Научная статья на тему 'Актуальность исследования природы безопасности полётов и её проблематика в научных работах (философско-техническая рефлексия)'

Актуальность исследования природы безопасности полётов и её проблематика в научных работах (философско-техническая рефлексия) Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
317
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуальность исследования / безопасность / безопасность полётов / научные работы / труды / природа / природа безопасности полётов / проблематика / философско-технический анализ / relevance of investigation / safety / flight safety / scientific works / nature / nature of flight safety / problematics / philosophical and technical analysis

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — С А. Вершилов

Статья посвящена актуальности исследования природы безопасности полётов и её проблематике в научной литературе на базе философско-технической рефлексии. Показаны современные тексты творческих изысканий, ассоциирующихся с предметом изложения. Проведение их анализа обнажило неподдельное внимание отечественных учёных к получению нового знания об условиях бытия безопасности полётов, некоторых причинах её возникновения и ряде оснований, присущих ей. Цель работы состоит в стремлении автора расширить осведомлённость российских авиационных фигур об особом значении природы безопасности полётов и сообщить им сведения о близких к ней выводах учёных, представленных ими в специальных трудах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF INVESTIGATION OF THE NATURE OF SAFETY OF FLIGHT AND IT PROBLEMATICS IN SCIENTIFIC WORKS (PHILOSOPHICAL AND TECHNICAL REFLEXION)

The article is devoted to relevance of a research of the nature of safety of flights and its perspective in the scientific literature on the basis of a philosophical and technical reflection. Modern texts of the creative researches which are associated with a statement subject are shown. Carrying out their analysis bared genuine attention of the domestic scientists to obtaining new knowledge about the conditions of life of safety of flights, some reasons of its emergence and a number of the bases inherent in it. The purpose of work consists in the aspiration of the author to expand awareness of the Russian aviation figures on special value of the nature of flight safety, to inform them about conclusions of the scientists presented by them in the works on this occasion.

Текст научной работы на тему «Актуальность исследования природы безопасности полётов и её проблематика в научных работах (философско-техническая рефлексия)»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ И ЕЁ ПРОБЛЕМАТИКА В НАУЧНЫХ РАБОТАХ (ФИЛОСОФСКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)

С.А. Вершилов, канд. филос. наук, доцент

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10562

Аннотация. Статья посвящена актуальности исследования природы безопасности полётов и её проблематике в научной литературе на базе философско-технической рефлексии. Показаны современные тексты творческих изысканий, ассоциирующихся с предметом изложения. Проведение их анализа обнажило неподдельное внимание отечественных учёных к получению нового знания об условиях бытия безопасности полётов, некоторых причинах её возникновения и ряде оснований, присущих ей. Цель работы состоит в стремлении автора расширить осведомлённость российских авиационных фигур об особом значении природы безопасности полётов и сообщить им сведения о близких к ней вы-водахучёных, представленных ими в специальных трудах.

Ключевые слова: актуальность исследования, безопасность, безопасность полётов, научные работы / труды, природа, природа безопасности полётов, проблематика, фило-софско-технический анализ.

Природа безопасности полётов в контексте актуальности её исследования диктуется местом, которое она занимает в сознании профессионалов воздушного транспорта. Осмысление её проблематики в научных работах не оформлялось должным образом на базе философско-технической рефлексии. Цель статьи: расширить информационные сведения работников специфического рода деятельности о необходимости анализа природы безопасности полётов и продемонстрировать современные научные произведения, близко соприкасающиеся с темой статьи.

Предварительно следует определиться с формулировками ключевых понятий, упоминание которых в работе будет неоднократным: безопасности, безопасности полётов, природы, природы безопасности полётов.

Логически расчленённые мысли о безопасности воплощены в авторской монографии, а по поводу безопасности полётов - путём соавторства - реализованы коллективном труде, что освобождает от их подробного рассмотрения. Итак, безопасность - это состояние практики её субъектов, позволяющее фиксировать их качест-

венное стремление на заданную цель сквозь призму существования, развития и функционирования объекта регулирования, а также условия, которые содействуют или препятствуют подобному [1, с. 65]. Безопасность полётов - это состояние практики персонала воздушного транспорта, аэропорта и объектов аэродрома, направленной на сбережение жизнеспособности людей и предотвращение урона авиационному имуществу при осуществлении перевозок или проведении специальных работ [2, с. 131].

Наука отражает внушительный ряд понятий, среди которых природа (от лат. сл. - natura), имеющая оригинальные значения, закрепляет за собой особое расположение в нём. Так, С.В. Месяц воспринимает её как «противостоящий субъекту объективный мир, развивающийся по своим законам и независимо от него» [3, с. 346]. В то же время природа отражает сущность какого-либо явления. Подобное чаще всего демонстрируется в случае её интерпретации.

Пространство и время свойственны любому социальному или техническому явлению, оказываясь для него условиями

существования. Согласно А.И. Суровцеву, явление характеризуется конкретными причинами возникновения, сформирован-ностью и взаимозависимостью его оснований [4, с. 9]. Изложенную точку зрения, в обобщённом виде, следует воспринимать натуральными элементами явления. Автор не без повода добавляет к ней уровни пребывания, опоры онтологической, гносеологической, аксиологической и практической примет. В этой связи под природой безопасности полётов будем понимать пространственно-временные условия её существования, причины возникновения, уровни пребывания, базу онтологического, гносеологического, аксиологического и практического своеобразия.

Важно глубже рассмотреть содержание актуальности исследования природы безопасности полётов, показанной в границах рисунка 1.

Безопасность полётов, как специфическая сфера деятельности авиационного персонала, осознаётся теоретиками и практиками явлением, свойственным воздушному транспорту, аэропорту и аэродромным объектам. Сохранение бытия / здоровья пассажиров и лётного состава, сбережение самолётов и перевозимых грузов продолжают пребывать в ранге пролонгированной проблемы. Само наличие безопасности полётов придаёт исследователям импульс, связанный с всесторонней интерпретацией ими её натуральных характеристик на платформе философско-

Летательные аппараты продолжают испытывать на себе факторы опасности / опасные факторы, несмотря на то, что профессионально подготовленные работники проводят мероприятия, способствующие их обнаружению, предотвращению, а при их проявлении - нейтрализации. Ознакомление автора с философско-техническими трудами по данному обстоятельству не оставляет сомнения в относительной истинности указанного свидетельства. Поэтому рассмотрение природы безопасности полётов обуславливается определённой последовательностью очертаний (рис. 1).

технического обобщения, что составляет очертание онтологического своеобразия.

Безопасность полётов в формализованных документах инцидентов и катастроф авиационной техники предстаёт средством демонстрации состояния последней, порождая интенцию аналитиков расширять её познавательный потенциал. Засвидетельствованный аспект их научной деятельности существенен и сегодня, так как появляется удобный шанс для обнаружения итогов работы практиков в особой области сосредоточения сил. Стремление экспертов и других субъектов безопасности полётов к философско-техническому объяснению её разумных оснований должно оставаться безотлагательным примером, что

Рис. 1. Очертания актуальности исследования природы безопасности полётов

характеризует очертание гносеологического свойства.

Разбор безопасности полётов как социально-технического явления предполагает использование подлинного комплекса способов описания её сущности. Важно обнаружить различные углы зрения по данному поводу, поскольку в отсутствие подобного трудно будет рассчитать величину приемлемого уровня безопасности полётов. Подход автора относительно достижения поставленной цели будет обустраиваться на положениях уже имеющихся философ-ско-технических работ, отражающих злободневность сформулированной темы статьи, что представляет очертание методологического отличия.

Информация о безопасности полётов противоречива, так как она формируется дополняющимися / меняющимися воззрениями представителей философии и технической науки на её модель с характерным функциональным предназначением. Так, одно из них построено на базе значимости показателей рисков / выявленного качества, а другое - нацелено на вскрытие недостатков при её воплощении в жизнь и поиск приоритетных путей приведения в пребывание пригодности. Изложенное подразумевает «присутствие» особой ответственности авиационных профессиона-

лов при выполнении своих обязанностей. Они должны быть способны не только осмысливать природу безопасности полётов, но и принимать компетентные решения, часто находясь в обстановке дефицита времени, что выступает очертанием практического характера.

Таким образом, объяснение природы безопасности полётов имеет теоретико-практическое значение, заключающееся в раскрытии философско-технических сведений о ней и потребности ознакомления с ними авиационных специалистов.

Актуальность исследования природы безопасности полётов сохраняется также мерой исчерпанности её круга проблем в аналитических трудах. Исключительно ради предмета рассмотрения данная работа не проводилась, хотя в ряде произведений отечественных учёных уточняются ключевые углы зрения, близко относящиеся к сюжетной линии предмета описания. Отправные пункты о пространстве осмысления природы безопасности полётов были найдены в имеющихся научных публикациях. Тщательное изучение философской, технической и военной литературы, характеризующей ту или иную сторону природы безопасности полётов, позволило автору объединить её (литературу) по нескольким направлениям (рис. 2).

Рис. 2. Направления литературы по проблематике темы статьи

Первое направление включает в себя методологические работы исследователей, объяснивших естественное своеобразие явлений / процессов и феномен техники.

Брылёва Л.Г., Месяц С.В. и Рассказов Л.Д. разъяснили натуру явлений, кризис в системе «космос-природа-общество-

человек» и моделирование процесса управления организационным конфликтом [5, 3, 6]. Феномен техники и её бытие примерно рассмотрены С. Бескаравайным, С.С. Шараповым, а аспекты социальной природы военной техники всесторонне представлены А.И. Суровцевым [7, 8, 4].

Методологические посылки данных учёных помогут в обнаружении новых подходов к рефлексии безопасности полётов, что облегчит философскую интерпретацию и техническую организацию необходимого объёма её природных оснований, которые пока ещё остаются в лоне нерешённой задачи.

Второе направление вбирает в себя методологические научные труды специалистов, отразивших формулировки понятий «безопасность» и «безопасность полётов» на платформе их признаков.

СА. Вершилов, Э.П. Литвинов и Е.Ю. Шакирова показали своими плотными разработками трудности, свойственные представлению формулировки понятия «безопасность» посредством философского обобщения [1, 9, 10]. Творческие изыскания С.А. Вершилова, Б.В. Зубкова, А.Н. Масленникова, А.К. Обидина, С.Е. Прозорова различны не только их философскими и техническими оценками безопасности полётов, но и нетривиальными подходами к анализу её состояния [2, 11]. Доведение Р.Э. Ирмалиевым, С.Ф. Серёгиным, В.В. Харитоновым до широкого круга общественности проблем безопасности полётов и возможностей развития её системы в авиации Вооружённых Сил Российской Федерации не лишено истинности [12, 13]. Обобщение безопасности полётов стало также неотъемлемой частью пристального внимания со стороны профессиональных работников ИКАО и экспертного корпуса воздушного транспорта России [14, 15].

Засвидетельствованные российскими исследователями и специалистами ИКАО

формулировки безопасности и безопасности полётов посредством их неотъемлемых атрибутов окажут помощь в поиске причин возникновения последнего явления, что существенно облегчит обнаружение его природы.

Третье направление составляют методологические научные произведения учёных, охарактеризовавших роль человека в обеспечении безопасности полётов, её показатели / уровни и механизм управления ею.

Значение имеют аналитические работы М.В. Артюхович, А.Е. Байкова, Н.В. Ни-китевич, В.Н. Писаренко и др. о взаимосвязи человеческого фактора и безопасности полётов [16, 17, 18, 19]. Определённый интерес представляют углы зрения Ю.А. Антохина, А.Р. Бестугина, Е.В. Варюхи-ной, В.Д. Шарова и др. о некоторых показателях безопасности полётов, необходимых для определения продуктивности её обеспечения [20-23]. Позиции

Б.В. Зубкова, Х.Э. Фурара и Ю.А. Юркина по поводу приемлемого уровня безопасности полётов авиационного предприятия и в аэродромной зоне опять-таки не вызывают возражений [24, 25].

Зафиксированные в данном направлении литературы исследования отечественных научных фигур с большой долей вероятности дополнят общую картину природы безопасности полётов.

Четвёртое направление объединяют методологические изыскания творческих работников, представивших установки касательно анализа системы управления безопасностью полётов.

АС. Толстых, Л.В. Федотов, В.Д. Шаров и др. в процессе своих размышлений интерпретировали методологию разработки элементов системы управления безопасностью полётов и требования к управлению ими в авиакомпании [26-28].

Методологические подходы указанных учёных по поводу анализа систем управления безопасностью полётов окажутся серьёзной поддержкой при объяснении природы последней.

Философско-техническая рефлексия актуальности исследования природы безопасности полётов и её проблематики в на-

учных работах предоставляет удобный случай сформулировать ряд выводов. Автору видятся такие.

Необходимость исследования природы безопасности полётов обуславливается совокупностью взаимосвязанных очертаний онтологического своеобразия, гносеологического свойства, методологического отличия и практического характера.

Обобщение природы безопасности полётов имеет теоретико-практический смысл, поскольку открывает обширные горизонты доступа к философскому и техническому знанию о ней.

Анализ природы безопасности полётов характеризуется недостаточной степенью разработанности её круга проблем в научных произведениях. Особо эта работа не проводилась, но в некоторых трудах российских исследователей обнаружены установки, отчасти касающиеся темы статьи. Первоначальные сведения об объёме природы безопасности полётов получены вследствие ознакомления с изысканиями учёных, опубликовавших свои идеи по интересующему вопросу в монографиях и различных рецензируемых изданиях.

Несмотря на большое количество разработок, положения которых интерпрети-

кой рефлексируются в них её естественные стороны. Прежде всего, описывается обеспечение безопасности полётов. Вместе с тем раскрытие одними исследователями природы явлений / процессов и феномена техники, формулирование другими мыслителями понятий «безопасность» и «безопасность полётов», отыскание третьими учёными показателя и уровня последней на основе рекомендаций ИКАО явились значительными пунктами для решения поставленной задачи.

Проблема репрезентации природы безопасности полётов многогранна и пока слабо изучена, но то, что уже слывёт о ней, вполне достаточно для проведения потребного исследования в будущем. Изложенные выводы вряд ли надо воспринимать в качестве несомненных установлений. Однако они посодействуют продуктивной философско-технической рефлексии природы безопасности полётов. Ознакомление специалистов воздушного транспорта, работников аэропорта и объектов аэродрома с более совершенной информацией о ней необходимо для эффективного воспроизводства их специфической деятельности в современных условиях.

руют безопасность полётов, малой толи-

Библиографический список

1. Вершилов С.А. Методология социально-философского исследования военной безопасности: монография. Ульяновск: Зебра, 2017. 166 с.

2. Вершилов С.А., Масленников А.Н., Обидин А.К. Безопасность полётов и авиационная безопасность: изменения в порядке формулирования понятий / Социальные изменения в современном мире: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 122-131.

3. Месяц С.В. Природа. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Том III. М., 2010. С. 346-351.

4. Суровцев А.И. Эволюция философских знаний о социальной природе военной техники: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1994. 24 с.

5. Брылёва Л.Г. Социальная природа и моделирование процесса управления организационным конфликтом // Современные проблемы науки и образования (Электронный научный журнал). 2015. № 1 (часть 1).

6. Рассказов Л.Д. Природа кризиса сознания в эпоху глобализации: социально-философский анализ общественных явлений: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 203 с.

7. Бескаравайный С. Бытие техники и сингулярность. М.: РИПОЛ классик, 2018. 476 с.

8. Шарапов С.С. Феномен техники: сущность и ценностное измерение: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 20 с.

9. Литвинов Э.П. Философские основы концепции безопасности // Пространство и время. 2012. № 1(7). С. 66-73.

10. Шакирова Е.Ю. Социокультурные и аксиологические аспекты безопасности // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6(51). С. 155-161.

11. Зубков Б.В., Прозоров С.Е. Безопасность полётов: учебник. Ульяновск: УВАУ(И), 2013. 451 с.

12. Ирмалиев Р.Э. Перспективы развития системы безопасности полётов авиации Вооружённых Сил Российской авиации // Военная мысль. 2015. № 8. С. 15-23.

13. Серёгин С.Ф., Харитонов В.В. Ключевые проблемы совершенствования безопасности полётов государственной авиации // Транспортный вестник (Электронное издание). 2016. № 1.

14. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Doc. 9859-АН/74. 3-е изд. ИКАО. Монреаль, 2013. 300 с.

15. Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полётов воздушных судов. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2014. 13 с.

16. Артюхович М.В., Феоктистова О.Г. Роль инженерно-технического персонала в обеспечении безопасности полётов // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 204. С. 39-43.

17. Байков А.Е., Данилов В.Ю. Лончаков Ю.В., Парфёнов В.П., Осташкевич В.А. Человеческий фактор и безопасность полётов // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 121. С. 58-65.

18. Никитевич Н.В., Турчанов А.М., Дуреев С.П. Философские аспекты современных проблем авиации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. № 3. С. 80-81.

19. Писаренко В.Н. Надёжность пилота // Вестник МАИ. 2016. Том 23. № 1. С. 115-122.

20. Антохина Ю.А., Бабуров Г.В., Бестугин А.Р. Развитие навигационных технологий для повышения безопасности полётов: монография. СПб.: ГУАП, 2016. 298 с.

21. Безопасность полётов и направление развития тренажёров специалистов управления авиацией: монография / Под ред. А.Р. Бестугина. СПб.: ГУАП, 2015. 516 с.

22. Варюхина Е.В., Клочков В.В. Анализ эффективности механизмов управления безопасностью полётов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. Том 13. Вып. 18. С. 29-41.

23. Шаров В.Д. Разработка показателя безопасности полётов на основе рекомендаций ИКАО // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 2004. С. 97-104.

24. Зубков Б.В., Фурар Х.Э. Проблемы системы управления безопасностью полётов и определения уровня безопасности полётов авиационного предприятия // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. Том 21. № 05. С. 145-151.

25. Юркин Ю.А. Концепция безопасности полётов в аэродромной зоне // Научный вестник. 2010. № 159. С. 108-112.

26. Толстых С.А., Шаров В.Д. Метод разработки основных элементов системы управления безопасностью полётов оператора аэродрома // Научный Вестник МГТУ ГА. 2018. Том 21. № 04. С. 29-38.

27. Федотов Л.В., Дятлов А.Ю., Ермоленко М.В. Система управления требованиями для обеспечения безопасности полётов на основе систем управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Том 14. № 4(2). С. 530535.

28. Шаров В.Д. Методология управления безопасностью полётов в авиакомпании на основе значимости показателей рисков // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6(61). С. 42-45.

RELEVANCE OF INVESTIGATION OF THE NATURE OF SAFETY OF FLIGHT AND IT PROBLEMATICS IN SCIENTIFIC WORKS (PHILOSOPHICAL AND TECHNICAL REFLEXION)

S.A. Vershilov, candidate philosophical sciences, associate professor

Krasnodar higher military aviation school for pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to relevance of a research of the nature of safety of flights and its perspective in the scientific literature on the basis of a philosophical and technical reflection. Modern texts of the creative researches which are associated with a statement subject are shown. Carrying out their analysis bared genuine attention of the domestic scientists to obtaining new knowledge about the conditions of life of safety offlights, some reasons of its emergence and a number of the bases inherent in it. The purpose of work consists in the aspiration of the author to expand awareness of the Russian aviation figures on special value of the nature of flight safety, to inform them about conclusions of the scientists presented by them in the works on this occasion.

Keywords: relevance of investigation, safety, flight safety, scientific works, nature, nature of flight safety, problematics, philosophical and technical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.