет его, особенно законодательную составляющую, а во-вторых, институциональная среда также может быть объектом управления. В результате анализа эффективности сложившихся форм и характера взаимодействия между субъектами законодательной и исполнительной властей, местным сообществом и представителями туристского бизнеса старые, отжившие и не соответствующие требованиям времени нормативные акты упраздняются и заменяются новыми.

Органами управления развитием регионального туристского потенциала являются федеральные и региональные государственные и общественные организации, функционирующие в туристской сфере.

Федеральными государственными органами, регулирующими туристскую деятельность, являются Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), департамент туризма Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и др.

К основным негосударственным организациям, функционирующим в туристской отрасли на общероссийском уровне, относятся Ассоциация туроператоров России (ATOP) — общественная организация, объединяющая крупнейших российских туроператоров; Торгово-промышленная палата Российской Федерации, представляющая интересы представителей малого, среднего и крупного предпринимательства во всех сферах деятельности, в том числе в туристской отрасли.

На региональном и местном уровнях туристскую деятельность в Нижегородском регионе координируют правительство и законодательное

собрание Нижегородской области, департамент внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации Нижнего Новгорода, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. В системе государственной власти региона отсутствует орган, который бы регулировал исключительно туристскую деятельность.

К негосударственным региональным организациям, содействующим туристской деятельности, относятся общественный комитет по туризму при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, некоммерческое партнерство «Нижегородская туристская лига», объединяющее туристские компании, сферу образования в туризме и общественный сектор.

Органы управления должны воздействовать на объект управления (региональный туристский потенциал) через организационно-экономический механизм управления, представляющий собой совокупность рычагов управления, стимулов, различных форм финансового и организационного обеспечения.

В системе управления туристским потенциалом Нижегородского региона имеется ряд неразрешенных проблем. Основной является отсутствие системного подхода:

- большинство реализуемых в регионе туристских проектов не имеет стратегических целей и не ориентировано на требования туристской отрасли;

- действующая целевая программа развития туризма создана по аналогии с федеральными программами, без учета экономической специфики региона;

- отсутствует системный государственный подход к управлению качеством туристских услуг и подготовке туристских кадров;

- отсутствует развитая система статистического учета, что не позволяет оценить динамику развития отрасли и бюджетную эффективность ее государственной поддержки.

В системе государственной власти Нижегородской области отсутствует орган, созданный непосредственно для регулирования туристской деятельности.

Отсутствует разработанная на государственном уровне инвестиционная политика, определяющая необходимый для туристской отрасли объем материальных, трудовых, научно-технических и финансовых ресурсов; возможность их привлечения и распределения по приоритетным направлениям;

отбор первоочередных инвестиционных проектов по критериям коммерческой, бюджетной и социальной эффективности.

Деловой туризм не только не определен как наиболее перспективное направление, но и не включен в перечень основных направлений развития въездного и внутреннего туризма, утвержденных законом [5], в то время как все инвестиционные проекты с привлечением внешних инвестиций — как иностранные, так и российские — связаны с организацией деловых поездок иностранных и иногородних граждан в регион, т. е. с развитием делового туризма.

Кроме того, отсутствуетчеткое определение приоритетов бюджетного финансирования отрасли.

Также существуют направления, развитие которых по крайней мере на начальном этапе требует полного или частичного финансирования из федерального и регионального бюджетов. Это, во-первых, развитие и модернизация инфраструктурной составляющей туристского потенциала. В Нижегородской области в настоящее время бюджетное финансирование туристской отрасли используется в первую очередь для привлечения в регион инвесторов, а основные мероприятия по развитию отрасли, включающие строительство и модернизацию объектов туристской инфраструктуры, планируется проводить за счет привлечения средств из внебюджетных источников. При этом очевидно, что привлеченные инвесторы ориентированы в большей степени на рентабельность собственных проектов, ане надостижение стратегических целей развития туристской отрасли. Во-вторых, требует внимания развитие информационной составляющей туристского потенциала, к которому относятся государственная реклама региона как туристского направления на отечественном и зарубежном рынке, создание туристско-информационного центра, предоставляющего полную информацию о туристской отрасли региона, и единой системы бронирования туристских услуг.

Отмеченные недостатки существующей системы управления туристским потенциалом могут быть в той или иной степени устранены с помощью внедрения механизма управления развитием туристского потенциала региона. Для запуска этого механизма необходимо создание отдельного компетентного органа, наделенного законодательными и исполнительными полномочиями и усиливающего регионализацию управления, или расширение полномочий тех органов власти, которые на данный момент регулируют туристскую отрасль региона.

Канал прямой связи

\ Результат

Субъект \ Объект управления

управления управления 1

1_

Канал обратной связи

Рис. 2. Обобщенная схема управления

Рассмотрим общую схему управления развитием регионального туристского потенциала, которая должна быть принята за основу при разработке организационно-экономического механизма управления. Обобщенной схемой функционирования любых сложных управляемых систем — технических, биологических, социальных и пр. — является схема, приведенная на рис. 2.

Согласно этой схеме управление предполагает наличие замкнутого обратной связью контура управления и осуществляется следующим образом:

- по каналу прямой связи от субъекта управления к объекту управления приходит управляющее воздействие;

- по каналу обратной связи субъект управления получает информацию о результатах этого воздействия;

- результат воздействия анализируется субъектом управления. По результатам анализа вносятся коррективы в следующее прямое воздействие, чтобы результат управления был максимально приближен к заданному результату. Часто искомый результат регулирования достигается рядом последовательных приближений — итераций. Эта схема соответствует управлению любыми экономическими системами, поэтому, по мнению автора, ее целесообразно принять за основу при разработке механизма управления развитием регионального туристского потенциала как сложной социально-экономической системой. В применении к турист-

скому потенциалу схема расширена и дополнена на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечалось ранее, целью управления развитием регионального туристского потенциала является обеспечение устойчивой динамики этого развития. Поэтому органы управления должны через канал обратной связи получать информацию об изменении туристского потенциала или его составных частей во времени. В качестве канала обратной связи, по мнению автора, должен выступать координационно-аналитический центр управления развитием регионального туристского потенциала, созданный в системе государственного управления. Он должен оценивать эффективность управления развитием туристского потенциала на данном этапе, вносить необходимые коррективы в деятельность органов управления в нормативной форме и предоставлять рекомендации законодательным органам по внесению изменений в содержание институциональной среды.

Если обозначить туристский потенциал как Пт, то динамика его развития будет представлять собой временную функцию Пт((). Под эффективностью управления потенциалом на каком-либо отрезке временной оси будем понимать величину, пропорциональную среднему значению первой производной функции Пт(() на этом отрезке, т. е.

отношение

^ _ ¡..г Пт 2 Пт х

¿2 Ч

где Э — эффективность управления развитием туристского потенциала на временном интервале от ^ до в условных единицах;

Рис. 3. Схема управления развитием регионального туристского потенциала

К— коэффициент пропорциональности; ПТ1 — численное значение потенциала в момент времени

ПТ2—численное значение потенциала в момент времени

Для анализа эффективности управления развитием туристского потенциала координационно-аналитический центр должен владеть методикой расчета численного значения потенциала. В основу этой методики может быть положена математическая модель регионального туристского потенциала, позволяющая объективно обобщать и обрабатывать статистическиеданные [1].

Количественная оценка туристского потенциала должна проводиться координационно-аналитическим центром на основании информации, полученной в результате обработки данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики и результатов анкетирования специалистов туристской отрасли. Оценка проводится через заданные интервалы времени. Оптимальная периодичность, по мнению автора, ежегодно. Это даст возможность своевременно определять динамику развития и вносить необходимые коррективы в процесс управления.

Проведение оценки туристского потенциала позволяет ввести в контур управления его развитием (рис. 3) информационное звено, а именно следующие данные:

- численное значение (величину) регионального туристского потенциала на определенный моментвремени (период);

- отклонение этой величины от 1 (100 %), т. е. от величины идеального туристского потенциала [1];

- отклонение от величины туристского потенциала предыдущих периодов (лет), в которые проводилась аналогичная оценка потенциала. Очевидно, что отклонение со знаком «плюс» будет свидетельствовать о положительной динамике туристского потенциала, а со знаком «минус» — об отрицательной динамике и, соответственно, о необходимости внесения изменений в процесс управления потенциалом. На основании полученных численных значений туристского потенциала в различные периоды времени координационно-аналитический центр управления проводит оценку эффективности управления развитием туристского потенциала по предложенной формуле.

Данное информационное звено и обеспечит замкнутую обратную связь в контуре управления. На

основе результатов оценки туристского потенциала разрабатывается организационно-экономический механизм управления [1], учитывающий тенденции развития туристского потенциала и региональную экономическую специфику. Таким образом, необходимыми и достаточными условиями эффективного управления развитием регионального туристского потенциала, по мнению автора, являются:

- хорошо функционирующая обратная связь, обеспечивающая контроль и возможность внесения правильных корректив в процесс управления;

- бюджетное финансирование (на начальном этапе) мероприятий по развитию тех составляющих туристского потенциала, величина которых на период проведения оценки является наименьшей (в дальнейшем финансирование планируется осуществлять преимущественно за счет привлеченных инвесторов);

- внедрение организационно-экономического механизма управления, разработанного координационно-аналитическим центром управления развитием регионального туристского потенциала.

Определяющим в организационно-экономическом механизме управления является управляющее воздействие со стороны государственных органов различных уровней, преимущественно региональных, основанное на программе развития туристской отрасли региона, принимаемой на определенный период времени и устанавливающей цели, задачи и приоритетные направления развития отрасли.

В разработке программы должны принимать участие органы исполнительной региональной власти, управляющие туристской отраслью (правительство региона, министерства, департаменты), а также негосударственные организации, функционирующие в сфере туризма (туристские ассоциации, комитеты, общественные организации). Отдельные задачи развития туристского потенциала могут быть решены на уровне корпоративного управления при наличии государственного регулирования. В частности, к сфере корпоративного управления относятся вопросы создания и развития инфраструктурных звеньев туристской отрасли, а также организация системы подготовки туристских кадров при сотрудничестве с региональными учебными заведениями.

Результатом функционирования организационно-экономического механизма управления развитием туристского потенциала должна стать

комплексная, целенаправленная модернизация региональной туристской отрасли, выраженная в совершенствовании ее институциональной среды, инфраструктуры, системы финансирования, в укреплении социально-экономической основы и формировании эффективных рычагов управления.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов.

Во-первых, туристский потенциал региона довольно значителен. Однако его величина не соответствует общему социально-экономическому состоянию региона, в котором имеются все возможности поднять этот потенциал на более высокий уровень.

Во-вторых, организация управления развитием регионального туристского потенциала пока не имеет комплексного, последовательного характера и выражается в основном лишь в создании отдельных элементов туристской инфраструктуры, действующих в условиях низкого уровня взаимных экономических связей. В существующем механизме управления развитием регионального туристского потенциала отсутствует системный подход, заключающийся в формировании сети подсистем и взаимосвязанных частей управления, образующих единое целое, и учитывающий причинно-следственные связи и взаимодействия между различными уровнями управления.

В-третьих, функционирование региональной туристский отрасли в значительной степени определяется обеспечением выездного туризма, который практически не влияет на уровень туристского потенциала региона как составной части совокупного экономического потенциала.

В-четвертых, недостаточное акцентирование внимания на развитии инфраструктуры для обес-

Список литературы

печения делового туризма и его разновидности — промышленного туризма, которые могут являться существенными источниками финансирования туристского потенциала и, соответственно, факторами его роста.

В-пятых, совершенствование системы управления развитием регионального туристского потенциала должно быть результатом решения двух задач:

- создания замкнутого контура управления с информационной обратной связью, характерного для всех управляемых систем любой сложности;

- обеспечения эффективного функционирования этого контура путем разработки организационно-экономического механизма управления, учитывающего все выявленные недостатки в существующей системе управления. В-шестых, для организации канала обратной

информационной связи целесообразно создать координационно-аналитический центр управления развитием регионального туристского потенциала, основными задачами которого являются оценка туристского потенциала, эффективности управления развитием туристского потенциала и предоставление рекомендаций органам управления по внесению необходимых корректив в управленческий механизм.

Совершенствование системы управления позволит в полной мере использовать туристские ресурсы региона, создать необходимые условия для успешного взаимодействия всех уровней управленческой иерархии в процессе принятия решений, обеспечить устойчивое развитие туристского потенциала и способствовать повышению конкурентоспособности региона.

1. Гущина Н. А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления частным потенциалом региона на основе методики его оценки // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.

2. Джанджугазова Г. А. Маркетинг туристских территорий. М.: Academia, 2006.

3. КусковА. С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М.: КноРус, 2010.

4. Нижегородская область в цифрах. 2009: крат. стат. сб. Н. Новгород: Нижегородстат, 2009.

5. О туристской деятельности на территории Нижегородской области: закон Нижегородской области от 12.02.2008 № 8-3.

6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3.

7. Областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009—2011 годах»: постановление правительства Нижегородской области от 30.04.2009 № 265.

8. Областная целевая программа «Размещение объектов гостиничной инфраструктуры на территории Нижегородской областидо 2012 года»: постановление правительства Нижегородской области от 20.08.2008 № 344.

9. Панов П. П., ЧибиневА. М. Проблемы развития туристского потенциала Ленинградской области. СПб: 2004.

10. Правительство Нижегородской области — http://www.government.nnov.ru.

11. Рейтинговое агентство «Эксперт» — http:// www.raexpert.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.