Научная статья на тему 'Система управления безопасностью полётов: актуальность переосмысления и круг проблем в аналитических трудах'

Система управления безопасностью полётов: актуальность переосмысления и круг проблем в аналитических трудах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуальность / аналитические труды / безопасность полётов / круг проблем / система управления безопасностью полётов. / actuality / analytical works / flight safety / circle of problems / flight safety control system.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С А. Вершилов, А Н. Масленников, А В. Новосельский

Работа посвящена актуальной проблеме переосмысления системы управления безопасностью полётов и объяснению ряда её вопросов в произведениях представителей аналитического корпуса. Показаны рамки предмета изложения на базе материалов современных публикаций. Проведение их анализа продемонстрировало внимание отечественных исследователей к описанию организации и функционирования системы управления. Цель статьи состоит в стремлении авторов расширить осведомлённость российских авиационных специалистов в особом значении системы управления безопасностью полётов и проиллюстрировать результаты научных трудов относительно данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С А. Вершилов, А Н. Масленников, А В. Новосельский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLIGHT SAFETY CONTROL SYSTEM: ACTUALITY OF TRYING TO UNDERSTAND AND CIRCLE OF PROBLEMS IN ANALYTICAL WORKS

The article is devoted to issue of interpretation of flight safety control system and explanation of series of problems in works of analytical corps representatives. Subject limits are demonstrated on the base of up-to-date publications. Conduction of analysis demonstrated a great concern of native researchers to the description of structure and function of control system. The aim of the article consist of intention of authors to extend the knowledge of Russian aviation specialists in special meaning of flight safety control system and illustrate the scientific works results concerning this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Система управления безопасностью полётов: актуальность переосмысления и круг проблем в аналитических трудах»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЁТОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ И КРУГ ПРОБЛЕМ В АНАЛИТИЧЕСКИХ ТРУДАХ

С.А. Вершилов, канд. филос. наук, доцент А.Н. Масленников, канд. воен. наук, доцент А.В. Новосельский, канд. пед. наук, доцент

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза имени А.К. Серова (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10460

Аннотация. Работа посвящена актуальной проблеме переосмысления системы управления безопасностью полётов и объяснению ряда её вопросов в произведениях представителей аналитического корпуса. Показаны рамки предмета изложения на базе материалов современных публикаций. Проведение их анализа продемонстрировало внимание отечественных исследователей к описанию организации и функционирования системы управления. Цель статьи состоит в стремлении авторов расширить осведомлённость российских авиационных специалистов в особом значении системы управления безопасностью полётов и проиллюстрировать результаты научных трудов относительно данного феномена.

Ключевые слова: актуальность, аналитические труды, безопасность полётов, круг проблем, система управления безопасностью полётов.

Управление безопасностью полётов представляет собой деятельность особо подготовленных профессионалов по предупреждению негативных событий путём выявления и устранения опасных факторов, а также оценки риска. Этот процесс должен управляться специально созданной системой, точно так же как формируются системы управления персоналом, организацией полётов, распределением ресурсов и др. Подобное впервые было отражено в пунктах 3.2.5 и 3.3.10 Руководства по управлению безопасностью полётов (РУБП) ИКАО [1]. Кроме того, по поводу формулировки понятия «управление безопасностью полётов» авторы солидаризируются с разработчиками терминологического словаря под названием «Менеджмент риском» [2].

Исследование преломляется необходимостью переосмысления системы управления безопасностью полётов (далее -СУБП), способов / форм её функционирования и демонстрации экспертных оценок

касательно описания подобного. Такое объяснение до сих пор не реализовыва-лось, что подтверждает важность его осуществления. Авторы обозначили следующую цель: сделать более обширным / пространным кругозор профессиональных работников авиации о специфическом значении СУБП.

Несмотря на множество мероприятий организационного, научно-технического и психолого-педагогического своеобразия, непосредственным продолжением развития воздушного транспорта является увеличение / обострение противоречий в деле управления безопасностью полётов. Анализ научных работ в данной сфере подтверждает неизбежность всесторонней репрезентации ряда точек и углов зрения на мотивированность действий руководящих специалистов по недопущению авиационных происшествий. В этой связи актуальность переосмысления СУБП вызывается единым контуром перечня взаимообусловленных обстоятельств (рис. 1).

Рис. 1. Единый контур перечня обстоятельств актуальности переосмысления СУБП

Важно раскрыть содержание представленного рисунка более подробно.

Безопасность полётов, в качестве значимой части деятельности авиационного персонала, воспринимается представителями науки как социальный и технический феномен, свойственный воздушному транспорту, аэропорту и аэродромным сооружениям. Сохранение жизни / здоровья пассажиров и лётных экипажей, сбережение авиационной техники и перевозимых материальных ценностей является пролонгированной проблемой. Поэтому само наличие безопасности полётов ставит перед мыслителями и профессионалами особого рода задачу всестороннего рассмотрения системы управления ею, что объясняет обстоятельство онтологического характера.

В исторической череде катастроф безопасность полётов представлялась исследователями средством демонстрации положения дел на воздушном транспорте, что порождало их желание расширять познавательные возможности управления ею (безопасностью...). Удостоверенное направление такой научной деятельности значимо и сейчас в той степени, в какой трансформация обобщаемого явления из одного состояния в другое предоставляет удобный шанс объяснять так, как следует достижения и огрехи работников специфической области приложения усилий. В этой связи непреклонное влечение теоретиков и практиков к адекватному описанию СУБП должно оставаться, безуслов-

но, насущным, что фиксирует обстоятельство гносеологического отличия.

Усвоение сущности СУБП предполагает использование различных приёмов касательно её восприятия. Важно объяснить максимально возможные аспекты отражаемого явления, так как без подобного затруднительно обнаружить своеобразие способов его организации и форм функционирования. По такой причине точка зрения авторов относительно решения поставленной задачи будет формироваться с помощью обобщения научных работ, отражающих злободневность вынесенной в заголовок статьи темы, что свидетельствует об обстоятельстве методологического свойства.

Информация о СУБП противоречива, что объясняется альтернативными подходами специалистов к моделям её организации и функционирования. Одна из них представлена на основе значимости показателей рисков / выявленного качества, а другая - на базе анализа возникших проблем в её развитии и путей их решения. Такие точки зрения подразумевают появление на воздушном транспорте профессиональных кадров, всесторонне подготовленных к обеспечению безопасности полётов, что только подтвердит необходимость исследования данной темы с позиции обстоятельства практического своеобразия.

Таким образом, рассмотрение актуальности переосмысления СУБП приобретает особый смысл, поскольку способствует обнаружению нового знания о ней.

Выработка заключения с соблюдением необходимых формальностей по поводу избранного предмета рассуждения диктуется также мерой исчерпанности его круга проблем в аналитических трудах. Рефлексия СУБП отдельно не проводилась, хотя в некоторой совокупности работ отечественных исследователей раскрывается ряд положений, опосредованно к ней примы-

Первый блок включает в себя исследовательские работы, отражающие их методологические оценки по поводу СУБП.

Толстых А.С., Федотов Л.В., Шаров В.Д. и др. в ходе своих специфических изысканий объяснили метод разработки основных элементов СУБП, методологию управления безопасностью полётов в авиакомпании и систему управления требованиями для обеспечения безопасности полётов [3-5].

Методологические подходы указанных учёных к анализу СУБП станут хорошим подспорьем при рассмотрении природы и сущности последней.

Ко второму блоку отнесены творческие труды, в которых обобщается значительный ряд вопросов СУБП, требующих своего незамедлительного разрешения.

Оригинальны углы зрения

В.В. Воробьёва, А.Г. Гузия, Б.В. Зубкова, и др. о проблемах СУБП и роли радиоэлектронного оборудования в ней [6-8]. Интересна позиция Г.Н. Гипича и др. о концепции построения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности

кающих. Отправные сведения о степени её (системы управления...) осмысления обнаружены на основе имеющихся произведений, опубликованных в различных изданиях. Обращение к работам по технической науке подвигло авторов объединить обнаруженную информацию в три блока, каждый из которых характеризует ту или иную сторону СУБП (рис. 2).

[9]. Рассмотрение правовой политики касательно управления безопасностью полётов присуще В.Д. Бордунову и Б.П. Елисееву [10].

Представленные научные произведения исследователей могут оказаться отправными пунктами при выявлении структуры и функций СУБП.

В третий блок объединены научные изыскания технических мыслителей, описавших пути разработки СУБП, и организационные документы по рассматриваемому вопросу.

Разработки Д.М. Мельника,

О.О. Морозовой отличаются не только значительным разнообразием, но и качеством разработанных ими идей о программном обеспечении оптимизации процесса управления факторами риска [11, 12].

Актуальны источники, в которых отражена официальная рефлексия зарубежных и отечественных организаций особого вида деятельности по вопросам управления безопасностью полётов [1, 2].

Следование рекомендациям / умозаключениям учёных научных произведений,

Рис. 2. Блоки аналитических трудов, характеризующих ту или иную сторону СУБП

зафиксированных в третьем блоке и основным положениям формализованных документов, размещённых там же, может стать мобилизующим фактором функционирования СУБП.

Однако важно засвидетельствовать в продемонстрированных аналитических трудах определённый недостаток объёма анализа относительно СУБП. В наличии пробелы по поводу организации и функционирования последней. Одна из причин подобного состояния дел заключается в отсутствии всестороннего рассмотрения учёными технической направленности природы, структуры и функций СУБП, что существенно снижает продуктивность практической нацеленности её специалистов.

Исследование актуальности переосмысления СУБП и обобщение круга её проблем в аналитических трудах отечественных учёных позволили авторам сформулировать ряд выводов.

Первый. Репрезентация СУБП имеет непреходящий смысл, так как способствует расширению горизонта знаний авиационных специалистов и повышению эффективности их деятельности в сложной сфере приложения усилий.

Второй. Множество проблем, требую-

СУБП должно быть приоритетным для её профессиональных работников

и представителей аналитического корпуса. Данное направление напряжения сил предопределяется обстоятельствами онтологического, гносеологического, методологического и практического характера. Однако, обнаружение / обоснование исследователями и практиками продуктивных способов взаимодействия элементов СУБП и форм их объединения всё ещё пребывают в русле нерешённой задачи.

Третий. Несмотря на внушительное количество перспективных трудов касательно СУБП, её объективного представления всё ещё не замечается. Специфические произведения учёных и имеющиеся экспертные оценки по её поводу отражают умеренное внимание с их стороны и недостаточно разработанную концептуальную основу. Сквозь призму зафиксированных авторами научных мнений проведение исследования по устранению продолжающих иметь место пробелов становится насущным.

Четвёртый. В целом проблема переосмысления СУБП многогранна, но того, что относительно неё уже известно, может оказаться первоначальными отправными установками потребного анализа.

щих своего разрешения относительно

Библиографический список

1. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Doc. 9859-АН/74. 3-е изд. ИКАО. Монреаль, 2013. 300 с.

2. Федеральный национальный стандарт: Менеджмент риском. Система управления безопасностью полётов. М.: Стандартинформ, 2012.

3. Толстых С.А., Шаров В.Д. Метод разработки основных элементов системы управления безопасностью полётов оператора аэродрома // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Том 21. № 04. С. 29-38.

4. Шаров В.Д. Методология управления безопасностью полётов в авиакомпании на основе значимости показателей рисков // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6(61). С. 42-45.

5. Федотов Л.В., Дятлов А.Ю., Ермоленко М.В. Система управления требованиями для обеспечения безопасности полётов на основе систем управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Том 14. № 4(2). С. 530-535.

6. Воробьёв В.В., Власова А.В. Роль радиоэлектронного оборудования в управлении безопасностью полётов при реализации Глобального аэронавигационного плана ИКАО // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Том 20. № 04. С. 156-161.

7. Гузий А.Г., Лушкин А.М., Розина О.А. Проблемы разработки и внедрения системы управления безопасностью полётов в авиакомпаниях. Анализ причин их возникновения и путей решения // Проблемы безопасности полётов. 2009. Выпуск 1. С. 11-22.

8. Зубков Б.В., Фурар Х.Э. Проблемы системы управления безопасностью полётов и определения уровня безопасности полётов авиационного предприятия // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Том 21. № 05. С. 145-161.

9. Гипич Г.Н., Евдокимов В.Г., Чинючин Ю.М. Базовые положения концепции построения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности // Научный Вестник МГТУ ГА. 2013. № 187. С. 31-35.

10. Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. Стратегия правовой политики применения Приложения 19 «Управление безопасностью полётов» ИКАО // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 216. С. 5-10.

11. Мельник Д.М. Принципы интеграции системы управления качеством и системы управления безопасностью полётов в авиационном предприятии // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6(61). С. 47-50.

12. Морозова О.О. Программное обеспечение оптимизации процессов управления факторами рисков авиационных происшествий с учётом критерия минимума суммарных затрат в системе безопасности полётов авиационных компаний // Известия Самарского научного центра. 2014. Том 16. № 1(5). С. 1500-1504.

FLIGHT SAFETY CONTROL SYSTEM: ACTUALITY OF TRYING TO UNDERSTAND AND CIRCLE OF PROBLEMS IN ANALYTICAL WORKS

S.A. Vershilov, candidate of philosophical sciences, assistant professor

A.N. Maslennikov, candidate of military sciences, assistant professor

A.V. Novoselskiy, candidate of pedagogical sciences, assistant professor

Krasnodar air force institute for pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to issue of interpretation of flight safety control system and explanation of series ofproblems in works of analytical corps representatives. Subject limits are demonstrated on the base of up-to-date publications. Conduction of analysis demonstrated a great concern of native researchers to the description of structure and function of control system. The aim of the article consist of intention of authors to extend the knowledge of Russian aviation specialists in special meaning of flight safety control system and illustrate the scientific works results concerning this phenomenon.

Keywords: actuality, analytical works, flight safety, circle of problems, flight safety control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.