3. Сажин, Б.С.Энергосберегающие процессы и аппараты текстильных и химических предприятий/ Б.С. Сажин, М.П. Тюрин.- М.- 2001. - 311 с.
4. Сажин,Б.С. Эксергетический метод в химической технологии/ Б.С. Сажин, А.П. Бу-леков.- М.: Химия.- 1992. - 205 с.
5. Сажин, Б.С. Эксергетический анализ работы промышленных установок/ Б.С. Сажин, А.П. Булеков, В.Б. Сажин. - М.- 2000.- 397 с.
6. Сажин,Б.С. Научные основы техники сушки/ Б.С. Сажин, В.Б. Сажин. - М.: Наука. -1997. - 448 с.
7. Сажин, В.Б. Выбор и расчет аппаратов с взвешенным слоем/ В.Б. Сажин, М.Б. Са-жина. - М. - 2001. - 336 с.
8. Сажин, В.Б. Сушка в закрученных потоках/В.Б. Сажин, М.Б. Сажина. - М.- 2001. - 324 с.
9. Сажин, Б.С. / Б.С. Сажин, Л.Б. Дмитриева, М.Б. Сажина.- Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности, 2007. - №4 (299). - С. 89-91.
10. Сажин, Б.С. / Б.С. Сажин, А.П. Булеков, В.Б. Сажин.- Теоретические основы химической технологии, 1999. - 33, №5. - С. 93-102.
11. Сажин, Б.С. Вихревые пылеуловители/ Б.С. Сажин, Л.И. Гудим. - М.: Химия. -1995. - 144 с.
12. Сажин, Б.С. / Б.С. Сажин, Л.М. Кочетов, А.С. Белоусов.- Теоретические основы химической технологии, 2008. - 42, №2. - С. 135-145.
13. Сажин, Б.С. Экологическая безопасность технологических процессов/ Б.С. Сажин, О С. Кочетов, Л.И. Гудим, Л.М. Кочетов. - М. - 2007. - 391 с.
14. Сажин, Б.С. Виброзащитные системы технологического оборудования/ Б.С. Сажин, О.С. Кочетов, А.В. Синев. - М. - 2003. - 276 с.
15. Кочетов, О.С. Снижение шума и вибраций в производстве: теория, расчет, технические решения/ О.С. Кочетов, Б.С. Сажин. - М. - 2001. - 319 с.
16. Синев, А.В. Динамические свойства систем виброизоляции/ А.В. Синев, О.С. Кочетов, Б.С. Сажин. - М.: ИМАШ РАН. - 2002. - 276 с.
УДК 378.1
В.Б. Сажин1, И. Селдинас2, О.С. Кочетов3, М.П. Тюрин3, О. Селдинас4, Л.И. Кошкин5, А.С. Белоусов3, М.Б. Сажина6, М.В. Сошенко3, В.В. Сажин5, М.В. Чунаев3, Т.А. Тарасенко1, Я.В. Семенихин1, Е.В. Матушкина1
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 2Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью -Йорк, США
3Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия 4Балто - Скандинавская медицинская сеть "Селдин-Центр", Юрбаркас, Литовская Республика 5Высшая школа приватизации и предпринимательства, Москва, Россия 6Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия
СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ПРОДОЛЖЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Проанализированы различные возможности получения российскими гражданами зарубежного образования: в международных и иностранных учебных заведениях, аккредитованных в России, а также с выездом за рубеж. Дан обзор условий получения образовательных кредитов для получающих зарубежное образования без выезда за границу.
Рассмотрены условия поступления российских граждан в зарубежные вузы. Подробно проанализированы основные формы предуниверситетской подготовки в Англии, Австралии, Швейцарии, Ирландии и США. Указаны возможности, предоставляемые системой подготовки «международный бакалавриат». Представлены формы обучения за рубежом по государственным соглашениям
По мнению эксперта М. Степновой, несмотря на заверения правительства, что высшее образование в России останется бесплатным, растут собственно затраты граждан на получение образования при том, что качество образования и доверие к дипломам даже самых уважаемых учебных заведений — падает. Минобрнауки полагает целесообразным снижение затратной массы бюджетников на 10% ежегодно. Так в 2007 г. количество бюджетных мест в вузах сократилось почти на 20 тысяч. Около 40% абитуриентов вузов Рособразования обучаются за плату. По данным эксперта И. Сергеева, в 2007 году в российских вузах за свой счет обучались 56% студентов, и доля "платни-ков" продолжает расти. Плата за год учебы в хорошем университете или академии стоит не менее 3—4 тысяч долларов, а в престижных вузах 5—7 тысяч долларов.
Следует признать, что в нашей стране время абсолютно бесплатного образования закончилось. Причем, диплом зарубежного вуза - это по-прежнему более высокая ступенька на карьерной лестнице, чем диплом вуза отечественного. Сегодня есть возможность получения такого диплома, не покидая Россию, и обучаясь по зарубежным программам и с зарубежными педагогами. Теперь можно самостоятельно оценить собственные перспективы и вложить деньги в будущую профессию. А если нет собственных денег, то можно инвестировать и банковские. По данным отраслевого аналитика В. Камель, условия предоставления «образовательных» кредитов с каждым годом становятся мягче, а перечень вузов, где можно, не выезжая за пределы России, получать зарубежное образование на заемные средства, шире (табл. 1,2).
Сегодня некоторые банки предлагают отсрочку платежа по кредиту на период обучения (так называемый, «льготный период»). В этом случае основная финансовая нагрузка по обслуживанию кредита переносится на момент окончания вуза, когда бывший студент станет квалифицированным специалистом и сможет рассчитывать устроиться на высокооплачиваемую работу. В течение льготного периода заемщик оплачивает лишь проценты за предоставленный кредит, а выплата основного долга откладывается. Это, пожалуй, одно из самых важных преимуществ образовательного кредита перед обычным потребительским кредитом. Конечно же, не считая более длинных сроков кредитования, которые автоматически уменьшают платеж. Ведь чем больше срок, на который оформлен кредит, тем меньше ежемесячный платеж по нему. Однако, выгода от банковского льготного периода относительная. Льготный период у банков все равно предусматривает платежи: заемщик в этот период должен погашать проценты по кредиту, а само «тело» кредита остается неизменным. Правда, за счет того, что деньги за учебу обычно перечисляются поэтапно (за каждый семестр или учебный год), сумма в первые годы невелика. Например, при кредите в $25 тыс. студент за первый год обучения заплатит, в зависимости от выбранного банка, примерно $50 ежемесячно. Во второй год — уже по $100 в месяц. В пятый год студент будет выплачивать банку в месяц по $250. После окончания вуза к сумме процентов прибавляются платежи за сам кредит. В итоге сумма увеличивается более чем в два раза. Отказавшись от льготного периода, заемщик сокращает не только размер ежемесячных платежей по кредиту, но и общую сумму переплаты за кредит. Например, при кредите в те же $25 тыс. на шесть лет и с двухлетним льготным периодом график платежей студента выглядит следующим образом: в первый год студент выплачивает по $45 в месяц, второй — около $90,
третий — $385, четвертый — $545, в последние два года — $780. Общая сумма переплаты за кредит составит $6535.
Табл. 1. Условия предоставления образовательных кредитов банками России
Банк Вуз, с которым сотрудничает банк Сумма Размер первоначального взноса Ставка, % в год
BSGV Спецусловия для вузов-партнеров* 90-750 тыс. руб. От 10% От ii в $, € и руб.
Возрождение любой 50-300 тыс. руб. S 3-i2 тыс. 0 iS в руб., i3,5 в $
Пробизнесбанк Любой i5 тыс. - 1 млн. руб. 0 ii в руб.
Сбербанк Любые От 45 тыс. руб. 0-10 (в зависимости от учебного заведения) i2 в руб.
* Международная школа бизнеса (Финансовая академия), А1ВЕС — Американский институт бизнеса и экономики «Pericles», Международная школа менеджмента Vlenck Leuven School of Management, Стокгольмская школа экономики
Табл. 2. Дополнительные условия предоставления образовательных кредитов банками России
Банк Срок Комиссии Условия досрочного погашения Срок рассмотрения заявки
BSGV До 6 лет Страхование жизни 140$/ € или 4100 руб. единовременно +300 руб. (10 $/ € ежегодно) Мораторий - 6 месяцев, минимальная сумма досрочного погашения - 500 $/€ 4 дня
Возрождение До 6 лет 1% от суммы кредита единовременно от суммы досрочного погашения В первый год штраф 2% 3-5 дней
Пробизнесбанк До i0 лет 1% от суммы кредита ежемесячно Мораторий - 1 мес. 1 день
Сбербанк До ii лет 2% от суммы кредита единовременно (минимум - 500, максимум - 5000 руб.) Без ограничений До 18 рабочих дней
Только с 1 июля 2007 года всем российским банкам законом было вменено в обязанность указывать в договорах размер эффективной ставки по кредиту с учетом всех комиссий и сборов. До этого банки, кроме процентов по кредиту, зарабатывали деньги и на различных комиссия и сборах еще на этапе выдачи кредита, а также вводя ежемесячные комиссии, например, за обслуживание счета. Так же как и в потребительском кредитовании, образовательный кредит не дадут приезжему из другого города. Поэтому, например, потенциальному заёмщику без московской регистрации банк, скорее всего, откажет в кредите для обучения в Москве. Пока только банк BSGV («Банк Сосьете Женераль Восток») выдает кредит без регистрации (правда, только заемщику, постоянно работающему в Москве). Поручителем по образовательным кредитам обычно выступают родители заемщика. По мнению начальника управления разработки кре-
дитных продуктов Промсвязьбанка С. Кризько, на практике студент может оформить кредит на себя в том случае, если у него есть доходы, которые он может документально подтвердить. Если доход студента или его родителей не позволяет ему взять кредит, то другие лица могут выступить созаемщиками. При определении максимального размера кредита принимаются во внимание совокупные доходы заемщика и созаемщика. В качестве дохода созаемщика учитывается, например, и досрочно назначенная пенсия.
По данным В. Камель, Сбербанк, помимо поручительства физических лиц, также может выдать кредит и под залог имущества. При рассмотрении заявки практически любой банк будет рассчитывать сумму кредита на основании размера заработной платы. В среднем ежемесячный платеж по обслуживанию процентов по кредиту не должен превышать 30% доходов заемщика. В большинстве случаев целевой кредит на обучение не выдается на руки абитуриенту, а предоставляется в безналичном порядке путем перевода средств на счет образовательного учреждения. Оформляются образовательные кредиты только после того, как студента зачисляют в вуз на платную форму обучения. Набор документов по образовательному кредиту примерно такой же, как на обычный потребительский кредит, только к паспорту добавляется пакет документов от поручителя и копия договора на обучение с вузом.Однако массовым продуктом этот вид кредитования пока еще не стал. Банкиры считают его рискованным, так как уверенности в том, что абитуриент будет исправно выплачивать деньги по кредиту, нет. Из-за этого риска банк не может снизить процентную ставку по кредиту, что мешает распространению этого продукта среди населения. По мнению С. Кризько, пока банки не могут удовлетворить спрос, на образовательные кредиты из-за того, что не имеют ресурсной базы для выдачи длинных необеспеченных кредитов с низкой процентной ставкой. Для выдачи таких кредитов банки должны создавать определенные резервы, что не может не отразиться на размере процентной ставки. Сейчас для того, чтобы заплатить за образование ребенка, родители часто берут простой потребительский кредит. Однако, как считает менеджер по молодежным программам кредитования Банка Сосьете Женераль Восток М. Власюк, сейчас ситуация на рынке такова, что брать потребительские кредиты для оплаты обучения стало невыгодно: процентные ставки выше, срок короче, сумма меньше. Еще одно принципиальное отличие в том, что кредит на обучение позволяет разбивать полную сумму на выплаты по семестрам/годам обучения, чего потребительский кредит, конечно, не делает. Предложения Банка Сосьете Женераль Восток преимущественно ориентированы на бизнес-образование, в том числе и за рубежом. Молодежный банк BSGV предлагает специальные условия кредитования более десятка различных образовательных программ МВА, среди которых бизнес-школы Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Высшая школа бизнеса МГУ, факультет менеджмента Высшей школы экономики, испанская школа бизнеса Instituto de Empresa и т. д.
Россияне в отличие от сверстников из других стран (табл. 3) не могут в полной мере воспользоваться услугами зарубежных образовательных учреждений. Наше государство не поощряет зарубежное обучение, а обучаться там за собственные деньги могут очень немногие из наших граждан.
Как подчеркивает большинство аналитиков, образовательные кредиты до сих пор отличаются от обычных потребительских только более сложным процессом получения. По мнению президента Всероссийского фонда образования С. Комкова, даже льготный кредит (по ставке 10% годовых) неприемлем: несостоятельные студенты как не могли себе позволить учиться, так и не смогут впредь. Учитывая сегодняшние реалии рынка труда, сложно представить себе, что новоиспеченный дипломированный
специалист устроится на работу с окладом, значительно превышающим $1 тыс. В то же время сумма ежемесячного платежа, пополнившись равными долями основного долга по окончании льготного периода, будет вплотную подступать к этой цифре. Далеко не все родители и их дети полностью готовы к осознанию того, что качественное образование — это будущий капитал и не считают возможным вкладывать в обучение заемные средства. Поэтому государство решило вмешаться и предложить новый проект, согласно которому до 2010 года планируется выдать до 30 тыс. кредитов на обучение и проживание. Студент может рассчитывать на три вида социальных кредитов: основной (сумма кредита до $25 тыс. для оплаты первого высшего образования), дополнительный (для оплаты дополнительных образовательных программ, например, интенсивного курса иностранного языка, менеджмента, информационных технологий, второго высшего образования, получаемого наряду с первым образованием и пр.), сопутствующий (кредит на проживание, размер которого будут определять студент и банк). При этом ставка по кредиту не превысит 10%. Выбор валюты кредита отдан на усмотрение банка. Погашение кредита осуществляется заемщиком уже после окончания вуза. Срок погашения кредита растянут на 10 лет. Чтобы вовлечь банки в этот проект, государство пообещало гарантировать 10% суммы выданных кредитов. Правда, пока ни у банков, ни у правительства нет четкого представления о том, сколько на самом деле может составить уровень просрочки. Ведь абитуриенты, да и молодые выпускники, взяв кредит на образование, впервые столкнутся с кредитными обязательствами. Именно поэтому госучастие в образовательном кредитовании начинается с эксперимента, а не с закона. За это время государство планирует оценить количество и причины невозвратов по выданным кредитам, а также востребованность кредита. Исходя из этих параметров, а также в зависимости от направлений подготовки, специальностей и целевого назначения государство хочет определить наиболее эффективную форму господдержки образовательного кредитования.
Табл. 3. Образовательные кредиты в странах мира
Страна Сумма, тыс. $ % по кредиту в год Срок возврата (лет после окончания учебы)
США 5-150 3-6 10
Германия 1,5—130 0 (для неимущих) 2—5,5 (для всех) 10
Франция 1,5—105 до 5,5 10
Англия 7—32 до 5 10
Швеция 20-27 1,5-2 Неограничен
Польша 12,5 6,8 6
Конечно, пока более распространена практика получения диплома иностранного вуза за рубежом. Есть профессии - бизнес, финансы, менеджмент, мода, дизайн, - которым на Западе обучают намного дольше, чем в России, и уже поэтому - лучше. Это объективная реальность. Но люди отправляются получать образование за границей и по субъективным причинам: чтобы был опыт врастания в другую культуру, чтобы вдали от дома почувствовать себя самостоятельным или просто потому, что хочется провести студенческие годы в стране с более мягким, нежели в России, климатом, более высоким уровнем жизни и более низким уровнем преступности.
Определиться с выбором подходящего западного университета легче всего через Интернет, где можно найти все, что необходимо знать претенденту на зарубежный об-
разовательный грант. По ключевым словам "студенческие обмены" поисковая система дает сотни ссылок на зарубежные образовательные программы. Например, Германская служба академических обменов предлагает гранты DAAD, программа «АЙРЕКС» (Американского совета по международному образованию) предлагает студенческий обмен для тех, кто учится на 1-3-х курсах университетов России, для специалистов с высшим образованием есть стипендии Э. Маски и т.п.
По данным эксперта Д. Трояновского, университеты предъявляют различные критерии для соискателей — например, в некоторых вузах не могут обучаться те, кто уже получал образование за рубежом. И, разумеется, требуется хорошее владение английским и почти всегда — государственным языком страны, вуз которой выбран для обучения. Важно четко и конкретно ответить на вопросы анкет (так называемых «ап-пликэйшн форм»). Особенно в той части, где предлагается в вольной форме изложить, какова личная мотивация обучения в данном конкретном учебном заведении. Почти все западные вузы требуют изложить цели, которые преследует желающий обучаться за рубежом. Западные университеты, как правило, предпочитают тех, кто преследует цели более земные и менее амбициозные. Соискателям грантов следует иметь в виду, что активно используемый в России интернет-плагиат на Западе карается законом. Использование даже одной чужой фразы без ссылки на ее источник считается преступлением против интеллектуальной собственности и влечет за собой наказание. Это строго отслеживается посредством электронной системой проверки. В случае обнаружения плагиата претендент попадает в «черный список» не только данного вуза, но и в общую картотеку нежелательных претендентов. Когда вуз выбран, анкета заполнена, остается только ждать приглашения. Часто дополнительно требуется отправить на адрес приемной комиссии копии документов и сертификатов (с официальным заверенным переводом), подтверждающих имеющиеся достижения в той или иной области знаний.
По мнению эксперта А. Кагана, западные университеты заинтересованы в иностранных студентах. Отчасти, из-за денег: так, в Великобритании, например, плата за учебу в вузе для иностранцев на порядок превышает плату для британцев. Но дело не только в деньгах. Иностранные студенты - это необходимые университетам свежие идеи, иной взгляд на мир, а в будущем - полезные связи выгодные совместные проекты. Вот только на Западе в отличие от России деньги не решают проблему поступления. Нужны знания и умения думать, искать и находить информацию, дискутировать. От иностранцев требуют знания языка, на котором ведется преподавание, на уровне практически свободного владения. Самые высокие требования к языку предъявляются к поступающим на гуманитарные, управленческие, экономические, юридические и медицинские специальности - туда, где нужно быстро осваивать большой объем текстовой информации, писать и обсуждать курсовые работы. Еще одно серьезное требование к иностранцу - это эквивалентность его диплома о среднем образовании местному. Российское школьное образование короче западного: 10-11 лет учебы у нас против 12-14 в странах Европы, США, Канаде. Так, например, в США обучение в школе трехступен-ное: «начальная-средняя-высокая» (по 4 года каждая ступень: «праймери-скул», «мидл-скул» и «хай-скул»). Затем, перед получением собственно высшего образования, идет обучение «на калледж»: трех-четырех годичное (в среднем) в зависимости от выбранных «мейджор» и «майнер» (соответственно, специальности, по которой будет получена степень бакалавра, и специализации - без бакалаврской степени, но с возможностью углубленного профессионального обучения в собственно университете). После 12-летней школы можно поступить в университет и сразу, но, все равно, перед собственно высшим образованием студент получает бакалаврское образование.
Из-за разницы в сроках обучения российский аттестат зрелости за границей недотягивает до статуса документа, дающего право на поступление в университет. Другая, более серьезная причина недоверия Запада к нашему аттестату заключается в том, что школьные выпускные экзамены у нас принимают те же учителя, что учили школьника, а вузы зачисляют абитуриентов по результатам собственных вступительных экзаменов. Во всем прочем мире знания выпускников школ оценивают независимые комиссии, их оценки для университета являются критерием истины, и собственно вступительных экзаменов обычно нет. Вполне возможно, что с введением ЕГЭ ситуация изменится (по принятому закону, с 2009 года сдача единого государственного экзамена -ЕГЭ в России обязательна), но сейчас, чтобы поступить на первый курс западного университета, по правилам требуется предварительно закончить два курса российского вуза. При этом путь в зарубежный вуз через вуз российский вовсе не единственно возможный. Так, по мнению эксперта А. Кагана, самый верный и прямой путь в зарубежный университет - через зарубежную же школу, Однако, путь этот - долгий и дорогой. Существует и другой (короче и дешевле) - через программы Foundation. Продолжительность Foundation - от семестра до двух. Программы ориентированы в первую очередь на иностранцев, знающих язык на среднем уровне (стандартное требование к английскому языку - от 4,5 до 5,5 баллов IELTS), поэтому в них комбинируются в различных пропорциях язык и академические дисциплины, профилирующие на том факультете и по той специальности, где студент предполагает в дальнейшем учиться. Кроме того, слушателей из разных стран учат, как разумно составить свой индивидуальный учебный план, знакомят с методами преподавания, принятыми в данной стране, с правилами сдачи экзаменов.
Во всех странах учеба на Foundation строится так же, как и в университете - лекции, семинары, работа в лабораториях, индивидуальные занятия. Как правило, студентам предоставляется место в резиденции, практически всегда - возможность пользоваться университетской библиотекой, спортивными сооружениями.
Великобритания. По данным эксперта образования Н. Гинзбург, Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов - и это несмотря на то, что в отличие от многих европейских стран высшее образование здесь платное. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. Специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) исследовали уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании — у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17%, превысив достижения таких лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%). Тем более - Италию и Японию (7%). При выборе места учебы важную роль играют и преимущества жизни в Соединенном Королевстве: высокий жизненный уровень и низкий уровень преступности, абсолютная веротерпимость британского общества, хорошо развитая инфраструктура британских университетов
В принципе все развитые страны заинтересованы в притоке в вузы иностранных студентов. В Великобритании иностранцы - существенная доходная статья в бюджете университетов (порядка 5 миллиардов долларов в год). Стоимость года обучения на бакалаврских программах для граждан стран, не входящих в Европейский Союз, составляет 7-9 тысяч фунтов стерлингов на теоретических курсах и 9-12 тысяч фунтов на курсах с лабораторной практикой до 19-23 тысяч - на курсах с клинической практикой. И дело не только в деньгах. Иностранные студенты — это необходимые университетам
свежие идеи, иной взгляд на мир. А в будущем — полезные связи, сулящие выгоды совместные проекты. От иностранца требуют знания языка (что вполне естественно) и эквивалентности его диплома о среднем образовании диплому местному. В России среднее образование короче западного (в Великобритании - 12-13 лет). Поэтому, чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза. В последнее время некоторые вузы стали принимать и выпускников российских школ. Так российских выпускников с отличным аттестатом и блестящим знанием английского начал принимать ирландский Тринити-колледж. Примеру Тринити последовал и британский университет «Метрополитен». Но все же «прямое попадание» — из российской школы на первый курс западного университета — скорее исключение из правила. Как правило, требуется подготовительная предуни-верситетская программа, своеобразный мостик между школой и университетом.
По мнению Н. Гинзбург, самый очевидный, прямой, естественный, да и самый надежный путь в британский университет лежит через британскую же частную школу Примерно треть всех студентов британских университетов закончили частные школы, а в Кембридже и в Оксфорде выпускников британских частных школ — больше половины. Эффективность этих школ чрезвычайно высока: процент выпускников лучших из них, ставших студентами университетов, превышает 99%. Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки — или полученные на выпускных экзаменах баллы (если человек закончил предуниверситетский курс A-level), или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое «personal statement») и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы. Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января каждого года, а в случае если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то еще раньше — не позднее сентября года предыдущего. Перечисленные в списке университеты рассматривают заявки и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условием может быть определенная сумма балов, полученная на экзаменах. Или — определенный балл, и не хуже по каждому из профильных предметов. И британские абитуриенты, и те иностранцы (россияне в их числе), которые хотя бы в старших классах учились в британской школе, могут довольно точно оценить свои шансы поступить в тот или иной университет. Для этого достаточно заглянуть в рейтинг университетов, который публикуют многие ведущие британские газеты. Число в разделе «Entry Standarts» — это проходная сумма баллов выпускных школьных экзаменов A-level, умноженная на определенный коэффициент. Самый высокий проходной балл — в Кембридже. В него можно попасть только с максимальными баллами. Надо заметить, что максимальные баллы (ААА), полученные на экзаменах A-level, - необходимое, но недостаточное условие поступления в два самых знаменитых университета Англии — Кембридж и Оксфорд. Прием в два эти университета осуществляется по результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования. Все остальные университеты зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов, и если в рейтинге «Entry Standarts» Кембриджа равен 100, а Университета Йорка, к примеру, 80, то это
означает, что в Йорк можно поступить с оценками «ABB», а при некотором везении — и с «ВВВ».
Кроме традиционных частных школ в Великобритании существует еще одна группа учебных заведений, которые занимаются подготовкой иностранцев и британцев к поступлению в университеты — это международные колледжи. Их программы в точности соответствуют школьным программам, их выпускники также сдают экзамены на сертификат A-level или IB. Колледжи оснащены поскромнее частных школ, но здесь существенно ниже вступительные требования. В первую очередь это касается требований к знанию английского: у студентов есть возможности существенно подтянуть язык за время учебы. Занятия — не только английским, но и другими предметами школьной программы — проходят в небольших группах, а при необходимости и индивидуально. В британских частных школах на подготовку к экзаменам A-level, отведено два учебных года (6 триместров). В колледже есть возможность пройти программы несколько быстрее: за астрономический год удается пройти программу четырех семестров. Существует еще более быстрая программа подготовки в университет — Foundation. Foundation — это «прицельная» программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation - 30-36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по программе A-level. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту. Программы Foundation, по мнению А. Кагана, «ноу-хау» именно Великобритании. Выбор учебных заведений и самих программ очень широк. Foundation предлагают и недорогие государственные колледжи дополнительного образования (Further Education Colleges, FE), и более дорогие частные международные колледжи. Обычно существует возможность начать учебу с любого триместра: в сентябре, январе или в апреле. University Foundation Programme чаще всего создается колледжем (неважно - государственным или частным) совместно с университетом. Bellerbys College разработал свою программу совместно с Ливерпульским университетом имени Джона Мура, Brook House - с университетом De Montfort в Лестере. Иногда университет открывает такую программу у себя (так, например, сильная Foundation есть в Уорвикском университете). После чего университет-основатель и несколько других признают эту программу. Это означает, что все выпускники данной Foundation гарантированно станут студентами этих вузов, если наберут на экзаменах, завершающих программу, достаточную для поступления в тот или иной университет сумму баллов. Причем, если студент набрал на выпускных экзаменах более 65% от максимально возможной суммы баллов, он выбирает любой университет из списка партнеров. Чем хуже оценки, тем меньше выбор. Среди университетов, готовых принять выпускников Foundation, есть очень именитые (например, входящие в ТОП 20 университетов Великобритании - Нот-тингемский и Манчестерский). Лучшим выпускникам Foundation Уорвикского университета удавалось поступать даже в суперпрестижную Лондонскую школу экономики. Но два самых старых и знаменитых университета - Кембридж и Оксфорд - эту программу пока не признали. Есть и еще одно ограничение: ни один медицинский факультет в Великобритании выпускников Foundation не принимает. Тем, кто мечтает о дипломе врача, приходится учиться по двухгодичной предуниверситетской программе Alevel (по которой учатся в 12 и 13 классах британской школы). Кстати, A-level предлагают наряду с Foundation все те же международные колледжи.
Австралия. По сравнению с Великобританией, поток российских абитуриентов в Австралию невелик. Однако, по данным посольства Австралии, ежегодно число выезжающих по студенческим визам возрастает на 30-50%. Здесь - отличная (по сути - бри-
танская) система образования, к тому же не слишком дорогая. Привлекательна для многих и возможность остаться здесь насовсем. Австралия заинтересована в притоке из-за рубежа не столько рабочих рук, сколько мозгов, и у выпускников австралийских вузов, пожелавших иммигрировать в страну, есть преимущества перед прочими иностранцами. Но сначала в австралийский вуз надо поступить. Сделать это можно разными путями - через частную школу, частный колледж, государственный колледж технического и профессионального обучения (TAFE) или даже через языковую школу. Специалисты считают, что лучший путь - через программу Foundation при вузе. По мнению сотрудника консалтинговой компании International Development Programme Грега Уайта, это - самая разумная схема поступления российского студента в австралийский вуз: человек не просто абстрактно изучает английский, как это делается в языковых школах или в колледжах, а готовится к учебе в выбранном университете, имея возможность общаться в стенах этого университета с его преподавателями и студентами». University Foundation - это разветвленный, хорошо налаженный бизнес: подготовительные курсы есть при большинстве австралийских университетов. Причем даже самые престижные университеты, такие как University of Sydney и Monash University, гарантируют выпускникам Foundation поступление на любой выбранный факультет, в том числе и на медицинский. Конечно, при условии, что они наберут необходимое число баллов по изучаемым предметам (как правило, с этой задачей справляется от 70 до 85% выпускников). Хорошие оценки, полученные выпускниками подготовительных программ при этих двух университетах, дают право поступить в любой другой австралийский университет, однако, сами Monash University и University of Sydney выпускников «чужих» Foundation обычно не принимают. Подготовительная программа другого сиднейского вуза Macquane University рассчитана на два семестра. Но она позволяет хорошо подготовленным и упорным абитуриентам поступать после завершения Foundation не на первый, а сразу на второй курс этого университета.
Швейцария. Высшее образование в Швейцарии равно доступно как гражданам страны, так и иностранцам. Однако, поступление иностранца на медицинский факультет в Швейцарии практически невозможно: профессия врача здесь так популярна, что мест на университетских скамьях не хватает даже для собственных граждан. Закрыты для иностранцев стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «Фармакология» и «Физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве, а на «Психологию», «Биологию», «Географию» не принимают вовсе.
Во всех остальных сферах ограничений для иностранцев нет, благодаря чему процент последних в университетах довольно высок в среднем — около 18%, а в Женевском университете — до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, при этом плата за учебу остается относительно невысокой для иностранных студентов она составляет от 500 швейцарских франков за семестр в Бернском университете и до 800 — в Цюрихском (исключение — небольшой итало-язычный Universita deiia Svizzera Italiana в Лугано, учеба в котором стоит 4 тысяч франков за семестр) Однако Numerous Clausus (официального ограничения приема студентов, принятого в большинстве европейских стран) в Швейцарии не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов.
Самые высокие вступительные требования к абитуриентам из России предъявляют университеты немецкоязычной части страны. Для поступления на первый курс надо закончить, как минимум, два курса российского вуза и сдать специальной приемной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Для поступления в университеты Лозанны, Женевы и Невшателя, где преподают на французском, выпускни-
кам российской средней школы с отличным аттестатом зрелости бывает достаточно сдать единый экзамен. При выборе университета, надо учитывать и его престиж, и мнение экспертов. Так швейцарцы считают, что праву следует учиться во Фрибурге, Лозанне или Невшателе, истории — в Невшателе, экономике —в Санкт-Галлене, а филологии — в Женеве.
Химию, математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университетов в EPF Lausanne и ЕТН Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире по версии авторитетного издания «Times Higher». Так в 2004 году ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), a Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место.
Обе политехнические школы, в отличие от остальных университетов, проводят собственный вступительный экзамен. Но абитуриенты, владеющие французским, и здесь выигрывают для поступления в лозаннскую EPF обычно бывает достаточно аттестата, а цюрихская ЕТН строго требует полных четырех семестров обучения в российском вузе Но начинать подготовку придется с изучения «рабочего» языка университета — французского или немецкого. Языковые курсы для иностранцев работают при том же Фрибургском университете. Впрочем, хорошие языковые школы — как входящие в известные международные лингвистические сети (Eurocentres, inlingua), так и несколько менее известные швейцарские (C&L Study Centre, Oekos-Schule и др ) — есть в Цюрихе, Лозанне, Монтре и многих других городах страны.
Ирландия. По темпам экономического роста Ирландия занимает сейчас первое место в Европе. Программы Foundation в Ирландии моложе и дешевле британских. Их основная и едва ли не единственная направленность - подготовка иностранцев к учебе по различным бизнес-специальностям. Скажем, профиль University International Foundation Programme частного колледжа Griffith (Дублин) - это бизнес, экономика, финансы и бухучет, маркетинг, туризм, компьютерные и телекоммуникационные технологии. Среди вузов, готовых принять выпускников, 4 университета Великобритании (в их числе Ноттингемский), американский Loch Haven University, австралийские университеты Monash и Charles Sturt и большинство ирландских бизнес-колледжей (некоторые из которых присваивают выпускникам степень бакалавра бизнеса). Выпускников российских школ, хорошо владеющих английским языком, при этом талантливых и амбициозных охотно принимают на предуниверситетскую программу лучшего ирландского университета Trinity College. Сегодня на российском образовательном рынке Ирландия активно и довольно успешно конкурирует с Великобританией. Основы успеха -более низкие цены на учебу, относительная дешевизна студенческой жизни и реальные шансы трудоустройства после окончания вуза или колледжа в самой Ирландии: при быстром экономическом росте в стране проявляется влияние отрицательной демографической волны, отчего появились свободные рабочие места. Особенно много - на предприятиях, связанных с компьютерными технологиями.
Америка. По данным группы аналитиков «M&K» (Н.Рогов и др.), развивающиеся страны азиатского региона целенаправленно поощряют получение образования в США. Так, рост числа индийских студентов обеспечен усилиями как индийских, так и американских властей. В Индии действует развитая система льготного кредитования на обучение за границей. Причем возвратившийся работать на родину специалист от выплаты кредита освобождается. США, в свою очередь, облегчили индийским студентам получение виз, а американские вузы открывают представительства для набора студентов в Индии. В Китае также существует система поддержки обучения за границей, ос-
нованная на безвозмездных грантах правительства. Число китайских студентов в США увеличилось за десять лет с 39,5 тыс. до 62,5 тыс. Корея лидирует по относительному числу студентов: на 100 тыс. человек населения там приходится 112 студентов, обучающихся в США. По этому показателю она обходит даже соседнюю с США Канаду (85 студентов на 100 тыс. человек) и находится далеко впереди Индии и Китая (8 и 5 студентов на 100 тыс. человек соответственно). При этом в Корее масштабные меры поддержки в получении заграничного образования перестали действовать еще в 70-х годах. Обучение проводится в основном за собственные средства, но госслужащим выдают льготные кредиты на обучение детей. Причем, развивающиеся страны азиатского региона максимально эффективно используют возможности американского образования: большинство приезжающих в США студентов уже имеют первое высшее образование. В целом только 42% обучающихся в США иностранцев не имеют академической степени, то есть учатся на бакалавра. Среди китайских студентов уже имеют одно высшее образование 79%, среди индийских—72,5%. В случае с корейскими студентами соотношение примерно 50 на 50. Наоборот, европейцы предпочитают получать в США первое высшее образование: среди студентов из Великобритании только 34% уже имеют его, среди норвежцев —29%. Из российских студентов 52,5% имеют высшее образование. Причем, в бизнес-школах США распространена практика предоставления кредита, получить который намного легче, чем заем на получение степени бакалавра. По экспертной оценке И. Сергеева, вузы и колледжи США зарабатывают на иностранцах более 14 миллиардов долларов в год.
По данным А. Кагана, в США, как и в соседней Канаде, российский аттестат зрелости обычно признают, а от выпускников наших школ зачастую требуют в дополнение к нему лишь сертификат TOEFL, свидетельствующий о достаточном знании английского языка. Уровень этих требований в разных университетах разный: от 500 «бумажных» баллов в государственном Университете Массачусетса - до 650 баллов в расположенном поблизости, но гораздо более престижном MTI. Кроме сертификата TOEFL, университет может затребовать и результаты общеобразовательных экзаменов - SAT. В принципе, и выучить язык, и сдать все эти экзамены можно и в Москве, не выезжая за границу. Потом отправить документы в университет и до весны ждать ответа. Есть другой путь - поехать на Foundation в США или Канаду (например, в одну из языковых школ, входящих в крупные корпорации, такие как ASPECT или ELS и расположенных на кампусе какого-либо университета). Особенность американской Foundation состоит в том, что на ней ничего, кроме английского, не преподают. Зато есть служба размещения студентов по американским университетам, сотрудники которой от имени соискателей переписываются с университетами, договариваются об интервью, регистрируют на экзамены и т п.
Программа «Международный бакалавриат». Образование по программе международного бакалавриата «International Baccalaureate» (IB) открывает перед выпускниками дополнительные возможности: с дипломом IB (естественно, с высокими баллами) можно поступать на любой факультет Оксфорда, Кембриджа и любого другого университета Великобритании, Гарварда, Иеля и Принстона в США и еще многих университетов. Более того, многие университеты США приравнивают курсы, пройденные по программе IB, к пройденным на первом курсе вуза и засчитывают соответствующие «кредиты». А вообще диплом IB признан в 50 странах мира. Школы, входящие в систему IB, открыты во многих странах мира. Самый известный британский колледж, специализирующийся на подготовке как британцев, так и иностранцев к поступлению в университеты по программе международного бакалавриата, — это международный колледж St. Clare's в Оксфорде. Поступить на программу IB может любой человек не
моложе 16 лет, прошедший собеседование на английском языке. Если во время собеседования выяснится, что претендент не вполне готов к учебе по программе IB, ему могут предложить начать с подготовительной программы — рге-IB. На рге-IB в течение одного учебного года студенты изучают английский (при желании — еще один иностранный язык), математику, естественные и гуманитарные науки. Предуниверситетский курс IB длится 2 года. Как и британская национальная программа A-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность университета. Но, в отличие от A-level, IB дает студентам всестороннее образование, изучаются не 2—4, а 6 предметов: 1) родной язык (для россиян - русский язык), 2) иностранный язык (в данном случае — английский), 3) математика, 4) гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор, например, история искусств, либо общая история, литература и т. п.), 5) естественные науки (на выбор физика, химия или биология), 6) дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от избранной специальности три предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень А), другие — менее (Standart (Subsidiary) level, или уровень В) На втором году обучения студенты в обязательном порядке изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрен курс CAS (Creativity, Action, Service): это творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т. п.), занятия спортом, участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность, работа в столовых для бездомных). По завершении курса студенты сдают экзамены и пишут тезис — развернутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов — 6, высшая оценка — 7, низшая — 1, еще 3 балла можно получить за тезис и участие в конкурсе CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 35—36 баллов. По данным агентства Альбион, в последние годы несколько британских частных школ (среди них — Британская школа в Москве) решили заменить национальную программу A-level на более универсальную программу Международного бакалавриата IB. Но и у проверенной временем британской национальной программы есть преданные сторонники. A-Level и IB — это двухгодичные программы обучения, обеспечивающие высокий уровень академической подготовки. Обе эти программы одинаково принимаются университетами во всем мире, академический спрос на обе эти программы в равной степени высок. Зарубежное обучение российских граждан по государственным контрактам. По авторитетному мнению заместителя начальника управления международного сотрудничества Министерства образования и науки РФ В. Петренко, есть ряд специальных международных соглашений, в соответствии с которыми студент может поехать учиться за рубеж по государственной линии. Соискатели зарубежного образования, как правило, обращаются к проректору своего вуза по международным связям. Он обладает ежегодной информацией от федерального агентства по образованию: какая страна, на какие формы обучения и на каких условиях предоставляет стипендии российским студентам.
Сейчас количество студентов, уезжающих учиться за границу по государственной линии невелико — порядка 500 человек с 1 — 2-х курсов вузов системы Рособразования (выпускники школ не направляются). Это число достаточно стабильно. Еще 40 студентов и 60 аспирантов едут по стипендии Президента РФ, на которую объявляется ежегодный всероссийский конкурс. Всего за рубеж (сегодня самые популярные направления — Европа и Китай) на обучение или повышение квалификации отправляются до 35 тысяч российских учащихся, студентов и научно-педагогических работников.