Научная статья на тему 'Теоретические и законодательные аспекты инновационной деятельности промышленного предприятия'

Теоретические и законодательные аспекты инновационной деятельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / INNOVATION ACTIVITY / LEGISLATIVE ACTS / PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кореняко Алексей Алексеевич

В настоящее время отсутствует общепринятое понимание и терминология в области инноваций и инновационной деятельности. В статье представлен обзор некоторых региональных законодательных инициатив в данной сфере, а также классификация инноваций по различным критериям. Рассматривается законодательная основа развития инновационной деятельности предприятий и проблемы дальнейшего формирования инновационной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGISLATIVE ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

The generally accepted understanding and terminology is presently absent in area of innovations and innovative activity. In the article the overview of some regional legislative initiatives in this sphere, and also classification of innovations is presented on different criteria. Legislative basis of development of innovative activity of enterprises and problem of the further forming of the innovative system of Russia is examined.

Текст научной работы на тему «Теоретические и законодательные аспекты инновационной деятельности промышленного предприятия»

УДК 330.341.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Алексей Алексеевич Кореняко

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

В настоящее время отсутствует общепринятое понимание и терминология в области инноваций и инновационной деятельности. В статье представлен обзор некоторых региональных законодательных инициатив в данной сфере, а также классификация инноваций по различным критериям. Рассматривается законодательная основа развития инновационной деятельности предприятий и проблемы дальнейшего формирования инновационной системы России.

Ключевые слова: инновация; инновационный процесс; инновационная деятельность; правовые акты; проблемы развития инновационной системы.

Тенденции развития ведущих индустриальных стран все нагляднее демонстрируют непосредственное влияние научно-технического процесса на экономический рост и повышение благосостояния населения. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, определяет конкурентоспособность предприятий и выпускае-

мой ими продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Основоположником учения об инновациях является Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим: инновации - это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятое понимание инноваций и инновационной деятельности. Так, например, Р.А. Фатхутди-

нов считает, что целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество он понимает как результат фундаментальных прикладных исследований и разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности, а инновации - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта [1, 2]. В.М. Гусаров под инновационной деятельностью понимает вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок и иных научно-технических достижений) в инновации [3].

Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации: <Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4].

Под инновационным процессом понимается процесс преобразования научного знания в инновацию, которую можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Этот процесс не прерывается после внедрения, он совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребителю свойства. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг [5].

В соответствие с Законами Ульяновской и Нижегородской области под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (това-

ров, работ, услуг); создание и применение новых способов (технологий) производства. распространения и использования продукции (товаров, работ, услуг); применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии1.

Под инновационной деятельностью в Законе Свердловской области понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества2.

Инновационная деятельность в соответствии с Законом Тамбовской области - совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов 3.

В статистике выделяют несколько видов инновационной деятельности:

1) научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний;

2) приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых для внедрения инноваций;

3) приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также

1 Закон «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области» (в ред. от 05.11.2009 г. № 170-ЗО).

Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» (в ред. 04.08.2010 г. № 118-З).

2 Закон «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» (от 15.07.2010 г. № 60-ОЗ).

3

Закон «О государственной инвестиционной политике и государственных преференциях Тамбовской области» (в ред. от 23.07.2010 г. № 678-З).

товарных знаков и других услуг технологического содержания;

4) приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы, коллекции изображений и т. п.;

5) производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов;

6) технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений и т. п.);

7) обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;

8) маркетинг, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов, работ, услуг к различным рынкам, и рекламную компанию [6].

Экономико-статистический анализ инноваций предполагает их правильную классификацию. Первоначальный подход к классификации инноваций был сформулирован Й. Шумпетером еще в начале ХХ в. Он предложил различать пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления [1, 2]. Однако в современной статистике особое внимание уделяется технологическим инновациям, обусловленным новыми либо существенно усовершенствованными научно-техническими решениями [7].

В промышленности рассматриваются два типа технологических инноваций.

1. Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. К технологи-

чески новому продукту можно отнести микропроцессоры и т. п.

2. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, в т. ч. методов передачи продукции. Такие инновации могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на применении результатов исследований и разработок.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые инновации (применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих); получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); процессные инновации (новая технология производства); более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиции новизны для рынка различают инновации: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий) [8].

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

К 2011 г. в копилке правовых актов, устраняющих барьеры на пути инновационного развития и создающих стимулы к такой деятельности, насчитывается всего несколько федеральных законов. Институты инновационной инфраструктуры регулируются ФЗ № 70 «О статусе наукограда Российской Федерации» (от 07.04.1999 г.), ФЗ № 116 «Об особых экономических зонах» (от 22.07.2005 г.),

ФЗ № 139 «О Российской корпорации нанотехнологий» (от 19.07.2007 г.), ФЗ № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (от 02.08.2009 г.).

В части регионов приняты местные законы об инновационной деятельности. К примеру, в Нижегородской области действует закон «О государственной поддержке инновационной деятельности» (в ред.

04.08.2010 г. № 118-З), в Свердловской области - закон «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности» (от

15.07.2010 г. № 60-ОЗ), в Ульяновской области - закон «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов» (в ред. от 05.11.2009 г. №170-ЗО), в Тамбовской области - закон «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности» (в ред. от 01.07.2009 г. № 545-З).

К сфере налогового стимулирования можно отнести № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» (от 19.07.2007 г.).

В то же время дальнейшее формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:

- наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные - с точки зрения их коммерческого применения - результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

- отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирова-

ние) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т. п.) механизмы;

- отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, общая «размытость» перечня критических технологий федерального значения, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится нерациональное распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в т. ч., конкурентоспособность экономики России на мировом рынке;

- отсутствие общей координации финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти НИОКР, что препятствует как консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов, так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;

- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т. ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения цепи «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство», подготовки кадров под конкретные направления инновационной деятельности;

- низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также - для частных инвесторов и кредитных организаций;

- об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

- низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т. ч. без образования юридического лица);

- наличие законодательных ограничений, не позволяющих использовать бюджет-

ные средства, выделяемые РАН и отраслевым академиям, имеющим государственный статус, ведомственным и другим государственным научным организациям на развитие инновационной деятельности, прежде всего, на создание инновационных предприятий и инновационной инфраструктуры;

- недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации) социально-экономической значимости развития инновационных процессов в стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств [9].

В результате для инновационной сферы России до сих пор характерны:

- низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики;

- дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки;

- низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования;

- неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

1. Пахомов М.А., Кореняко А.А. Сущность и особенности реализации инновационной деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. С. 146-149.

2. Пахомов М.А., Кинжалов А.А. Специфические особенности инновационной деятельности в сфере интегрированного оперативного управления производством // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 10 (78). С. 425-428.

3. Гусаров В.М. Теория статистики. М., 2000.

4. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 832 // Рос. газ. 1998. 19 авг.

5. Пахомов М.А., Кинжалов А.А. Организационные особенности инновационного процесса внедрения системы интегрированного оперативного управления // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1. С. 42-45.

6. Голдякова Т. Понятие и классификация инноваций // Инвестиции в России. 2006. № 6. С. 43-48.

7. О мероприятиях федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» // Вопросы статистики. 2007. № 2. С. 3-12.

8. Диалектика инвестиционных и инновационных процессов в российской экономике: монография. Кн. 2. Инструментарий управления инвестиционно-инновационными процессами в хозяйствующих системах / В.М. Юрьев, М.А. Пахомов, Е.К. Карпунина и др.; под науч. ред. В.М. Юрьева. Тамбов, 2009.

9. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства. URL: http:// www.dist-cons.ru/modules/innova/index.html. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

UDC 330.341.1

THEORETICAL AND LEGISLATIVE ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISE Aleksey Alekseyevich Korenyako, Tambov state university named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]

The generally accepted understanding and terminology is presently absent in area of innovations and innovative activity. In the article the overview of some regional legislative initiatives in this sphere, and also classification of innovations is presented on different criteria. Legislative basis of development of innovative activity of enterprises and problem of the further forming of the innovative system of Russia is examined.

Key words: innovation; innovation process; innovation activity; legislative acts; problems of development of the innovative system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.