Научная статья на тему 'Базовые положения концепции построения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности'

Базовые положения концепции построения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гипич Геннадий Николаевич, Евдокимов Владимир Георгиевич, Чинючин Юрий Михайлович

Предложена схема выполнения новых требований ИКАО к построению систем управления безопасностью полетов и безопасностью авиационной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гипич Геннадий Николаевич, Евдокимов Владимир Георгиевич, Чинючин Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASED POSITIONOF SMS CONCEPT FOR AVIATION ACTIVITIES

The scheme of implementation other new requirements of IKAO to creation of control systems by aviation activity as a whole and not only is offered FS.

Текст научной работы на тему «Базовые положения концепции построения системы менеджмента безопасности авиационной деятельности»

УДК 656.7:347.82

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.Н. ГИПИЧ, В.Г. ЕВДОКИМОВ, Ю.М. ЧИНЮЧИН

Предложена схема выполнения новых требований ИКАО к построению систем управления безопасностью полетов и безопасностью авиационной деятельности в целом.

Ключевые слова: оценивание рисков; управление безопасностью авиационной деятельности.

Концепция СМБ АД (базовые положения) сводится к следующему.

В нормативных документах IATA (IOSA) изложен ряд требований к системе управления безопасностью полетов (СУБП), которые должны быть выполнены:

• ORG 3.3.1. Эксплуатант должен иметь программу анализа рисков в летной эксплуатации.

• ORG 3.3.2. Эксплуатант должен иметь руководителя с надлежащей квалификацией и полномочиями, на которого возлагается ответственность за осуществление программы анализа и оценки рисков.

• ORG 3.3.3. Эксплуатант должен поддерживать процесс контроля уровня производственного риска руководителями подразделений летной эксплуатации, технического обслуживания и авиационной безопасности.

• ORG 3.3.4. Эксплуатант должен иметь средства распространения информации и данных программы анализа риска в летной эксплуатации в целях обеспечения осведомленности специалистов предприятия с методами и принципами управления рисками.

Новая стратегия ИКАО заключается в применении принципа "Проактивное регулирование безопасности полетов на основе методов проактивного управления рисками". В ГА РФ это возможно, если принята новая доктрина "Надежность, риски, безопасность".

Содержание необходимых стандартов следующее:

• Нормативно-правовое регулирование БП ВС.

• Структура и функциональный состав СРБП регионального масштаба и СУБП (SMS) поставщиков авиационных услуг.

• Правила включения СУБП (SMS) в процессы деятельности поставщиков услуг.

• Проактивный метод управления рисками в СУБП (SMS) для обеспечения заданного уровня безопасности полетов ВС ГА.

• Процедуры процессов мониторинга и поддержания уровня безопасности полетов ВС ГА при использовании СУБП (SMS) поставщиков.

• План реализации проекта СРБП регионального масштаба и проекта СУБП (SMS) для поставщиков авиационных услуг (типа авиакомпаний):

№ 1. Менеджмент качества по направлениям "Летная годность" на основе "Системы менеджмента надежности" по ISO и соответствующих документов ИКАО.

№ 2. Менеджмент экологической безопасности.

№ 3. Менеджмент безопасности полетов на основе системы SMS (Safety Management System) для регулирования безопасности полетов ВС, планирования воздушного пространства и обеспечения безопасной деятельности аэропортовых комплексов.

Возможно создание ряда общих инструкций:

• № 1. Структура и содержание РМБ АД для предприятия в форме стандарта предприятия.

• № 2. Содержание руководства (типа Manual Guide) по созданию РМБ АД на основе стандарта предприятия.

• № 3. Системная иерархия терминов и определений, необходимых для создания SMS предприятия с участием требований стандарта предприятия.

• № 4. Принцип использования результатов расследования негативных ситуаций в качестве базы данных и базы знаний для проактивного управления и рисками по опасным факторам прогнозируемых ситуаций.

• № 5. Процедуры и схемы построения "Модулей опасности" по ИКАО для исследования в SMS в модуле управления рисками.

• № 6. Автоматизация математических процедур построения цепей Дж. Ризона при выявлении скрытых угроз проактивным методом.

• № 7. Принцип построения баз данных и баз знаний в автоматизированной РМБ АД (создание баз данных на основе применения матриц риска, с помощью накопленного активно портфеля матриц и рисков).

• № 8. Инструкция по реализации стратегии контроля ИКАО БП по стратегии МНМ (МНМ - непрерывный мониторинг) обобщенная диаграмма для on-line.

• № 9. Резолюция о необходимости принятия всеми национальными авиационными сообществами, являющимися участниками соглашения по ИКАО, классификации событий, явлений и факторов, рассматриваемых в сфере обеспечения безопасности авиационной деятельности, для того чтобы в рамках стратегии МНМ можно было определить однозначные трактовки и содержания результатов контроля ИКАО в режиме on - line состояние безопасности авиационной деятельности.

Отдельный стандарт - классификация угроз, перечня опасностей, моделей опасностей (перечень ключевых терминов и системная иерархия в сфере менеджмента риска по аспектам безопасности авиационной деятельности).

Постановка задачи

Ключевыми вопросами являются систематизация и установление взаимосвязи и сущность природы явлений в понятиях: вызов, угроза, опасность, безопасность, состояние, факторы, риски, уровень безопасности, приемлемые и целевые уровни безопасности и рисков, управление безопасностью, управление рисками, факторы опасности, факторы рисков, цепи случайных событий.

Основу рассматриваемой схемы составляют базовые положения теории рисков и процедуры экспертного анализа и оценивания негативных последствий от проявления факторов опасности при производстве авиационной деятельности на основе матриц оценки значимости рисков по методике ИКАО и РУБП (Doc. 9859).

(На основе стандарта "Термины и определения" с 2012 г. - из п.п. 2.2 настоящего документа).

Перспективным является использование, согласно указанным публикациям РАН и МЧС, следующего определения:

- ПРИЧИНА АВАРИИ - цепочка событий или сценарий, завершающиеся попаданием системы в "опасное состояние", которое в свою очередь должно быть формально некоторым образом описано (например, через цепи Дж. Ризона по ИКАО).

Методология исчисления рисков возникновения негативных последствий, обусловленных условиями эксплуатации авиационной техники (ошибки управления, проявление человеческого фактора и пр.), основана на физической трактовке понятия риска в виде "РИСК - возможная опасность", т.е. прогнозируемая, если обнаружены возможные условия для возникновения рискового события (Оксфордский глоссарий, франко-русский словарь Гийма - 1996 и др.), скрытыми угрозами в зависимости от остаточного риска, заложенного в системы на стадиях разработки и производства транспортной техники, и авиационной техники (самолетов, вертолетов), в частности.

Более точно:

РИСК - "возможная опасность" с нечеткой мерой или количеством опасности в смысле -"риск больше", "риск меньше" (определение № 1).

Величина РИСКА - "Величина риска есть интегральная значимость (или мера) риска с учетом частоты и ущерба, измеренная экспертно с помощью единого инструмента типа "Матрицы анализа рисков" (определение № 2).

УГРОЗА - источник опасности, локализованный во времени и пространстве и "встроенный в систему" - как элемент системы с признаками выявленных факторов и характером их поражающего воздействия как возмущения и пр.

"ОПАСНОСТЬ" - состояние системы, в которой может произойти опасное (прогнозируемое - рисковое) событие при данной выявленной (обнаруженной) угрозе по некоторым факторам, если факторы могут проявиться (хотя бы с вероятностью "почти ноль").

При этом особое значение приобретают методы экспертного анализа рисков возникновения негативных сценариев событий с применением "матриц анализа рисков". В этом заключается сущность и универсальность единого подхода к оценке безопасности через риски.

В СМБ АД реализованы принципы исчисления и управления рисками на основе двух функциональных систем № 1 и № 2.

• Первая подсистема № 1, реализующая начальную процедуру "Идентификации рисков и факторов риска".

• В подсистеме № 2 на основе базы факторов риска и идентифицируемых SMS типов и видов риска возможно обеспечить управление рисками и предотвращение возникновения негативных ситуаций в соответствии с рекомендациями ИКАО, ИАТА и других регламентирующих документов.

Основной блок СМБ АД состоит из отдельных модулей, которые позволяют в полной мере оценить уровень безопасности за счет выявления характеристик неблагоприятных одиночных и редких событий при малой выборке статистик, которые могут привести к возникновению негативных ситуаций, принять меры по их устранению и предотвращению, что должно повысить уровень безопасности.

В базу данных (БД) вводится ряд дополнительных столбцов и кодов рабочей БД с признаками типов ВС их бортовых номеров (идентификация) отечественных ВС и ВС иностранного производства и т.д., показатели деятельности поставщика услуг и другие особенности.

Разрабатываются два типа СМБ АД: тип 1 и тип 2 и два типа БД.

В типе 1 СМБ АД (государственный уровень) решаются задачи:

• непрерывный мониторинг воздушного судна (всех ВС в регионе);

• в реальном времени оптимизация выполнения полёта, использования силовых установок с учётом текущих метеорологических, аэродинамических и статистических данных конкретного воздушного судна;

• взаимодействие с наземными техническими службами в процессе выполнения полёта, сокращающее время на обслуживание ВС после выполнения полёта и подготовки его к следующему вылету;

• дистанционная диагностика работы систем и агрегатов воздушного судна;

• автоматизированная система сбора и анализа полученной информации;

• бесперебойный канал связи на 100% поверхности Земного шара;

• незамедлительное оповещение экипажа и наземных служб об отказах и отклонениях в работе бортовых систем;

• анализ, информирование и рекомендации о режимах топливной эффективности в любой момент, на любом этапе полёта;

• выводы на основе анализа накопленной информации;

• наполнение баз данных и администрирование;

• текущий актуальный уровень надёжности авиатехники;

• автоматизированное выявление факторов вероятного возникновения опасности по маршруту полёта и заблаговременное информирование экипажа воздушного судна;

• оптимизация технического обслуживания ВС;

• интегрирование переданных данных;

• непрерывная диагностика возможных отказов авиатехники;

• своевременные сообщения от экипажа о необходимости проведения внеплановых работ по устранению дефектов, выявленных в полёте;

• доступ экипажа к наземным информационным системам и ресурсам;

• консультации с наземными службами в процессе выполнения полёта;

• передача и обмен данными между воздушными судами;

• получение с борта ВС информации об особых условиях выполнения полёта;

• экстренные вызовы "одним нажатием" спец.

В качестве выходного продукта по данной схеме проактивной оценки (по НАСА -АННЕКС19) решаются задачи:

• идентификация угроз (список опасностей, событий и факторов);

• идентификация рисков событий (оценивание рисков);

• составление списка последствий (ущерб из базы знаний);

• определение управляющих воздействий на систему для снижения рисков (по методам управления рисками).

Описание стандартной системы SMS с типовым набором модулей по АНН-19 ИКАО. Общие требования к структуре СМБ-SMS

В структуре СМБ-SMS необходимо предусмотреть разработку двух модулей:

• Модуль 1 - Структура СМБ-SMS для реализации требований "Системы менеджмент качества" (QMS), принципы функционирования этой СМБ-SMS на предприятии, схемы и методы достижения основного результата - обеспечения заданного уровня безопасности на основе концепции рисков (по ICAO) с учетом всех аспектов деятельности.

• Модуль 2 - Инструментальные средства измерения и прогнозирования рисков, оценивание интегральной значимости рисков, нормирование приемлемых рисков, формализация и создание системы "Идентификации рисков и базы факторов риска".

При реализации схемы упреждающего управления безопасностью полетов можно получить выходные результаты:

• идентификацию угроз (список опасностей, событий и факторов);

• идентификацию рисков событий (оценивание рисков);

• составление списка последствий (ущерб из базы знаний);

• определение управляющих воздействий на систему для снижения рисков (по методам управления рисками);

• составление итоговой таблицы ИКАО №08/10 из РУБП doc 9859 (общие угрозы, частные угрозы по факторам опасности, риски, управление рисками на цепях, корректирование значения рисков и воздействие на СМБ-SMS);

• оценку экономических затрат на обеспечение снижения уровня риска до приемлемого уровня риска в авиакомпании.

BASED POSITIONOF SMS CONCEPT FOR AVIATION ACTIVITIES

Gipich G.N., Evdokimov V.G., Chinuchin U.M.

The scheme of implementation other new requirements of IKAO to creation of control systems by aviation activity as a whole and not only is offered FS.

Key words: concept of aviation activities safety, risk.

Сведения об авторах

Гипич Геннадий Николаевич, 1946 г.р., окончил КИИГА (1973), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ ГА, заместитель генерального директора по науке ОАО "Авиатех-приёмка", автор более 100 научных работ, область научных интересов - лётная годность ВС, безопасность полётов, расследования АП.

Евдокимов Владимир Георгиевич, 1961 г.р., окончил Челябинский политехнический институт (1984), кандидат технических наук, генеральный директор ОАО "Авиатехприёмка", автор 35 научных работ, область научных интересов - методология, сертификация авиационной техники, безопасность полётов.

Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание лётной годности воздушных судов, повышение эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.