Literature
1. Assadzholi R. Psychosynthesis: theory and practice. M., 1994.
2. Fokin Yu.G. Teaching and up-bringing at high school: Methodology, aims, content and creative work. M., 2002. 224 p.
3. Lyapustin B.S. Cultural-historical types in modern Russian society // Sovremennoe molodezhnoe, detskoe dvizhenie i go-sudarstvo. M., 2000.
Барлукова Янжима Александровна, канд. педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Barlukova Yanzhima Aleksandrovna, cand. of pedagogical sci., Buryat State University 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757
УДК 372,8:51
ББК 74.262 Я.А. Барлукова, М.Н. Очиров
Методическое обеспечение опережающего математического образования
В статье рассматриваются вопросы методического обеспечения опережающего образования, дидактические принципы его реализации, примеры математических моделей различных процессов, используемых на практических занятиях.
Ключевые слова: опережающее образование, ноосферное сознание, экологическая этика, ноосферная личность.
Ya. A. Barlukova, M.N. Ochirov Methodical provision of leading mathematical education
This article deals with some problems of methodical provision of leading education, didactical principles of its realization, examples of mathematical models of different processes used at practical classes.
Key words: leading education, noospheric consciousness, environmental ethics, noospheric personality.
Целью опережающего образования является формирование ноосферного сознания, направленного на решение глобальных проблем выживания человечества и сохранения природы. Имея в виду футуристичность цели, мы считаем невозможным ориентироваться на формирование знаний и умений, поскольку они становятся неадекватными изменившейся ситуации, и ситуация, к которой мы готовим учащихся, коренным образом будет отлична от сегодняшней. Л.В. Хазова, В.А. Балханов и другие ученые считают нужным формировать не ЗУНы, а компетентность.
Компетентность, считает Л.В. Хазова, «не привязана жестко к определенным образовательным содержаниям, знаниям или иным ценностям. Меняются ситуации, меняются культурные образцы, меняются сами люди, их запросы и возможности - при всем этом инвариантным остается требование компетентности. Сама эта ценность крайне устойчива, но именно благодаря подвижности наполнения компетентности в меняющемся времени» [2, с. 78]. Компетентность не эквивалентна знаниям, а предполагает понимание знаний и позволяет на основе этого понимания судить о вещах. В.А. Балханов отмечает: «Понимание, имея двойную природу, позволяет говорить о его дуализме: с одной стороны, оно характеризуется когнитивным содержанием; с другой, есть проявление бытия человека - в - мире. То есть основания гносеологической природы понимания укоренены в бытии человека - в - мире» [1].
Компетентность позволяет человеку уверенно вести себя в изменившейся ситуации, поскольку он понимает суть вещей. Простая сумма знаний еще не является основой деятельности, ибо человек не знает, как эти знания относятся к реальной ситуации. Поэтому знания в процессе образования должны сочетаться с их пониманием: понимание остается, знания растворяются. Понимание означает уже компетентность. Для того чтобы знания не были формальными, они в процессе их усвоения должны соотноситься с действительностью или ее моделью в том или ином виде, даже если речь идет о некоторой виртуальной ситуации. Модель будущего общества устойчивого развития, к которому мы готовим наших учащихся, во многом имеет виртуальный характер, однако вполне реализуемый. Другой альтернативы кроме устойчивого развития у нас в будущем нет: или человечество погибнет, погубив природу, или оно выживет вместе с ней, вписавшись в ритм ее жизни, охраняя ее, а не разрушая в погоне за ресурсами для существования все возрастающего народонаселения.
Дидактические принципы, которыми мы руководствуемся в реализации опережающего образования, отвечают поставленной цели экологизации и неогуманизации:
- принцип ненасилия
- принцип интегрирования
- принцип глобальности
- принцип футуристичности
- принцип гармоничности
- принцип рефлексивности
- принцип диалогичности
Принцип ненасилия является признанным принципом. Он лежит в основе отношения людей: человека к человеку, человека к самому себе, человека к природе, человека к обществу. Мы имеем в виду ненасилие в отношениях между педагогами и детьми, между детьми, между государствами, между народами.
Принцип интегрирования означает объединение на идейной, методологической, психологической основе различных дисциплин, в частности, естественных и гуманитарных дисциплин. Этот принцип имеет важное значение в фундаментализации образования, реализующейся на путях интегрирования гуманитарного и естественнонаучного знания.
Принцип глобальности предполагает ориентацию личности на решение глобальных экологических и гуманитарных проблем, приоритетность интересов человечества перед интересами какой-либо одной нации или государства, восприятие мира в целом со всеми его глобальными проблемами. Глобализация мышления имеет решающее значение в становлении ноосферы.
Принцип футуристичности означает направленность обучения на будущее, преодоление консервативности современного образования, преодоление его направленности на ценности изжившего себя индустриального общества. Футуристичность обучения означает также формирование умения прогнозировать последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий с точки зрения их воздействия на природу, мир и человека.
Принцип гармоничности имеет целью воспитание чувства гармонии личности с Вселенной и человечеством, стремления к гармонии между техносферой и биосферой, экономикой и экологией.
Принцип рефлексивности означает формирование способности человека к самооценке своей деятельности в контексте идей устойчивого развития общества и природы, к самоосмыслению своего опыта с точки зрения глобальных проблем.
Принцип диалогичности направлен на подготовку человека как грамотного участника диалоговой деятельности, умеющего работать в "команде", принимать коллективные решения.
Новый подход к образованию, ставящий своей целью формирование новой системы ценностей, новых нравственных качеств у учащихся, необходимо энергично внедрять во всем мире. Ибо если мы будем продолжать придерживаться старой парадигмы, которая не ставила глобальных проблем, процесс перехода к устойчивому развитию не будет решен никогда, а это означает катастрофу. Насколько важна новая парадигма образования, отвечающая новой парадигме развития общества, говорят результаты опроса учащихся 9 класса г. Улан-Удэ школы №56. Для большинства учащихся (52%) на первом месте оказались социальные проблемы, остальные - проблемы образования, преступности, болезней, войны. Всего было опрошено 123 учащихся. Важнейшими экологическими проблемами были названы проблема озера Байкал, борьба с лесными пожарами, браконьерством, вырубкой леса. Учащиеся очень плохо представляют глобальные проблемы, никто не чувствует приближения глобальной экологической катастрофы. Все считают, что человечеству не грозит опасность исчезновения. Главным способом решения социальных проблем все считают увеличение производства. Одним словом, почти все учащиеся придерживаются системы ценностей индустриального общества.
Мы придерживаемся в обучении принципа тернарности - единства теории, практики и методики. Несомненно, что теория, практика и методика, рассматриваемые в единстве, образуют систему, способную воздействовать на личность учащихся. Деятельность, организуемая в соответствии с теорией, раскрывает творческие способности личности, создает доминанту экологического самосовершенствования личности, доминанту ноосферной направленности развития личности. Практические занятия можно проводить в форме экскурсий на предприятия и природу, в форме лабораторных занятий, дебатов, экологических игр, шоу. Примерами таких занятий могут быть игровое шоу «Экологический менеджмент», деловая игра «Экологический аукцион», экскурсии «Биогеоценоз леса», «Фауна Байкала». Большое место на практических занятиях нужно уделять математическим моделям различных процессов, природных явлений.
Приведем схему урока «Кислотное загрязнение».
Цели урока: изучение образования кислотных осадков, процессов закисления природной среды.
Материалы: индикаторы кислотности, емкости для исследования жидкости.
1. Теория.
Множество технологических процессов, например, получение энергии на ТЭЦ, основано на окислении углеводородов. Если бы топливо состояло только из углеводов, а воздух - из кислорода, то при полном сгорании в атмосферу попадали бы только углекислый газ и пары воды. Но в топливе всегда есть примеси, а в воздухе - азот. К тому же сгорание не всегда бывает полным. В результате в атмосфере оказывается много загрязняющих веществ, в основном это - окислы серы и азота, которые способны образовывать кислоты. Эти вещества взаимодействуют с аммиаком в природной среде.
Окислы азота и остатки органического топлива (летучие органические соединения - ЛОС) провоцируют образование тропосферного озона - сильного окислителя, поражающего растения и опасного для здоровья человека (тропосферный озон не следует путать со стратосферным озоном, абсолютно необходимым для жизни на Земле).
Процессы, порождаемые в природе кислотообразующими веществами, называют закислением природной среды. Кислотность среды (например, воды) определяется концентрацией свободных ионов водорода Н+. В химически чистой воде при 200С концентрация Н+ равна 10 -7 моль/л (Моль - количество граммов вещества, численно равное его атомному весу. Для ионов водорода 1 моль ~ 1г).
Концентрацию Н+ обычно выражают через -1§ С, т.е. через взятый с противоположным знаком десятичный логарифм концентрации водородных ионов Н+.
Поскольку для чистой воды С = 10-7, то для чистой воды этот показатель будет -^ 10-7 = 7.
Водородный показатель обозначают рН: рН = - ^ С.
Для чистой (нейтральной) воды рН = 7.
Если рН < 7, то среда будет кислой,
если рН > 7, то среда будет щелочной.
В природной среде всегда присутствует углекислый газ, образующий при растворении в воде слабую угольную кислоту Н2СО3, частично диссоциирующую в воде.
Вследствие этого для незагрязненных осадков рН = 5,6, т.е. чистые дожди имеют слабокислотный характер.
При закислении водоемов и почв рН воды уменьшается. Для многих видов, населяющих хвойные леса и озера, диапазон толерантности ограничен снизу значением 6. Уже при таком сравнительно малом закислении нарушаются микробиологические процессы и угнетаются популяции водорослей - основных первичных продуцентов. Виды - консументы, находящиеся выше в трофических пирамидах, лишаются корма и одновременно испытывают прямое воздействие закисления: разрушаются панцири ракообразных, жабры у рыб. Вся трофическая сеть нарушается. При рН < 5 экосистема водоема погибает.
Помимо прямого негативного воздействия на биоту закисленные воды переводят в растворимые формы опасные для биоты вещества, содержащиеся в подстилающих породах.
Находящиеся в воздухе сернистый ангидрид, озон и азотная кислота представляют собой и непосредственную угрозу для живых организмов. Эти вещества вызывают прямой ожог растительности, а в больших концентрациях опасны для человека и животных. Например, гибель деревьев вдоль автомобильных дорог с интенсивным движением - результат ожогов.
2. Практика.
6 сосудов, помеченных буквами, наполняются жидкостями: А - раствор стирального порошка, Б - лимонный сок, В - дистиллированная вода, Г - раствор пищевой соды, Д - уксус, Е - любой напиток: чай, кофе, пиво, молоко, пепси-кола и т.п.
Названия жидкостей на сосудах не пишутся.
Учащимся раздаются полоски индикаторной бумаги и производится измерение рН, данные записываются для каждого сосуда.
На доске учащиеся записывают названия жидкостей в каждом сосуде и проверяют, совпадают ли данные.
На плакате приводится шкала рН, на которой указаны диапазоны толерантности к закислению обитателей пресноводных водоемов.
При рН < 5 водоем "умирает".
кислотный дождь
со 2 о 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13
тростник, камыш , голец, угорь
окунь, щука и другие, устойчивые к закислению воды рыбы
планктон, сиг, ряпушка, хариус
ракообразные, моллюски, лосось, форель, плотва
рН стирального порошка - 12,6 пищевой соды - 9,3 дистиллированной воды - 7,3 чистой дождевой воды - 6,9 уксуса - 2,3 лимонного сока - 2,8 желудочного сока - 1,2
3. Методика.
Интегрирование химии, биологии и математики. Диалогичность обучения.
Педагогическая система экофильной и неогуманистической самоактуализации личности учащихся включает подсистему, направленную на объяснение учащимся требований к формированию их личности. В соответствии с технологией самосовершенствования личности, разработанной Г.К. Селевко, для удовлетворения всех потребностей самосовершенствования ребенка необходим психологически полный цикл деятельности, включающий этапы: целеполагания, планирования, организации, реализации целей и анализа результатов (рис. 1).
Рис.1. Психологические этапы деятельности.
Целеполагание служит основой формирования экологической этики.
На этапе планирования и организации воспитывается творческое отношение к природе, волевые качества для достижения целей опережающего образования, целеустремленность и инициатива.
На этапе реализации целей складывается целостное мировоззрение, достигается гармония во взаимоотношениях с людьми и природой.
На этапе анализа осуществляется самооценка своего отношения к природе и к себе, самооценка своего соответствия требованиям "Кодекса человека экологического общества (ноосферы)".
В методике опережающего образования определяющее значение имеет развитие творческих способностей в виде целенаправленной системы, включающей доступные экологические или связанные косвенно с экологией проблемы, требующие проявления и формирования основных качеств творческой деятельности. Эта работа проводится в ходе обучения по различным предметам и имеют интегрированный характер, включая как гуманитарные, так и естественнонаучные знания. Учащиеся получают творческие задания, которые выполняются в основном во внеклассной работе или самостоятельно. Результатом этой работы является тот или иной конечный продукт: реферат, решение задачи, сочинение, эксперимент, анализ литературы (доклад), лабораторные исследования, проведенная беседа. Эти результаты оформляются и получают ту или иную оценку на смотрах, конкурсах, конференциях, выставках и т.д.
Творческая деятельность учащихся берет начало на уроках, факультативных курсах, разворачивается вне урока. Для коллективного воспитания и опережающей социализации, для внеклассного общения и деятельности можно использовать методику коллективных творческих дел. Каждый учащийся заводит творческую книжку, по которой он может судить о своих успехах и оценить себя. В качестве коллективных дел учащиеся могут выполнять творческую работу по темам: «Математика и экология», «Биогеоценоз леса», «Ноосфера как реальность», «Воздействие человека на окружающую среду», «Радиация: источники, дозы, эффект, риск», «Техногенные катастрофы», «Экология Байкала», «Сельскохозяйственная экология», «Описание природы в русской литературе», «Глобальные проблемы и инновационные ценности», «Концепция коэволюции и принцип гармонизации», «Основные законы и принципы экологии», «Учение Вернадского о биосфере и концепция ноосферы», «История взаимоотношений человека и природы», «Экологическая этика», «Кодекс человека ноосферы». Исполнение педагогом нашей педагогической системы требует нетрадиционного отношения к ученику и к способу воздействия на него. Это отношение мы называем педагогической поддержкой личности, которая «состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания» [3, с. 123].
Педагогическая поддержка - это помощь ученику в преодолении препятствий, но это не примитивное нравоучение или подбадривание, а тонкое и гибкое воздействие на психику, ненасильственное и ненавязчивое направление саморазвития. Главное здесь - формирование мотивации к реализации феномена «быть личностью», а в нашем случае - «быть ноосферной личностью». Эти мотивы приводят к поиску смыслов, в том числе смысла опережающего образования. Учитель поддерживает развитие мотивационно-смысловой ориентации ученика, который ищет свой путь участия в решении глобальных проблем. Этот путь продиктован пониманием неустойчивости развития общества и природы в контексте индустриально-потребительской цивилизации.
Литература
1. Балханов В.А. Философско-методологические основы математизации знания. Улан-Удэ,1986.
2. Хазова Л.В. Концептуальные основы и основы модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск, 1997.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности. Ростов н/Д, 2001.
Literature
1. Balkhanov V.A. Philosophical and methodological foundations of knowledge mathematization. Ulan-Ude, 1986.
2. Khazova L.V. Conceptual base and basis of modernization of education: humanistic and humanitarian aspects. Krasnoyarsk, 1997.
3. Kul'nevich SV Pedagogy of a personality. Rostov-na-Donu, 2001.
Барлукова Янжима Александровна, канд. педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет
Barlukova Yanzhima Aleksandrovna, cand. of pedagogical sci., Buryat State University
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет
OchirovMikhailNadmitovich, dr. of pedagogical sci., professor, Buryat State University
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-male: mochirov@mail. ru
УДК 378.016:53
ББК 22.3 Р30 В.И. Ваганова
Развитие педагогических способностей будущего учителя физики
В статье дается анализ педагогических способностей будущего учителя физики, их структура и основные направления их развития на лабораторно-практических занятиях и на педагогической практике.
Ключевые слова: педагогические способности, подготовка учителя физики, педагогическая практика.
V.I. Vaganova
Development of pedagogical abilities of future teacher of Physics
The article analyzes pedagogicol abilities of future Physics teacher, of its structure and main directions of development on laboratory and practictical lessons and practice.
Key words: pedagogical abilities, training of the teacher of physics, pedagogical practice.
При подготовке учителя физики к профессиональной деятельности необходимо учитывать личностные качества студентов и, в частности, их способность к педагогической деятельности. В структурно-иерархической модели личности учителя педагогические способности рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств будущих профессионалов. Педагогические способности - сложное унитарно-интегральное (целостно-структурное) психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под ее воздействием [2, с.7].
Отечественными исследователями на основе теоретических положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова [5] выделен набор педагогических способностей, которые классифицируются по следующим основаниям: условия эффективности педагогической деятельности (Н.Д. Левитов, Ф.Н. Го-ноболин, В.А. Крутецкий), чувствительность к разным компонентам педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А. А. Реан), успешность результата деятельности (Н.А. Аминов).
Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность понимать учеников, которая базируется на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость и быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива [1, с.147]. В структуре педагогических способностей и, соответственно, в педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина [3, с.56] выделяет два уровня: перцептивно-рефлексивный и проективный. Функции специалиста, в свою очередь, реализуются в деятельности с помощью соответствующих профессиональных умений.