Научная статья на тему 'Проблемы получения зарубежного образования'

Проблемы получения зарубежного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Белоусов А. С., Сажина М. Б.

Обсуждены возможности получения зарубежного образования российскими студентами по линии государственных обменов. Рассмотрен опыт «самовывоза» зарубежного образования стран азиатского региона и преференций целого ряда стран в отношении граждан, получающих зарубежное образование. Подробно рассмотрены особенности поступления в вузы и получения образования в Великобритании и Швейцарии для российских граждан. Даны сведения о ведущих вузах Великобритании и Швейцарии. Оценены различия образовательных программ A-level (предуниверситетский курс) и IB (международный бакалавриат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажин В. Б., Кочетов О. С., Тюрин М. П., Белоусов А. С., Сажина М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы получения зарубежного образования»

В.Б. Сажин, О.С. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, М.Б. Сажина, М.В. Сошенко, М.В. Чумаев, Я.В. Семенихин, Е.В. Матушкина, И.М. Селдинас, О.И. Селдинас

Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, Москва, Россия Высшая школа нетрадиционной медицины, Нью Йорк, США

Балто-Скандинавская медицинская сеть «Селдин-Цеитр”, Юрбаркас, Литовская Республика ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждены возможности получения зарубежного образования российскими студентами по линии государственных обменов. Рассмотрен опыт «самовывоза» зарубежного образования стран азиатского региона и преференций целого ряда стран в отношении граждан, получающих зарубежное образование. Подробно рассмотрены особенности поступления в вузы и получения образования в Великобритании и Швейцарии для российских граждан.

Даны сведения о ведущих вузах Великобритании и Швейцарии. Оценены различия образовательных программ A-level (предуниверситетский курс) и IB (международный бакалавриат).

По авторитетному мнению заместителя начальника управления международного сотрудничества Министерства образования и науки В. Петренко, есть ряд специальных международных соглашений, в соответствии с которыми студент может поехать учиться за рубеж по государственной линии. Желающие должны обратиться к проректору своего вуза по международным связям. Он обладает ежегодной информацией от федерального агентства по образованию: какая страна, на какие формы обучения и на каких условиях предоставляет стипендии российским студентам. Сейчас количество студентов, уезжающих учиться за границу по государственной линии невелико — порядка 500 человек с 1 — 2-х курсов вузов Рособразования (выпускники школ не направляются). Это число достаточно стабильно. Еще 40 студентов и 60 аспирантов едут по стипендии Президента РФ, на которую объявляется ежегодный всероссийский конкурс. Всего слушать лекции иностранных педагогов отправляются до 20 тысяч учащихся, студентов и научно-педагогических работников. Самые популярные направления — Европа и Китай.

Определиться с выбором подходящего западного университета легче всего через Интернет, где можно найти все, что необходимо знать претенденту на зарубежный образовательный грант. Удобнее искать информацию по ключевым словам "студенческие обмены". Поисковая система дает сотни ссылок на зарубежные образовательные программы. Примеры: программа АЙРЕКС (Американский совет по международному образованию), который предлагает студенческий обмен (для тех, кто учится на 1 -3-х курсах). стипендии Э.Маски (для специалистов с высшим образованием), гранты DAAD (Германской службы академических обменов) и т.п.

По данным эксперта Д. Трояновского, университеты предъявляют различные критерии для соискателей — например, в некоторых вузах не могут обучаться те, кто уже получал образование за рубежом. И, разумеется, требуется хорошее владение английским и почти всегда — государственным языком страны, вуз которой выбран для обучения.

Важно четко и конкретно ответить на вопросы анкет (так называемых «аппли-кэйшн форм»). Особенно в той части, где предлагается в вольной форме изложить, какова личная мотивация обучения в данном конкретном учебном заведении. Почти все западные вузы требуют изложить цели, которые преследует желающий обучаться за рубежом. Западные университеты, как правило, предпочитают тех, кто преследует цели более земные и' менее амбициозные.

Российские студенты, обучавшиеся за рубежом, убеждены, что базу знаний на

родине дают хорошую. Но в процессе соискания грантов, так же как и в процессе обучения за рубежом, российские студенты активно используют интернет-плагиат. На Западе такой подход карается законом. Использование даже одной чужой фразы без ссылки на ее источник считается преступлением против интеллектуальной собственности и влечет за собой наказание. Что строго отслеживается посредством электронной системой проверки. В случае обнаружения плагиата претендент попадает в «черный список» не только данного вуза, но и в общую картотеку нежелательных претендентов. Когда вуз выбран, анкета заполнена, остается только ждать приглашения. Часто дополнительно требуется отправить на адрес приемной комиссии копии документов и сертификатов (с официальным заверенным переводом), подтверждающих имеющиеся достижения в той или иной области знаний.

По данным группы аналитиков «М&К» (Н.Рогов и др.), развивающиеся страны азиатского региона целенаправленно поощряют получение образования в США. Так, рост числа индийских студентов обеспечен усилиями как индийских, так и американских властей. В Индии действует развитая система льготного кредитования на обучение за границей. Причем возвратившийся работать на родину специалист от выплаты кредита освобождается. США, в свою очередь, облегчили индийским студентам получение виз, а американские вузы открывают представительства для набора студентов в Индии. В Китае также существует система поддержки обучения за границей, основанная на безвозмездных грантах правительства Число китайских студентов в США увеличилось за десять лет с 39,5 тыс. до 62,5 тыс. Корея лидирует по относительному числу студентов: на 100 тыс. человек населения там приходится 1.12 студентов, обучающихся в США. По этому показателю она обходит даже соседнюю с США Канаду (85 студентов на 100 тыс. человек) и находится далеко впереди Индии и Китая (8 и 5 студентов на 100 тыс. человек соответственно). При этом в Корее масштабные меры поддержки в получении заграничного образования перестали действовать еще в 70-х годах. Обучение проводится в основном за собственные средства, но госслужащим выдают льготные кредиты на обучение детей. Причем, развивающиеся страны азиатского региона максимально эффективно используют возможности американского образования: большинство приезжающих в США студентов уже имеют первое высшее образование.

В целом только 42% обучающихся в США иностранцев не имеют академической степени, то есть учатся на бакалавра. Среди китайских студентов уже имеют одно высшее образование 79%, среди индийских—72,5%). В случае с корейскими студентами соотношение примерно 50 на 50. Наоборот, европейцы предпочитают получать в США первое высшее образование: среди студентов из Великобритании только 34% уже имеют его, среди норвежцев —29%. Из российских студентов 52,5% имеют высшее образование. Причем, в бизнес-школах США распространена практика предоставления кредита, получить который намного легче, чем заем на получение степени бакалавра.

По экспертной оценке И. Сергеева в конкурентной борьбе за иностранных студентов российские вузы пока проигрывают. Вузы и колледжи США, к примеру, зарабатывают на иностранцах более 14 млрд. долларов в год, английские — 5 млрд. Российские

— чуть больше $100 млн. при потенциале, по оценке специалистов, до $4 млрд. в год.

По данным Института международного образования, в 2004-2005 учебном году в США обучались 565 тыс. иностранных студентов. На втором месте Великобритания, которая по числу иностранных студентов уступает США в два раза Главным экспортером студентов в американские вузы в последние годы стала Индия—в 2005 гаду там обучались 80,5 тыс. индийских студентов (14% от их общего числа). За последние семь лет Индия обогнала по этому показателю Южную Корею и Китай. Теперь Китай занимает 2-е место (62,5 тыс. студентов), а Корея — 3-е (53,4 тыс.). Россия на 22-м месте — 5 тыс. студентов обучаются в США (в 1999 году было 7 тыс.).

По данным эксперта образования Н. Гинзбург, Великобритания удерживает одно из первых мест в мире по числу иностранных студентов - и это несмотря на то, что в отличие от многих европейских стран высшее образование здесь платное. У британских университетов репутация учебных заведений, дающих выпускникам блестящее образование и перспективы получить хорошую работу. В начале XXI века специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) исследовали уровень заработной платы и процент безработицы среди выпускников вузов развитых стран мира. Выяснилось, что самые большие шансы получить высокооплачиваемое место в престижной компании — у студентов британских университетов. Рейтинг Великобритании по этому показателю составил 17%, превысив достижения таких лидеров мирового образования, как США, Франция, Швеция, Голландия и Дания (от 10 до 15%). Тем более - Италию и Японию (7%). При выборе места учебы важную роль играют и преимущества жизни в Соединенном Королевстве: высокий жизненный уровень и низкий уровень преступности, абсолютная веротерпимость британского общества, хорошо развитая инфраструктура британских университетов

В принципе все развитые страны заинтересованы в притоке в вузы иностранных студентов. В Великобритании иностранцы - существенная доходная статья в бюджете университетов. Стоимость года обучения на бакалаврских программах для граждан стран, не входящих в Европейский Союз, составляет 7-9 тысяч фунтов стерлингов на теоретических курсах и 9-12 тысяч фунтов на курсах с лабораторной практикой до 1923 тыс. - на курсах с клинической практикой. И дело не только в деньгах. Иностранные студенты — это необходимые университетам свежие идеи, иной взгляд на мир. А в будущем — полезные связи, сулящие выгоды совместные проекты. От иностранца требуют знания языка (что вполне естественно) и эквивалентности его диплома о среднем образовании диплому местному. В России среднее образование короче западного (в Великобритании - 12-13 лет). Поэтому, чтобы поступить на первый курс западного университета, требуется предварительно закончить два курса российского вуза (рис. 1).

В последнее время некоторые вузы стали принимать и выпускников российских школ. Так российских выпускников с отличным аттестатом и блестящим знанием английского начал принимать ирландский Тринити-колледж. Примеру Тринити последовал и британский университет «Метрополитен». Но все же «прямое попадание» — из российской школы на первый курс западного университета — скорее исключение из правила. Как правило, требуется подготовительная предуниверситетская программа, своеобразный мостик между школой и университетом.

По мнению Н. Гинзбург, самый очевидный, прямой, естественный, да и самый надежный путь в британский университет лежит через британскую же частную школу Примерно треть всех студентов британских университетов закончили частные школы, а в Кембридже и в Оксфорде выпускников британских частных школ — больше половины. Эффективность этих школ чрезвычайно высока: процент выпускников лучших из них, ставших студентами университетов, превышает 99%. Набором студентов во все высшие учебные заведения страны занимается центральное бюро UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Все абитуриенты заполняют заявку (UCAS-форму). Эта форма включает в себя учебные достижения на момент подачи заявки — или полученные на выпускных экзаменах баллы (если человек закончил предуниверситетский курс A-level), или отметки, которые заявитель только предполагает получить на выпускных экзаменах; описание устремлений и амбиций заявителя с обоснованием, почему он решил делать карьеру именно в данной области (короткое сочинение, называемое «personal statement») и список университетов в алфавитном порядке (не больше 6), в которых абитуриент хотел бы учиться. К заявке прилагается характеристика школы.

Пакет документов надо отправить в UCAS не позднее января каждого года, а в

случае если в список университетов внесены Оксфорд или Кембридж, то еще раньше

— не позднее сентября года предыдущего. Перечисленные в списке универ-ситетырассматривают заявки и либо предлагают абитуриенту место, либо сразу отказывают ему, либо приглашают на интервью. Место предлагается, как правило, условное: ведь большинство абитуриентов посылают заявки, не успев сдать выпускные экзамены. Условием может быть определенная сумма балов, полученная на экзаменах. Или — определенный балл, и не хуже по каждому из профильных предметов. И британские абитуриенты, и те иностранцы (россияне в их числе), которые хотя бы в старших классах учились в британской школе, могут довольно точно оценить свои шансы поступить в тот или иной университет. Для этого достаточно заглянуть в рейтинг университетов (рис. 2), который публикуют многие ведущие британские газеты (см. ссылку www.timesonline.co.uk/sec-tion/0,,84Q3.00.html). Число в разделе «Entry Standarts» — это проходная сумма баллов выпускных школьных экзаменов A-level. умноженная на определенный коэффициент. Самый высокий проходной балл — в Кембридже. В него можно попасть только с максимальными баллами. Надо заметить, что максимальные баллы (ААА), полученные на экзаменах A-level, - необходимое, но недостаточное условие поступления в два самых знаменитых университета Англии — Кембридж и Оксфорд. Прием в два эти университета осуществляется по результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования. Все остальные университеты зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов, и если в рейтинге «En-try Standarts» Кембриджа равен 100, а Университета Йорка, к примеру, 80, то это означает, что в Йорк можно поступить с оценками «АВВ». а при некотором везении — и с «ВВВ». Частные школы воспитывают элиту общества, и для этого там есть все: библиотеки, которым могли бы позавидовать многие университеты, олимпийского уровня стадионы, бескрайние игровые поля, джаз-группы и симфонические оркестры, хоры и театры. Однако, старшеклассникам поступить в частную школу не просто, т.к. в выпускных классах требуется знать английский не хуже, чем родной. Школы, как правило, сами экзаменуют претендентов: по английскому языку, математике, профильным предметам. Поскольку частных школ в Великобритании около 2500, теоретически можно найти школу, в которой снисходительно отнесутся к недостаточному знанию языка.

Кроме традиционных частных школ в Великобритании существует еще одна группа учебных заведений, которые занимаются подготовкой иностранцев и британцев к поступлению в университеты — это международные колледжи. Их программы в точности соответствуют школы-ibiM программам, их выпускники также сдают экзамены на сертификат A-level или IB. Колледжи оснащены поскромнее, но здесь существенно ниже вступительные требования. В первую очередь это касается требований к знанию английского: у студентов есть возможности существенно подтянуть язык за время учебы. Занятия — не только английским, но и другими предметами школьной программы проходят в небольших группах, а при необходимости и индивидуально. В британских частных школах на подготовку к экзаменам A-level, отведено два учебных года (6 триместров). В колледже есть возможность пройти программы несколько быстрее: за астрономический год удается пройти программу четырех семестров. Существует еще более- быстрая программа подготовки в университет — Foundation. Foundation — это «прицельная» программа, готовящая к поступлению исключительно на данную специальность. Именно таким образом подготовку в университет удалось значительно сократить: обычная продолжительность Foundation - 30-36 недель. Соответственно, и цена такой подготовки существенно ниже, чем по программе A-level. Учебный курс включает интенсивные занятия английским плюс те предметы, которые понадобятся студенту

в университете. Кроме международных колледжей, программу .Foundation предлагают в крупных языковых школах, а также в некоторых университетах. Университетские Foundation по содержанию ничем не отличаются от тех, что предлагают международные колледжи. На них есть смысл поступать в том случае, если вы уже совершенно точно знаете, что будете поступать именно в этот конкретный университет. Колледжи же в этом смысле дают некоторую свободу маневра: их программы признают, как правило, несколько университетов. Главным критерием при выборе колледжа должна стать академическая программа. Сначала решите, по какой специальности вы будете получать высшее образование. Выбрав специальность для получения высшего образования, необходимо обратиться к рейтингам университетов, причем не к общим, а к рейтингам по специальностям — они не совпадают. В общих - обычно лидируют Кембридж и Оксфорд, самые престижные британские университеты. Но, например, бизнес и менеджмент стоит изучать Манчестерском университете наук и технологий, Ланкастерском университете, Уорвикском университете, Лондонской школе экономики (примечательно, что легендарные Кембридж с Оксфордом здесь не входят даже в двадцать лучших).

Образование по программе «Международный бакалавриат» (International Baccalaureate, IB) открывает перед выпускниками дополнительные возможности: с дипломом IB (естественно, с высокими баллами) можно поступать на любой факультет Оксфорда, Кембриджа и любого другого университета Великобритании, Гарварда, Меля и Принстона в США и еще многих университетов. Более того, многие университеты США приравнивают курсы, пройденные по программе IB, к пройденным на первом курсе вуза и засчитывают соответствующие «кредиты». А вообще диплом IB признан в 50 странах мира. Школы, входящие в систему IB, открыты во многих странах мира. Самый известный британский колледж, специализирующийся на подготовке как британцев, так и иностранцев к поступлению в университеты по программе международного бакалавриата, — это международный колледж St. Clare's в Оксфорде. Поступить на программу IB может любой человек не моложе 16 лет, прошедший собеседование на английском языке. Если во время собеседования выяснится, что претендент не вполне готов к учебе по программе IB, ему могут предложить начать с подготовительной программы — рге- IB. На рге- IB в течение одного учебного года студенты изучают английский (при желании — еще один иностранный язык), математику, естественные и гуманитарные науки. Предуниверситетский курс IB длится 2 года. Как и британская национальная программа А-level, IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность университета. Но, в отличие от А-level, IB дает студентам всестороннее образование, изучаются не 2—4, а 6 предметов: 1) родной язык (для россиян - русский язык), 2) иностранный язык (в данном случае — английский). 3) математика, 4) гуманитарные науки (одна дисциплина на выбор, например, история искусств, либо общая история, литература и т. п.), 5) естественные науки (на выбор физика, химия или биология), 6) дополнительный предмет для профильной подготовки в университет. В зависимости от избранной специальности три предмета изучаются более глубоко (Higher level, или уровень А), другие — менее (Standart (Subsidiary) level, или уровень В) На втором году обучения студенты в обязательном порядке изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрен курс CAS (Creativity, Action, Service): это творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т. п.), занятия спортом, участие в социальных программах (помощь старикам и инвалидам, сбор средств на благотворительность, работа в столовых для бездомных). По завершении курса студенты сдают экзамены и пишуг тезис — развернутое сочинение примерно на 80 страниц. Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов — 6, высшая оценка — 7, низшая — 1, еще 3

балла можно получить за тезис и участие в конкурсе CAS). С этой задачей справляются не все: по мировой статистике, около 30% окончивших курс остаются без диплома. Чтобы поступить в самые престижные университеты мира, надо иметь в дипломе не меньше 35—36 баллов.

По данным агентства Альбион, в последние годы несколько британских частных школ (среди них — Британская школа в Москве) решили заменить национальную программу A-level на более универсальную программу Международного бакалавриата IB. Но и у проверенной временем британской национальной программы есть преданные сторонники. A-Level и IB — это двухгодичные программы обучения, обеспечивающие высокий уровень академической подготовки. Обе эти программы одинаково принимаются университетами во всем мире, академический спрос на обе эти программы в равной степени высок.

Не так давно British Qualifications и Curriculum Authority представили детальное сравнение обеих систем. Выяснилось, что по результатам экзаменов обе программы равнозначны. Самое очевидное различие между двумя программами в том, что программа A-Level дает студентам большую свободу в выборе предметов. На программе IB студенты шестых (выпускных) классов обязательно изучают математику, два языка, науку и еще два предмета. На программе A-Level студенты, которые хотят стать врачами, могут выбрать, к примеру, физику, химию, биологию и музыку, а гуманитарии — экономику, историю, географию и искусство. Ни одна из этих комбинаций неприемлема на программе IB. Другими словами, программа IB более ограниченна, чем A-Level.

Мотивированные, целеустремленные, способные студенты с очевидностью выигрывают, используя подход A-Level. Но эта программа подходит и для менее способных студентов, поскольку дает им возможность сконцентрировать энергию на ограниченном количестве предметов и не заниматься теми предметами, которые им неинтересны или к которым у них нет способностей. При этом никто не мешает студенту при желании выбрать для изучения широкий спектр предметов — примерно такой, как в IB.

Высшее образование в Швейцарии равнодоступно как гражданам страны, так и иностранцам. Правда, с некоторыми оговорками. Поступление иностранца на медицинский факультет в Швейцарии практически невозможно: профессия врача здесь так популярна, что мест на университетских скамьях не хватает даже для собственных граждан. Закрыты для иностранцев стоматологические и ветеринарные факультеты. На специальности «Фармакология» и «Физиология» иностранцев принимают, но в ограниченном количестве, а на «Психологию», «Биологию», «Г еографию» не принимают вовсе

Во всех остальных сферах ограничений для иностранцев нет, благодаря чему процент последних в университетах довольно высок в среднем — около 18%, а в Женевском университете — до 33%. Общее число поступающих в вузы страны за последние годы заметно увеличилось, при этом плата за учебу остается относительно невысокой для иностранных студентов она составляет от 500 швейцарских франков за семестр в Бернском университете и до 800 — в Цюрихском (исключение — небольшой италоя-зычный Universita deiia Svizzera Italiana в Лугано, учеба в котором стоит 4 тысяч франков за семестр) Однако Numerous Clausus (официального ограничения приема студентов, принятого в большинстве европейских стран) в Швейцарии не ввели. Проблему перенаселения университеты решают иначе: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов.

Самые высокие вступительные требования к абитуриентам из России предъявляют университеты немецкоязычной части страны. Для поступления на первый курс надо закончить как минимум два курса российского вуза и сдать специальной приемной комиссии во Фрибурге единый экзамен для иностранцев. Для поступления в университеты Лозанны, Женевы и Невшателя, где преподают на французском, выпускни-

кам российской средней школы с отличным аттестатом зрелости бывает достаточно сдать единый экзамен. При выборе университета, надо учитывать и его престиж, и мнение экспертов. Так швейцарцы считают, что праву следует учиться во Фрибурге, Лозанне или Невшателе, истории — в Невшателе, экономике —в Санкт-Г аллене, а филологии — в Женеве.

Химию, математику, точные науки, инженерное дело и архитектуру лучше всего преподают в двух швейцарских политехнических школах, имеющих статус университе-. тов в EPF Lausanne и ETH Zurich. Обе школы чрезвычайно высоко котируются в мире по версии авторитетного издания «Times Higher». Так в 2004 году ETH Zurich вошла в первую десятку лучших университетов мира и в тройку лучших университетов Европы (уступив лишь Оксфорду и Кембриджу), a Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPF) заняла в рейтинге европейских университетов десятое место.

Обе политехнические школы, в отличие от остальных университетов, проводят собственный вступительный экзамен. Но абитуриенты, владеющие французским, и здесь выигрывают для поступления в лозаннскую EPF обычно бывает достаточно аттестата, а цюрихская ЕТН строго требует полных четырех семестров обучения в российском вузе. Но начинать подготовку придется с изучения «рабочего» языка университета

— французского или немецкого. Языковые курсы для иностранцев работают при том же Фрибургском университете. Впрочем, хорошие языковые школы — как входящие в известные международные лингвистические сети (Eurocentres, inlingua), так и несколько менее известные швейцарские (C&L Study Centre, Oekos-Schule и др ) — есть в Цюрихе, Лозанне, Монтре и многих других городах страны.

Ведущие университеты Швейцарии (по данным информационной службы агентства Альбион). EPFL — Federal Institute of Technology Lausanne. Количество студентов 6,5 тыс. (39,8% иностранцев). Факультеты: Химии и химического машиностроения, математики, физики, Электрической и электронной техники, машиностроения, материаловедения, микропроцессорной техники, Охраны окружающей среды, гражданского строительства и архитектуры, Информатики и коммуникационных систем, Наук и технологий жизнеобеспечения. Управления технологиями. ETHZ — Federal Institute of Technology. Количество студентов 12,5 тыс. (21,77% иностранцев). Факультеты: Естественных наук и математики, Машиноведения, Архитектуры и строительства, Системно ориентированных наук, Других наук и спорта. University of Basel. Количество студентов 9222 (20,7% иностранцев). Факультеты: Естественных наук, Права, Экономики, Психологии, Теологии, Общественных и социальных наук. Медицины. University of Bern. Количество студентов 13,3 тыс. (8,4% иностранцев). Факультеты: Естественных наук, Медицины, Права, Педагогический, Ветеринарии, Теологии, Искусства, Общественных наук, Экономики и социологии. University of Fribourg. Количество студентов около 10 тыс. (17,9% иностранцев) Факультеты: Естественных наук, Литературы, Экономики и социологии. Права, Теологии. University of Geneva. Количество студентов 14,6 тыс. (37,9% иностранцев). Факультеты: Естественных наук. Права, Экономики и социологии, Искусства, Психологии и педагогики, Медицины, Переводчиков. Архитектуры, Европейских исследований, Протестантской теологии, Центр международных исследований. University of Neuchatel. Количество студентов 3296 (23,5% иностранцев). Факультеты: Естественных наук, Экономики и социологии, Литературы и общественных наук, Права, Теологии. University of Lausanne. Количество студентов 10,2 тыс. (20,7% иностранцев). Факультеты: Наук о Земле и окружающей среде, Общественных и политических наук, Искусства, Биологии и медицины, Экономики и менеджмента, Права, Теологии. University of Zurich. Количество студентов 23,4 тыс. (1 3,5% иностранцев). Факультеты: Математики и естественных наук, Литературы, Права, Экономики, Медицины, Ветеринарии, Теологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.