Научная статья на тему 'Разработка стратегии развития топливно-энергетических компаний'

Разработка стратегии развития топливно-энергетических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РИСКИ / РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ / СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVENESS / RISKS / DEVELOPMENT OF FUEL AND ENERGY COMPANIES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Олеся Валентиновна

В данной статье рассматриваются факторы и составляющие конкурентоспособности, а также ряд других проблем, влияющих на развитие топливно-энергетических компаний. Проанализированы потенциальные риски, связанные с деятельностью предприятия, показаны пути снижения их уровня, предложены подходы к усовершенствованию стратегии развития топливно-энергетических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE FUEL AND ENERGY COMPANIES

In this article factors and competitiveness components and some other problems influencing development of the fuel and energy companies are considered. The potential risks connected with activity of the enterprise are analyzed, ways of decrease in their level are shown, approaches to improvement of strategy of development of the fuel and energy companies are offered.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии развития топливно-энергетических компаний»

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

О. В. ВОРОНИНА

В данной статье рассматриваются факторы и составляющие конкурентоспособности, а также ряд других проблем, влияющих на развитие топливно-энергетических компаний. Проанализированы потенциальные риски, связанные с деятельностью предприятия, показаны пути снижения их уровня, предложены подходы к усовершенствованию стратегии развития топливно-энергетических компаний.

Ключевые слова: конкурентоспособность, риски, развитие топливно-энергетических компаний, стратегия.

В условиях рыночных отношений цены имеют огромное значение. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательность реализации глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия. Актуальность этой проблемы еще более повышается при выходе на внешний рынок, поскольку умение считать деньги является одной из черт имиджа. Очень трудно зарабатывать деньги или авторитет, но очень легко потерять их из-за своих ошибок [5].

В основе реформирования электроэнергетики России лежит внедрение конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В связи с процессом демонополизации в сфере сбыта электрической энергии и возникновением независимых сбытовых компаний, энергосбытовой бизнес оказывается в совершенно новых для себя условиях. Появление конкуренции на розничном рынке электроэнергии порождает все более новые требования ко всем участникам рынка. Прежде всего, это касается деятельности энергосбытовых компаний, для которых риск потери своих позиций в конкурентной борьбе становится весьма реальным. Таким образом, снижается рыночная доля бывших монополистов. Несмотря на то, что розничные рынки электрической энергии в большинстве субъектов Российской Федерации все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции, в ря-

де регионов уже наблюдается достаточно сильная конкуренция между сбытовыми компаниями. Поэтому сегодня перед энергосбытовыми организациями встает серьезная задача удержания крупных потребителей от ухода на оптовый рынок электроэнергии, а также не допустить перехода клиентов в другие независимые компании. Это предусматривает использование новых механизмов в управлении энергосбытовой организации, которые позволят ей сохранить и усилить конкурентное положение компании. Главным инструментом конкуренции для энергосбытовой организации становится оптимальная ценовая стратегия участия на оптовом рынке.

В соответствии с правилами розничного рынка электроэнергии конкуренция на розничном рынке обеспечивается за счет следующих факторов:

- совершенствование структуры затрат компании;

- предоставление «комфортных» условий платежей для потребителей;

- совершенствование инвестиционной политики компании;

- повышение эффективности энергосбытовой деятельности компании;

- усиление позиций компании на оптовом и розничном рынках электрической энергии;

- усиление платежной дисциплины потребителей.

Таким образом, в условиях развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии для энергосбытовой организации чрезвычайно актуальной становится проблема определения уровня своей конкурентоспособности, а также разработка мероприятий, позволяющих управлять ею для це-

лей стратегического планирования и контроля текущего состояния организации.

Основной и самой главной проблемой, мешающей развитию топливно-энергетических компаний, является отсутствие понятной нормативноправовой базы, четких регламентированных правил развития бизнеса. Отдельные нормы, появляющиеся в канун или после разного рода расхождений, не всегда оперативны и не всегда действенны. Как правило, они появляются зачастую лишь смягчить сложившуюся ситуацию, а не разрешить возникшую проблему.

При покупке электрической энергии и мощности на оптовом рынке любая энергосбытовая компания, как участник Оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ), сталкивается с рядом проблем:

- непредсказуемое изменение цены и стоимостного небаланса на Рынке на сутки вперед (РСВ) и Балансирующем рынке (БР) не позволяет производить долгосрочное планирование по покупке электрической энергии и спрогнозировать цены РСВ и БР на перспективу. Следствием является невозможность заключения прямого договора на покупку электрической энергии между поставщиком и покупателем по фиксированной цене;

- определение точных объемов покупки/продажи мощности затруднено из-за невозможности определения плановых и фактических коэффициентов резервирования, а также конечной цены конкурентного отбора мощности (КОМ), в результате чего заключение свободных договоров на покупку электрической мощности (СДЭМ) по нерегулируемым ценам проблематично;

- непрозрачный расчет нерегулируемой цены увеличивает риск неполной трансляции расходов сбытовой компании, связанных с приобретением электрической энергии и мощности по нерегулируемым ценам на оптовом рынке, на потребителей розничного рынка;

- неполный возврат стоимости проданной на ОРЭМ электроэнергии и мощности из-за покупателей с низкой платежной дисциплиной препятствует заключению СДЭМ с большими объемами электроэнергии.

Таким образом, топливно-энергетическим компаниям необходимы правовые акты, четко регулирующие деятельность оптового и розничных рынков электроэнергии.

Кроме того, перед всеми компаниями стоит проблема задолженности потребителей, которая накопилась за предыдущие годы в большом объеме.

Для минимизации задолженности потребителей менеджмент компаний должен осуществлять

работу по проведению взвешенной кредитной политики, по управлению дебиторской задолженностью, направленную на оптимизацию ее размера.

Также компания должна осуществлять контроль исполнения контрагентами платежной дисциплины. Следовательно, должен проводится мониторинг ситуации по неплатежам, т. е. путем тесного взаимодействия с администрацией города и области, а также органами судебной власти, что позволяет своевременно реагировать на отрицательную динамику платежей и гасить возникающую дебиторскую задолженность.

В числе правовых проблем можно выделить, не только проблемы, связанные с нормативным регулированием деятельности предприятий, но также и проблемы, возникающие в связи с участием предприятия в судебных процессах.

Так, в частности, в результате изменения нормы Гражданского кодекса РФ, дававшей возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителя должника, являвшегося бюджетным учреждением, в 2011 г. такая возможность прекратила существовать, что вызвало опасность неудовлетворения бюджетными учреждениями требований по оплате, заявителем которых выступают ресурсоснабжающие организации.

Сохраняются проблемы, связанные с действующей системой привлечения антимонопольным органом к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке в виде наложения установленного КоАП РФ штрафа. В целях минимизации данной проблемы предприятию необходимо осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством.

Наряду с проблемами топливно-энергетических компаний существуют потенциальные риски, связанные с деятельностью предприятия, к ним относятся:

- риск недофинансирования компании, связанный с установлением в ряде случаев экономически необоснованных тарифов;

- риск увеличения коммерческих потерь сетевых компаний, на оплату которых средств из «котла» будет недостаточно для полных расчетов со сбытовыми компаниями;

- неплатежи бытовых и бюджетозависимых потребителей, дефицит оборотных средств для расчетов с контрагентами.

С целью минимизации рисков необходима постоянная работа с регулирующим органом по обоснованию затрат гарантирующего поставщика в обеспечение безубыточной деятельности и необходимых показателей финансовой устойчиво-

сти, в том числе учитывающих достаточные средства на обслуживание привлекаемых кредитных ресурсов.

Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе [2].

В современных условиях для стратегии развития немаловажную роль играет корпоративное управление. Именно корпоративное управление становится основным инструментом, призванным обеспечить баланс интересов участвующих сторон в процессе реализации основных целей деятельности компании: способствует эффективному использованию капитала, подотчетности органов управления компании его акционеру, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность фирмы.

В настоящее время вопросы эффективности управления, прибыльности и открытости компании, обеспечения защиты прав акционеров приобретают все большее значение при оценке инвестиционной привлекательности отдельного предприятия и решении вопросов об инвестировании в российскую экономику в целом. При этом права акционеров и их защита обеспечиваются, прежде всего, должной постановкой корпоративного управления. Только при надлежащем уровне корпоративного управления компаний может быть обеспечена их инвестиционная привлекательность - инвестор должен быть уверен в безопасности своих вложений и охране своих прав как собственника [1].

Существует еще один немаловажный фактор, препятствующий развитию компании, им является уровень инфляции, который напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность компании может быть связано со следующими рисками:

- риск, связанный с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;

- риск увеличения процентов к уплате;

- риск увеличения себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за увеличения цены на

электроэнергию, транспортных расходов, заработной платы и т. п.

В случае превышения темпов инфляции над темпами повышения регулируемых тарифов рентабельность бизнеса компании будет сокращаться. Поэтому в случае значительного превышения фактических показателей инфляции над прогнозами Правительства РФ, а именно при увеличении темпов инфляции до 15-20 % в год, компании для сохранения привлекательности услуг на рынке следует принять соответствующие меры, которые должны включить ограничение роста объемов затрат и сокращение издержек.

В целях эффективного расходования средств при заключении договоров на приобретение необходимых услуг предприятиям следует проводить закупочные процедуры на следующий отчетный период.

Отрасль ТЭК на сегодняшний день находится в достаточно тяжелом положении, вызванном множеством факторов. Сегодня предприятия отрасли сталкиваются с двумя проблемами: с одной стороны, российские банки, столкнувшись с трудностями финансового кризиса, не вдаваясь в детали функционирования топливно-энергетических компаний, предпочитают прекратить или приостановить кредитование, с другой стороны, в ближайшее время предприятия отрасли столкнуться с резким сокращением выручки от конечного потребителя. Продолжающийся рост безработицы, коснувшийся не одной или двух отрасли экономики, а носящий всеотраслевой размах, приведет к тому, что уровень собираемости платежей постепенно вернется на дореформенный уровень [4].

Наблюдается существенное сокращение инвестпрограмм - практически в два раза. Инвестпрограмма включает в себя и программы модернизации, а значит, и она, в существенной степени, тоже корректируется. И эта корректировка будет иметь серьезные последствия совсем скоро [3].

Таким образом, компания которая сможет доказать свою состоятельность и способность противостоять большому количеству внешних угроз, справляться с масштабными и сложными задачами, решение которых требуется в условиях жесткой государственной политики в области электроэнергетики, можно смело говорить о том, что будут выполнены не только тактические задачи, но и стратегические цели в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Брюханов Д. Ю. Влияние практики (качества) корпоративного управления на инвестиционную при-

влекательность // Современные аспекты экономики. 2004. № 5. С. 7-11.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. М., 2002. С. 261.

3. Галяутдинов А. Р. Метаморфозы реформы ЖКХ // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 50-54.

4. Додатенко Т. Реформа жилищно-коммунального комплекса // Экономист. 2002. № 8. С. 59-66.

5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2004. С. 302.

* * *

DEVELOPMENT OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE FUEL AND ENERGY COMPANIES

O. V. Voronina

In this article factors and competitiveness components and some other problems influencing development of the fuel and energy companies are considered. The potential risks connected with activity of the enterprise are analyzed, ways of decrease in their level are shown, approaches to improvement of strategy of development of the fuel and energy companies are offered.

Key words: competitiveness, risks, development of fuel and energy companies, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.