антропоцентрической системе образования речь шла об экологическом сознании отдельной личности, то теперь речь идет о формировании всеобщего экоцентрического экологического сознания, ориентированного на коэволюцию общества и природы, на сохранение и прогресс биосферы.
Таким образом, рассматривая систему образования как открытую систему и осуществляя синергетический подход, можно создать педагогические условия для самоорганизации личности, рассматриваемой тоже как открытая система, в процессе которого обеспечивается «самовыращивание» актуальных личностных структур сознания, характерных любовно-творческому типу личности.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000. - 201 с.
2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий. - Ростов н/Д: Учитель, 2001. - 160 с.
3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Academia, 2003. - 192 с.
Барлукова Янжима Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Barlukova Yanzhima Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Buryat State University. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757.
УДК 378.016
С.П. Голышева
Развитие экоцентрической компетентности будущих специалистов
В статье обоснована необходимость развития нового типа личности, альтернативного доминирующему в настоящее время антропоцентрическому типу личности. Рассматривается проблема экоцентрической направленности подготовки агрономов-экологов.
Ключевые слова:экоцентрическая компетентность, экология, личность.
S.P. GofysAyova
The development of ecocentric competence of future specialists
The article justifies the necessity of development of a new type of person, which is alternative to anthropocentric type dominating now. The problem ecocentric orientations in training of agriculturists-ecologists is considered.
Key words: ecocentric competence, ecology, person.
Экоцентрическую компетентность личности мы понимаем как теоретическую и практическую готовность к взаимодействию с природными объектами как полноправными партнерами на основе принципа экологической целенаправленности и соблюдения баланса прагматической и непрагматической деятельности. Экоцентрическая компетентность рассматривается как
обязательный компонент структуры личности современного человека. Между тем в наши дни все еще преобладает антропоцентрический тип личности, для которого характерно потребительское отношение к природе, рассматриваемой как неисчерпаемый источник удовлетворения потребности человека.
Преодоление современного глобального экоцентрического кризиса, являющегося результатом потребительского отношения к природе, возможно, если высшей ценностью будет выступать не человек с его неограниченными потребностями, а гармония человека и природы, на которую способен только человек с экоцентрическим мировоззрением.
В настоящее время имеет место кризис идентичности человека, когда нет тождественности между «Я-реальным» и образом себя, который можно назвать «Я-идеальный».
Кризис идентичности, в частности, выражается в том, что ценности экоцентрического мировидения официально осознаются, но человек бессознательно действует в соответствии с императивами антропоцентрического мировоззрения, а именно: человек - высшая ценность,
природа - источник удовлетворения потребностей человека; природа не обладает самоценностью и является объектом человеческих манипуляций; этические нормы и правила не распространяются на природу.
Если антропоцентрическое мировоззрение складывалось в течение столетий, пройдя через такие узловые точки, как архаическое сознание, античное сознание, христианство, картезианство, и стало общественным экологическим сознанием, доминирующим в мире в наши дни, то экоцентрическое мировоззрение возникло как результат развития философских и конкретно-научных концепций отдельных мыслителей и может быть описано такими узловыми точками, как инвайроментальный консервационизм (Пауэлл, Пинто, Фернау и др.), русская религиозная философия (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский и др.), учение о ноосфере (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский), экологизм (Клементс, Леопольд и др.), биоцентризм (Эмерсон, Лоу, Олмстед и др.)
В решении глобальных экологических проблем на первый план выступает образование, направленное на развитие экоцентрической компетентности. В связи с этим приведем основные характеристики экоцентрической системы представлений о мире [2, с. 149].
Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а часть природы.
Отказ от иерархической картины мира. Мир людей не противопоставлен миру природы, они составляют единую глобальную экологическую систему. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Взаимодействие с природой определяется принципом экологической целесообразности: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. Этнические нормы и правила равным образом распространяется как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Исходя из данных характеристик, приходим к выводу о том, что экоцентрическая компетентность должна включать следующие компоненты: аксиологический, когнитивный,
деятельно-творческий и персональный.
Аксиологический компонент рассчитан на воспитание позитивного ценностного отношения к природе на основе признания ее самоценности, формирование инновационной системы ценностей неосферного общества.
Когнитивный компонент предполагает формирование знаний об экологических закономерностях, причинах глобального экологического кризиса и путях его преодоления, об экоцентрической системе представлений о мире, о сущности антропоцентрического мироведения и его становления.
Деятельностно-творческий компонент ориентирован на формирование и развитие способов деятельности по экоцентрическому взаимодействию с природой, творческих способностей, необходимых в преподавательской и профессиональной деятельности по реализации идей устойчивого развития.
Персональный компонент направлен на самопознание, развитие рефлексивных способностей и овладение способами экоцентрической самоидентификации и профессионального самосовершенствования.
Содержание образования, целью которого является развитие экоцентрической компетентности, должно включать все, что нужно для этого, в его структуре следует предусмотреть аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и персональный компоненты, изоморфные соответствующим компонентам экоцентрической компетентности. Содержание образования наряду с полнотой обязано быть целостным, для чего осуществляется междисциплинарная интеграция. При этом преодолевается иерархия учетных дисциплин и создается единое поле смыслов экоцентрической направленности.
Для реализации отобранного и структурного содержания образования нами использована технология критериально-ориентированного обучения, в соответствии с которой учебный материал
разбивается на части, каждая из которых рассчитана на достижение заданного уровня усвоения, а все вместе эти части подчинены развитию личностной структуры экоцентрической компетентности.
В профессиональной подготовке агрономов-экологов нами была выявлена проблема, состоящая в несоответствии между современными требованиями развития экоцентрической компетентности специалистов и существующей системой их обучения. Во-первых, при собеседовании с выпускниками обнаружилось, что они не знакомы с понятием экоцентрической системы представлений о мире и не владеют соответствующей научной терминологией. Во-вторых, косвенным подтверждением низкого уровня их экоцентрической компетентности явились результаты тестирования по методике «ЭЗОП» и «Альтернатива» [2].
Реализации разработанной нами модели развития экоцентрической компетентности будущих агрономов- экологов, основными элементами которой явились интегрированное содержание обучения экоцентрической направленности и технология критериально-ориентированного обучения, предшествовал пропедевтический курс «Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза». Цель этого спецкурса состояла в том, чтобы показать, что становление антропоцентрического экологического сознания привело к современному экологическому кризису и что становление экоцентрического экологического сознания должно предотвратить этот кризис и привести к устойчивому мировому развитию, коэволюции человека и природы.
Устойчивое развитие должно охватить весь мир, поскольку биосфера едина, экологический кризис глобален.
Однако у каждой страны свой экологический ресурс. Поскольку Россия владеет самой крупной территорией с ненарушенными экосистемами, то у нее самый большой в мире экологический ресурс. Сама по себе Россия могла бы вписаться в требуемые стандарты устойчивого мирового развития по таким показателям, как соответствие хозяйства страны, численности и плотности населения. Но это не означает, что для России проблема экологического кризиса будет решена. Надо чтобы и весь остальной мир вписался в тот коридор, который отведен законами природы. Главная проблема состоит в том, чтобы экоцентрическое сознание стало преобладающим для всего населения Земли. Даже если все население Земли по численности и плотности будет удовлетворять нормам устойчивого развития, а его сознание останется антропоцентрическим, угроза экологического кризиса не будет предотвращена. Сначала гармония человека и природы, изменение самого человека, его экологического (антропоцентрического) сознания, а затем уже изменившийся человек обеспечит гармонию экономики и экологии и все другие условия развития. Развитие экоцентрического экологического сознания в глобальном измерении является задачей мировой системы образования. То, что эта задача разрешима, показывает имеющийся опыт экспериментальной реализации педагогических моделей экоцентрической направленности.
Литература
1. Фромм Э. Психология и этика. - М., 1993.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. - Даугавпилс, 1984.
Голышева Светлана Павловна, преподаватель, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Golyshyova Svetlana Pavlovna, teacher of Irkutsk State Agricultural Academy.
664038, Иркутская обл., Иркутский р-н, пос. Молодежный, ИрГСХА, e-mail: [email protected]