Научная статья на тему 'Синергетический подход к процессу саморазвития учебной деятельности школьника'

Синергетический подход к процессу саморазвития учебной деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМОРАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SYNERGISTIC APPROACH / SELF-DEVELOPMENT OF TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Надежда Николаевна, Каверин Станислав Борисович

Саморазвитие учебной деятельности раскрывается через развитие школьника. Данное развитие инициируется самим учащимся. Этот процесс может быть исследован с позиции синергетического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Надежда Николаевна, Каверин Станислав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC APPROACH TO SELF-DEVELOPMENT OF TRAINING ACTIVITIES OF STUDENT

The self-development of training activities is disclosed through development of pupil. This development is initiated by the students. This process can be viewed from the position of a synergetic approach.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к процессу саморазвития учебной деятельности школьника»

UDC 616.711

METHODS OF KINETOTHERAPY IN VIOLATION OF POSTURE AND SCOLIOSIS PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN SPECIAL MEDICAL GROUPS

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Adaptive Physical Education Department, e-mail: [email protected]

The paper presents the kinetotherapy methodology in violation of posture and scoliosis primary school children of special medical groups. For the purpose of diagnosis or degree of abnormality of posture and scoliosis measurements made diamond Mashkov at the beginning and end of the experiment. The study results were obtained characterizing the efficiency of methods kinesotherapy.

Key words: kinesiatrics; posture; scoliosis; primary school age children; Special medical group.

УДК 159.922:316.6

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ САМОРАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

© Надежда Николаевна ВЕСЕЛОВА

Московский государственный индустриальный университет, г. Чехов, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] © Станислав Борисович КАВЕРИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор-консультант кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]

Саморазвитие учебной деятельности раскрывается через развитие школьника. Данное развитие инициируется самим учащимся. Этот процесс может быть исследован с позиции синергетического подхода.

Ключевые слова: учебная деятельность; синергетический подход; саморазвитие учебной деятельности.

За последние годы в отечественной психологии учебная деятельность как самораз-вивающаяся система стала исследоваться в рамках синергетического подхода, но в большинстве случаев исследования осуществлялись в отношении учебной деятельности студентов.

Представление об учебной деятельности школьников как о системе, объединяющей в себе сложные по своей структуре общеучебные (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные) умения, открытой не только для внешнего управления со стороны педагога-психолога и самого субъекта деятельности, но и воздействиям случайно-стно-ситуационных факторов позволяет нам анализировать процесс саморазвития учебной деятельности с позиции синергетики.

В данной статье мы развиваем точку зрения Д.Б. Богоявленской на саморазвитие

учебной деятельности, определяемое как ее развитие, происходящее по инициативе личности обучающегося [1]. В этой связи следует отметить, что в условиях реализации системы учебной деятельности происходит не только саморазвитие подрастающего поколения, но и ее самой как сложной открытой системы.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что закон развития системы и закон синергии дают объяснение получаемым на практике невысоким результатам целенаправленного специально организованного формирования учебной деятельности школьников. Так, согласно закону синергии, возможности системы как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием. Как результат наступает эффект синергии, который в физике находит свое проявление в

явлении «резонанса», а в психофизиологии -«доминанте».

В этой связи отметим, что развитие учебной деятельности происходит в единстве факторов детерминированной и индетерми-нированной природы, что позволяет указать на существование многообразия складывающихся на практике вариантов направлений саморазвития системы учебной деятельности школьника (рис. 1).

Развитие, определяемое детерминированными факторами, проявляется в намеренных изменениях развития системы учебной деятельности как со стороны ее субъекта, так и со стороны внешних формирующих воздействий. Для детерминированного развития учебной деятельности школьника свойственны линейные необратимые связи, которые могут быть описаны как последовательная цепочка намеренных изменений (А - Б - В и т. д.) в системе.

Индетерминация в развитии учебной деятельности как системы описывается сложными нелинейными связями (А - Г - С - ...; В - К - А... и другие варианты). Индетерми-нированное развитие складывается из слу-чайностно-ситуационных факторов, которые могут существенным образом изменить систему детерминации, в результате чего система начинает работать по законам синергетического взаимодействия. Заметим, что ситуационные факторы являются сложным переплетением как внутренних (присущих субъектам), так и внешних (являющихся принадлежностью общего социокультурного поля) структур.

В условиях детерминированного и инде-терминированного развития наблюдаются качественные изменения показателей развития каждого единичного учебного умения в отдельно взятой подсистеме общеучебных умений. Движение происходит в направлении от низкого (отсутствие умения) уровня -к ниже среднему (частичное владение умением), от него - к среднему (в основном умением владеет), а затем - к высокому (умением владеет). Осуществляется и рост (накопление) количественных показателей сформированных учебных умений в рамках подсистемы учебной деятельности, выделенной наблюдателем.

Синергетический подход в изучении сложных саморазвивающихся систем пред-

полагает перенос метода из одной науки в другую. В этой связи отметим, что в теории развивающего обучения выделены закономерности формирования и развития различных видов деятельности (включая, учебную), которые прописаны в работе В.В. Давыдова «Теория развивающего обучения» [2, с. 170]. Сопоставление их описания с закономерностями развития саморазвивающихся экономических систем (у Э.А. Смирнова [3]) и педагогических систем (у Н.В. Бордовской [4]) указывает на единый методологический подход, на который опираются эти исследователи - синергетический. Междисциплинарный перенос методов, основанных на законе развития организации, в психологию в сочетании с интерпретацией категориального аппарата синергетики дает возможность воспользоваться по аналогии языком математики не только для графического представления процессов саморазвития учебной деятельности школьников, но и подходами, обеспечивающими выбор эффективной траектории ее развития.

Раскроем сущностные особенности выделения и использования «наблюдателем» ресурсов в саморазвивающейся учебной деятельности школьников, целью и результатом которой является овладение обучающимися системой общеучебных умений:

- каждая группа системы общеучебных умений содержит в себе ряд «простых» умений, которые могут быть соотнесены с процессуальными представлениями структуры учебной деятельности. Сложные умения раскладываются на простые;

- формирование саморазвивающейся учебной деятельности рассматривается нами как процесс зарождения или приобретения признаков исследуемого явления, становление - расширение ее структуры и проявлений системных свойств, а развитие - стремление системы достичь наибольшего суммарного потенциала ресурсов (факторов) при прохождении всех этапов цикла развития (от зарождения до распада).

Полагаем, что с позиции синергетики характерной особенностью саморазвития системы учебной деятельности становится его скачкообразный, неравномерный характер при условии, что новое в саморазвитии опирается на старое, не отбрасывая его, а лишь качественно повторяя. Развитие сис-

темного объекта (системы учебной деятельности) должно быть удалено от равновесного состояния. В этой связи количество выделенных учебных умений в рамках одной из четырех подсистем учебной деятельности обязано быть достаточным для того, чтобы данное синергетическое условие удовлетворялось как необходимое и достаточное.

Поскольку в синергетике движение рассматривается как один из вариантов саморазвития, то те характеристики, которые свойственны движению, а именно, скорость и ускорение (величина, показывающая скорость изменения скорости), могут быть использованы для описания процессов саморазвития системы учебной деятельности школьников.

Считаем, что количественные показатели процесса развития системы учебной деятельности как саморазвивающегося объекта в соответствии с законами развития и синергии должны иметь циклический характер изменений.

В связи с тем, что любые открытые са-моразвивающиеся системы ведут себя одинаково, и что синергетика позволяет перенести методы одной науки в другую, воспользуемся известным в экономике графическим представлением закона развития организации (предприятия) [3], для объяснения процессов саморазвития системы учебной деятельности школьника (рис. 2).

Рис. 1. Варианты синергетического наложения факторов детерминированной и индетерминирован-ной природы

Уровни развития системы учебной деятельности

Высокие

Средние

Низкие

0

Рис. 2. Цикл изменений количественно-качественных показателей процесса развития системы учебной деятельности как саморазвивающегося объекта

На рис. 2: 0А - показатели наличия задатков общеучебных способностей в дошкольный период; АВ - процесс формирования учебной деятельности как системного объекта в школьный период. Участки ВС и СБ характеризуют становление учебной деятельности, расширение ее структуры и проявлений системных свойств. Изменение направления развития в точках В и С (в русло участков ВС и СБ) средних показателей происходит в основном за счет намеренной организации учебной деятельности школьников педагогом-психологом. Здесь срабатывают детерминированные факторы развития. Линейные участки ВС и СБ отражают этапы становления системы с разной скоростью изменений показателей (ускорений).

Участки АВ - ВС - СБ указывают на некоторую сложившуюся систему детерминации, в которой процессы формирования и становления учебной деятельности проявляются как линейно зависимые и являются либо следствием специально организованного педагогом-психологом процесса формирования учебной деятельности, либо следствием инициации самим субъектом процесса овладения общеучебными умениями.

В точках В и С несколько меняется направление и значение ускорения показателей становления учебной деятельности как результат согласования ресурсов системы с ее потенциальными возможностями, что обеспечивается внешними воздействиями со стороны педагога-психолога.

БЕ - этап стабильного (равновесного) состояния, отсутствие показателей развития подсистем учебных умений, изменение скорости равно нулю. Выделенные сторонним наблюдателем общеучебные умения в рамках отдельно взятых подсистем у школьника сформированы «естественным» либо «искусственным» путем. Роста количества сформированных умений не наблюдается. Процесс формирования системы учебной деятельности состоялся, и этот процесс необратим. Система открыта и готова к выходу на новый уровень своего развития в рамках овладения обучающимся другим видом деятельности, например, учебно-профессиональной.

Точка Е - точка бифуркации, которая указывает на наступление кардинального изменения системы детерминации вследствие наложения комплекса факторов детер-

минированной и индетерминированной природы друг на друга, в результате чего система начинает работать по законам синергетического взаимодействия.

ЕБ - зона хаотичного состояния. Она характерна для тех случаев, когда процесс обучения закончен и сформированные общеучебные умения оказываются невостребованными в новых условиях обучения или трудовой деятельности.

ЕК1, ЕК2, ЕК3 - переход в точке Е системы на один из возможно высоких уровней ее организации. Изменение направления развития учебной деятельности в новое русло осуществляется осознанно самим школьником, вследствие синергетической синхронизации обучающимся своих намерений и мотивов в условиях реализации учебной деятельности или за счет действия случайност-но-ситуационных факторов, или в результате их совместного взаимодействия.

ЕК4 - развитие системы учебной деятельности как одной из подсистем в рамках другой саморазвивающейся системы, например, в системе учебно-профессиональной деятельности.

ЕК1, ЕК2, ЕК3, ЕК4, ЕБ - возможные русла развития системы учебной деятельности.

К сказанному следует добавить, что в ситуации реализации учебной деятельности как сложной системы нужно учитывать сен-зитивные периоды в отношении онтогенеза основных психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, чувства, воля), обслуживающих исполнение основных структурных компонентов как функциональных подсистем учебной деятельности школьника.

Для графического представления математической интерпретации процесса саморазвития учебной деятельности как сложной системы каждый вид общеучебных умений может быть представлен как отдельная подсистема саморазвивающейся учебной деятельности. В этой связи должны быть разработаны собственные критерии, уровни (высокий, средний, ниже среднего и низкий) и показатели уровней сформированности выделенных «наблюдателем» умений.

Отнесение реализации школьником отдельно взятого несложного учебного действия к высокому уровню развития данных умений позволяет нам принять в этом случае

за единицу полностью сформированное простое учебное умение, а его отсутствие или недостаточную (частичную) сформирован-ность рассматривать как ноль. При диагностировании уровня сформированности простых умений следует опираться на три уровня постановки психологического диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический [5].

Наблюдаемый на практике процесс зарождения (формирования), становления и развития одной подсистемы саморазвиваю-щейся учебной деятельности может быть изображен сигмовидной зависимостью при условии, что любое простое сформированное умение, рассматриваемое в составе сложного, будет принято как единичное:

R,=iLRf«)• о

i=1

где Rij - суммарный показатель количества «простых» сформированных общеучебных умений, выделенных в пределах подсистемы; t - время формирования, становления и развития одной подсистемы общеучебных умений.

Графически R, = fit) для конкретного вида общеучебных умений изображается сигмовидной кривой на одном из участков I, II, III, IV (рис. 3).

Время Т = ti + t2 + t3 + t4 является внутренним временем саморазвивающейся учебной деятельности школьников, а площадь фигуры, ограниченной кривой зависимости R = f(t) и интервалом времени (Т = t1 + t2 + + t3 + t4 ...), - ее внутренним пространством-временем.

Каждая функциональная подсистема сама представляет сложную систему, имею-

щую свой собственный жизненный цикл. Часть сигмовидной кривой для каждой функциональной подсистемы, изображенная прерывистой линией, характеризует ее вероятностный «закат»-«распад» как перерождение в другую функциональную подсистему (другой вид деятельности или «растворяется» в среде, рассматриваемой как актуальное для системы в разных отношения окружение (на участке 4 рис. 3).

Положительный эффект синергии на каждом этапе отработки подсистемы умений учебной деятельности обеспечивается результатами совместного использования педа-гогом-психологом организационных, био-психосоциальных, технологических, технических и иных ресурсов системы. Ресурсы должны быть совместимы друг с другом и существенно усиливать потенциал друг друга. Зафиксировать наступление времени положительного эффекта синергии можно в те моменты, когда количественный показатель сформированных умений соответствующего (1, 2, 3, 4) вида резко (быстро) возрастет и достигнет своего пика, переходящего на графике в «плато». Процесс не имеет приращения показателей развития: умения в этой подсистеме сформированы. Поскольку формировать больше нечего, то педагогу-психологу следует приступать к формированию следующей подсистемы. В этом случае в деятельность практикующего психолога (преподавателя) и обучающегося следует вводить новизну. В случае учебной деятельности она может быть выражена новыми способами ориентировки в имеющейся информации, способами планирования, новыми средствами деятельности, контроля, оценки, исправления неправильно выполняемых действий и др.

Рис. 3. График зависимости R = f(t)

Таким образом, инициированное субъектом учебной деятельности развитие самой этой деятельности обеспечивается наложением индетерминированных (случайностно-ситуационных) факторов на детерминированные факторы намеренного изменения как со стороны внешнего управления, так и со стороны управления самим обучающимся. Функционирование системы детерминации по законам синергетического взаимодействия происходит тогда, когда меняется характер детерминированных связей (от простых к сложным) под воздействием комплекса факторов, что, в свою очередь, приводит систему

учебной деятельности на новый, более сложный уровень развития.

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

3. Смирнов Э.А. Теория организации. М., 2011.

4. Бордовская Н.В. Педагогическая системоло-гия М., 2009.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

Поступила в редакцию 12.04.2013 г.

UDC 159.922:316.6

SYNERGISTIC APPROACH TO SELF-DEVELOPMENT OF TRAINING ACTIVITIES OF STUDENT Nadezhda Nikolayevna VESELOVA, Moscow State Industrial University, Chekhov, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Stanislav Borisovich KAVERIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor-consultant of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The self-development of training activities is disclosed through development of pupil. This development is initiated by the students. This process can be viewed from the position of a synergetic approach.

Key words: educational activities; synergistic approach; self-development of training activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.