Бизнес в законе
6’2012
12.2. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Златин Павел Андреевич, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москва
Гусев Дмитрий Николаевич, ассистент ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москва
apm-msiu@yandex. ru
Аннотация: в статье, сформулированы основные
положения к формированию воспроизводственного и рыночного подходов к предпринимательству и на их базе выделены и определены с указанием комплекса признаков воспроизводственный и рыночный типы
предпринимательства.
Ключевые слова: синергетический эффект,
воспроизводство, экономическая наука, функция,
предпринимательство, система, процесс, комбинирование, рынок, признаки предпринимательства, обмен, деньги, предприниматель.
SYNERGETICS EFFECT AND ALTERNATIVE APPROACHES TO BUSINESS
Zlatin Pavel A., Dr. of Economics, Professor, Moscow state industrial University, Moscow
Gusev Dmitry N., Assistant, Moscow state industrial University, Moscow
apm-msiu@yandex. ru
Annotation: the block diagram of reproduction is developed logically and market approaches to business on its base types of business are allocated and determined with the instruction of a complex of attributes of reproduction and market.
Keywords: synergetics effect, reproduction, an economic science, function, business, system, process, a combination, the market, attributes of business, an exchange, money, the businessman.
Как известно, синергетический эффект в экономике образуется в результате эффективного комбинирования факторов производства (и воспроизводства), когда ценность результата производственного (и воспроизводственного) процесса превосходит механическую сумму ценностей всех факторов производства (и воспроизводства), потребленных для достижения этого результата (создания продукта (товара) и оказания услуги), включая труд, материально-технические ресурсы, природные ресурсы, денежные средства.
Понятие синергетического эффекта пришло в экономическую науку из кибернетики сравнительно недавно. Тем не менее, в отечественной и зарубежной экономической науке уже появились фундаментальные исследования синергетического эффекта.
Большинство экономистов понимает под предпринимательством частную деятельность в условиях рынка с целью извлечения прибыли. В этом отношении характерно следующее определение: Предпринимательство (от англ. enterprise) -инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под
свою имущественную ответственность или под юридическую ответственность юридического лица.
Принципиально важным для понимания предпринимательства является его трактовка Й. Шумпетером, который определил предпринимателя как новатора. Й Шумпетер связывал
предпринимательство не только получением прибыли, но и, прежде всего главным образом, с внедрением новшеств, с осуществлением новых комбинаций
ресурсов. Ведь именно новые варианты комбинирования ресурсов в ходе их производительного взаимодействия порождают синергетический эффект.
Й. Шумпетер, в отличие от К. Маркса, который рассматривал прибыль в качестве превращенной формы прибавочной стоимости, создаваемой трудом и присваиваемый безвозмездно капиталистом путем эксплуатации труда, трактовал прибыль как результат
предпринимательской активности, которая
выражается в генерирование и применении эффективных инноваций в технологии производства, его организации и управления и др.
В данной связи заслуживает внимания позиция тех российских экономистов, которые считают, что источником прибавочного прироста, принимающего форму прибыли, является не только прибавочная стоимость, созданная трудом наемных работников, но и энергетический эффект, являющийся результатом эффективного комбинирования факторов
производства.
При этом, в определенных условиях хозяйствования, наниматель может оплачивать работникам весь их труд (а не только стоимость их рабочий силы, которая меньше создаваемой или стоимости на величину прибавочной стоимости), получая при этом прибыль, нередко весьма значительную, а источником ее в таком случае выступает синергетический (комбинационный) эффект.
Модель, раскрывающая специфику рыночного и воспроизводственного подходов к
предпринимательству, базируется на следующих положениях.
1. Общественное воспроизводство представляет собой диалектическое единство воспроизводства населения, воспроизводство в качестве системы социально-экономических отношений общества. При этом общественное воспроизводство осуществляется в четырех взаимопроникающих одна другую сфер -сфере производства, сфере обмена, сфере распределения, сфере потребления.
2. Сфера обмена, как одна из 4-х сфер общественного воспроизводства, порождает из себя на определенной ступени исторического развития человеческого общества рынок как особый экономический институт, характеризуемый присущей ему деятельности и соответствующем ей экономическими отношениями.
3. В рамках рынка, как товарно-денежного сегмента сферы обмена, имеет место следующие сущностные признаки предпринимательства, составляющие единый взаимосвязанный комплекс:
признак 1 - ведение собственного дела на базе частной собственности;
признак 2 - риск неудачи и потери вложенных средств;
признак 3 - ориентация деятельности на
конъюнктуру рынка;
Златин П. А., Гусев Д. Н.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
признак 4 - цель деятельности как максимизация прибыли
4. Сущностные признаки предпринимательства в
системе общественного воспроизводства,
преломляясь сквозь призму рынка модифицируют отдельные виды предпринимательства в его рамках, в связи с чем формируются отдельные виды предпринимательства, ранжируемые по сферам его активности - интеллектуальное производство, материальное производство, торговля, реальные услуги, финансовые услуги, виртуальные услуги, посредническая деятельность.
5. Сущностными признаками предпринимательства в системе общественного воспроизводства, когда предпринимательская деятельность осуществляется в пространстве взаимопроникновения четырех сфер -производства, обмена, распределения потребления, является:
признак 1 - инновационная деятельность,
направленная на достижение значительно более высоких результатов;
признак 2 - преимущество деятельности и
результата в натуре над денежными затратами и результатами; признак 3 - рискованный характер деятельности; признак 4 - возможность базирования деятельности как на частной, так и государственной собственности;
признак 5 - возможность предпринимательства как в виде самостоятельного дела, так и в рамках организации;
признак 6 - диверсификация результата, способного внедрять в натуре или деньгах, либо в натуре и деньгах одновременно;
признак 7 - предпринимательство на почве
организации и управления в одном базовом варианте;
признак 8 - предпринимательство на почве научнотехнического прогресса в другом базовом варианте.
6. Реальный полезный результат (интеллектуальноинформационный и материально-вещественный) может создаваться только предпринимательством, осуществляемом не на рынке, а именно в реальном воспроизводственном процессе, охватывающем сферы производства, обмена, распределения, потребления в их взаимопроникновении единстве.
7. Получаемая в результате рыночного предпринимательства прибыль в конечном итоге сводится к одному из 2-х вариантов:
вариант 1 - перераспределение в пользу
предпринимателя денежных доходов общества;
вариант 1 - реализация на рынке реального синергетического эффекта, созданного инициативной предпринимательской деятельностью (в ходе
осуществления воспроизводственного процесса).
Таким образом, можно выделить два типа
предпринимательства:
- воспроизводственный тип предпринимательства (воспроизводственное предпринимательство);
- рыночный тип предпринимательства (рыночное предпринимательство).
Предпринимательство воспроизводственного типа - инициативная инновационная деятельность в реальном воспроизводственном процессе (реальном секторе экономики), заключающаяся в эффективном комбинировании его факторов в ходе создания реальных интеллектуальных или материальновещественных ценностей, в результате чего создается
синергетический эффект, который, в случае его реализации на рынке, принимает форму прибыли.
Предпринимательство рыночного типа -инициативная, в одних отраслях инновационная, в других - стереотипная, деятельность, в условиях рынка, нацеленная на максимизацию прибыли и накопление частного капитала одним из двух путей -перераспределением денежных средств общества или реализацией на рынке результатов
предпринимательства в реальном секторе экономики (т.е. воспроизводственного предпринимательства).
Итак, рыночное предпринимательство выступает в двух видах:
вид 1 - рыночное предпринимательство в его чистом виде, в принципе не неспособное создавать синергетический эффект;
вид 2- рыночное предпринимательство в качестве рыночной формы воспроизводственного
предпринимательства (предпринимательства в реальном секторе экономики).
Выделение нами двух типов предпринимательства -воспроизводственного и рыночного, а в рамках последнего двух видов - чисто рыночного предпринимательства и предпринимательства в качестве рыночной формы воспроизводственного предпринимательства имеет принципиально важное значения для выяснения роли предпринимательства в образовании синергетического эффекта.
1 вариант неполного воспроизводственного предпринимательства - когда новатор (управленец, конструктор, ученый) находит новую эффективную комбинацию факторов воспроизводственного процесса, но не доводит ее до реализации на рынки, чем занимаются уже другие люди, нередко спустя ряд лет; при этом предпринимателем выступает не собственник собственного дела, а наемный работник, генерирующий научно-технический прогресс или изобретающий новые организационно-управленческие технологии.
2 вариант неполного воспроизводственного предпринимательства - это обрыв предпринимательской деятельности, осуществляемый на рынке, от реального воспроизводственного процесса; данный отрыв оказывает крайне негативное воздействие на образование синергетического эффекта, поскольку он приводит к разрастанию спекулятивно-посреднической сферы, которая втягивает в себя огромные денежные средства, тем самым, отвлекая их от финансирования инвестиций, нацеленных синергетический эффект.
Список литературы:
1. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория
глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Киреев А. Международная экономика. - М., 1997.
3. Златин П. А., Хончев М. А., Методический аппарат формирования отношений ресурсов // Бизнес в законе №2, 2012, с. 352-354
Reference list:
1. Delyagin M.G. World crisis: the general theory of globalization. - Moscow: INFRA-M, 2003.
2. Kireev A. International Economics. - M., 1997.