Расчеты позволили определить максимально допустимый относительный уровень расходов в данном проекте 19 %.
Далее вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат.
Период окупаемости проекта определяется как период времени, по истечении которого сумма текущих (дисконтированных) стоимостей денежных потоков, выраженная нарастающим итогом, становится неотрицательной величиной, т. е. дисконтированные денежные потоки доходов равняются дисконтированным денежным потоком затрат.
Очевидно, что норма прибыли, период окупаемости являются важными показателями, определяющими целесообразность вложения средств в конкретный проект. Однако данные экономические критерии не могут быть единственной основой принятия инвестиционного решения.
Основная задача в области эффективности капиталовложений - найти такие инвестиции, которые позволили бы получить желаемый экономический эффект при допустимой степени риска.
Наиболее приемлемым источником финансирования для отечественных автотранс-
портных предприятий является финансовый лизинг.
По своей экономической природе лизинг имеет сходство с кредитными отношениями.
В настоящей период лизинг может сыграть решающую роль в оживлении рынка основных средств производства, а значит способствовать возрождению и развитию автомобилестроению и других фондообразующих отраслей, что, в свою очередь, обеспечит повышение эффективности экономической системы в целом.
1. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопр. экономики. 2003. № 1. С. 73-95.
2. Корнюхина Н.Б. Два фактора роста инвестиций в России // ЭКО. 2001. № 5. С. 106-112.
Поступила в редакцию 7.06.2008 г.
Boldyrev A.V., Tolstykh T.N. Effectiveness of investments into motor transport enterprises. The article examined the issues concerning deposition of investments into motor transport enterprises. Conclusion about their effectiveness was made.
Key words: investments, motor transport enterprises, effectiveness.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКОЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
К.Н. Савин
Рассмотрен топливно-энергетический потенциал России, теоретически обосновано развитие топливно-энергетического комплекса как института качества топливно-энергетической продукции. Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, качество, устойчивость.
Одним из наиболее значимых для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России последствий проведения реформ с начала 1990-х гг. стало то, что кардинальным образом изменились условия финансирования отрасли. До проведения рыночных преобразований отрасль в основном финансировалась путем централизованного распределения бюджетных ресурсов, причем общая величина расходов на ТЭК в начале 1990-х гг
составляла около 7,5 % ВВП. Всплеск инфляции, произошедший вслед за либерализацией цен в 1992 г., привел к тому, что население оплачивало порядка 2 % от стоимости топливно-энергетической продукции (ТЭП). По мере углубления реформ финансовые возможности бюджетов (и муниципальных, и региональных) по финансированию ТЭП резко снизились. Потребности же самих предприятий и организаций ТЭК в финанси-
ровании в реальном выражении остались примерно такими же, а с учетом инфляции, т. е. в номинальном исчислении, резко возросли.
Данная ситуация увеличила значимость тарифной политики, проводимой органами местного самоуправления - собственниками имущества коммунальных предприятий. В сложившихся экономических условиях одна из задач тарифной политики должна состоять в формировании финансовой базы коммунальных предприятий, однако в реальности этого не происходит.
Более того, практически повсеместно тарифная политика является инструментом в политической борьбе, что имеет более негативные последствия для коммунальных предприятий. Тарифное регулирование не выполняет одну из основных своих задач -стимулировать ТЭК к достижению целей собственника имущества. Большинство органов местного самоуправления не может четко сформулировать, что они хотят от своих коммунальных предприятий.
В рамках действующей системы тарифного регулирования тарифы на тепловую энергию, электричество, газ, воду устанавливаются вне зависимости от платежей потребителей. Причем, как правило, возможности населения оплачивать коммунальные услуги недооцениваются, а возможность бюджета переоцениваются. В результате появляются неплатежи бюджета как за население, так и за бюджетные организации. В настоящее время во многих городах России долги органов местного самоуправления перед предприятиями ТЭК составляют величину, сравнимую с объемом городского бюджета, а зачастую и превосходят его. Это, в свою очередь, порождает долги перед предприятиями большой энергетики, добывающими предприятиями, поддерживает накапливание в экономике неплатежей и безвозвратных долгов. Попытка поддержать низкие тарифы для населения за счет промышленных и коммерческих потребителей коммунальных услуг (перекрестное субсидирование) приводит к тому, что в экономике России продолжают существовать структурные диспропорции, крайне негативно влияющие на возможности роста промышленности в целом.
Развитие экономических процессов в России в начале XXI в. обусловило необхо-
димость активизации деятельности на федеральном и региональном уровне по ряду направлений, связанных с повышением качеств, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективные механизмы решения возникающих по этим направлениям проблем могут базироваться на региональной концепции и, как следствие, создании и обеспечении функционирования систем менеджмента качества в рамках региональных программ качества на базе топливно-энергетической продукции (ТЭП).
ТЭП вырабатывается ТЭК, качество функционирования которого на базе равноправного существования в данной области всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников ТЭП и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.
Методологически направления теории ТЭК основаны на экономической, социальноинженерной, естественнонаучной и математической парадигмах [1].
Современное развитие ТЭК прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития. Вопросы повышения качества ТЭП, поиск резервов, возможностей контроля и аудита рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне корпоративных и общественных объединений.
Практически, процесс идентификации и система управления качеством ТЭП представляются в виде модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т. е. комплиментарных друг другу, контуров управления через соответствующую программу [2].
Обеспечение конкурентоспособности ТЭК на рынках достигается повышением качества ТЭП и качества функционирования ТЭК за счет институциональных резервов, приводящих к снижению трансакционных затрат, формированию и наполнению вектора качества развития ТЭК в соответствии с информационной парадигмой качества.
Институционально-структурные преобразования ТЭК происходят в соответствии с общей концепцией реформирования отраслей народного хозяйства России и про-
граммно-целевой стратегией развития и повышения качества жизни населения.
На современном этапе сложилась проблемная ситуация, сущность которой состоит в том, что необходимо рационально сочетать в управлении качеством продукции и услуг обеспечение высокого стабильно улучшающегося качества и конкурентоспособности, а также защиту отечественного рынка потребительских товаров от опасной и некачественной продукции с созданием благоприятного инвестиционного климата для поставщиков и направления их инвестиций в определенной доле в развитие научной и инновационной сферы субъектов федерации.
Накоплен определенный теоретический потенциал по обоснованию потребительского качества ТЭП как совокупности ее свойств, проявляющихся в процессе потребления [3]. Однако за рамками исследований остались вопросы анализа ТЭК как института качества ТЭП. Причем качество ТЭП как социально-экономическая категория рассматривается в отрыве от этапов реформирования ТЭК в рамках парадигм качества, ориентированных на ожидания потребителей. Отсутствует теоретическое обоснование принципов формирования и развития региональной программы управления качеством ТЭП, обеспечивающей наполнение и реализацию концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
Недостаточно исследованы и обоснованы методические подходы идентификации качества ТЭП как информационной базы построения организационно-экономического
механизма проектирования тарифной программы повышения качества ТЭП.
Развитие ТЭК и качества ТЭП как социально-экономической системы реализуется в постулатах А.А. Давыдова формирования программы [1].
Постулат 1. Системопорождающие элементы социально-экономической системы ТЭК - это представители биологического вида Homo Sapiens, обладающие соответствующим качеством.
Постулат 2. Системопорождающие элементы в процессе жизненного цикла качества жизни сохраняют и создают качество и поле качества ТЭП (системообразующие элементы - материальные результирующие элемен-
ты) и соответствующую институциональную среду (системообразующие элементы - идеальные результирующие элементы). Взаимодействие системопорождающих и системообразующих множеств элементов осуществляется в рамках региональной программы управления качеством ТЭП на базе механизма обратной связи.
Постулат 3. Выделение системопорождающих и системообразующих элементов ТЭК осуществляется по принципам информационной парадигмы качества.
Постулат 4. ТЭК как социальноэкономическая система, качество ТЭП и в целом ТЭК развиваются по «^-образным кривым развития - преходные динамические функции (аттракты) - посредством идентификации информационных, стимулирующих и мотивационных, санирующих, затратных координат состояния функционирования ТЭП, а также координат устойчивости, управляемости, наблюдаемости и адаптации.
Постулат 5. Теории и программы повышения качества ТЭП целесообразно представить в виде «дома качества», каждая из которых работает в своей «нише» и своих функ-ционально-временных-пространственных координатах.
Постулат 6. Разработка и развитие региональных програм управления качеством ТЭП базируется на модели совершенствования бизнеса системы менеджмента качества ТЭП.
Институционально-бенчмаркинговое пространство адаптивного поведения ТЭК в функционально-временных координатах
сформировало «стартовое качество» программы в виде переходной характеристики кайзен повышения качества ТЭП.
Практическая плоскость реализации программы выделяет следующие этапы реформирования и развития ТЭК: I - этап децентрализации (формирование качества ТЭП); II - приватизационный этап (обеспечение качества ТЭП); III - социальный этап (контроль качества ТЭП); IV - институционально-программный этап (программно-целевое управление качеством (ПЦУК) ТЭП). Данные этапы отображают в полной мере для ТЭК малые волны континуума перемен качества ТЭП информационной парадигмы качества. При этом качество ТЭП рассматривается как информация отображения их собст-
венных характеристик, выполняющих требования рыночной конъюнктуры.
Модернизационные циклы трансформации ТЭК создают экономические предпосылки внедрения в программу феноменологии резервов повышения качества ТЭП. При этом феноменология качества продукции определяется как диалектическое учение об управлении качеством ТЭП, его сущности и закономерностях развития с фиксацией диалектических, количественных и качественных моментов, что позволяет сделать определенные выводы относительно его последующего развития, причем не только рассматриваемого феномена, но и других феноменов [4].
Информационная база развития программы базируется на процессах идентификации качества ТЭП. Для идентификации качества ТЭП необходима их структуризация (дифференциация) с учетом принципа Парето, по которому качество ТЭП подлежит ранжированию в соответствии с признаком классификации. Это вызвано различным влиянием качества ТЭП на организацию и функционирование программы, обеспечивающей жизненный цикл ее информационной парадигмы. Структурными единицами классификации являются признаки стоимости и частоты потребления ТЭП.
Первая задача реализована в модели «стоимость - качество», которая является отражением модели Лоренца «стоимость -количество». Анализ ТЭП по идентификации их качества требует учета качественно-количественных признаков в стоимости по системе общих издержек производственного цикла, поэтому целесообразно формирование качественно-количественного признака в виде аддитивного или мультипликативного объединения признаков качества и количества.
В соответствии со второй классификацией ТЭП дифференцируется на группы по качеству, количеству и стоимости с учетом частоты (вероятности) потребления ТЭП в программе.
В обоих случаях необходим выбор оптимального варианта распределения с привлечением экспертов.
Для общего случая данная задача сформулирована следующим образом.
Задается множество вариантов решения исследуемой проблемы
V = {^ v2, ... Vn } = Iv, i =1 п), (1)
где п - число вариантов, т. е. |V| = n; Vi -
i-й вариант решения.
Сформулирована (в общем подходе) цель, которую необходимо достичь решением проблемы. Эта цель характеризуется критерием оптимальности Q, обычно векторным. Для определенности будем полагать, что чем значение Q больше, тем лучше, т. е. если Q(vi) > Q(vj), (здесь Q(vi) - значение критерия Q для случая vie V), то значение vt предпочтительнее значения Vj (vi >>vj).
Оптимальный вариант v находится из условия
v* = arg max = {Q(v), v e V). (2)
V
В общем случае может быть несколько вариантов с максимальными значениями Q, т. е. решением задачи выбора оптимального варианта является подмножество V ^ V.
Сформулированная задача сравнительно легко решается, если все значения Q(Vi) известны. Однако на практике обычно значения Q(Vi), i e [l, n] неизвестны и непосредственно рассчитать их за время, отведенное на принятие решения, зачастую не представляется возможным (вследствие отсутствия приемов расчета, неизменности и непредсказуемости изменений ситуаций и т. д.). Поэтому в качестве приближенных безразмерных оценок критериев Q(Vi) рассматриваются
рейтинговые оценки R(Vi), i e [l, n] вариантов, определяемые группой из m экспертов.
При использовании рейтингов, как и для критерия Q, сохраняется соотношение: если R(Vi) > R(Vj), то vi >vj, и математически задача выбора оптимального варианта записывается в виде
v* (иил V* ) = arg max = {(v), v e V). (3)
V
Учитывая, что рейтинги Rvi лишь приближенно характеризуют критерии Q(V), а также возможные субъективные ошибки в работе экспертов, определение варианта v или подмножества V должно сопровождаться применением методов проверки статисти-
ческих гипотез, которые позволяют делать обоснованные выводы о степени согласованности мнений экспертов и достоверности результатов.
Для решения задач определения оптимального варианта структуризации с помощью экспертных оценок разработаны методики на базе методов ранжирования вариантов и их парных сравнений. Первый метод может быть использован при небольшом числе вариантов п = 5 + 20 и четко сформулированном скалярном критерии, а второй использует парные сравнения вариантов и применяется на практике при п > 20 и явно неопределенном критерии.
В программе ТЭП накапливается в форме запасов. Каждый из них как функциональный элемент системы запасов эволюционирует в пространственно-временных координатах.
Задачей расчета потребности в ТЭП является определение оптимального размера поступления ТЭП в программу (пространственная координата) в рамках рассчитанной потребности.
Для нормального состояния функционирования ТЭП, характеризуемого плановым индексом качества и соответствующей экономико-математической моделью, и равномерного детерминированного использования их запасов затраты на обеспечение качества ТЭП обычно постоянны. В этом случае для определения оптимальной величины заказа разработана соответствующая экономикоматематическая модель на базе модели Анд-лера [5]. Она учитывает постоянные и переменные затраты, связанные с запасом и хранением, постоянные затраты на обеспечение их качества, годовую потребность и средний размер запасов.
На практике во время хранения ТЭП переходит из нормального исходного состояния в новое состояние функционирования, индекс качества (К) которого отличается от планового. Это приводит к изменению координат адекватности модели и увеличивает затраты на восстановление границ индекса К е [к*, К** ] с помощью организации системного взаимодействия ТЭП и компьютерного идентификатора, что, в свою очередь, приводит к изменению величины оптимального заказа ТЭП.
По данным анализа динамической модели движения уровня текущего запаса с учетом специфических условий потребления запасов ТЭП, отличных от условий равномерного и детерминированного потребления, в работе построены частные модели по определению оптимальной партии заказа ТЭП. Концентрация последних как матричных в пространственных координатах осуществляется в программе, которая в соответствии с информационной парадигмой качества также должна формироваться по модели матричной структуры - модели делового совершенства менеджмента качества ТЭП.
Наполнение информационной парадигмы качества с целью определения оптимального размера ТЭП показывает, что устойчиво существует квазилинейная модель зависимости объема выпуска продукции V от индекса качества К ТЭП при остальных удовлетворительных потребностях ТЭК. Применяя метод последовательного сканирования по отрезкам интервала качества, а также производя ранжирование данных моделей ТЭП в сторону возрастания и в сторону уменьшения К, можно построить выпуклую и вогнутую огибающие качества, пересечение которых позволяет сформировать поле качества ТЭП.
Россия обладает уникальным топливноэнергетическим потенциалом, поэтому энергетическая стратегия России направлена на максимальную эффективность использования природных ресурсов. Развитие ТЭК России как института качества ТЭП на базе программно-целевого подхода в ближайшие годы и в перспективе предполагает всемерное энергосбережение с одновременным повышением эффективности потребления энергии. Формирование конкурентной среды в ТЭК направлено на снижение издержек производства и стоимости топлива, энергии и повышение качества предоставляемых потребителю энергетических услуг. Это должно производится преимущественно через акционирование. Предоставляя преимущества мелкому и среднему бизнесу, государство поощряет образование крупных интегрированных энергокомпаний. На этом этапе задача государства заключается в преобразовании и распределении энергоресурсов и оказании поддержки формирующимся региональным структурам, особенно нефтегазовым, что приведет к снижению себестоимо-
сти ТЭП. В результате для потребителей топлива и энергии будут созданы условия выбора наиболее выгодных энергопоставщиков, конкурирующих между собой.
1. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М., 1994.
2. Щеглов И. Т. Основные подходы к созданию и реализации системы управления качеством научно-промышленного потенциала Тамбовского региона. Препринт. Тамбов, 2004. С. 5.
3. Социально-экономическая статистика. Словарь / под ред. М.Г. Назарова. М., 1981. С. 444-452.
4. Молчанов К. В. Феноменология капитализма. М., 2002.
5. Букан Д.Ж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. М., 1967. С. 93.
Поступила в редакцию 20.05.2008 г.
Savin K.N. Theoretical substantiation of the system of strategic management of the tariff policy of fuel and energy production. In the paper fuel and energy potential of Russia is considered and development fuel and energy complex as an institute of fuel and energy production quality is theoretically proved.
Key words: fuel and energy complex, quality, stability.
ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
А.Н. Морозов, Е.В. Сухоруков
В статье говорится о внедрении инноваций в области программного обеспечения, позволяющего систематизировать, упорядочить и усовершенствовать процесс обмена информацией между структурными подразделениями на химических предприятиях. Производится описание программного продукта, его модулей, а также приводятся результаты работы данного программного обеспечения.
Ключевые слова: инновации, предприятие, обеспечение, программа, модуль.
В условиях рыночной экономики для успешной работы химических предприятий требуется постоянное внедрение инноваций.
Инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей качественной продукцией и услугами. Инновация может быть рассмотрена как в статистическом, так и в динамическом аспекте. В первом случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Слово «инновация» является синонимом нововведения или новшества и может использоваться наряду с ними.
Понятие инновации и в российской, и в зарубежной экономической литературе часто определяется по-разному [1].
По В.Г. Медынскому инновации - это общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и
технологий путем практического использования нововведений. В свою очередь понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задейственное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее [2].
Я. Кук и П. Майерс под инновацией понимают полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке [3].
Для комплексного эффективного информационного взаимодействия между структурными подразделениями химических предприятий необходимо программное обеспечение, позволяющее своевременно и оперативно получать и передавать информацию внутри предприятий.
В настоящее время большинство отечественных химических предприятий стали внедрять программное средство И/3 фирмы 8АР АО (Германия). Эта система наиболее полно охватывает весь комплекс задач по управлению и учету и внедряется в крупных и средних производственных предприятиях.