Научная статья на тему 'Инновационная привлекательность предприятия как фактор технологической модернизации российских компаний'

Инновационная привлекательность предприятия как фактор технологической модернизации российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ / ФАКТОР / ИНВЕСТОР / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION ATTRACTIVENESS / MODERNIZATION / PROJECT FACTOR / INVESTOR / VENTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желткова О. В.

Рассматриваются вопросы формирования инновационной привлекательности предприятия, которая выступает одним из факторов технологической модернизации российских компаний и ведет к снижению издержек производства на основе развития наукоемкого производства и внедрения эффективного механизма инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE COMPANIES ATTRACTIVENESS AS A FACTOR OF TECHNOLOGICAL UPGRADING RUSSIAN COMPANIES

The questions of the formation of innovation attractiveness of the company, which is one of the factors of technological modernization of Russian companies and leads to lower production costs through the development of high-tech industry and the introduction of an effective mechanism for innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационная привлекательность предприятия как фактор технологической модернизации российских компаний»

ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Желткова О.В., старший преподаватель Государственного университета - Высшей школы экономики

Рассматриваются вопросы формирования инновационной привлекательности предприятия, которая выступает одним из факторов технологической модернизации российских компаний и ведет к снижению издержек производства на основе развития наукоемкого производства и внедрения эффективного механизма инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная привлекательность, модернизация, проект, фактор, инвестор, предприятие.

INNOVATIVE COMPANIES ATTRACTIVENESS AS A FACTOR OF TECHNOLOGICAL UPGRADING RUSSIAN COMPANIES

Zheltkova O., Lecturer, State University - Higher School of Economics

The questions of the formation of innovation attractiveness of the company, which is one of the factors of technological modernization of Russian companies and leads to lower production costs through the development of high-tech industry and the introduction of an effective mechanism for innovation.

Keywords: innovation attractiveness, modernization, project factor, investor, venture.

В современных условиях основным звеном инновационной активности и соответственно технологической модернизации экономики страны могут стать предприятия, которые в наибольшей степени заинтересованы в том, чтобы добиваться определенных конкурентных преимуществ. При этом осуществление инновационной деятельности предполагает наличие инновационной привлекательности для потенциальных инвесторов. Конкурентные преимущества, лидерство и успех предприятий всё в большей степени являются результатом эффективного использования новых товаров, технологий и управленческих решений. Владея новой интеллектуальной собственностью, предприятия, прежде всего, получают новые конкурентные преимущества.

Вместе с тем, в российской экономике сформировался ряд негативных тенденций, связанных с инновационными процессами на предприятии1: тотальная инновационная невосприимчивость, пассивность персонала организаций, исчерпание резерва наукоемких технологий и утечка отечественных технологий за рубеж, преобладание вложений ресурсов в краткосрочные, низкорискованные инвестиционные проекты в традиционных секторах экономики, увеличение отставания от развитых стран из-за низкого технологического и технического уровней производства, что препятствует повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и их выходу на международные рынки.

В различных научных исследованиях последних лет рассматриваются факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики, основными из которых являются2:

- низкий технологический уровень производства, характеризующийся высокой степенью физического и морального износа производственных фондов;

- хронический дефицит инвестиций в реорганизацию производства и их низкое «инновационное» качество;

- отсутствие экономической политики, которая не направлена на стимулирование инновационной активности предприятий. Так, разработку и внедрение инноваций в настоящее время осуществляют всего 10% предприятий. А их доля высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной продукции составляет 3-4,5% при минимальном пороговом значении 15%. (в развитых странах доля инновационно-активных предприятий составляет 25-30 %).

Большинство используемых производственных мощностей не могут служить долговременным фактором устойчивого экономического роста в России. В промышленности более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется более 10 лет. При этом доля оборудования в возрасте до 5 лет, определяющяя технико-технологи-

ческий уровень производства, сократилась до 5%. Износ основного капитала составляет более 50%, в том числе оборудования - 68%, достигнув критических значений в нефтеперерабатывающей (более 79%), химической и нефтехимической (80%), легкой промышленности (72%), в машиностроении более 70%3

Очевидно, что на базе такого оборудования предприятия не способны выпускать конкурентоспособную продукцию, поскольку имеющиеся незагруженные производственные мощности не могут рассматриваться в качестве фактора модернизации экономики. Следовательно, чтобы обновить производственный капитал, повысить его конкурентоспособность и технический уровень, необходимы значительные инвестиции в высокотехнологическую реконструкцию предприятий.

Сталкиваясь с проблемой замены оборудования и обновления основного капитала, необходимо оценить и проанализировать состояние инновационной привлекательности предприятия, источников инвестиций, а также условий и перспектив их мобилизации в целях последующего производительного использования. Связано это с тем, что финансовый потенциал российских предприятий не позволяет изыскать ресурсы для реализации инноваций на микроуровне: собственных финансовых источников для целей обновления основного капитала, технического перевооружения и развития производства у многих предприятий нет или их совершенно недостаточно для обеспечения даже простого воспроизводства. Это обусловливает необходимость оценки и анализа инновационной привлекательности предприятия, выявления возможностей и условий привлечения свободных внешних ресурсов.

Анализ и обобщение множества различных трактовок сущности инновационной привлекательности предприятия с учетом современных социально-экономических условий функционирования российской экономики, показал, что в большинстве случаев термин «инновационная привлекательность» рассматривается применительно к отрасли или края, региона, области4 и подменяется понятием инвестиционная привлекательность. Кроме этого четкое определение инновационной привлекательности не встречается в научной литературе.

В русском словаре В. Даля5 понятие «привлекать» означает притягивать нравственно, чувством, силой убеждений и прочее; склонять на что, манить, влечь, увлекать. В словаре синонимов З. Е. Александровой6 представлена следующая трактовка данного слова: привлекательный, завлекательный, заманчивый, манящий, соблазнительный, притягательный, пикантный и др.

1 Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации, 2005. - № 2.

2 Капреева Е.Г. Инновационный потенциал как основа развития региональных инновационных систем // Инновационная деятельность», 2009. - №1. - С. 74-78; Ушвицкий Л. И. К вопросу о реализации инновационного потенциала региона /Л.И. Ушвицкий, И. В. Туманян // Инновации и инвестиции, 2008. - № 14. - С. 54-62.

3 Антоненко И.В. Инновационные аспекты трансформации инвестиционного поведения российских предприятий // Известия ВолгГ-ТУ, 2007. - № . с.133-136.

4 Основные итоги и перспективы развития Нижегородской области.//Общество, Губернский вестник, 2004. - № 1; Топ менеджер. Для всех, кто руководит / Практическая энциклопедия. М.: ЗАО «МЦФЭР», 2005.Режим доступа: http://www.executive.ru.

5 В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: 2-е изд., т. 4. М., 1882.

6 Александрова З. Е.. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник/6-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989.

В тоже время под определением понятия инновации (нововведения) понимается конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте). При этом само понятие «инновационная деятельность» следует понимать, как деятельность, направленную на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности, сформализованных в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в товары (работы, услуги) и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг)7.

По логике рассуждения «инновационная привлекательность»

- это перспективная способность системы, которая формируется посредством сознательного, целенаправленной реализации новизны, обеспечивающей полезность, социальную значимость, конкурентоспособность и превосходство на рынке. Категорию «инновационная привлекательность» можно трактовать, как способность системы трансформироваться в новое состояние, при которой происходит переход от скрытой возможности к новой реальности, то есть это характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

Проведенный анализ различных подходов отечественных и зарубежных ученых к определению инноваций (Э.А. Уткин, В.Я. Гор-финкель, Е.М. Купряков, О.Т. Лебедев, Л.П. Пронина, А.А. Солдатова и др.)8 позволяют выделить следующее определение: инновация - это коммерциализированный результат научных исследований, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду, направлен на повышение эффективности экономических и социальных отношений во всех сферах деятельности общества через совершенствование производственного процесса.

Понятие инновационной деятельности неотрывно связанно с понятиями «инновации» и «исследования и разработки». В российской научной терминологии и сформулированные в «Руководстве Осло» (Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting

Technological Innovation Data)9) используемые понятия достаточно схожи. Но есть определенные расхождения. Так, инновационная деятельность сводится к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий. Это является только частью инновационной деятельности.

Поэтому понятийный аппарат должен быть построен таким образом, чтобы адекватно отражать специфику российской экономики, с одной стороны, а с другой - максимально соответствовать стандартизированным рекомендациям ведущих международных организаций ОЭСР и Евростата.

Поэтому исследование инновационной привлекательности предприятия должно базироваться на интегральной модели инноваций, которая рассматривает взаимосвязь между предприятиями, рынком и наукой (рис.1)10.

Таким образом, основными видами инновационной деятельности являются: исследования и разработки, приобретение машин и оборудования, технологий, программных средств, производственное проектирование, прав на патенты и лицензии, обучение и подготовка персонала, маркетинговые исследования и прочие технологические инновации.

Далее необходимо ответить на вопрос кем, для кого формируется инновационная привлекательность и для каких целей? Логика исследования приводит нас к следующим ответам. Инновационная привлекательность формируется предприятием, регионом, страной, то есть фактически формируется руководством предприятия, регионом, страны и т. д.

При этом конечная стратегическая цель инновационной привлекательности предприятия ориентирована на процесс вступления России в ВТО, приток иностранных инвестиций, рост экспорта на условии успешной конкуренции на мировых рынках11.

В жесткой конкурентной борьбе на рынке, выстоит тот субъект, руководство которого возьмет курс на инновационное развитие. Следует отметить, что прибыль не всегда является главной целью предприятия. Таковой может быть стремление к общественному признанию, обладание прочными позициями на рынке и другие цели, где прибыль будет являться не самой главной целью предприятия. Соответственно, целью формирования инновационной привлекательности является ускорение достижения целей субъекта при получении максимального эффекта.

Одной из предпосылк реализации поставленной цели служат новые и улучшенные товары и услуги. В процессе изменения запросов клиентов, требований к качеству, а также короткие жизненные циклы продукции и всё возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы предприятий

Научные исследования и разработки Инновационная деятельность Применение

6 ь £Г Г - 5'

( d - е р

VJ *— h *

Совокупность научно-технических знаний

Рис. 1. Схема научно-инновационного цикла

В данной модели приняты следующие обозначения: а - внутринаучные взаимосвязи, в том числе междисциплинарные;

Ь - передача результатов научных исследований и разработок в сферу инноваций; с - использование результатов научных исследований и разработок в экономике;

д. - обратные связи между инновационной деятельностью и наукой (возникновение необходимости доработки научных результатов); е - усовершенствование в ходе осуществления инноваций, связанных с модификацией продукции, процессов, программного обеспечения, переподготовки персонала, организацией производства, маркетинговыми исследованиями; f - реализация инноваций в производстве;

g - обратные связи между рынком и инновационной деятельностью;

Ь - обратные связи между рынком и наукой, выявление новых направлений научных исследований и разработок; j - распространение инновационной продукции и связанные с этим практические усовершенствования в сфере производства, управления и потребления.

Рис. 2. Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия

должны быстро перестраиваться. Поэтому, чтобы удовлетворять запросы потребителя по «цене» и «качеству», руководству предприятий необходимо привлекать свободные денежные средства потенциальных инвесторов. Однако большинство исследователей придерживаются мнения о том, что реализация инновационных проектов, связанных с созданием нового продукта или технологии только за счет собственных источников, оказывается практически невозможной, а низкая доля новых продуктов связана с ограничением доступа к заемным источникам12.

Поэтому, инновационная привлекательность предприятия - это решение вопроса потенциального инвестора и ответ на вопрос: насколько выгодно будет вложение свободных денежных средств в данное предприятие? То есть это показатель «успешности» предприятия с позиции инновационного пути развития на рынке инноваций. Поскольку инвестор не вкладывает деньги ни в технологии, ни в предприятия как таковые, а в бизнес (в создание механизма воспроизводства денег), то при анализе любого инновационного предложения его интересует надежность и эффективность этого процесса.

Основными факторами, определяющими инновационную привлекательность предприятия являются (рис.2): уровень конкуренции на инновационном рынке, инновационный климат, инновационный потенциал предприятия, а также степень развитости инновационной инфраструктуры.

Надежность же и эффективность этого механизма в определенной степени зависят от конкурентоспособности компании на рынке (степень совершенства экономической системы организации, уровень продаж её товара на рынке и потребительские качества)13. Поскольку внешним признаком классификации инновации является продукт и (или) процесс, то инновационная привлекательность предприятия должна вызывать финансовый интерес со стороны потенциального инвестора. Продукция такого предприятия должна пользоваться спросом и давать возрастающий доход в течение длительного времени.

Продуктовые инновации связаны с созданием и применением новых материалов, получением принципиально новых продуктов. В свою очередь процессные инновации определяются созданием новых организационных структур в составе предприятия; разработкой новых технологий производства продукции; обслуживания населения; формами торговли; финансовыми операциями; операциями по захвату рынка и т. др. Следовательно, достижение предприятием наибольшего по отрасли уровня процессных и продуктовых инноваций возможно только при непрерывном совершенствовании инновационного потенциала предприятия14.

Вследствие этого предприятие, ориентированное на производство инновационной продукции с применением процессных инноваций, должно обладать определенным инновационным потенциалом, рациональное использование которого позволяет обеспечить вышеуказанные свойства выпускаемой продукции, т. е. повысить инновационную привлекательность предприятия.

Понятие «инновационный потенциал» является отражением феномена инновационной деятельности и постоянно уточняется в ходе методологических, теоретических и эмпирических исследований. В последнее десятилетие это понятие находит все большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных аспектов этой дефиниции. Так, Л. Ф. Шайбакова и Ю. А. Лебедев характеризуют его как «готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) нововведение»15.

При оценке общего инновационного потенциала предприятия необходимо рассмотреть несколько составляющих, таких как16:

1. Кадровый потенциал: оценка квалификации и производственного потенциала кадров, уровень мотивации персонала к проведению инновационной деятельности, качество системы подготовки и переподготовки кадров.

2. Производственно-технологический потенциал: производство новых видов продукции и повышение конкурентоспособности, обновление производственных фондов, реализация инновационной продукции, производительность труда.

3. Научно-технический потенциал: проведение научных исследований, управление интеллектуальной собственностью, уровень разработки новых наукоемких технологий.

4. Финансово-экономический потенциал: показатели финансовой устойчивости, ликвидности, прибыли, рентабельности и деловой активности, а также набор показателей, которые характеризуют прибыльность инноваций.

5. Организационно-управленческий потенциал: инновационная инфраструктура, эффективность менеджмента, маркетинговые стратегии управления инновациями, организация финансирования инноваций.

Таким образом, среди количественных показателей этих блоков, наиболее полно отражающих состояние инновационной активности, следует выделить: число зарегистрированных на предприятии объектов интеллектуальной собственности; количество объектов интеллектуальной собственности, доведенных до внедрения; число договоров промышленного предприятия с организациями научно-технического комплекса; количество купленных/проданных

7 Рябищук И. В., Лукьянова А. А.. Определение инновационного потенциала как фактора эффективности производства // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 02. - С. 300-303.

8 Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996; Экономика предприятия /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. - М.: Бизнес и банки; ЮНИТИ, 1996; Лебедев О.Т., Пронина Л.П., Солдатова А.А. Совершенствование системного подхода к освоению нововведений // Совершенствование организационной структуры производства и управления в условиях нововведений. - Л.: ЛИЭИ, 1988. - С. 11-19.

9 «Руководство Осло» является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов. См.: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997).

10 Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 544 с.

11 Ливенцев Н. Н., Лисоволик Я. Д.. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: «Экономика», 2002.

12 Лузгина О. А., Сафаралиева Д. Г., Похвалов А. С. Инновационная активность промышленных структур: оценка возможностей и ограничений // Экономика и управление, 2009- № 1. с. 48-51.

13 Кулагин С.. Немного о термине «инновация»//Инновации, 2004. - № 7.

14 Пуряев А. С., Рыбкина Е. А.. Инновационная привлекательность как феномен // Инновации, 2007. - № 5. - С. 48-50.

15 Шайбакова Л.Ф., Лебелев Ю.А. Инновационный процесс в регионе (организационно-экономический аспект). - Екатеринбург: Ура-л.гос.эконом.ун-т, 1995. - 256 с.

16 Яшин С.Н., Шапкин Е.Н. Основные направления формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного потенциала предприятий // Финансы и кредит, 2008. - № 11 -- С. 86-92.

лицензий на объекты интеллектуальной собственности; число разработанных на предприятии новых промышленных технологий.

Проведенные исследования показали, что под инновационным потенциалом предприятия подразумевается системный показатель, характеризующий степень готовности предприятия к осуществлению инноваций. Он отражает способность предприятия к перспективному развитию преимущественно за счет внутренних возможностей, а структурно его основу составляет инновационная инфраструктура в совокупности с инновационными возможностями17.

Структурно инновационный потенциал представляет единство трех составляющих: ресурсной, результативной и внутренней18.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является «плацдармом» для формирования инновационного потенциала и включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса и является целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения обусловливается тем, что ее увеличение способствует развитию остальных составляющих поскольку она является результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.

Внутренняя составляющая инновационного потенциала представляет собой своеобразный «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предшествующих элементов. Она характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности и определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для создания новшеств.

Актуальность информации об инновационном потенциале позволяет проанализировать степень активности и результативности инновационных процессов, причины, которые могут обусловливать ситуацию, в том числе ограниченность собственных ресурсов и проблематичность привлечения сторонних.

При исследовании инновационного потенциала важно также выявить степень влияния инновационной инфраструктуры на инновационную привлекательность предприятия. Инновационная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые производят и обеспечивают реализацию новых знаний, новшеств на всех этапах инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки до их распространения и потребления в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы и включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов

(специализированных предприятий обеспечивающих организационно-финансовые, информационные, патентно-лицензионные, маркетинговые и иные условия осуществления инновационной деятельности), характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов19.

От уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества ее функционирования зависит не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.

В процессе формирования инновационной привлекательности предприятия образуются как прямые, так и косвенные взаимосвязи участников этого процесса (рис. 3)20.

Участниками процесса формирования инновационной привлекательности предприятия являются: руководство предприятия, инвестор и потребители. При этом руководство предприятия формирует инновационную привлекательность своему предприятию посредством (сознательного, целенаправленного) убеждения инвестора в необходимости совершенствования экономической системы организации на рынке инноваций. В последующем происходит непосредственно процесс инвестирования инновационной деятельности предприятия, что позволяет удовлетворить запросы потребителя в соответствии формулой «цена»/«качество», и в конечном итоге максимизировать свои доходы и вернуть вложенные средства инвестору. Данный процесс относится к прямым связям. Косвенная связь (пунктирные стрелки) отражается в максимизации доходов инвестора за счет коммерциализации новшеств и выплат инвестору процентов за использование инвестиционных ресурсов.

С позиции руководства предприятия, инновационная привлекательность предприятия - это возможность привлечения свободных средств потенциальных инвесторов для реализации инновационной деятельности и получения сверхприбыли. С позиции потребителя инновационная привлекательность предприятия отражает возможность приобрести инновационный товар, удовлетворяющий формуле «цена»/«качество».

Таким образом, под инновационной привлекательностью предприятия следует понимать перспективное состояние субъекта на инновационном рынке, которое посредством определенного набора мер и целенаправленного убеждения потенциальных инвесторов при реализации проекта, позволяет обеспечить получение максимального эффекта, полезность, социальную значимость, конкурентоспособность и превосходство на рынке.

В качестве главного фактора, определяющего эффективность производственной деятельности промышленных компаний, выступает технологическая модернизация, ведущая к снижению издержек производства на основе развития наукоемкого производства и внедрения эффективного механизма инновационной деятельности.

Литература:

1. Антоненко И.В. Инновационные аспекты трансформации инвестиционного поведения российских предприятий // Известия ВолгГТУ, 2007. - №2.

Рис. 3. Взаимосвязи процесса формирования инновационной привлекательности предприятия

17 Рыбкина Е.А., Пуряев А.С. Система инновационной привлекательности на машиностроительном предприятии (на примере ОАО «РИАТ») //Машиностроитель, 2005. - № 3.

18 Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001; Рябищук И. В., Лукьянова А. А.. Определение инновационного потенциала как фактора эффективности производства // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева . 2009. - № 02. - С. 300-303.

19 Мукоед Л. М., Жданов С. А. Факторы инновационного климата, влияющие на привлечение инновационных технологий в районы нового освоения // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 2.

- С. 270-274.

20 Пуряев А. С., Рыбкина Е. А.. Инновационная привлекательность как феномен // Инновации, 2007. - № 5. - С. 48-50.

2. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка: 2е изд., т. 4. М., 1882.

3. Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 544 с.

4. Капреева Е.Г. Инновационный потенциал как основа развития региональных инновационных систем // Инновационная деятельность», 2009. - №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кулагин С.. Немного о термине «инновация»//Инновации, 2004. - № 7.

6. Лузгина О. А., Сафаралиева Д. Г., Похвалов А. С. Инновационная активность промышленных структур: оценка возможностей и ограничений // Экономика и управление, 2009 - № 1.

7. Мукоед Л. М., Жданов С. А. Факторы инновационного климата, влияющие на привлечение инновационных технологий в районы нового освоения // Вестник Сибирского государственного аэро-

космического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 2.

8. Пуряев А. С., Рыбкина Е. А.. Инновационная привлекательность как феномен // Инновации, 2007. - № 5.

9. Рябищук И. В., Лукьянова А. А.. Определение инновационного потенциала как фактора эффективности производства // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 2.

10. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации, 2005. - № 2.

11. Ушвицкий Л.И., Туманян И. В. К вопросу о реализации инновационного потенциала региона // Инновации и инвестиции, 2008. - № 14.

12. Яшин С.Н., Шапкин Е.Н. Основные направления формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного потенциала предприятий // Финансы и кредит, 2008. - № 11.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Кокодеева Т.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», Канищев П.Ю., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В работе проанализировано значение стандартизации для инновационного развития экономики, рассмотрены основные направления развития системы информационного обеспечения технического регулирования, направленные на повышение качества удовлетворения потребностей экономических субъектов, предложены конкретные варианты совершенствования Единой информационной системы по техническому регулированию.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, стандарты, технические регламенты, службы стандартизации, система информационного обеспечения технического регулирования, ЕИС ТР.

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF TECHNICAL REGULATION IN ORDER TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIA ECONOMY

Kokodeeva T., STANDARTINFORM, FSUE, the competitor, Kanishchev P., STANDARTINFORM, FSUE, the post-graduate student

We analyze the importance of standardization for innovative economic development, the basic directions of development of information management system for technical regulations, aimed at improving the quality of the needs of economic operators, offers specific options for improving the Unified Information System for Technical Regulation.

Keywords: standardization, technical regulations, standards, technical regulations, standards of service, information management system of technical regulation, EIS TR.

Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития признана на самом высоком уровне. Важную роль в данном процессе играет совершенствование системы стандартизации. Ее значимость и вытекающая из нее необходимость государственного стимулирования развития стандартизации, включая ее информационную инфраструктуру, признана в соответствующих национальных стратегиях всех инновационно активных зарубежных стран. В частности, в официальном документе Американского национального института по стандартизации [1] утверждается:

«Выгоды и повышающие конкурентоспособность эффекты добровольных стандартов бесспорны».

В немецкой стратегии стандартизации, принятой DIN [2], особо подчеркивается необходимость информационной интеграции стандартизации, науки и экономики в условиях динамичной конкурентной среды: «Во времена усиления глобализации и быстрого развития технологий роль стандартизации в открытии новых рынков будет становиться все более важной. Для того, чтобы справляться со своей ролью в экономической среде, которая характеризуется все более короткими циклами жизни продукции и фазами разработки, а также появлением новых экономик, выходящих на мировой рынок, система стандартизации должна будет приспособиться к меняющимся условиям... Стандарты открывают двери, чтобы технологии и инновации могли бы закрепиться на рынке, и поэтому они очень ценны тем, что помогают бизнесу сохранять конкурентоспособность и устойчивость. В контексте экономики стандарты вносят свой вклад в развитие свободного рынка и способность бизнеса оставаться инновационным. Инновации поддерживаются на ранней стадии путем эффективного сотрудничества между исследовательскими центрами, бизнесом и стандартизацией».

Реализация новых информационных технологий, увеличение потоков информации, расширение состава информационных ресурсов, осуществление эффективного информационного взаимодействия предполагают поэтапную модернизацию и развитие комплекса Единой информационной системы по техническому регулированию (ЕИС ТР).

Необходимость поэтапного обновления информационно-технологической инфраструктуры организаций, осуществляющих деятельность по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценки соответствия определяется новыми требованиями и задачами, поставленными Федеральным законом «О техническом регулировании» [3], а также современными тенденциями развития средств обработки и передачи информации, как это указано в английском докладе «Стратегическая структура стандартизации» [4]: «Важность стандартизации растет по мере усиления глобализации коммерции и взаимопроникновения технологий.. .Стандарты могут распространять инновации и способствовать передаче знаний, но медленные, негибкие, устаревшие или несоответствующие стандарты могут скорее служить препятствием для инноваций, чем способствовать им. Кроме того, стандарты могут использоваться для создания барьеров в торговле с тем же успехом, как и для их устранения.

Производительность существующих и новых предприятий, продвижение технологий Соединенного Королевства, содействие инновациям и распространению наилучшей практики (включая сферу защиты окружающей среды и устойчивого развития) - все это может в большей или меньшей степени зависеть от стандартов ...

В активно развивающихся областях промышленности, характеризующихся постоянными инновациями и новейшими техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.