Научная статья на тему 'Система обеспечения конкурентоспособности продукции топливно-энергетического предприятия'

Система обеспечения конкурентоспособности продукции топливно-энергетического предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MARKETABILITY / SYSTEM OF MARKETABILITY SUPPLY / FUEL AND ENERGY ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Анна Валерьевна, Толстых Татьяна Николаевна

В статье проведен анализ рынка продукции предприятий топливно-энергетического комплекса, представлен механизм формирования и реализации системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) продукции топливно-энергетического предприятия (ТЭП) на основе процессно-ориентиро-ванного подхода. Показаны направления развития процессов СОК продукции ТЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY SYSTEM OF PRODUCTION MARKETABILITY OF FUEL AND ENERGY ENTERPRISE

The article discusses the analysis of production market of fuel and energy enterprises, the forming mechanism and realization system of marketability supply of production of fuel and energy enterprise based on the process oriented approach. The development directions of processes of system of marketability supply of fuel and energy enterprise production are shown.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения конкурентоспособности продукции топливно-энергетического предприятия»

1) создание клиенториентированной бизнес-модели,

2) соответствие бизнес-модели существующей стратегии предприятия,

3) связь операционного уровня управления со стратегическим,

4) повышение конкурентоспособности предприятия.

2. Rickard D. Winning by understanding the full customer experience / The Boston Consulting Group, Inc. Boston, 2006.

3. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса / пер. с англ. А.О. Корсунского. М., 2004.

4. Коттер Дж.П., Коэн Д.С. Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации / пер. с англ. М., 2004.

L Дебелак Д. Бизнес-м°дели: Принципы созда- Поступила в редакцию 29.03.2010 г.

ния процветающей организации I пер. с англ.

М., 2009.

UDC 338.24

THE COMPLEX APPROACH TO BUSINESS-MODEL FORMING OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE Vitaly Vladimirovich Koshin, Penza State University, Penza, Russia, Assistant of Economics, Finances and Management Department, e-mail: [email protected]

Author suggests the complex approach to business-model forming of industrial enterprise, based on the consecutive analysis of business-model elements and preparation of decisions about variants of its changes. Approach includes author’s method of a company value transformation chain based on the analysis of customer satisfaction.

Key words: business-model; chain of company value creation; stages of customer-company interaction; key indicators of customer satisfaction (KSI); business process optimization.

УДК 33:009.02

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Анна Валерьевна Сидорова

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов и налогообложения, e-mail: [email protected] © Татьяна Николаевна Толстых

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов и налогообложения, e-mail: [email protected]

В статье проведен анализ рынка продукции предприятий топливно-энергетического комплекса, представлен механизм формирования и реализации системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) продукции топливно-энергетического предприятия (ТЭП) на основе процессно-ориентированного подхода. Показаны направления развития процессов СОК продукции ТЭП.

Ключевые слова: конкурентоспособность; система обеспечения конкурентоспособности; топливно-энергетическое предприятие.

Развитие рыночных отношений выдвигает на первый план выживание и стабильное развитие отечественных предприятий и организаций в конкурентной среде. Конкурентная среда, являющаяся неотъемлемой частью рыночной экономики, обязывает производителей уделять большое внимание проблемам

качества. Качество продукции и услуг - важный фактор конкурентоспособности предприятий разных форм собственности.

Россия вступила в период новой цивилизации качества - ресурсосбережения и экологизации экономики. Многие государства принимают конвенции по охране окружаю-

щей среды, реализуют международные стандарты качества. Топливно-энергетические предприятия (ТЭП) внедряют результаты исследований в области уменьшения отрицательного воздействия на природу и человека при увеличении объема производства, экономии сырья, энергоресурсов, повышении качества. Деятельность ТЭП сегодня проходит в условиях высокой конкуренции, множества внутренних и внешних связей, сложных производственных процессов и требует от руководства инновационного мышления, развития и совершенствования управления. Одним из условий успешной деятельности ТЭП является его ориентация на потребителя и принятие стратегических решений с учетом концепции TQM (total quality management) и международных стандартов качества ИСО серии 9000:2008.

Система управления большинства ТЭП устарела и не отражает современных представлений и тенденций развития промышленных предприятий.

На современном этапе сложилась проблемная ситуация, сущность которой состоит в том, что необходимо рационально сочетать в управлении конкурентоспособностью продукции и услуг обеспечение высокого стабильно улучшающегося качества, а также защиту отечественного рынка потребительских товаров от опасной и некачественной продукции с созданием благоприятного инвестиционного климата для поставщиков и направления их инвестиций в определенной доле в развитие научной и инновационной сфер субъектов федерации.

В связи с этим формирование и развитие СОК продукции ТЭП представляется актуальным и своевременным, т. к. пришло время использовать единую систему: продукт и технология его производства - экология -экономика.

Факторы, определяющие уровень конкурентоспособности, его взаимосвязь с реальными экономическими процессами были рассмотрены в работах таких ученых, как И. Ансофф, П.Б. Баласс, П. Друкер, А. Маршалл, М. Портер, Д. Риккардо, А. Смит, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

Проблемы конкурентоспособности продукции ТЭП в рамках программно-целевого управления отражены в работах И.Д. Андреева, В.Е. Аракеловой, Ф.М. Имберева,

Г.М. Покараева, М.В. Тарнижевского,

В.Н. Фролова и др.

Непрерывный рост требований к техническому уровню, качеству изготовления продукции и темпам ее обновляемости, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях экономических методов управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции обусловливают необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения конкурентоспособности продукции [1, 2].

В последние годы практически все фундаментальные и прикладные научные проблемы в области энергетики решались силами российской науки. По ряду направлений, и в первую очередь связанных с передачей электроэнергии на сверхдальние расстояния при высоком напряжении переменного и постоянного тока, созданием безопасных АЭС нового поколения, высокоэффективным комбинированным производством электрической и тепловой энергии.

Основной идеей трансформации была честная конкуренция для производителей энергии и широкий выбор для потребителей. То есть не что иное как повышение качества предоставляемых услуг для населения и промышленных предприятий, улучшение сервиса обслуживания. Воплощением данной мысли явился Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. Теоретически предполагалось, что любой потребитель будет иметь возможность покупать электроэнергию на свободном рынке, как «овощном», по высоко дифференцированным ценам. Но для этого необходимо было разделить производителей, транспортников и непосредственно продавцов.

Все АО-Энерго были разделены на несколько компаний: генерирующие, транс -портно-сетевые, сбытовые, сервисные. Данный процесс реформирования, с периода пилотных проектов до реального разделения одного АО-Энерго и юридической регистрации вновь сформированных Обществ, занял примерно пять долгих и противоречивых лет. Однако основные идеи реформирования -как повышение качества предоставляемых услуг потребителям - не удалось воплотить в полном объеме.

Основным тормозящим моментом, как не прискорбно это говорить, явился человеческий фактор. Отсутствие необходимых руководящих навыков управления, иными словами, несоответствующий уровень качества менеджмента энергетического предприятия, стало тем явлением, которое мешало налаживанию связей и договорных отношение с контрагентами. Директора структурных подразделений, которые становились руководителями компаний, не могли на первых этапах планировать свои действия и проецировать их на сопряженные генерирующие и транспортные компании.

Вместе с тем по другим направлениям, включая парогазовые и газотурбинные электростанции, решение экологических проблем в электроэнергетике, сокращение непроизводственных потерь электрической и тепловой энергии при ее транспортировке и распределении среди конечных потребителей, автоматизации технологических процессов при производстве электроэнергии и тепла, российские разработки в той или иной мере отстали от передовых зарубежных (рис. 1).

В нашем понимании конкурентоспособность - экономическая категория, тесно связанная с понятиями «потребительная стоимость», «полезность», «качество». Отсюда следует, что мерой конкурентоспособности продукции следует считать необходимый

уровень качества, который предопределяет достижение потребительских свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при наиболее производительном использовании имеющихся в распоряжении организации материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономический аспект конкурентоспособности в системе управления предприятия должен найти отражение в решении различных задач, в т. ч. при определении величины затрат на обеспечение требуемого уровня качества, оценке экономической эффективности работ по повышению качества продукции, определении критериев выбора наиболее рациональных решений (организационных и технических), направленных на повышение качественных параметров продукции [3].

Главная цель СОК продукции ТЭП в условиях конкурентной экономики - достижение требуемого потребителем уровня качества с минимальными затратами - не может быть достигнута лишь на основе реализации мер экономического характера без учета организационного фактора - наличия на предприятии современной высокоэффективной системы управления качеством, центральное место в которой отводится проведению предупредительных мероприятий на всех этапах жизненного цикла продукции.

Производство электроэнергии (млрд кВт ч)

1000

800

600

400

200

0

1990

1992

1995

2000

2010

□ ТЭС ПГЭС ПАЭС

Рис. 1. Анализ рынка продукции ТЭП

Для реализации принципов СОК необходим соответствующий механизм управления. Современные организационные основы формирования механизма управления качеством (конкурентоспособностью) заложены в МС ИСО серии 9000, определяющих требования к системам качества на предприятиях. Применительно к системному управлению качеством такой механизм следует рассматривать как совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством

для достижения целей управления. Он должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество, в свою очередь определяющее уровень конкурентоспособности предприятия [1].

СОК продукции ТЭП рассматривается как механизм организационных, экономических и социальных компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов для достижения целей управления (рис. 2).

О

Мониторинг

показателей в ходе реализации конкурентной стратегии

о

Принятие решений по оптимизации бизнес-процессов в соответствии с целями и задачами конкурентной стратегии

Этапы разработки системы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия, совмещенные с этапами разработки системы управления бизнес-процессами

Рис. 2. Механизм формирования и реализации СОК на основе процессно-ориентированного подхода

Нами обобщены основные аспекты энергообеспечения и энергобезопасности: расширение и усложнение энергетической системы, мировых энергетических рынков; угроза возникновения дисбаланса между возрастающим спросом и ограниченным предложением энергоносителей; низкая доля экологически чистых, в т. ч. альтернативных, источников производства электроэнергии в мировом энергобалансе; диспропорции в мировой энергетической инфраструктуре по причине концентрации ресурсной базы углеводородов в районах, удаленных от основных центров потребления (90 % мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы); риски природных и техногенных катастроф и системных аварий, в т. ч. по причине террористических акций и диверсий; масштаб энергетической бедности, выражающийся в том, что в настоящее время 28 % мирового населения потребляет 77 % мирового производства энергии.

Решение данного вопроса возможно на основе поиска механизмов эффективного сочетания систем всеобщего менеджмента качества (TQM) и конкурентоспособности продукции ТЭП. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат, увеличение производительности и конкурентоспособности продукции.

В процессе исследования обоснована стратегия повышения эффективности дея-

тельности предприятия, которая должна базироваться на непосредственном совершенствовании системы менеджмента качества. Задача повышения эффективности процессов системы менеджмента качества предприятия должна быть поставлена во главе важнейших элементов, составляющих базу стратегии TQM (рис. 3). Это предполагает комплексное изучение элементов и уровней процессов СОК ТЭП, открывающих новые направления через взаимосвязь конкурентоспособности и качества продукции предприятия.

Анализ энергетических проблем показывает необходимость в перспективе значительного развития СОК продукции ТЭП для многих регионов России. Основные факторы, обосновывающие необходимость развития СОК ТЭП, таковы: исчерпывание энергетических ресурсов при крайне неравномерном распределении; существенный рост энергопотребления и, соответственно, возросшая экологическая нагрузка на природу; актуальность вопросов энергобезопасности.

Таким образом, основной целью реструктуризации процессов системы менеджмента ТЭП является планомерное обеспечение использования научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей для достижения постоянных высоких темпов роста объема реализации всех видов продукции и повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Повышение эффективности деятельности предприятия

Технико-

функциональные

характеристики

продукции

Процессы

СОК

Постоянное А

улучшение работы с

контрагентами

Ценовая конкурентоспособность продукции

Совершенствование системы сбыта, рекламы, работы с потребителями

Рис. 3. Важнейшие элементы TQM, формирующие СОК продукции ТЭП

На рис. 4 представлены процессы и последующие стадии развития СОК продукции ТЭП.

Основу предлагаемого конструктивного метода составляет процессная модель. Такая последовательность действий обеспечивает системный подход к выявлению и описанию

всех процессов, представляющих интерес для ЭП и управления им.

Процесс формирования СОК продукции ТЭП охватывает совокупность организационно-технических и управленческих действий с учетом принципов хозяйственности, стабилизации и его улучшения.

Процесс 1 Инициирование

Процесс 2 Анализ исходного состояния

Процесс 3 Планирование

Процесс 4 Реализация

Процесс 5 Внедрение

Мотивация разработки системы

Обучение (информационный уровень) руководства

Определение требований к СОК

Оценка исходного состояния предприятия

Инвентаризация экологических аспектов и воздействий

Оценка значимости воздействий

>г Назначение ответственного за разработку СОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка энергетической политики

Обучение (квалификационное) менеджеров

Разработка критериев оценки энергетического качества и технологии

Оценка и распределение ресурсов

Определение требований к СОК

>1

Разработка документации СОК

Ресурсное обеспечение СОК

Повышение квалификации персонала в связи с функционированием СОК

ОІ

Утверждение документации СОК

Обучение персонала (подготовка внутренних аудиторов)

Корректирующие действия

Процесс 6 Г"— Подготовка к сертификации

Сертификация Процедура сертификации

Рис. 4. Процессы развития СОК продукции ТЭП

1. Толстых Т.Н., Моисеев А.И. Обеспечение конкурентоспособности организации на рынке питьевой и минеральной воды: монография / под общ. ред. Т.Н. Толстых. Тамбов, 2008.

2. Моисеев А.И. Конкурентная стратегия и тактика организаций // Проблемы развития дотационных регионов: материалы Всероссий-

ской научно-практической конференции. Тамбов, 2008.

3. Шопотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.

Поступила в редакцию 17.04.2010 г.

UDC 33:009.02

SUPPLY SYSTEM OF PRODUCTION MARKETABILITY OF FUEL AND ENERGY ENTERPRISE Anna Valeryevna Sidorova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances and Tax Assessment Department, e-mail: [email protected]

Tatyana Nikolayevna Tolstykh, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Economics, Professor, Head of Finances and Tax Assessment Department, e-mail: [email protected]

The article discusses the analysis of production market of fuel and energy enterprises, the forming mechanism and realization system of marketability supply of production of fuel and energy enterprise based on the process oriented approach. The development directions of processes of system of marketability supply of fuel and energy enterprise production are shown.

Key words: marketability; system of marketability supply; fuel and energy enterprise.

УДК б58.5б2

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

© Борис Иванович Герасимов

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия, доктор экономических наук, профессор, директор института экономики и управления производствами, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены интеграционные резервы повышения качества продукции и услуг на примере стратегии развития менеджмента качества современных сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Ключевые слова: качество; интеграция; резерв.

Состояние функционирования сельскохозяйственной сферы (СХС) на базе равноправного существования в данной области всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников СХС и сетевую интеграционную среду для реализации принципов социально-ориентированной экономики.

Трансформационные процессы СХС прошли несколько стадий, от экстенсивного до интенсивного, качественного развития. При этом качество сельскохозяйственной продукции (СХП) формирует качество базового яруса мирового товарного рынка и про-

довольственной платформы экономической безопасности России.

Интеграционные резервы повышения качества СХП через стадию регионализации (в общем случае - интернационализации) хозяйственной жизни, при которой экономическая зависимость двух или нескольких производителей СХП приводит к сращиванию региональных рынков и возникновению в границах регионов целостного рыночного пространства [1].

Обеспечение конкурентоспособности СХП на рынках достигается повышением уровня качества продукции во взаимодействии с его идентификацией в системе ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.