гибкость готовности к использованию гипертекстовых, мультимедийных технологий и интеллектуальных обучающих систем;
мобильность в использовании информационных технологий.
Технология формирования профессиональной готовности будущих специалистов в процессе внедрения мультимедийной технологии открывает совершенно иные возможности в системе обучения, показывает необходимость перемены в сознании специалиста, изменения мировоззренческих взглядов, интеграцию общеобразовательных и профессиональных составляющих.
Литература
1. Балханов В. А. Социальный характер личности начала XXI века и математическое образование // Философские и педагогические проблемы математического образования: материалы межрегион. науч. конф. (25-28 июня 2003 г., г. Улан-Удэ). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. С. 3-12.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия,
1999.
Literature
1. Balkhanov V.A. Social character of personality of the beginning of XXI century and mathematical education // Filosophical and pedagogical problems of mathematical education: materials of inter-regional scientific conference (25-28 June 2003, Ulan-Ude). Ulan-Ude: BGU publishing department , 2003. P. 3-12.
2. New pedagogical and an informational technologies in system of education / ed. by E.S. Polat. М., 1999.
Багдуева Ангелина Васильевна, канд. пед. наук, доцент, Бурятский государственный университет.
Bagdueva Angelina Vasilievna, cand. of pedagogical sci., Buryat State University.
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: lina [email protected]
УДК 37.015.3
ББК 74.200.44 Я.А. Барлукова
Система педагогической поддержки становления любовно-творческой личности школьника
В статье рассматривается система педагогической поддержки становления любовно-творческой личности школьника как педагогическая деятельность, направленная на привлечение личностного потенциала учащегося к преодолению препятствий на пути к «идеальному Я».
Ключевые слова: педагогическая поддержка, любовно-творческий тип личности, агрессивно-
потребительский тип личности.
Ya. A. Barlukova
System of pedagogical support of forming of love-creative personality of pupil
The article deals with the system of pedagogical support of forming of love-creative personality of pupil as pedagogical activity directed to attraction of personal potential of schoolchildren to overcoming of difficulties on the way to «ideal I».
Key words: pedagogical support, love-creative type of personality, aggressive-consumer type of personality.
Содержанием педагогической поддержки развития любовно-творческой личности является привлечение личностного потенциала учащегося в преодолении препятствий на пути к «идеальному Я», в освоении опыта быть любовно-творческой личностью. Эти препятствия разделяются на субъективные и объективные.
I. Педагогическая поддержка преодоления субъективных препятствий.
1. Развитие любовно-творческой ориентации.
Отсутствие ориентации объясняется недостаточностью первичной информации. Эту информацию необходимо преподносить не по схеме «передал - принял - воспроизвел», а как текст для поиска смысла, который заложен в учебном материале и который открывает для себя ученик.
В курсе «Человек и природа: коэволюция и гармония» мы ориентируем материал и его представление на развитие любовно-творческого отношения к природе. Несомненно, у учащихся наблюдается недостаточность знаний.
Для проявления эмоционального отношения к природе, потребностей в реализации эмоциональноэстетического потенциала, осознанного принятия ценностей природы применяется антитезное изложение учебного материала, демонстрация позитивных и негативных последствий изучаемых явлений.
При изучении темы «Воздействие человека на природу» предпринимается показ, как созданные человеком культуры были связаны с экологическими кризисами: палеолит - первый экологический кризис (перенаселение), неолит - второй экологический кризис (опустынивание и гибель большинства цивилизаций), научно-техническая революция - угроза глобального экологического кризиса.
Рассматривая сосуществование популяций на уроках математики, мы изучали математические модели для различных ситуаций.
Изучая агроценозы, полезным оказывается их сравнение с природными биоценозами.
Для развития сильной позиции критичности к изучаемому материалу используется нелинейное изложение, демонстрируется относительная предсказуемость событий.
Предсказывается повышение температуры из-за увеличения содержания углекислого газа в атмосфере в полярных областях, а в экваториальных заметного потепления не ожидается.
Учащимся предлагается предсказать следствие уменьшения разности температур между полюсами и экватором земли. Они должны знать, как сейчас происходит перенос влаги от океанов на континентальную часть планеты. Нагретый на экваторе воздух поднимается и движется к полюсам, охлаждается и опускается, затем вдоль поверхности возвращается к экватору. Вместе с воздухом происходит перенос влаги от океанов. Вывод: Уменьшение разности температур между полюсами Земли и экватором приведет к уменьшению влаги на континенте и расширению пустынь и полупустынь. Уменьшится общая продуктивность растительного покрова Земли.
Еще одно следствие - это таяние полярных льдов и подъем уровня Мирового океана, угроза затопления Японии, Нидерландов, севера Евразии и других прибрежных территорий. Изменятся границы между степью и тайгой, между тайгой и тундрой. Потребуется перестройка структуры сельского хозяйства.
2. Трудность как субъективное препятствие.
Мотивация и самоорганизация в достижении «идеального Я» могут развиться под воздействием регулирующего компонента содержания: философских аспектов учебного материала, а также материала, содержащего основу для выявления противоречивости изменений фактов, событий, целей взаимодействия с природой. Противоречие заложено в самом взаимодействии человека с природой: человек удовлетворяет свои потребности за счет природы, нанося ей большой ущерб. Потребности растут, природа истощается. Чтобы обеспечить благополучие природы, ее прогресс, нужно человеческие потребности привести в норму, ограничить. Нужно искать способы и пути сбалансированного развития общества и природы. Возникает коллизия: иметь или быть?
Такая коллизийная постановка проблем, интересов, взглядов, стремлений, антитезное противопоставление и изложение проблем, контрастных понятий, положений, образов будут мотивировать стремление к цели, преодоление трудностей, мобилизовывать возможности, способности к самодисциплине.
Возможны ли ограничение роста народонаселения и оптимизация его численности? Возможно ли самоограничение потребностей всех и каждого? Возможно ли достичь гармонию с природой и социально-природного прогресса? Если не будут решены эти глобальные проблемы, то человечество ждет катастрофа, ему грозит гибель. Понимание этого будет мотивом к преодолению трудностей на пути человека к любовно-творческому идеалу.
3. Проблема - еще одно «Я»-препятствие, связанное с переживаемой личностью недостаточностью в физическом, социальном, психическом развитии, знаний и опыта.
В преодолении этого препятствия необходимо, чтобы было желание, нужна уверенность человека в собственных возможностях. Если человек не победит себя, то он не сможет помочь природе. Природа - это самое ценное, ее нельзя купить. Ее надо любить и творить. Надо достичь гармонии с природой, и тогда человек станет сильнее. Гармония как союз и согласие с самим собой, с другими людьми, с природой и с «сантаной» - рекой эволюции, которая движет жизнью, увеличивает приток жизненной энергии, силу личности. Гармония с природой несет человеку большую мощь. Гармония с другими людьми позволяет объединить свою энергию с энергией других людей; гармония с самим собой освобождает внутреннюю энергию, благодаря самоактуализации, интеграции сознания с бессознательным. Человек един с природой во всех отношениях: генетически, функционально и сущно-стно. Он без природы не может существовать и физически, и духовно.
Для гармонизации взаимоотношений человека и природы требуется особый вид труда как «универсальная деятельность, в процессе которой непосредственная производственная деятельность выступает как момент и в процессе которой человек преобразуется сам, становясь достойным преобразуемого им мира и гармоничный с ним». Альтернатива гармонии человека с природой - глобальная катастрофа.
II. Педагогическая поддержка личности в преодолении объективных препятствий.
1. К числу объективных препятствий можно отнести учителей и администрацию школы как носителей существующих программ. Но учитель, осуществляющий педагогическую поддержку развитию любовно-творческой личности школьника, выступает на стороне школьника в качестве тьютора (наставника), защищающего только интересы школьника, но не интересы школы, общества, государства, семьи. Педагог как тьютор оказывает помощь и поддержку школьнику в сложные моменты его взаимодействия со сверстниками, педагогами, семьей, а также с природой и ее объектами. Он сам становится субъектом любовно-творческого взаимодействия со школьниками, коллегами, с другими людьми, а также с природой. Он становится для школьника «значимым другим» во взаимодействии с природными объектами, включая людей. Р. Ассаджоли отмечает, что человек может отождествляться как с позитивными, так и с негативными сторонами собственной личности [1]. Задача ставится, чтобы происходило отождествление со всей личностью в целом - как с положительными, так и отрицательными качествами. Тогда возникает «реальное Я», которое необходимо объединить с «идеальным Я» через посредников. Этим посредником в нашей модели выступает педагог.
Но и сам педагог должен адекватно принять себя со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Исходным пунктом в самопринятии педагога является познание себя, своих возможностей и целей в реализации любовно-творческого развития личности школьника. Познание себя педагогом должно происходить и через умение видеть себя глазами учащихся, через понимание своей роли, как самим собой, так и учащимися:
Познание себя
Познание учащихся
Такая позиция будет способствовать установлению субъект-субъектных отношений во взаимодействии с учащимися и совместному любовно-творческому развитию. Эти отношения развиваются плодотворно в том случае, когда и педагог и учащиеся преследуют одну и ту же цель и участвуют в совместной деятельности по освоению природных ценностей и ценностей гармонического взаимодействия с природой.
2. Группа сверстников как объективное препятствие, рассматривается в качестве социального окружения, навязывающего определенные стереотипы поведения, которые не отвечают поставленной цели личностного развития. Преодоление этого препятствия происходит в коллективе класса, объединенного общей целью. Результат достигается не противопоставлением класса окружению, не изоляцией, а напротив, в естественном взаимодействии, в контексте открытой декларации своих взглядов и целей. Возможно, этот опыт играет скорее положительную роль в развитии личности, чем отрицательную. Группа сверстников играет роль экспериментальной площадки, где происходит самооценка и самоконтроль учащихся в смысле достижения целей и преодоления препятствий.
Во взаимодействии с группой реализуется «золотое правило» этики: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это правило Ю.Г. Фокин называет ядром нравственности [2, с.138]. Им приведены близкие к данному утверждению правила, которые он называет проекциями ядра нравственности. Так выглядят проекции первого порядка: жизнь человека хрупка. Каждый человек в чем-то неповторим и незаменим; соблюдайте законы: они установлены обществом для защиты каждого от произвола; чтобы быть свободным, не ущемляйте свободу других; не отстраняйтесь от жизни общества, не позволяйте другим выбирать ваше будущее; не обещайте попусту, будьте обязательными; не отступайте от правды; относитесь к людям с уважением; будьте доброжелательными. Спешите делать добро; не совершайте зла, в конфликтах ищите мира. Далее идут проекции второго и третьего порядка. Во взаимодействиях учащихся экспериментального класса между собой и с другими сверстниками культивировались эти правила, а также другие правила, которые были сформулированы самими учащимися. Например: если хочешь, чтобы тебя не обижали, не обижай и сам других; ты хочешь, чтобы тебя не унижали, тогда и сам не унижай других; ты хочешь, чтобы к тебе не относились свысока, тогда и сам не будь высокомерен с другими; хочешь, чтобы с тобой были вежливы, будь вежлив и сам с другими; хочешь, чтобы о тебе не сплетничали, тогда и сам не сплетничай о других.
В итоге взаимодействия по «золотому правилу» этики группа сверстников сама оказывается под влиянием этого правила и перестает быть препятствием.
3. Семья может быть объективным препятствием только в силу педагогической или общекультурной некомпетентности, а также в силу отсутствия времени на воспитание детей. Мы не рассматриваем неблагополучные семьи, поскольку в этом случае нужны чрезвычайные меры.
III. Педагогическая поддержка в освоении опыта быть любовно-творческой личностью.
При разработке системы педагогической поддержки мы определили особенности любовнотворческого типа личности. Б.С. Ляпустин выделяет пять культурно исторических типов личности:
советский, крестьянский, дворянский, буржуазно-криминальный, чиновничий [3]. Ю.Г. Фокин добавил еще профессиональный и предпринимательский типы [2]. Мы проектируем совершенно новый тип личности, который отличается от перечисленных своей ценностной ориентацией. В характеристике этих типов личностей нет отношения к природе, но по содержанию особенностей их можно отнести к агрессивно-потребительскому типу.
Совершенно неприемлемыми являются буржуазно-криминальный и чиновничий типы.
Советский тип личности, созданный за годы советского строя в СССР благодаря в основном советской школе, в которой имело место авторитарное коммунистическое воспитание, характеризуется как тип оптимистического гражданина, уверенного в своем будущем, в могуществе государства и прогрессивном характере советского строя. Советский человек мыслил себя и действовал только в рамках коллектива, романтичен, поскольку устремлен в будущее. Труд стал для него нравственной ценностью при осознании его общественной значимости.
Идеальному типу советского человека противостоял абсолютно противоположный ему чиновничий тип (бюрократическая номенклатура), также сформировавшийся в советское время. Ему присущи такие качества, как стремление больше получать и меньше делать, необязательность, циничность, вера в безнаказанность.
Сегодня советский человек оказался в сложной ситуации. Он потерял возможность активно участвовать и реализовывать себя в общественно-государственной жизни, что является для него одним из необходимых условий существования. Его картина мира и система ценностей были растоптаны, что привело к растерянности, чувству оскорбленности и униженности и конфронтации с нынешним политическим режимом [3].
Созданный за этот сравнительно короткий срок достаточно устойчивый советский тип личности показывает, что и любовно-творческий тип может быть создан как доминирующий в обществе, если такая цель будет поставлена перед массовой школой и поддержана государством. Дж. Дьюи справедливо утверждал: «Школа может создать в проекте такой тип общества, который хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы и характер взрослого общества».
Тактика состоит в том, чтобы, в частности, потребительство перестало быть целью жизни, а самоограничение потребностей стало психологическим настроем; вместо веры в односторонний социальный прогресс утвердилась вера в совместный социально-природный прогресс и т.д.
Если изобразить в виде кругов любовно-творческий и агрессивно-потребительский типы личности, то это будут непересекающиеся круги:
Мы не считаем, что «реальное Я» каждого ребенка совпадает с понятием агрессивнопотребительского типа личности (АПТЛ), в нем имеют место и качества любовно-творческого типа личности (ЛТТЛ). Если изобразить это в виде кругов, то это будет выглядеть так:
Мы имеем в виду, что любовно-творческий тип личности совпадает с «идеальным Я». «Идеальное Я» - полностью недостижимо, но задача состоит в том, чтобы полностью дистанцироваться от АПТЛ и максимально приблизиться к ЛТТЛ:
В глобальном стратегическом смысле все общество и все мировое сообщество преимущественно должно состоять из любовно-творческих личностей.
В педагогической поддержке развивающейся личности самым трудным является понимание методов, влияющих на образование нужных структур сознания. Наряду с соответствующим этим структурам содержанием имеет значение способ преподнесения этого содержания, который моделируется учителем.
Перечисленные выше типы личности являются обобщенными, включая любовно-творческий и агрессивно-потребительский типы. В жизни у людей могут иметь место проявления особенностей нескольких типов, но доминирующим у человека являются особенности какого-то одного типа. Точно также в обществе могут встретиться люди, которых можно отнести к различным типам, но по отношению к природе эти типы личности прямо или косвенно могут быть отнесены к агрессивнопотребительскому (крестьянский, советский, профессиональный, пролетарский, чиновничий, буржуазно-криминальный, предпринимательский). Некоторые особенности советского и дворянского типов личности имеют косвенное проявление в особенностях любовно-творческого типа.
Таким образом, рассматривая содержание образования как основу самоорганизации личности учащихся, педагогическую поддержку развития личности мы рассматриваем как тонкое и гибкое, высокопрофессиональное, с учетом философских, психологических и социокультурных аспектов управление внутренним механизмом переосмысления содержания учебного материала в сознании. Она выражается в умении привлечь личностный потенциал учащихся к преодолению препятствий в их стремлении понять себя и стать тем, кем они хотят стать для активного участия в социально-природном прогрессе. Самопознание учащихся также рассматривается как внутренний прогресс, происходящий при педагогической поддержке. Считается, что смысло-творческая деятельность сознания происходит поэтапно под воздействием вводной информации, которая воспринимается вначале в рефлексивном слое сознания и подвергается осмыслению, одновременно происходит переосмысление прежних смыслов, имеющихся в бытийном слое сознания, возможно, происходит их дискредитация, поиск новых смыслов и их реализация, приводящая к появлению новых структур сознания, новых образований в психике в виде нового культурного слоя. Мы предполагаем, что этот новый культурный слой будет включать «идеальное Я», соответствующее любовно-творческому типу личности. Этот ЛТТЛ был усвоен учащимися в процессе совместной субъект-субъектной педагогической деятельности под руководством учителей и был сконцентрированно выражен в десяти заповедях ЛТЛ. По существу педагогическая поддержка расценивается нами как нейролингвистическое программирование личностного развития учащихся, в котором вводная информация преподносится в соответствии с методикой М. Розенберга на особом языке, что, по Розенбергу, ведет к новому видению и пониманию событий, к новому реагированию, ибо, как доказал М. Розенберг, стиль общения определяет стиль сознания и поведения.
Анализ содержания, становления и реального существования различных типов сознания приводит к выводу, что ЛТТЛ, содержание которого по существу в литературе выявлено и элементы которого имеют место быть в обществе, вполне может быть реализован в процессе целенаправленного образования и может получить массовое «тиражирование». Наш опыт говорит о том, что в процессе двухлетнего интенсивного обучения школьников их личностному развитию можно придать любовнотворческую тенденцию.
Литература
1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание и творчество. М.: Академия, 2002. 224 с.
3. Ляпустин Б.С. Культурно-исторические типы в современном российском обществе // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000.
Literature
1. Assadzholi R. Psychosynthesis: theory and practice. M., 1994.
2. Fokin Yu.G. Teaching and up-bringing at high school: Methodology, aims, content and creative work. M., 2002. 224 p.
3. Lyapustin B.S. Cultural-historical types in modern Russian society // Sovremennoe molodezhnoe, detskoe dvizhenie i go-sudarstvo. M., 2000.
Барлукова Янжима Александровна, канд. педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Barlukova Yanzhima Aleksandrovna, cand. of pedagogical sci., Buryat State University 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757
УДК 372,8:51
ББК 74.262 Я.А. Барлукова, М.Н. Очиров
Методическое обеспечение опережающего математического образования
В статье рассматриваются вопросы методического обеспечения опережающего образования, дидактические принципы его реализации, примеры математических моделей различных процессов, используемых на практических занятиях.
Ключевые слова: опережающее образование, ноосферное сознание, экологическая этика, ноосферная личность.
Ya. A. Barlukova, M.N. Ochirov Methodical provision of leading mathematical education
This article deals with some problems of methodical provision of leading education, didactical principles of its realization, examples of mathematical models of different processes used at practical classes.
Key words: leading education, noospheric consciousness, environmental ethics, noospheric personality.
Целью опережающего образования является формирование ноосферного сознания, направленного на решение глобальных проблем выживания человечества и сохранения природы. Имея в виду футуристичность цели, мы считаем невозможным ориентироваться на формирование знаний и умений, поскольку они становятся неадекватными изменившейся ситуации, и ситуация, к которой мы готовим учащихся, коренным образом будет отлична от сегодняшней. Л.В. Хазова, В.А. Балханов и другие ученые считают нужным формировать не ЗУНы, а компетентность.
Компетентность, считает Л.В. Хазова, «не привязана жестко к определенным образовательным содержаниям, знаниям или иным ценностям. Меняются ситуации, меняются культурные образцы, меняются сами люди, их запросы и возможности - при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность крайне устойчива, но именно благодаря подвижности наполнения компетентности в меняющемся времени» [2, с. 78]. Компетентность не эквивалентна знаниям, а предполагает понимание знаний и позволяет на основе этого понимания судить о вещах. В.А. Балханов отмечает: «Понимание, имея двойную природу, позволяет говорить о его дуализме: с одной стороны, оно характеризуется когнитивным содержанием; с другой, есть проявление бытия человека - в - мире. То есть основания гносеологической природы понимания укоренены в бытии человека - в - мире» [1].
Компетентность позволяет человеку уверенно вести себя в изменившейся ситуации, поскольку он понимает суть вещей. Простая сумма знаний еще не является основой деятельности, ибо человек не знает, как эти знания относятся к реальной ситуации. Поэтому знания в процессе образования должны сочетаться с их пониманием: понимание остается, знания растворяются. Понимание означает уже компетентность. Для того чтобы знания не были формальными, они в процессе их усвоения должны соотноситься с действительностью или ее моделью в том или ином виде, даже если речь идет о некоторой виртуальной ситуации. Модель будущего общества устойчивого развития, к которому мы готовим наших учащихся, во многом имеет виртуальный характер, однако вполне реализуемый. Другой альтернативы кроме устойчивого развития у нас в будущем нет: или человечество погибнет, погубив природу, или оно выживет вместе с ней, вписавшись в ритм ее жизни, охраняя ее, а не разрушая в погоне за ресурсами для существования все возрастающего народонаселения.
Дидактические принципы, которыми мы руководствуемся в реализации опережающего образования, отвечают поставленной цели экологизации и неогуманизации:
- принцип ненасилия
- принцип интегрирования
- принцип глобальности
- принцип футуристичности
- принцип гармоничности