Научная статья на тему 'Место, роль и функции государства в регулировании воспроизводственного цикла предпринимательской деятельности'

Место, роль и функции государства в регулировании воспроизводственного цикла предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕСТО / РОЛЬ / ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудунов А. С., Лукьянчиков Е. Н., Матисов А. А.

В данной статье представлены место, роль и функции государства в регулировании цикла предпринимательской деятельности, а также формализована последовательность формирования системы государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу применительно к особенностям российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place, role and state functions in regulation of a reproduction cycle of business activity

The place, role and state functions in regulation of a cycle of business activity are presented in this article, and also the sequence of formation of system of the state regulating impact on business activity on its full reproduction cycle in relation to features of the Russian economy is formalized.

Текст научной работы на тему «Место, роль и функции государства в регулировании воспроизводственного цикла предпринимательской деятельности»

9.4. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мудунов А. С., д.э.н., профессор,

Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский

государственный индустриальный университет» г. Москва

[email protected] Лукьянчиков Е. Н., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

[email protected]

Матисов А. А., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

[email protected]

Аннотация: В данной статье представлены место, роль и функции государства в регулировании цикла предпринимательской деятельности, а также формализована последовательность формирования системы государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу применительно к особенностям российской экономики.

Ключевые слова: государство, предпринимательство, место, роль, функция.

PLACE, ROLE AND STATE FUNCTIONS IN REGULATION OF A REPRODUCTION CYCLE OF BUSINESS ACTIVITY

Mudunov A. S., Doctor of Economics, Professor

Place of employment: FSBEA HPE «MSIU»

[email protected]

Luk’yanchikov E. N., Post-graduate of FSBEA HPE «MSIU»

[email protected]

Matisov А. А., Post-graduate of FSBEA HPE «MSIU»

[email protected]

Annotation: The place, role and state functions in regulation of a cycle of business activity are presented in this article, and also the sequence of formation of system of the state regulating impact on business activity on its full reproduction cycle in relation to features of the Russian economy is formalized.

Keywords: state, business, place, role, function.

Вся национальная экономика пронизана предпринимательской деятельностью. При этом она объединяет в себе предпринимательский сектор, сектор государственного распределения и потребления, сектор народного потребления.

Предпринимательский сектор охватывает все малые, средние и крупные предприятия и организации, включая корпорации, причем всех форм собственности, в том числе и государственную, которые создают как интеллектуальные, так и материально-вещественные ценности, принимающие форму товаров, услуг, подрядных работ, реализуемых

на рынке, получают доход и уплачивают налоги и приравненные к ним платежи.

Сектор государственного распределения и потребления представлен государственными институтами, которые, с одной стороны, концентрируют в распоряжении государства разного рода ресурсы в натуре и денежные средства, а с другой распределяют их в соответствии с необходимостью выполнения функций государства и решения, стоящих перед ним задач, а кроме того, обеспечивают процесс государственного потребления создаваемых в интеллектуальном и материальном производстве благ (товаров, услуг, работ), что необходимо для обеспечения государством правопорядка, обороноспособности и т.д. и что во многих случаях опосредуется системой государственных заказов.

Сектор народного потребления охватывает совокупный процесс личного потребления разнообразных благ народонаселением страны, структурированным на отдельные семьи.

Государство, в силу своей сущности и природы, призвано активно воздействовать на национальную экономику в целом, а в ее рамках - на каждый из ее трех секторов в отдельности.

Особый интерес представляет проблема воздействия государства на предпринимательский сектор экономики. Однако с учетом взаимосвязи и взаимодействия ее трех основополагающих секторов, воздействие государства на предпринимательский сектор экономики практически невозможно, в большинстве случаев, оторвать от воздействия государства на национальную экономику в целом. В частности, государственные заказы принадлежат одновременно и сектору государственного распределения и потребления и

предпринимательскому сектору. В данной связи место, роль и функции государства и аппарата его власти в обеспечении воспроизводственного цикла

предпринимательской деятельности

предопределяется местом, ролью и функциями государства в национальной экономике в целом.

Последнее далеко не однозначно трактуется различными школами экономической мысли.

Все позиции о месте, роли и функциях государства в национальной экономике, несмотря на их

многообразие, колеблются вокруг трех позиций.

Позиция 1 - всеобщее доминирование в

национальной экономике государства, чему

соответствует планово-распределительная система хозяйствования, традиционно называемая

социалистической.

Позиция 2 - полное доминирование в национальной экономике свободного (либерализованного) рынка, открываемой без каких-либо ограничений мировому рынку, при максимальном отходе от нее государства, превращаемого в «ночного сторожа», чему соответствует чисто рыночная система хозяйствования.

Позиция 3 - рациональное сочетание в

национальной экономике

частнопредпринимательского и государственного начал, чему соответствует смешанная (интегрированная) система хозяйствования, которая может существовать в весьма широком диапазоне вариантов и их модификаций, обладая преимущественным креном к государственному

началу в одних вариантах и к частнопредпринимательскому началу в рыночной форме - в других.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу места, роли и функций государства в современной экономике, мы предлагаем следующий путь исследования:

во-первых, представить понимание места, роли и функций государства в национальной экономике современной России с учетом ее уникального интегрированного экономического потенциала и стратегических перспектив развития;

во-вторых, исходя из этого понимания, определить характер направляющего, регулирующего,

обеспечивающего и поддерживающего воздействия государства на воспроизводственный цикл предпринимательской деятельности в национальной экономике, также с учетом особенностей России.

Имеются в виду следующие особенности российской экономики, которые в силу их сочетания, придают ей особый характер, сильно отличающий ее среди всех других экономик мира:

а) духовно-психологическая способность лучших представителей народа генерировать новые идеи прорывного порядка в области науки, техники, культуры, искусства, философии, что составляет главное национальное богатство страны, по которому Россия превосходит любую другую страну мира;

б) колоссальная территория и природные богатства, позволяющие стране не только существовать, но и быстро развиваться по пути процветания на основе полного ресурсного обеспечения;

в) весьма значительные научный, образовательный, материально-технический потенциалы, накопленные в советский период истории, которые хотя и понесли большой урон в результате радикальных рыночных реформ в духе неоконсерватизма и по рецептам монетаризма, но все же находятся на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечить инновационное развитие национальной экономики на базе НТП за счет мобилизации и концентрации необходимых для этого внутренних ресурсов, причем использование иностранных «ноу-хау» и инвестиций может и должно быть использовано в качестве дополнительного, но никак не основного фактора инновационного развития;

г) природные богатства России отягощены преобладанием на большей части ее территории сурового холодного климата, требующего объективно повышенных энергозатрат, а также необходимостью транспортировки огромных масс грузов по суше, что примерно в 5 раз дороже, чем по морю;

д) геополитическое положение страны в сочетании с ее огромной территорией и природными богатствами требует значительно более высоких в сравнении с другими странами расходов на оборону страны, обеспечение ее внутренней и внешней безопасности;

е) колоссальные духовно-нравственные, социально-

психологические, политические, экономические, социальные, военные потрясения, которые выпали на страну и ее народ в ХХ веке, в сочетании с конкретноисторическими обстоятельствами ее развития, привели к тому, что в экономике страны господствует олигархически-коррумпированный капитализм

компрадорской ориентации, а общественно-полезное предпринимательство, особенно в области инновационных технологий, задавлено

олигархическим общественно-вредным

предпринимательством, паразитирующим на приватизации земли и природных ресурсов страны, взявшим курс на экспорт из нее топливноэнергетических и сырьевых ресурсов с параллельным оседанием за рубежом значительной части валютной выручки, вполне сопоставимой по величине с той ее частью, которая поступает в страну;

Исходя из охарактеризованных выше особенностей российской экономики, можно сделать следующие выводы об объективно обусловленных месте, роли и функциях государственного воздействия на ее функционирование и развитие.

1. В принципе, место государства и его воздействия в национальной экономике определяется такими потребностями ее функционирования и развития, которые либо вообще не могут быть удовлетворены иначе, как при активном задействовании государства, либо их удовлетворение может быть осуществлено наиболее рациональным эффективным образом только путем соответствующего воздействия государства на народное хозяйство.

Применительно к России это значит:

- государство должно доминировать в топливноэнергетических, сырьевых и инфраструктурных отраслях экономики, в том числе в собственности и управлении ими, поскольку объективно миссией этих отраслей является не накопление частного денежного капитала с вывозом его за рубеж (как в современной России), а создание благоприятных условий для эффективного развития всех других отраслей национальной экономики, в особенности генерирующих научно-технический прогресс и обеспечивающих благосостояние народонаселения (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, жилищное и дорожное строительство, автотранспортное машиностроение и др.);

- государству объективно необходимо

присутствовать непосредственно (участие в собственности) или через направляющее регулирующее воздействие во всех отраслях экономики без исключения с тем, чтобы, с одной стороны, вписывать вектор их развития в общую стратегию социально-экономического развития страны, а с другой - обеспечить соблюдение необходимых экологических, трудовых, социальных, нормативно-правовых и др. требований в деятельности всех предприятий и отраслей народного хозяйства;

- государство должно брать на себя осуществление фундаментальных научных исследований, поскольку они не могут и не должны быть ориентированы на рыночную самоокупаемость и прибыльность, а также осуществление всех тех полезных обществу инновационно-инвестиционных проектов, которые требуют концентрации особо значительных ресурсов, а потому посильных только государству или могут быть реализованы достаточно быстро только на базе централизации инвестиционных ресурсов в распоряжении государства;

- государству необходимо поддерживать и дотировать сельское хозяйство, как это делается в США и ЕС, а в России это необходимо особенно в связи с ее неустойчивым климатом;

- преобладающая часть социальной сферы, включая образование, социальную защиту, медицину, культуру,

спорт и др. должна находиться в собственности государства;

- все структуры военно-промышленного комплекса должны в подавляющей своей части находиться в государственной собственности и направляться целиком и полностью во всей своей деятельности государством;

- все нормативно-правовое пространство производственно-хозяйственной деятельности на территории нашей страны является исключительно монополией государства, за исключением тех его фрагментов, которые по решению государства отнесены к компетенции международного права;

- вся природоохранная сфера является объектом прямого (через государственные экологические программы) или косвенного (через обязательные для субъектов хозяйствования экологические нормативы) воздействия государства в направлении соблюдения объективных требований законов экологии.

Место и роль государства в национальной экономике соотносятся по принципу прямой и обратной связи. Место государства в экономике предопределяет его роль в ней, характер и выполнение этой роли меняет его место в экономике.

По нашему мнению, роль государства в экономике России заключается в придании со стороны государства ее функционированию и развитию следующих свойств, представляющих собой единый взаимосвязанный комплекс:

- свойство 1 - обеспечение внутренней и внешней безопасности национальной экономики;

- свойство 2 - создание условий для устойчивого функционирования и развития национальной экономики;

- свойство 3 - рациональное сочетание поддержки

отечественных производителей и развитие

конкурентного пространства национальной экономики;

- свойство 4 - обеспечение должной социальной

ориентации функционирования и развития

национальной экономики;

- свойство 5 - направление функционирования и развития национальной экономики в русло ее системной экологизации;

- свойство 6 - придание характера нравственности и

гуманности функционированию и развитию

национальной экономики;

- свойство 7 - формирование нормативно-правового пространства национальной экономики;

- свойство 8 - активное противодействие

криминализации и коррумпированности национальной экономики;

- свойство 9 - запуск государством таких

инновационно-инвестиционных проектов,

базирующихся на научно-техническом прогрессе, которые необходимы или целесообразны для общества, но при этом непосильны для частного предпринимательства;

- свойство 10 - выработка государством стратегии развития национальной экономики и осуществление стратегического планирования, регулирования, программирования и контроля ее функционирования и развития по всему воспроизводственному циклу, включая внутренний и внешнеэкономический контуры.

Очевидно, что охарактеризованные выше место и роль государства в национальной экономике применительно к России, соответствует интегрированной системе хозяйствования, включая в

себя вокруг стержня национально-государственных интересов в виде единого взаимосвязанного целого положительные элементы, как рыночнокапиталистической, так и планово-распределительной систем хозяйствования при нейтрализации и искоренении их недостатков.

Для того, чтобы государство могло занимать должное место в национальной экономике и надлежащим образом играть в ней объективно обусловленную роль, государству следует выполнять ряд функций:

Функция 1 - организации, управления и контроля национальной экономики по всему

воспроизводственному циклу с использованием стратегии национального планирования,

программирования и всего спектра мер государственного регулирования.

Функция 2 - эмиссии национальных денег и обеспечения на должном уровне денежного обращения и расчетов в масштабе национальной экономики.

Функция 3 - сбора, концентрации, распределения и перераспределения денежных средств в ходе функционирования и развития национальной экономики.

Триединство этих функций позволяет государству в полной мере выполнять объективно присущую ему роль, а также решать конкретные задачи в русле выполнения этой роли применительно к каждой степени развития страны.

Выделенные экономические функции государства соответствуют двум основополагающим направлениям функционирования и развития национальной экономики в ходе ее воспроизводства по всему циклу, а именно - натуральному, принимающему натуральную товарную форму, и денежному, в связи с чем экономика проявляет себя как совокупность товарно-денежных обменов, но все же во многих случаях значительно выходя за их рамки. При этом денежный аспект функционирования экономики представлен не одной функцией, как это имеет место относительно натурального аспекта, а двумя -эмиссией денег и их обращением, с одной стороны, и сбором, концентрацией, распределением и перераспределением денежных средств - с другой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все три свои экономические функции государство осуществляет посредством аппарата власти.

Для краткости назовем первую функцию планово-регулирующей, вторую - денежно-банковской, третью

- финансово-бюджетной.

Под аппаратом государственной власти будем

понимать всю ее организационно-управленческую структуру, охватывающую все три ветви власти -законодательную, исполнительную и судебную,

каждая из которых представляет собой один из сегментов этого аппарата.

Государство посредством своего аппарата власти воздействует на все элементы полного цикла

предпринимательства. При этом:

- направленность воздействия государства на предпринимательскую деятельность, его характер, сила, формы, методы и механизмы определяются, с одной стороны, сформированной на данный период времени системой государственного регулирующего воздействия на национальную экономику, а, с другой -конкретным содержанием каждого из этих элементов в

отдельности, а также характером задействования связей между всеми ними;

- система государственного регулирующего

воздействия на экономику формируется в ходе выбора из альтернативных систем государственного регулирования, с учетом поиска новых альтернатив и приспособления системы к конкретным условиям экономики данной страны, экономического интегрированного потенциала, возможных и желательных перспектив долгосрочного развития; при этом данная система формируется в рамках одной из трех основополагающих систем хозяйствования -рыночно-капиталистической, планово-

распределительной, смешанной (интегрированной);

- каждый из элементов полного

воспроизводственного цикла предпринимательства формируется и развивается, приобретая конкретное содержание и формы проявления по мере развития национальной экономики в конкретно исторических условиях хозяйствования;

- имеет место параллельная динамика развития системы государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу, как и каждого элемента этой системы, с одной стороны, и самого этого цикла и его отдельных элементов - с другой;

- система государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу соединяет в себе две параллельные линии, объективно требующие согласования между собой - линия общих обязательных правил предпринимательской деятельности во всем ее спектре и объеме, с возможным выделением ее приоритетных видов, и линия точечного, адресного воздействия по принципу нужного действия, в нужном месте и в нужное время.

В оптимальной системе государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу, помимо множества других регулирующих моментов, необходимо рациональным образом отрегулировать три линии поведенческой мотивации:

- линия первая - мотивация работников аппарата государственной власти, осуществляющих регулирование предпринимательской деятельности по всему ее воспроизводственному циклу и его элементам в отдельности;

- линия вторая - мотивация предпринимателей и работников, задействованных в предпринимательских структурах;

- линия третья - взаимодействие мотивации

работников аппарата государственной власти, а также прямое и косвенное регулирование

предпринимательской деятельности, и мотивации предпринимателей и работников, задействованных в предпринимательских структурах.

Отсутствие должной, взаимосвязанной

отрегулированности мотиваций госслужащих и предпринимателей, а также взаимодействие этих мотиваций, приводит к стихийному развитию процесса формирования данных мотиваций, а оно, в свою очередь, порождает коррупционно-взяточническую мотивацию, охватывающую и госслужащих, и предпринимателей.

Объективно обусловленным образом выделяется ряд взаимосвязанных аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности:

- аспект 1 - государственное регулирование

мотивов предпринимательской деятельности;

- аспект 2 - государственное регулирование

процесса предпринимательской деятельности;

- аспект 3 - государственное регулирование

звеньев, этапов, отдельных акций

предпринимательской деятельности, например,

ведения бухгалтерского учета, порядка взноса налоговых платежей;

- аспект 4 - государственное регулирование

конечных результатов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в предложенной статье в русле сочетания системного и воспроизводственного подхода раскрыта, определена и формализована последовательность формирования системы

государственного регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность по ее полному воспроизводственному циклу применительно к

особенностям российской экономики.

Список литературы:

1. Годунов И.В., Ларионов И.К. Политическая экономия.

Путь в XXI век. - М.: Наука, 2005.

2. Луговой О.Ю. Теория конкурирующего государства. -

Оренбург: ОГПУ, 2006.

Reference list:

1. Godunov I.V., Larionov I.K.Political economy. A way to the

XXI-st century.- М: The Science, 2005.

2. Lugovoi O.Y.Theory of the competing state. - Orenburg:

ОSPU, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.