Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации'

Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CREATIVITY / ACTIVITY / PEDAGOGICAL MASTERY / PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Светлана Анатольевна

Статья посвящена проблеме развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей, она раскрывает теоретико-методологические основания, возможности синергетического подхода и педагогического моделирования в научном поиске путей ее решения. В статье представлена модель развития педагогического творчества коллектива УДО детей в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации»

11. Башаева А. А. Совершенствование сенсомотори-ки в процессе физического воспитания при подготовке к труду с повышенным нервно-эмоциональным напряжением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 40 с.

12. Герасимов К. А., Смирнов И. Г., Богмацера В. М. Особенности формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к выполнению профессиональных обязанностей сотрудника правоохранительных органов. Белгород, 2001. С. 14-16.

13. Дубровский А. В. «Физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2002. № 2. С. 17-19.

14. Зверева С. Н. Формирование физической готовности юношей к обучению в системе «школа - военный вуз»: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2003. 172 с.

15. Киселева Д. С. Указ. соч.

16. Волков О. Б. Совершенствование подготовки сотрудников спецслужб к профессионально-коммуникативной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2008. 180 с.; Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1998. 208 с.

17. Иванова Е. М. Указ. соч.; Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.; Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 310 с.

18. Волков О. Б. Указ. соч.

19. Маркова А. К. Указ. соч.; Тайур Ю. Т. Прогноз на завтра // Высшее образование в России. 1995. № 1. С. 17-32; Можаев Э. Л. Интеграция компетен-тностного и профессиографического подходов в лич-ностно-профессиональном развитии педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 83-86.

20. Маркова А. К. Указ. соч.

21. Волков О. Б. Указ. соч.

УДК 371.14:371.398

С. А. Исаева

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей, она раскрывает теоретико-методологические основания, возможности синергетического подхода и педагогического моделирования в научном поиске путей ее решения. В статье представлена модель развития педагогического творчества коллектива УДО детей в системе повышения квалификации.

The article is devoted to the problem of pedagogical creativity of the staff of an additional educational

© Исаева С. A., 2011

establishment for children. It reveals theoretical and methodological basis, possibilities of using synergetic approach and pedagogical modeling while researching the problem. The article presents the model of developing pedagogical creativity in the system of profession al development.

Ключевые слова: творчество, деятельность, педагогическое мастерство, педагогический коллектив.

Keywords: creativity, activity, pedagogical mastery, pedagogical staff.

В системе повышения квалификации особенно актуальной становится проблема развития педагогического творчества коллектива, обусловленная современными социально-экономическими условиями, кризисными процессами в экономике, образовании и рынке труда. Развитие творчества педагогического коллектива, уже включенного в реальный образовательный процесс, происходит без учёта стартового состояния творческого потенциала коллективного опыта. В силу этого актуализируется поиск модели повышения квалификации коллектива, ориентированного и способного к саморазвитию, открытого нововведениям и педагогическому творчеству, осуществлению профессионального и человеческого предназначения.

В методологии педагогических исследований под творчеством понимается деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью [1]. Мы опирались на итоги философского анализа (Платона, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра), которые представили творчество как вид духовного прозрения, откровения, способного дать абсолютные знания о мире. Для нас важно, что в новой европейской культуре под творчеством понимают созидательную деятельность человека, который преобразует окружающую действительность, природный и социальный мир. Современный подход к теории деятельности нельзя представить без экзистенциальной составляющей, которая рассматривает творчество, с одной стороны, как сугубо индивидуальный феномен, с другой - экзистенциальный феномен свободы личности. Мы рассматриваем творчество как атрибут человеческой деятельности, обусловленной объективно заданными условиями и личностными характерами субъекта, поэтому творчество - это деятельность, реализующая способность человека созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям и запросам личности.

Проведенный теоретико-методологический анализ дефиниции творчества позволил нам рассмотреть творчество как педагогическую категорию, проявляющуюся в двух основных аспектах: во-первых, как интегральное качество личности,

С. А. Исаева. Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества.

с помощью которого она оказывает позитивное влияние на других людей и окружающую действительность; во-вторых, как мера активности личности и способ ее самореализации; в-третьих, как педагогическая деятельность коллектива, актуальная в данный период времени. Ее качественное новообразование в нестандартных ситуациях проявляется в принятии оригинального решения, выдвижении гипотез, построении моделей.

Путь к развитию педагогического творчества коллектива УДО детей начинается с изучения теории творческой деятельности в системе повышения квалификации. Для решения этой задачи нами разработана модель развития педагогического творчества коллектива УДО и сформулированы теоретико-методологические основания развития педагогического творчества коллектива.

Осмысление проблемы развития педагогического творчества в УДО детей в системе повышения квалификации позволило нам разработать модель, реализующую следующие идеи:

- педагогическое творчество как ценность;

- педагогическое творчество как процесс;

- педагогическое творчество как результат.

Представленная модель отражает реализацию

идеи о творчестве как «своеобразном магните», которая развивает педагогические инициативы, а также формирует собственные педагогические убеждения коллектива, поднимает их на уровень требований, которые выдвигает жизнь, предлагает собственный вариант педагогических решений, совершенствует свое профессиональное творчество [2].

Установлено, что в практической деятельности многих педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей Кировской области недостаточно последовательно осуществляются этапы развития педагогического творчества:

- постановка педагогической проблемы, требующей творческого решения;

- мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки гипотезы, для определения путей и способов решения проблемы;

- достижение поставленных задач и обобщение полученных результатов;

- проверка социальной ценности продукта творчества.

В постоянно меняющихся условиях образовательного процесса от педагогического коллектива требуются оптимальные и нестандартные педагогические решения, глубокие и всесторонние знания, их критическая переработка и осмысление, способность к импровизации, к педагогической интуиции, умение видеть «веер вариантов» решения проблемы.

В процессе разработки модели развитие педагогического творчества коллектива УДО детей рассматривается как самоорганизующаяся система (неустойчивая, подверженная стихийным влияниям, нелинейная, асинхронная, неравномерно развивающаяся). Результаты исследований В. И. Ар-шинова, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмовой, И. Я. Пригожина, С. В. Окулова дали нам возможность использования синергетического подхода при разработке модели развития педагогического творчества. Синергетическую концепцию миропонимания реализовали в своих исследованиях педагоги и психологи (Г. И. Аксенова, М. В. Богуславский, Л. Я. Зорин, Л. И. Новикова, Н. М. Таланчук, Н. С. Белобородова, Н. В. Кульневич), выводы которых и стали теоретическими основаниями нашего исследования:

- окружающий мир представляется как открытая система, характеризующаяся обменом энергии, веществом, информацией и ее циркуляцией, постоянной изменчивостью, стохастичнос-тью, а потому возникает необходимость выбора пути движения, поиска «стрелы» времени;

- синергетика дает нам возможность увидеть множество путей эволюции, которые отражаются в принципе нелинейности, т. е. многовариа-тивности, необратимости, глубинной взаимосвязи случайности и необходимости, хаоса и порядка; наличии колебательных процессов, в которых происходят изменения системы;

- в системе повышения квалификации мы учитывали, что образование как саморазвивающаяся система (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, С. С. Шевелева и др.) представляет собой целостное явление, в котором периодически или регулярно происходят флуктуации (колебания, случайные отклонения), которые, в силу неравновесности системы и входящих в них подсистем, усиливают амплитуду их колебаний, активизируют рассогласованность движения их элементов, приближая всю систему к точкам бифуркации (разветвление);

- в процессе педагогического моделирования мы учли, что вновь образовавшиеся системы или подсистемы являются неотъемлемыми ее частями и обладают соответствующей «памятью» о принадлежности ранее существовавшей саморазвивающейся модели;

- основной смысл моделирования развития педагогического творчества коллектива как самоорганизующейся системы мы увидели в том, чтобы исключить неэффективные пути развития системы и сберечь время, сохранить силы и энергию.

Выделенные теоретические основания дали нам возможность в рамках проводимого исследования рассматривать педагогическое творчество коллектива УДО детей в системе повышения ква-

лификации как сложный, многогранный, саморазвивающийся, самоорганизующийся процесс. Данный процесс имеет свою динамику развития, где происходят флуктуации, бифуркации. Он направлен на модернизацию уже имеющихся и на создание новых технологий, форм обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития слушателей курсов.

В контексте нашего исследования представляет интерес применение этого подхода Ю. В. Ша-рониным [3] при разработке психолого-педагогических основ творческой деятельности профессиональных сообществ в системе непрерывного образования. Сообщество при этом понимается как целостная система, которая и обеспечивает синергетическое взаимодействие факторов и условий, а также участие коллектива в самогенезе.

К теоретическим основаниям нашего исследования мы отнесли сущностные признаки педагогического творчества коллектива, разработанные научной школой В. И. Андреева [4]:

- наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи в педагогической деятельности;

- социальная, личная значимость и прогрессивность педагогической деятельности;

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- активизация субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата.

В ходе нашего исследования было установлено, что развитие педагогического творчества коллектива УДО детей детерминируется уровнем творческого мышления и проявляется в открытости опыту, новым проблемам; оригинальности мышления; смелости и независимости суждений; чувстве новизны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что деятельность коллектива УДО детей - процесс постоянного обновления и созидания. По убеждению Б. С. Гершунского, «созидание - процесс всегда творческий, связанный с постоянной динамикой и корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов созидательной деятельности, и, что самое главное, этот процесс предполагает использование на всех его стадиях нравственных ориентиров и этических ограничителей, удерживающих процесс в рамках управляемости и критериальной дозволенности» [5].

В концептуальном плане предложенная модель базируется на теоретико-методологических

(синергетическом, системно-деятельностном, лич-ностно-ориентированном) подходах и представляет собой целостную, открытую педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса повышения квалификации коллектива и отличающуюся единством концептуального, целевого, содержательного, технологического, диагностического, организационного и результативного компонентов. Модель раскрывает принципы, внутриколлективные факторы и этапы развития педагогического творчества в системе повышения квалификации.

Данная модель дает возможность организовать повышение квалификации педагогического коллектива УДО детей на более высоком уровне открытости внешним воздействиям, что обусловливает многообразие самообразования, саморазвития каждого педагога и коллектива в целом в режиме «синергетического эффекта». Этот эффект, как результат развития педагогического творчества коллектива УДО детей, проявляется на четырёх уровнях:

1. Уровень понимания. Педагогический коллектив понимает цели, проблемы и перспективы своего развития. Он ищет эффективные для всего коллектива пути решения выявленных проблем. Развитие педагогического творчества неосознанно.

2. Уровень подражания. На этом уровне педагогический коллектив осваивает в системе повышения квалификации современные педагогические технологии, активно их использует в практической репродуктивной деятельности. Творческая интеракция для себя.

3. Уровень построения творческих инноваций. На этом уровне проявляются ресурсы развития каждого педагога и всего коллектива в целом. Здесь действует формула интеграции, когда сумма слагаемых качественно выше итоговой арифметической суммы:

а, + а. + а, + — а >3 а

1 2 3 п ^ п

Развивается творческое действие, акт для другого.

4. Уровень педагогического созидания. На этом уровне создаётся авторская концепция развития педагогического творчества коллектива как синергия творческих потенциалов всех участников процесса. Принципиально новым является зарождение новых традиций, ярких воспитательных событий, развивающих эффектов, наличие радостных перспектив развития, оптимистического мироощущения, осознания своей миссии. Педагогическое творчество - это со-бытие, со-радость для других и для себя.

Таким образом, разработанная модель развития педагогического творчества коллектива УДО детей в системе повышения квалификации и выявленные теоретико-методологические ос-

Модель развития педагогического творчества коллектива УДО детей в системе повышения квалификации

нования её реализации дают возможность включить её в экспериментально-исследовательскую деятельность изучения педагогических условий её адаптации к различным видам педагогических коллективов. Именно в этом случае повышение квалификации коллектива УДО детей будет носить культурно-творческий характер и осуществляться на уровне педагогического созидания. Реализация данной модели даёт возможность каждому коллективу УДО развивать педагогическое творчество, способствовать проникновению педагогических идей во все сферы общества.

Примечания

1. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: «Знание», 1980. С. 9-10.

2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. 2-е изд. М.: «Просвещение», 1979. С. 391.

3. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. 1999. № 4. С. 14-18.

4. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. С. 486-487.

5. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. С. 396.

УДК 378.048.2

О. Н. Зотова

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педагогических условий и принципов ее эффективного формирования.

The article touches upon the problem of studying the orientation of modern specialists in pre-school education to innovative pedagogical activity. The author also reveals the most favorable conditions and basic principles of effective forming of the mentioned activity.

Ключевые слова: инновация, творческая активность, рефлексия, культурно-исторические ценности, самореализация, эрудиция.

Keywords: innovation, reflection, cultural-historical values, self-realization, erudition.

Понятие личностная направленность, введенное в научный обиход С. Л. Рубинштейном, рассматривается отечественными учеными в качестве определенной системы - потребностей (Б. И. До-

© Зотова О. Н., 2011

донов), влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, убеждений (К. К. Платонов), мотивов (Л. И. Божович, Р. С. Немов), влияющей на поведение, деятельность, а также социальный облик человека. Таким образом, личностная направленность представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивационных образований.

Данной проблеме посвящено множество работ современных отечественных исследователей (Э. П. Бакшеева, Е. Е. Вахромов, М. Г. Голуб-чикова, С. С. Зенгин, А. В. Калиниченко, В. В. Куликова, Т. В. Перевалова, Н. И. Петрова, И. В. Садилов, О. П. Сергеева, М. В. Сквор-цова, А. А. Телегин). Немаловажную роль в становлении личностной направленности, понимаемой как устремленность человека к возвышенным идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, созданию внутреннего мира идеальных сущностей и индивидуальных смыслов, исследователи Е. П. Белозерцев, О. В. Должен-ко, Ф. Т. Михайлов, Л. А. Степашко, В. Д. Шад-риков отводят образовательному фактору.

Исследователи В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон в качестве основы мотивации личности выделяют отношения, включенные во всю психическую деятельность человека. Многими исследователями (Б. И. Додонов, В. И. Ковалев, В. С. Магун, В. Л. Оссовский, Ф. Н. Щербак, В. П. Тугаринов) подчеркнута также важность осознания человеком его потреб-ностных отношений с обществом и окружающим миром, в зависимости от которых происходит реализация его творческой активности в поведении и жизнедеятельности.

Исследователи В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин выделили деятельность в качестве универсальной формы, определяющей мотивационную сферу личности. В своей концепции генерализации известный ученый С. Л. Рубинштейн обосновал возникновение под влиянием внешней ситуации наиболее актуального мотива, становящегося впоследствии типичным для разных сфер личностных проявлений при повторе аналогичных ситуаций.

Особого внимания заслуживает вопрос учебной мотивации будущих педагогов, поскольку она представляет собой весьма сложное явление и обладает определенной спецификой. Однако многие проблемы, связанные с развитием учебной мотивации студентов и разработкой благоприятных условий организации их обучения, недостаточно изучены. Особенно это касается вопросов, обусловленных изменениями последних лет, произошедшими в сфере образования.

В современной креативно-педагогической системе отечественные и зарубежные ученые (З. А. Абасов, Ю. К. Бабанский, Ю. Н. Кулют-кин, И. Е. Норланд, А. А. Реан, Л. А. Регуш,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.