СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кузьминых Наталья Александровна,
к.э.н., доцент кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельности ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»,
[email protected]. (8-905) 3501005
Проблематика инновационным промышленного настоящее
управления развитием производства в время имеет
первостепенное значение. Вопросы рассмотрения понятийного аппарата инновационного развития и разработки системы управления данным процессом требуют разъяснения и уточнения. Автором в данной статье раскрыты основные понятия и представлена система управления инновационным
развитием, раскрывающая
взаимосвязи между ее элементами и позволяющая принимать
управленческие решения по совершенствованию управления инновационным развитием.
Ключевые слова: инновационное развитие, система управления, инновации, инновационная
деятельность, инновационный
процесс, инновационный потенциал, инновационный риск, инновационная культура, инновационная
привлекательность, инновационная активность.
Kuzminykh Natalya Aleksandrovna
PhD of economics; assistant professor of chair of management of innovations and investment activity SEI HPE «The Bashkir academy of public service and management at the President of Republic Bashkortostan», [email protected], (8-905)3501005
CONTROL SYSTEM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION
The management problematics innovative development of industrial production has now paramount value. Questions of consideration of the conceptual device of innovative development and management system engineering by the given process demand an explanation and specification. The author in given article opens the basic concepts and the control system of innovative development opening interrelations between its elements and allowing to make of the administrative decision on perfection of management by innovative development is presented.
Key words: innovative development, control system, innovations, innovation, innovative process, innovative potential, innovative risk, innovative culture, innovative appeal, innovative activity.
Инновационное развитие - системный процесс общественного и экономического развития, основанный на знаниях и инновациях, реализующий конкурентные преимущества экономики страны, обеспечивающий устойчивый экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения посредством гармонизации интересов его участников.
Сегодня для эффективного управления инновационным развитием в первую очередь необходимо разобраться с содержательной стороной категориального аппарата инновационного развития и, прежде всего, с термином «инновации».
Категория «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in - в и novus - новый). Инновация, по И. Шумпетеру, впервые предложившему этот термин в работе «Теория экономического развития» в 1912 г., - новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы; двигатель, генератор прибыли.
После первой попытки дать определение инновации, данное понятие стало употребляться в более широком смысле, распространяясь не только на область технологии, но и на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют успешному, эффективному функционированию промышленного производства.
В мировой экономической литературе сложилось несколько подходов к определению категории «инновация», которые трактуют инновацию как:
- процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В. С. Кабаков, Г. М. Гвишиани, В. Л. Макаров и др.);
- систему (Н. И. Лапин, И. Шумпетер);
- изменение (Ф. Валента, Ю. В. Яковец, Л. Водачек и др.);
- результат (А. Левинсон, С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич) [2, с. 6].
Данные истолкования неясны, точно не соотнесены именно с термином «инновация», здесь вплетаются другие категории, которым соответствуют свои определения.
В действительности происходит подмена понятий «новшество», «новация», «инновация», «нововведение», но между ними существуют различия, которые необходимо уточнить.
Принято считать, что «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского языка означает «введение новаций». Под новацией понимается нечто новое, то, что открыто, но не исследовано, а инновация - это то, что исследовано. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования инновации и доведение ее до потребителя.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Новшество - это предмет инновации. Объединяющим началом понятий «новшество» и «инновация», как отмечает А. М. Мухамедьяров [3, с. 8], является рассмотрение инноваций в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления. Новшество -оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.
Экономика, Статистика и Информатика [
Наиболее точно и полно отражает сущность инноваций следующее определение: инновация - это новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие
экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) [8, с. 58].
В экономической литературе существуют различные подходы к классификации инноваций. В свою очередь, классификация инноваций - это распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Предлагается классификация в соответствии с вышеизложенным определением (табл. 1).
Определение конкретных аспектов, характеризующих сущность понятия «инновация», является исходным моментом для формирования системы управления инновационным развитием. Поскольку инновации - это ново, то самому понятию «инновационный» не могут дать четкое определение. Так, следует различать научно-техническую и инновационную деятельность. Первая связана с созданием научно-технической продукции во всех ее видах, то есть с прогрессом в сфере науки и производства. Это естественная потребность человека - поиск нового. Вторая обусловлена меняющимися условиями экономической
деятельности. С одной стороны, меняются потребности общества. С другой стороны, меняются условия производства. И в том, и в другом случае возникает необходимость
инновационной деятельности. Однако последняя не может осуществляться без научно-технической сферы, которая собственно и создает предпосылки для обновления. Научно-техническая деятельность ориентирована на создание нового продукта в самом широком смысле этого слова. Инновационная деятельность - на практическое использование этого
Классификация инноваций
Таблица 1
Критерий классификации
Степень новизны
Частота применения Степень интенсивности
Темпы осуществления
Место на предприятии, в виде экономической деятельности, регионе и стране _
Р езу льтативн ость Вид эффекта
Виды инноваций
Радикальные, модификационные, псевдоинновации Новые в мировом масштабе, новые в регионе, новые для вида экономической деятельности в регионе, новые для предприятия Продуктовые инновации, процессные инновации, организационные
инновации, управленческие
инновации, экономические
инновации, социальные инновации
Материальное производство, наука,
сфера услуг, социальная сфера_
Разовые инновации, повторяющиеся инновации
слабая,
равномерная,
«Бум», массовая
Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные,
нарастающие, скачкообразные
Инновации «на входе», инновации «на выходе», инновации системной структуры
экологический, социальный,
продукта.
доказательство
необходимости
Высокая, средняя, низкая
Экономический, н аучн о-технический,
Следовательно, интегральный _
объективной
инновационной и обусловливают формирование
деятельности должно основываться не соответствующих пр°порций, в столько на масштабах научных частшсти ресурсных, тражш^ исследований, сколько на возможности возможности реализации этого тапа использования их результатов в сфере развития.
практического применения. Этот К инновационной деятельности постулат определяет важность не примыштшшго
только самих ресурсов, которыми производства
обладает та или иная система, но и отж^ят^
имеющихся у нее возможностей по их - выполнение научно-использованию. жсдадотте^^
К числу элементов, которые опытно-определяют масштабы, характер и южтрукгорсжж или тежототичгс^ качество инновационной деятельности работ по созДанию инновационного промышленного производства, следует продукта,
отнести следующие сферы: научную, комплексное научно-научно-техническую, образовательную, технологическое, индикативное инвестиционную, сферу управления, планирование и
сферу производства инноваций, сферу целевое
потребления нововведений. Именно пр^^^ота™^ ^гаж^т и
эти сектора определяют способность нормативно-правовое
работ по созданию инновационного
системы к инновационному развитию
обеспечение
по
продукта;
- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;
улучшающи
№1,2010
н
- проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;
- управление процессами коммерциализации технологий;
- деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;
- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные
М. Рогова, Р. А. Фатхутдинов, А. Н. Фоломьев и другие придерживаются мнения, что инновационная деятельность - это процесс. Также в проекте ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» инновационная деятельность определяется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс,
используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».
услуги (включая организацию Инновационный процесс
представляет собой последовательность действий при инициации, разработке новых операций и дальнейшем распространении их результатов. Он включает в себя шесть элементов, соединенных в единую структуру:
финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового усовершенствованного продукта.
Инновационная деятельность характеризуется следующими
ключевыми свойствами:
a) имеет место трансформация идеи - зарождение идеи инновации; в технологически и организационно - маркетинг нововведения; новые или усовершенствованные - оценка экономической продукты и услуги; эффективности инновации;
b) новые или усовершенствованные - освоение инновации; продукты и услуги доводятся до - коммерческая реализация потребителей для их практического инновации;
внедряются на - продвижение инновации [12].
рынке; В настоящее время инновационный
c) инновационная деятельность процесс промышленного производства осуществляется на коммерческой характеризуется следующими основе в рамках комплекса научных и особенностями: организационно-финансовых - многочисленностью и мероприятий. неопределенностью путей достижения
В работах, посвященных цели и высоким риском; инновационной проблематике, много - невозможностью детального
путаницы в определениях инновационной деятельности и инновационного процесса.
Определение инновационной
деятельности как процесса является узким, поскольку всякая деятельность «включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности» [1]. Экономисты И. Т. Балабанов, В. П. Воробьев, Г. А. Денисов, Е. Ф. Денисов, М. И. Каменецкий, И. Р. Курнышева, Е.
планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
- необходимостью преодоления сопротивления в сфере как сложившихся экономических
отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
На основе проведенного анализа определений известных
исследователей в области инноваций можно разграничить понятия
«инновационный процесс» и «инновационная деятельность»: - инновационный процесс промышленного производства
представляет собой постоянный и непрерывный поток превращения всевозможных идей производственно-технического, организационно-
финансового и управленческо-маркетингового характера на основе научных разработок в создание, внедрение и распространение на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг и технологических процессов;
- инновационная деятельность промышленного производства -целенаправленная и организованная творческая деятельность, состоящая из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству инноваций и обеспечению доведения инноваций до потребителей в целях получения прибыли [10].
Инновационная деятельность промышленного производства
осуществляется в инновационной сфере, которая представляет собой комбинацию технологий, областей их применения для производства товаров и услуг, рынков, организационной структуры. Необходимо стремиться к оптимизации этой комбинации, чтобы продемонстрировать ожидаемую в будущем позицию, использования, т.е. Инновационная деятельность является длительным циклическим процессом. В связи с этим возникает вопрос об инновационной активности, В словаре русского языка С. И. Ожегова [4] представлено понятие «активный» -деятельный, энергичный, действующий и развивающийся. Словарь иностранных слов [5] дает следующее определение активности - «энергичная усиленная деятельность, деятельное состояние, деятельное участие в чем-либо». Учитывая накопленный зарубежный и отечественный опыт и опираясь на эмпирические выводы, полученные по результатам исследования, предлагается следующее определение: инновационная
активность промышленного
производства - характеристика
Экономика, Статистика и Информатика ЛД №1,2010
динамизма
деятельности
производства,
инновационнои промышленного оцениваемая по
скорости и объемам создания, продвижения на рынок и использования инновации в хозяйственной деятельности.
Уровень инновационной
активности и структура инноваций существенно различаются по фазам инновационных циклов (они бывают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Пик инновационного цикла приходится на фазу оживления экономики. В периоды кризиса и депрессии инновационная активность резко падает - нет смысла совершенствовать устаревшую технику и нет крупных инвестиций для освоения техники и технологий новых поколений. В это время получают распространение псевдоинновации. Волна нововведений появляется при переходе к новому технологическому способу производства.
Вместе с тем инновационная активность отражает интенсивность использования инновационного потенциала. Потенциал (от лат. рйепйа - сила) в широком смысле означает средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [6, с. 1058]. Предлагается под инновационным потенциалом понимать реализуемые возможности промышленного
производства, т.е. способность достигать при имеющихся в наличии возможностях поставленных
инновационных целей.
Применительно к промышленности правомерно говорить о наличии инновационного потенциала, который включает: производственный; научно-технический; интеллектуально-кадровый; маркетинговый; финансово-инвестиционный; информационный (рис. 1).
Производственный потенциал определяется возможностью
производства тех или иных инноваций и уровнем их внедрения. Формирование и реализация производственного потенциала осуществляются исходя из затрат на создание, приобретение или аренду опытного оборудования,
технологических линий и т.д.
Научно-технический потенциал -затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на приобретение прав на патенты, лицензии и т.д.
Интеллектуально -кадровый потенциал выражается в затратах на оплату труда, оплату услуг сторонним предприятиям и организациям, возможности использования знаний людей.
Маркетинговый потенциал
подразумевает возможности изучения рынков сбыта; анализа и прогнозирования предпочтений потребителей, продуктовых и технологических инноваций; отбора идей; продвижения инновационной продукции на рынок; планирования рекламной компании по реализации
продукции.
Финансово-инвестиционный потенциал выражается в материальной основе обеспечения динамики инновационного развития,
количественные и качественные характеристики которого отражают упорядоченную совокупность
инвестиционных возможностей.
Информационный потенциал -затраты на информационные услуги, компьютеризацию, использование коммуникационных технологий (Интернет, глобальные сети, электронная почта, выделенные каналы связи).
Эффективная реализация
инновационного потенциала зависит как от состояния каждой из его частей, так и от их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего потенциала является условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором. В этой связи изучение инновационного потенциала особенно актуально.
Вероятность снижения
инновационного потенциала
промышленного производства, возникающая в силу отсутствия стабильности в экономической, политической, социальной сферах и проявляющаяся в отрицательной динамике структурных элементов инновационного потенциала,
называется инновационным риском. Инновационный риск - риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды
Рис. 1. Составляющие инновационного потенциала
№1,2010
деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует.
Несмотря на отраслевую специфику, в большинстве секторов экономики используются во многом сходные подходы, методы, механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности
инновационной деятельности. В рамках реализации инновационного риска их можно объединить в три основные группы.
Группа I. Внутренние методы, механизмы и инструменты управления рисками:
1) избежание риска (уклонение от риска);
2) компенсация (резервирование, самострахование, внутреннее страхование, принятие риска на себя) риска и его последствий;
3) локализация риска;
4) распределение (диссипация) риска;
5) хеджирование;
6) управление активами и пассивами;
7) упреждающие методы (ценовое регулирование; управление величиной финансового левериджа; ограничение уровня риска; оптимизация налогообложения; управление величиной операционного левериджа; обеспечение возможности получения с контрагента по инвестиционно-финансовой операции дополнительного уровня премии за риск; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемых в договоры штрафных санкций; совершенствование управления оборотными средствами субъекта экономики; информационно-прогнозное обеспечение инновационного управления; регулирование учетной и дивидендной политики; планирование оптимально эффективной инновационной стратегии и политики субъекта экономики; контроль над степенью риска и коррекция решений по управлению рискам (мониторинг
Рис 2. Взаимосвязь процесса формирования инновационной привлекательности промышленного производства
риска)).
Группа П. Внешние методы, механизмы и инструменты управления рисками: страхование и гарантии.
Группа III. Комплексное использование или частичное сочетание методов, механизмов и инструментов управления рисками инновационной деятельности для обеспечения ее экономической безопасности.
Основным объектом исследования являются, как правило, все виды допустимых инновационных рисков, риски критической группы, а также нестрахуемые катастрофические риски, если они принимаются субъектом экономики в силу объективной необходимости [11].
Достижение наилучшего результата от инновационной деятельности возможно при непрерывном совершенствовании инновационного потенциала и снижении
инновационных рисков.
Соответственно, промышленное производство, ориентированное на производство инновационной
продукции (продуктовых инноваций) с применением процессных инноваций, реализацией управленческих
инноваций, должно обладать некоторым инновационным
потенциалом, рациональное
использование которого позволило бы обеспечить инновационные свойства выпускаемой продукции, т.е. повысить инновационную привлекательность. К участникам процесса формирования инновационной привлекательности промышленного производства
относятся руководство предприятий промышленного производства,
министерства и ведомства, инвесторы и потребители (рис. 2).
Руководство предприятий
промышленного производства, министерства и ведомства формируют инновационную привлекательность силой явного (сознательного, целенаправленного) убеждения инвестора в совершенстве экономической системы компании на рынке инноваций. Далее происходит процесс инвестирования
инновационной деятельности
предприятия, за счет чего последнему становится возможным удовлетворить запросы потребителя в соответствии «цена»= «качество», и тем самым максимизировать свои доходы и вернуть вложенные на начальном этапе средства инвестору. Все это относится к прямым связям. А косвенная связь (пунктирные стрелки) прослеживается в максимизации доходов инвестора. Т.е. за счет коммерциализации новшеств становится возможным выплатить инвестору проценты за использование инвестиционных ресурсов.
Учитывая изложенное, для руководства предприятий
промышленного производства, министерств и ведомств
инновационная привлекательность -возможность привлечения в настоящее время и в долгосрочной перспективе свободных средств потенциальных инвесторов для реализации инновационной деятельности,
создающей объективные предпосылки устойчивого развития в условиях изменяющихся приоритетов. Для потребителя инновационная
привлекательность - возможность приобрести инновационный товар,
Экономика, Статистика и Информатика
I №1,2010
ш
Управление инновационным развитием
Организация управления Содержание Структура Связи
Процесс принятия решений
Информация
Описывающая информация об инновационном развитии
Мотивирующая информация, обуславливающая выбор данного целенаправленного действия
Инструкции - информация, оказывающая целенаправленное воздействие на виды промышленного производства
Рис. 3. Составляющие элементы системы управления инновационным
промышленного производства
Процесс управления
Маркетинг Планирование Организация Контроль Мотивация Регулирование Координация развитием
удовлетворяющий следующему тождеству «цена» - «качество». Для инвестора инновационная
привлекательность - возможность получения сверхприбыли за счет инвестирования свободных средств в инновационную деятельность.
Важно отметить, что
инновационная привлекательность формируется под воздействием какой-то внутриорганизационной силы, отражающей целостную ориентацию работника, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Данную силу будем называть инновационной культурой, т.к. она призвана обеспечивать формирование
восприимчивой среды к инновациям. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. Формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать
эффективности инновационной деятельности [9].
Следовательно, инновационный потенциал с учетом инновационного риска и инновационная культура формируют инновационную
привлекательность. Так, под инновационной привлекательностью промышленного производства будем понимать совокупность объективных свойств и условий осуществления инновационной деятельности на инновационном рынке, формируемых руководством предприятий
промышленного производства, министерствами и ведомствами силой целенаправленного убеждения
потенциальных инвесторов для ускорения достижения инновационных целей при получении максимального эффекта при минимизации
инновационных рисков.
Итак, инновационный потенциал, инновационный риск и инновационная культура объединяются в
инновационную привлекательность, в свою очередь инновационная привлекательность и инновационная активность - в инновационный климат. Проанализировав экономическую литературу, можно дать следующее определение инновационному климату промышленного производства - это совокупность объективных
экономических, социальных,
политических, правовых и иных условий, создающих или нет
привлекательность промышленного производства для инноваций.
Рассмотренные категории
позволяют полнее раскрыть сущность инновационного развития
промышленного производства, выявить все особенности, определить закономерности и возможности управления. Управление
инновационным развитием
промышленного производства - это процесс постоянного обновления различных сторон инновационной деятельности и совершенствования инновационных процессов в результате внедрения и использования новых видов оборудования, технологий, управленческих инноваций и т.д.
Система управления
инновационным развитием
промышленного производства
рассматривается как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация (рис. 3).
Специфику процесса управления инновационным развитием
промышленного производства
отражает схема, представляющая собой цепь непрерывных взаимосвязанных действий (рис. 4).
Маркетинг - комплекс работ по прогнозированию нормативов
инновационного развития на основе
№1,2010
п
Ортятпт.чяттая
Рис. 4. Процесс управления инновационным развитием
сегментации рынка инноваций, планирования потребительских свойств инноваций, цен, каналов распределения, расходов на рекламу, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных
преимуществ промышленного
производства и получение достаточной прибыли. Посредством проведения маркетинговых исследований удается существенно снизить рыночную неопределенность и риск
потребительского непринятия
инноваций. Выделяют стратегический маркетинг и тактический. Функции тактического маркетинга выполняются на стадии производства.
Планирование - упреждающее управление инновационным развитием. На стадии планирования составляются инновационные планы и программы, связанные между собой, которые учитывают ресурсное обеспечение, ставятся определенные цели, которые должны быть достигнуты соответствующими способами и оценены по разработанным критериям, проводится комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, осуществляется подбор исполнителей. Необходимость разработки стратегии и тактики инновационного развития промышленного производства
обуславливает использование
стратегического и тактического (текущего) планирования для их реализации. Оперативные планы являются базой для регулирования ежедневной инновационной
деятельности. Таким образом, различают планирование
стратегическое, тактическое и оперативное. Их единство определяет устойчивость инновационного развития промышленного
производства и позволяет повысить точность прогнозирования и планирования инновационных процессов.
Организация инновационных процессов включает создание соответствующих материально-технических условий, финансового, кадрового, информационного и иных видов обеспечения инновационного процесса.
По своему содержанию контроль является управленческой
деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов инновационного развития
промышленного производства. К методам контроля относятся мониторинг, учет и аудирование. Мониторинг - это технология наблюдения и анализа изменений инновационного развития,
характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла. Функция учета предполагает фиксирование времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров достигнутых результатов
инновационной деятельности на различных видах носителей информации. Аудирование
представляет собой симбиоз контроля за обеспечением эффективными методами достоверности информации об инновационной деятельности промышленного производства и осуществлением адекватной
инновационной политики.
Регулирующая функция заключается в разработке и реализации мероприятий, направленных на изменение состояния инновационного процесса и условий его протекания.
Регулирование производится
посредством интеграции
инновационных отношений:
соединение интересов и действий их участников, преодоление трудностей на «стыках» между ними.
Мотивация в управлении инновационным развитием
промышленного производства
представляет собой комплекс административных, экономических и социально-психологических воздействий, побуждающих к инновациям. Сущностью этого управленческого воздействия является разработка научно обоснованной системы материального
стимулирования промышленного производства, заключающейся в дополнительном субсидировании, предоставлении льгот, повышении заработной платы и т.д.
К координационным функциям инновационного развития относят установление связи, организацию взаимодействия и согласование работы компонентов системы [7, с. 145].
Для подробного анализа инновационной деятельности и совершенствования процессов
управления инновационным развитием промышленного производства
необходимо применить системный подход, центральным понятием которого является система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строением, большим числом составных частей и элементов,
взаимодействующих между собой и окружающей средой (рис. 5).
В целом для эффективного управления инновационным развитием промышленного производства
необходимо учесть все стороны системного характера инноваций,
Экономика, Статистика и Информатика
№1,2010
ш
который предполагает:
- оценку выходных переменных на основе учета важнейших воздействий на входе системы управления инновационным развитием;
полный охват всего инновационного процесса от входа до выхода;
- рассмотрение последовательных этапов инновационных процессов в системе управления инновационным развитием;
использование принципа выделения последовательных этапов
инновационного процесса (принятие решения и выбор приоритетов развития, определяемых достижениями фундаментальной науки и
инновационной политикой);
- разработку адекватной
методологии исследования и моделирования систем для совершенствования методов
стимулирования инновационной активности и повышения инновационной привлекательности;
- анализ проблем разработки новых продуктов, процессов, услуг;
- изучение процессов на стадиях освоения производства
и коммерческой реализации результатов новых разработок;
- оценку влияния результатов инновационной деятельности на экономический рост;
- учет неэластичности предложения труда высокой квалификации;
- учет длительности временных горизонтов;
- выявление и анализ
специфических особенностей
инновационных процессов в промышленном секторе России в период перехода от этапа трансформационного спада к этапу устойчивого экономического роста;
- учет значительного снижения инновационной активности в результате экономического кризиса и высокой инфляции, несбалансированности технологического развития в различных секторах экономики и ее влияния на рост реальных затрат на НИОКР;
- учет особенностей развития наукоемкого и сырьевого секторов, ценовых факторов и усиления инфляционных ожиданий при повышении спроса на инновации;
Рис. 5. Управление инновационным развитием промышленного производства №1,2010
импорта инноваций и его стимулирующего влияния на инновационную активность
конкурентоспособных отечественных компаний;
выявление связей между показателями инновационной
активности и инновационной привлекательности (в том числе инновационного потенциала,
инновационного риска,
инновационной культуры) и показателями экономического роста на макроуровне, в региональном и отраслевом разрезе;
- построение модели управления инновационным развитием.
Таким образом, рассмотрение инновационного развития
промышленного производства как системного процесса позволило сформулировать авторскую трактовку сущности основных его характеристик: «инновационный потенциал»,
«инновационный риск», «инновационная культура», «инновационная
привлекательность», «инновационная активность», «инновационный климат». Все составляющие инновационного развития находятся в определенных отношениях друг с другом, ограниченной связи и взаимодействии. Применение системного анализа позволило выявить эти отношения, исследовать взаимосвязи между структурными единицами и выработать практические предложения по совершенствованию управления инновационным развитием.
Литература
1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 8. Дебитор - Евкалипт / гл. ред. А.М. Прохоров. - изд. 3-е. - М.: Сов. энцикл., 1972. - 592 с.
2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В.Г. Медынский
- М.: ИНФРА-М, 2002. - 295 с.
3. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А. М. Мухамедьяров. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с. - (Высшее образование).
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 57000 слов / С. И. Ожегов под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1983. - 816 с.
5. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. -М.: Рус. яз., 1980. - 624 с.
6. Советский энциклопедический словарь / науч.-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.
7. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.
: Эксмо, 2004. - 544 с.
8. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» / А. С. Кулагин // Инновации. - 2004. - № 7 (24). - С. 56-59.
9. Пуряев А. С., Рыбкина Е. А. Инновационная привлекательность как феномен // А. С. Пуряев, Е. А. Рыбкина / / Инновации. - 2007. - № 5.
10. Смехова Т. А. Инновационная деятельность и инновационный процесс: в чем отличие? / Т. А. Смехова // Инновации. - 2004. - № 2. - С. 34-36.
11. Филин С. Преодоление рискозависимости / С. Филин, М. Брук, А. Федорова // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2002. - № 1. - С. 56-65; № 2. - С. 24-32; № 3. - С 39-47.
12. Хереш И. Использование метода экспертных оценок в инновационном маркетинге / И. Хереш // Инвестиции в России. - 2004. - № 9.
- С. 40-48.
References
1. The Big Soviet encyclopaedia. In 30 v. V. 8. Debitor - Evkalipt / the editor-
in-chief A. M. Prokhorov. - 3d edition. -M: Soviet encyclopaedia, 1972. - 592 p.
2. Medynsky V. G. Innovative management: the textbook / V. G. Medynsky - M.: INFRA-M, 2002. - 295 p.
3. Muhamedjarov A. M. Innovative management: the manual / A. M. Muhamedjarov. - M: INFRA-M, 2004. -127 p. - (Higher education).
4. Ozhegov S. I. Russian dictionary: about 57000 words / S. I. Ozhegov under the editorship of the doctor of philology, prof. N. J. Shvedovoi. - 14th edition, a stereotype. - M.: Russian language, 1983. -816 p.
5. The Dictionary of foreign words. -7th edition. - M: Russian language, 1980. -624 p.
6. The Soviet encyclopaedic dictionary / scientifically-editorial council: A. M. Prokhorov (chairman). - M.: The Soviet encyclopaedia, 1981. - 1600 p.
7. Fathutdinov R. A. Management of competitiveness of the organization: the manual / R. A. Fathutdinov. - M.: Eksmo, 2004. - 544 p.
8. Kulagin A. S. Is a little about the term «innovation» / A. S. Kulagin // Innovations. - 2004. - № 7 (24). - p. 56-59.
9. Purjaev A. S., Rybkina E. A. Innovative appeal as a phenomenon // A. S. Purjaev, E. A. Rybkina // Innovations. - 2007. - № 5.
10. Smehova T. A. Innovative activity and innovative process: in what difference? / T. A. Smehova // Innovations. - 2004. - № 2. - p. 34-36.
11. Filin S. Overcoming dependence of risk / S. Filin, M. Brook, A. Fedorova // Resources, the Information, Supply, the Competition. - 2002. - № 1. - p. 56-65; № 2.-p. 24-32; №3.-p. 39-47.
12. Heresh I. Use of a method of expert estimations in innovative marketing / I. Heresh // Investments into Russia. - 2004. -№9.-p. 40-48
Экономика, Статистика и Информатика
Г
№1,2010