Научная статья на тему 'Инновационное развитие предпринимательских структур'

Инновационное развитие предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / ENTERPRISE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутик Александр Борисович, Ильина Любовь Викторовна

Рассматривается эволюционная теория экономики, которая порождает инновационное развитие предпринимательских структур; описывается структура инновационного потенциала и модель расчета индекса уровня инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DELELOPMENT OF ENTREPRENEURAL STRUCTURES

In the offered article is considered an evolutional theory of economics engendering the innovative development of enterprising structures; is described the structure of innovative potential and the model of calculation of an index of the level of innovative development.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие предпринимательских структур»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 3. С. 61-68.

УДК 001.895+330.3

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР INNOVATIVE DELELOPMENT OF ENTREPRENEURAL STRUCTURES

А.Б. Крутик, Л.В. Ильина A.B. Krutik, L.V. Ilina

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Рассматривается эволюционная теория экономики, которая порождает инновационное развитие предпринимательских структур; описывается структура инновационного потенциала и модель расчета индекса уровня инновационного развития.

In the offered article is considered an evolutional theory of economics engendering the innovative development of enterprising structures; is described the structure of innovative potential and the model of calculation of an index of the level of innovative development.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная активность, предпринимательская структура.

Key words: innovations, innovative development, innovative activity, enterprise structure.

В современных экономических условиях инновационное предпринимательство является одним из основных факторов, способствующих развитию и экономическому росту, внедрению научно-технических разработок для получений новой уникальной продукции (работ, услуг), отвечающей потребностям современного общества. В настоящее время все больше внимания уделяется инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов, но приходит осознание того, что это важнейшая составляющая экономического развития страны в целом.

Инновационное развитие предпринимательских структур и территорий требует инновационного развития не только технической, но и организационно-экономической стороны их деятельности, так как в жесткой конкурентной среде важными факторами является готовность покупателя воспринять инновацию, а предприятию в кратчайший срок произвести оценку эффективности инновации, привлечь инвестиции, разработать и реализовать инновацию, получить максимальный финансовый эффект от ее реализации.

Для России развитие инновационного предпринимательства является актуальной про-

блемой, так как существует потребность в осуществлении научно-технического обновления и модернизации приоритетных сфер экономики. Российская экономика носит сырьевой характер, что отрицательно отражается на развитии и внедрении наукоемких технологий во многих отраслях. Внедрение научно-технических разработок на предприятиях способствует преодолению кризиса в российской экономике, что позволит более широко осуществлять и использовать достижения мировой практики. Это подтверждается большим количеством научных трудов, посвященных проблемам внедрения инноваций, а также наличием специализированных научно-практических журналов.

Прежде чем проанализировать основные проблемы и перспективы инновационного развития предпринимательских структур изучим понятийный аппарат, связанный с анализируемым явлением.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер в 30-е гг. XX в. Затем было предложено множество других определений разными научными деятелями (см. таблицу). Рассмотрим некоторые из них.

© А.Б. Крутик, Л.В. Ильина, 2012

Определения понятия «инновации» [1 с. 12-13]

Автор / источник Определение

Й. Шумпетер Инновация - любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п.

П.Ф. Дракер Инновация - особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг

В. Л. Попов Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком

А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает на рынке в качестве объекта

Р.А. Фатхутдинов Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

А. С. Пелих Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

Международный стандарт Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам

Большой толковый словарь бизнеса Инновация - доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок

Оксфордский толковый словарь Инновация - любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами

Концепция областной инновационной политики РФ на 2010-2015 гг. Инновации - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, направленные на совершенствование процесса деятельности или его результатов

На наш взгляд, определение П.Ф. Драке-ра точнее отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового бизнеса или услуги, в качестве условия эффективности развития производства выступает предпринимательский фактор. Инновации и инновационная деятельность являются направлением научно-технического прогресса и процессом внедрения научных исследований и разработок в практику, которые серьезно повышают эффективность действующей системы.

Выделяются две основные причины появления инноваций: стремительное изменение потребностей человека и изменения во внешней среде, как следствие возникает необходимость адаптации во времени.

Инновация как экономическая категория выполняет две основные функции [2, с. 15]:

1) воспроизводственная - инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства;

2) стимулирующая функция реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с эти дополнитель-

ные научные исследования и разработки [3, с. 11]. Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и улучшения качества продукции и услуг, совершенствования технологий и организации их производства.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование опытно-конструкторских разработок и научных исследований для улучшения финансовых показателей деятельности (получение прибыли), повышения конкурентоспособности на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (работ, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии изготовления и организации их производства. Так как главной целью любого предприятия является успех, поэтому главная цель инновационной деятельности предприятия - обеспечение конкурентоспособности в условиях развивающегося рынка.

Обзор теоретических основ изучения инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что инновационное развитие предпринимательских структур (предприятий) наиболее правильно рассматривать с точки зрения эволюционной теории, так как эволюция является формой развития.

Эволюционная теория - направление (ге-теродоксальное) в экономической теории, опирающееся на привнесение в экономические исследования свойственных современной эволюционной биологии методологических подходов и рассмотрение процесса хозяйственных изменений в терминах «естественного отбора» среди популяции субъектов (фирм и других организаций) [4].

В качестве самостоятельной научной школы эволюционная теория оформилась в середине 80-х гг. ХХ в., это свершилось после опубликования книги Р. Нельсона и С. Уинтера «Эволюционная теория экономических изменений» [5]. Однако эволюционный принцип в экономической науке своими корнями уходит к А. Смиту, Т. Мальтусу. Также идеи эволюционизма прослеживаются в трудах А. Маршалла, И. Шумпетера, Т. Веблена, Ф. Хайека.

Сторонники рассматриваемой эволюционной теории говорят об эволюции (развитии) деятельности предприятий, сравнивая их с эволюцией биологических систем Ч. Дарвина. Таким образом, под предприятием понимается «живая» система, проходящая в своем развитии экономический «естественный отбор». Предприятия в процессе взаимодействия на

рынке вырабатывают опыт и навыки поведения в определенных ситуациях, которые помогают им выживать в условиях рыночной конкуренции. Основным факторов выживания на рынке является инновационная активность предприятий, по мнению основоположника эволюционной теории экономики Й. Шумпетера.

Следует отметить, что при изучении инновационного развития предприятий необходимо рассматривать различные подходы экономических теорий. Например, с позиции эволюционной теории экономические субъекты меняются во времени, однако базовые неоклассические теории утверждают, что субъекты остаются неизменными в рамках описываемых процессов. На наш взгляд, в современных условиях наиболее актуальным и приемлемым является применение эволюционного подхода, так как он объясняет качественную природу инновационного развития предпринимательских структур (предприятия). Предпринимательские структуры необходимо тщательно изучать, так как этому социально-экономическому явлению необходимо определить место в системе экономических взаимодействий. В сложившейся экономической ситуации необходимо особое внимание уделять интеллектуальному предпринимательству, так как образуемая взаимосвязь интеллекта и конкурентоспособности становится движущей силой инновационной деятельности.

Интеллектуальные ресурсы предприятия можно рассматривать как инновационные, следовательно, инвестиции на развитие интеллектуальных ресурсов (нематериальных активов), равны инвестициям для расширения научнотехнического потенциала предпринимательской структуры (предприятия).

Развитие предпринимательства в направлении повышения уровня интеллектуальной инновационной деятельности возможно только при активизации всего комплекса инновационно-инвестиционного процесса.

Предпосылки развития инновационной деятельности (рис. 1) [6, с. 142].

Предприятие может развивать и осуществлять различные виды инновационной деятельности, это зависит от размеров производства, ресурсов, имеющихся на предприятии, характера продукции и традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли.

Каждое инновационно-активное предприятие, занимающееся внедрением инноваций, имеет как минимум три-четыре цели. При этом основные цели, которые преследует иннова-

ционно-активное предприятие это улучшение качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и расширение ассортимента выпускаемой продукции (услуг, работ).

Инновационная система предприятия формирует необходимые условия роста потенциала предпринимательской структуры -управление созданием и освоением в циклическом процессе воспроизводства производственно-технологических и управленческих нововведений.

Инновационная деятельность предпринимательской структуры сферы обслуживания направлена на использование опытно-конструкторских разработок и научных исследований для улучшения финансовых показателей деятельности, повышения конкурентоспособности на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (работ, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии изготовления и организации их производства.

Предпосылки инноваций

Внутрифирменные проблемы

Положи-

тельные

Новые идеи в области НИОКР; рост потенциального спроса; возможность дополнительных инноваций; появление конкурентных преимуществ; новые рынки сбыта и т. д.

Внутренние

Негативные

Снижение прибыльности, доли рынка, эффективности; рост текучести кадров, кредиторской задолженности; падение курса акций;

снижение качества продукции и т. д.

Изменения во внешней предпринимательской среде

Прямого

воздействия

Потребители, конкуренты, поставщики, госорганы и общественные организации,

контактные аудитории

Внешние

Косвенного

воздействия

Научно-те хниче-ская среда; экономическая, политическая, социальная, демографическая среда; экология

Рис. 1. Предпосылки развития инновационной деятельности

Инновационная деятельность базируется на таких основных принципах, как приоритет инновационного производства над традиционным, эффективность инновационного производства и адаптивность. Принцип приоритета инновационного производства над традиционным проявляется в признании за научной деятельностью ведущей роли в системе производственных сил. Принцип эффективности инновационного производства - ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданы только в той степени, в которой они приводят к достижению коммерческого успеха, хотя бы и отдаленного. Принцип адаптивности - необхо-

димость и целесообразность создания под новую идею или изобретение самостоятельной организационной структуры, которая может быть абсолютно непригодной для решения других задач [1, с. 26].

Необходимым условием роста потенциала предпринимательской структуры является управление созданием и освоением производственно-технологических и управленческих нововведений, а основой формирования благоприятных условий роста выступает инновационная система предприятий. Структура инновационного потенциала предпринимательства представлена на рис. 2.

Г осударственная инновационная политика

л

к

и

<и «

¡з а

3 И

(а а

8 8 « & К Я

^ м

<э *

Й

а

¿3

Необходимые принципы и условия развития инновационного потенциала

Рыночная инфраструктура обеспечения инновационной деятельности

Рис. 2. Структура инновационного потенциала предпринимательства

Инновационная активность предприятий определяется научно-техническим потенциалом, он является составной частью инновационного потенциала. Показатели научно-технического потенциала предприятия [1, с. 25]:

1. Кадровые показатели. Количество научно-технических специалистов, их квалификационный уровень, опыт работы, готовность к разработкам и внедрению нового и восприимчивость к нововведениям.

2. Материально-технические показатели. Уровень оснащенности рабочих мест оборудованием, необходимыми расходными материала, приборами, ЭВМ, величина затрат на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы.

3. Научно-техническая информация, ее уровень развития и потенциальные возможности. Степень обеспеченности специалистов необходимой современной научно-технической информацией.

4. Организационно-управленческие показатели. Эти показатели отражают состояние планирования и управления в сфере НИОКР.

5. Инновационные показатели. Указывается количество открытий и изобретений за анализируемый период времени, число полученных патентов на изобретения, лицензий на определенные виды опытно-испытательных работ и др.

6. Обобщающие показатели, отражающие количество осуществленных за анализируемый период времени научно-технических мероприятий, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции за счет проведения научно-технических мероприятий.

При осуществлении инновационной деятельности предприятие сталкивается с рядом проблем. 80 % проблем, с которыми сталкивается предприятие, решаются обыденными способами и для решения 20 % проблем необходимо применять методики, основанные на управленческих инновационных изменениях в системе управления предприятием. Инновационные проблемные ситуации могут возникать при осуществлении основных функций управления: планировании, прогнозировании, анализе, организации, регулировании, учете, контроле, моти-

вации. Инновационные проблемные ситуации являются актуальными, они требуют быстрого разрешения, имеют стратегический характер.

Необходимым условием роста потенциала предпринимательской структуры является управление созданием и усвоением в циклическом процессе воспроизводства производственно-технологических и управленческих нововведений, а основой формирования таких условий роста выступает инновационная система предприятий [7, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение инновационной деятельности предполагает наличие соответствующей методики оценки уровней инновационного развития. Предложим методику оценки инновационного развития предприятия, которая позволяет определить уровень развития каждого предприятия. В результате использования данной методики можно определить инновационное развитие предприятий в отдельной отрасли, на рынках определенных товаров, среди основных конкурентов и т. д., что позволит выработать верную стратегию инновационного развития предприятия.

При расчете индекса уровня инновационного развития используются такие показатели как:

I ин.развит. =

Расчет индекса инновационного развития предприятия предлагаемым методом способствует проведению сравнительного анализа между инновационным развитием отдельных предприятий в анализируемой отрасли. Проведение такого сравнения способствует формированию стратегии инновационного развития. Также следует помнить о том, что чем выше значение индекса инновационного развития, тем более конкурентоспособно предприятие на рынке.

Каждое предприятие может самостоятельно проводить расчет индекса инновационного развития, для формирования стратегии по завоеванию рынка, определения своей позиции на рынке по сравнению с конкурентами. Менеджер высшего звена может с помощью составляющих индекса инновационного развития определить слабые и сильные стороны для своего предприятия в инновационной деятельности. Расчет индекса по периодам и сравнение его изменения в динамике позволяет руководителю определить тенденции и закономерности его изменения, а также причины, по которым это происходит, благодаря этому можно вносить соответствующие изменения в стратегию деятельности предприятия.

- индекс расходов на инновационную деятельность (I расход);

- индекс числа инновационных продуктов (I прод.);

- индекс собственных средств, выделяемых на инновационную деятельность (I соб.ср.);

- индекс применяемой новой техники и технологии на предприятии (I нов.тех.);

- индекс уровня образования персонала (I ур.образ);

- индекс числа применяемых собственных разработок (I соб.разраб).

На наш взгляд, для более точного определения индекса инновационного развития предприятия необходимо использовать формулу средневзвешенной величины, так как среднеарифметическое не учитывает веса (значимости) каждого составляющего показателя. Для определения значимости (веса) каждого показателя необходимо прибегнуть к методу экспертных оценок. Следует отметить, что для каждой анализируемой отрасли вес (ш) показателя будет иным.

Таким образом, индекс инновационного развития предприятия определяется по формуле:

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции стимлируют повышение требований к содержанию предпринимательской политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. Поэтому инновационная стратегия является ключевым звеном в организационной стратегии. Главная функция инновационной стратегии заключается в определении основных долгосрочных направлений научных разработок, внедрения нововведений, обеспечение ресурсами для достижения поставленных целей.

При определении инновационной стратегии необходимо учитывать явления «гиперконкуренции». Этот термин использует Ричард Д’Авени, разработавший модель (так называемые «7 S»), позволяющую учесть те аспекты, которые влияют на процесс управления инновациями:

51 - лучшее удовлетворение заинтересованных сторон (Superior Stakeholders Satisfaction);

52 - стратегическое прогнозирование (Strategic Soothsaying);

53 - скорость(Speed);

54 - неожиданность (Surprise);

Грасхо д. х к!+ Fiipo д ■ хя2- -EFffo ft. Eft хиД+fн о з. i ек ■ хяА+fyfo о 6 p as. x я д-Е Fra fr.p aspa ft. xn&

nH-n2+n3+i»J +П5+Л6

55 - изменение правил конкуренции (Shifting Rules of Competition);

56 - сигнализация (толчок к осуществлению) стратегических целей (Signaling Strategic Intent);

57 - совместное и последовательное стратегическое противодействие (Simultaneous and Seguential Strategic Thrusts) [8, с. 59].

Направления гиперконкуренции:

1. Цена и качество. На рынке разворачивается конкуренция за соблюдение уровня качества и цены. Используются аспекты S1, S3.

2. Выбор момента изменений и ноу-хау. Используются технологические достижения для производства без применения копирования и товаров-заменителей. Используются аспекты S2, S3, S4.

3. Вторжение. Применение мер защиты и борьбы регионального рынка, сферы деятельности, сегмента от вторжения конкурентов. Используются аспекты S6, S7.

4. Использование финансовых ресурсов. Борьба крупных компаний с мелким предпринимательством, прибегая к использованию своих значительных ресурсов. Поэтому малым предприятиям оказывается государственная поддержка в развитии экономической деятельности. Применяются аспекты S5, S7.

В книге Ш. Брауна и К. Айзенхардта «Конкуренция на гране: стратегия как структурный хаос» отмечено, что стратегия представляет собой разноплановое, динамичное и сложное явление, а достигаемое преимущество всегда является временным.

Для реализации стратегии разрабатываются конкурентные временные планы, программы и проекты развития, которые преследуют цель эффективного распределения и использования ресурсов.

Эффект инновационной деятельности предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие [9, с. 40]:

- повышение конкурентоспособности товара (работы, услуг), создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;

- привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

- повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.

Степень использования в производимой продукции передовых научно-технических решений определяет техническое совершенст-

во товаров (работ, услуг) и как следствие -конкурентоспособность предприятия. В частности, в качестве конкурентоспособного товара может выступать интеллектуальная деятельность, патентная чистота, результат которой выражается в нематериальной форме. Некоторые разработчики результаты своей деятельности оставляют в тайне, т. е. придают им статус ноу-хау. Повышает уровень конкурентоспособности предприятия любое инновационное открытие, которое применяется в деятельности предприятия.

В целях повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, необходимо развивать систему технопарков и бизнес-инкубаторов, а также другие элементы инфраструктуры малого предпринимательства. Именно малое и среднее предпринимательство, занимающееся инновационной деятельностью, должно стать стимулом экономического роста.

Инновационная деятельность связана с большим риском. Риск в инновационной деятельности определяется как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство и реализацию новых товаров (работ, услуг), в разработку новой техники и технологий, которые могут не найти ожидаемого числа потребителей; а также риск возникает при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Основным риском является финансовый риск предприятия и инвестора, который может возникнуть в случаи неудачного завершения инновационно-инвестиционного проекта независимо от причины.

Риск присущ любой инновационной деятельности в различных отраслях экономики, и для успеха предприятие обязано знать не только возможные риски и методы уклонения, оно должно уметь проводить правильную обоснованную инновационную деятельность, которая способна повышать уровень конкурентоспособности и рост экономической независимости предприятия.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: в теории изучения инновационного развития предпринимательских структур целесообразнее опираться на положения теории эволюционной экономики, но не следует пренебрегать и положениями классической и неоклассической экономической теории. Уровень инновационного развития предприятия можно оценивать с помощью формулы средневзвешенных величин, результаты кото-

рой позволят руководителям применять адекватные стратегии развития, способствующие росту конкурентоспособности как отдельного предприятия, ведущего предпринимательскую деятельность, так и российского инновационного предпринимательства в целом.

1. Ильина Л. В. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития предприятий сферы услуг : научное пособие / под ред. А. Б. Крутика. - СПб. : Астерион, 2011. - 55 с.

2. Карлик А. Е., Шухгальтер М. Л. Экономика предприятия : учебник. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 432 с.

3. Попов В. Л. Управление инновационными проектами : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефо-дия. - иКЬ : http://www.megabook.ru.

5. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. - М. : Дело, 2002. - 536 с.

6. Попков В. П., Марков М. М., Олейник Н. М. Принципы и методы создания конкурентоспособных предпринимательских структур на основе нововведений. - СПб. : Астери-он, 2009. - 168 с.

7. Крутик А. Б. Управление инновациями в сервисе : учеб. пособие (для магистров). -СПб. : Астерион, 2011. - 240 с.

8. Новиков В. С. Инновации в туризме : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издат. центр «Академия», 2008. - 208 с.

9. Крутик А. Б., Головко П. В. Механизм конкуренции и пути достижения экономической устойчивости предпринимательской структуры : монография. - СПб. : Астерион, 2010. -180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.