УДК 37+370.186
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ1
© Ю.П. Прокудин, Л.Н. Макарова, В.С. Акулинина
В статье обоснована целесообразность интеграции общего и дополнительного образования учащихся в условиях муниципального образовательного учреждения. Рассмотрены вариативные модели организации подобного взаимодействия. Раскрыт опыт школы полного дня, осуществляющий координацию этих видов образования.
Ключевые слова: интеграция; общее образование; дополнительное образование детей; школа полного дня; образовательные дополнительное программы; вариативные модели.
Объективная необходимость, целесообразность интеграции общего и дополнительного образования детей основывается на особом предназначении растущего человека - на реальном познании мира, его законов и возможности преобразования этого мира. Школьный государственный образовательный стандарт не может обеспечивать культурное развитие личности ребенка без организации на базе школы системы детских творческих объединений: кружков по интересам обучающихся, клубов, студий, секций по различным направлениям деятельности, художественных школ авторских ремесел, музыкальных школ и др. Потребность общеобразовательной школы в развитии системы дополнительного образования детей внутри нее диктуется самой школой [1].
Практика убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги-организаторы, старшие школьные вожатые, социальные педагоги, методисты, административные кадры школы и учреждения дополнительного образования детей (УДОД), которые создают максимальные условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей.
Однако в общеобразовательной школе имеет место ярко выраженное противоречие, кроющееся в содержании учебно-воспитательного процесса: обязательное освоение
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.2/5935 «Разработка и апробация моделей профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей».
государственного образовательного стандарта, ориентирующего педагогический коллектив на достижение школьниками обязательных результатов обучения и, одновременно, творческое развитие личности ребенка. Разрешение данного противоречия находится на пути взаимодействия в условиях массовой общеобразовательной школы, предметноориентированной и личностно-развивающей педагогики [2].
Для этого дополнительное образование детей в школе должно решить следующие задачи:
- создание эстетической, эмоционально комфортной обстановки в школе для позитивного восприятия ценностей основного образования;
- компенсация недостатков общего образования;
- расширение, углубление и корректировка знаний и навыков детей, полученных в других образовательных институтах;
- привнесение в школу гуманитарных,
научно-технических, культурологических,
социально-педагогических, художественноэстетических образовательных программ и учебно-методических пособий нового поколения.
Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации [3].
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития допол-
нительного образования не прорабатываются. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры - центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило.
создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, секций, студий. Именно по такой модели - школы полного дня - работает педагогический коллектив МОУ сОш № 2 г. Тамбова (рис. 1).
Основная задача школы - воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях самофинансирования экономики, рыночных отношений, демократизации и самоуправления, широкой гласности.
Проблема заключается в том, что современное обучение преимущественно развивает в детях исполнительские способности, а более сложной и важной стороне - развитию творческих способностей человека - отводится значительно меньше времени, и у большинства учащихся они остаются на низком уровне.
Цель подпрограммы «Развитие дополнительного образования в МОУ СОШ № 2 г. Тамбова на 2007-2010 годы» - формирование у учащихся комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию. В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоит сам ребенок - высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учету и развитию. Реализация идеи самоценности личности предполагает: отношение к личности, ее внутренней свободе как к главной ценности системы образования; признание уникальности и неповторимости личности каждого субъекта образовательного процесса; уважение достоинства.
Занятия по учебному плану:
I ступень:
1а, 1в, 2а (с углубленным изучением отдельных предметов - Школа 2100)
1б, 2б - школа 2100 3а, 4а (с углубленным изучением отдельных предметов - Школа России) 3б (Школа России)
II ступень:
5а, 6а, 7а, 8а (с углубленным изучением отдельных предметов)
5б, 6б, 8б (базовый учебный план)
7б, 8в (СКК)
III ступень:
10а - социально-гуманитарный профиль 10б, 11б - социально-экономический профиль
11а - художественно-эстетический профиль 11в - базовый учебный план
Занятия по направлениям дополнительного образования:
- Туристско-краеведческое.
- Естественно-научное.
- Культурологическое.
- Интеллектуальнопознавательное.
- Научно-техническое.
- Художественно-эстетическое.
- Социально-педагогическое.
Центр дополнительного образования «ДАР»
Центр
досуговых
технологий
(ведение
коммерческой
деятельности)
Проведение
мониторинговых
исследований
Индивидуальные, групповые, классные консультации, занятия поискового характера, уроки здоровья, выполнение домашнего задания, помощь в выполнении творческих заданий
Театральное агентство ТеаТр-М (ТТМ)
Оказание платных услуг:
помощь в выполнении домашних заданий; помощь обучающимся в выполнении тренировочных заданий по технологии и форме единого государственного экзамена;
- индивидуально-групповые занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста по развитию памяти, внимания и других свойств мышления;
- индивидуально-групповые занятия для детей дошкольного возраста в рамках предшкольной подготовки;
- по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся;
- организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
- проводить репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
- организовывать курсы по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения, по изучению иностранных языков, курсы повышения квалификации, по переподготовке кадров: по освоению новых специальностей, в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография, программирование;
- создавать кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, фото-, кино-, видео-, радиоделу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцевальные, театральные и др.;
- создавать студии, группы, школы, факультативы, работающие по программе дополнительного образования детей: по изучению живописи, графики, скульптуры, народных промыслов, по изучению истории мировой культуры;
- организовывать учебные группы для обучения детей с отклонениями в развитии (с задержкой психического развития, с проблемами логопедического характера);
- создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовительные к учебе в школе группы для детей, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения); создавать группы досуговой деятельности детей дошкольного возраста;
- создавать спортивные и физкультурные секции, группы по укреплению здоровья.
- организация и проведение концертных программ, выступлений, шоу-представлений, спектакли, презентации и т. п.;
- создание сценариев праздников, программ художественной самодеятельности;
- проведение детских праздников в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях;
- проведение детских семейных праздников.
Рис. 1. Модель «школа полного дня»
Концепция дополнительного образования разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, решением коллегии Министерства образования РФ № 2/1 от 25 мая 1994 г. «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования».
В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты: развития; нравственности; творчества; культуры; открытости; свободного времени и ответственности; социализации.
Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности обучающегося; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса -развитие личности обучающегося.
Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности. Развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, ведущим направлением при организации, развивающей образовательной среды.
Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и способ существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры учащихся, развитие способности личности к постижению культурных ценностей, творчеству по законам красоты, созданию эстетических ценностей в искусстве и в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-творческие возможности воспитанников.
Ориентация на приоритет открытости -это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.
Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет обучающемуся и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.
Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
В процессе организации дополнительного образования в МОУ СОШ № 2 г. Тамбова происходит удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их родителей, педагогов; формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей; осуществляется поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей; методическое обеспечение образовательного процесса. Совместная развивающая деятельность осуществляется на нескольких уровнях:
- «обучающийся - обучающийся» -совместное творчество;
- «педагог - обучающийся» - совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;
- «педагог - педагог» - совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.
Система дополнительного образования представлена в школе сетью кружков, которые реализуют дифференцированные, разноуровневые и многовариативные, индивидуализированные образовательные программы, направленные на повышение способности к обучаемости, творческую самореализацию личности.
В настоящее время разработан комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования в МОУ СОШ № 2, в содержание которых входит:
- адаптирование федеральных проектов и региональных законодательных фактов
по дополнительному образованию в условиях школы;
- разработка нормативной документации центра художественно-эстетического образования и воспитания;
- разработка и апробация новых программ дополнительного образования детей: научно-технического творчества; туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и военно-патриотического, социально-педагогического, эколого-биологического, культурологического и художественно-эстетического направлений;
- организация конкурса авторских программ и пособий, созданных педагогами дополнительного образования;
- организация школьного конкурса руководителей кружков и клубов;
- организация работы учебного театра,
вокальной студии «Юность», танцевальных студий «Контраст» и «Талисман»; кружков: «Декоративное искусство», «Бисероплете-
ние», «Природа и фантазия», «Зеленый огонек», «Юный лектор», «Оформитель», «Архивариус», «Флористика», «Огород круглый год», «Комнатное растениеводство», «Зеленая архитектура», «Основы экологии»,
«Веб-программирование», «Юный турист», «Пресс-тайм», «ЮИД», «Мастерица», «Искусство аппликации», «Дары земли», «Юный педагог», «Природа и мы», «Занимательная экономика», «Волшебный мир природы», интеллектуальный «Уникум» и спортивного бального танца «Визави»; секций баскетбола и волейбола, плавания, шахматы и пулевой стрельбы; клубов: «Подросток и закон», «Экология здоровья», «Твоя профессия», «Юный пешеход», «Поиск», «Свеча», «Сберечь земли очарованье», «Заглянем в мир живой природы», «Почемучка», «Мы за здоровый образ жизни», «Подснежник», «В гостях у сказки»;
- проведение творческих отчетов коллективов, участие в областных, городских и районных мероприятиях;
- разработка методических рекомендаций и организация работы социальнопедагогической службы дополнительного образования;
- создание справочно-информационного банка из опыта работы по эстетическому воспитанию (артпедагогики);
- социологическое изучение потребностей детей, родителей, представителей различных сфер общественной практики в дополнительных образовательных услугах;
- разработка методических рекомендаций и содействие в предоставлении услуг в области дополнительного образования де-тям-инвалидам;
- проведение концертных программ для общественных организаций и государственных учреждений, жителей микрорайона школы;
- содействие развитию системы профессиональной подготовки учащихся в условиях дополнительного образования;
- изучение и обобщение опыта работы дополнительного образования по обучению одаренных детей;
- содействие в развитии разносторонних связей кружков, клубов, секций с научно-исследовательскими учреждениями и вузами города;
- аттестация педагогических кадров.
Проектируемая деятельность по развитию дополнительного образования в условиях школы полного дня будет способствовать обеспечению нормативно-обоснованной образовательной деятельности МОУ СОШ № 2 г. Тамбова; целенаправленной работе кружков, клубов по программам нового поколения, ориентированным на идеи дифференциации и индивидуализации; активизации процесса обновления содержания дополнительного образования, поиску новых форм работы с детьми; сбалансированности образовательных услуг, предоставляемых системой дополнительного образования школы с запросами общественной практики и ее возможностями.
Возникнет более тесное сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (центром «Бионика», МОУ ДОД СЮН г. Тамбова, СДЮШОР № 6, Тамбовской областной станцией туристов, центром детского творчества «Радуга»); с учреждениями культуры (библиотеками им. Н.К. Крупской, А.П. Гайдара); другими сферами общественной практики в области дополнительного образования.
Кроме этого, прогнозируется формирование мотивации педагогов дополнительного образования к деятельности, направленной на повышение уровня профессионального
мастерства и координации действий системы дополнительного образования; создание благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала как учащихся, так и самих педагогов.
1. Интеграция общего и дополнительного образования / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой. М., 2006.
2. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Ростов н/Д, 2007.
3. Модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей / под
ред. Л.Н. Макаровой, И. А. Шаршова. Тамбов, 2009.
Поступила в редакцию 10.02.2010 г.
Prokudin Yu.P., Makarova L.N., Akulinina V.S. Integration of the general and additional education of children at the full day school: realization experience.
In the article expediency of integration of the general and additional education of pupils in the conditions of municipal educational institution is proved. Various models of organization of similar interaction are considered. Experience of the full day school carrying out coordination of these kinds of formation is revealed.
Key words: integration; general education; additional education of children; school of the full day; educational additional programs; various models.
УДК 159.922.8:37.048.45-053.6
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА
© А.А. Ларина
В статье на основе проведенного исследования автор раскрывает содержание стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, характеризует их влияние на процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределение подростка.
Ключевые слова: личностно-профессиональное самоопределение; стратегии; компоненты.
Профессиональное развитие личности является одной из важнейших проблем подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослую трудовую и общественную жизнь (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Н.С. Пряжников и др.). Актуальной выступает задача формирования готовности личности подростка к саморазвитию, самопознанию, самоопределению и самосовершенствованию в жизненной, личностной и профессиональной сферах.
Особое внимание, по мнению ученых (И.С. Кон, А.А. Реан, Г.А. Цукерман и др.), следует обратить на подростковый возраст, который отличается коренными изменениями в структуре личности. В связи с этим принципиально возможным представляется использование развивающих возможностей предпрофильной подготовки учащихся в школе, в ходе которой они должны подготовиться к активному, самостоятельному и ответственному выбору профессии.
В последнее время появился ряд исследований и образовательных технологий, направленных на такое построение образовательного процесса, в результате которого подростки будут более успешно подготовлены к личностному и профессиональному самоопределению и, соответственно, более активной самостоятельной жизни в обществе.
В настоящее время появилась новая тенденция рассматривать помощь в личностном и профессиональном самоопределении в рамках развивающей модели - психологического сопровождения личности подростка в данном процессе, по Л.М. Митиной. Согласно данной модели главным фактором правильного выбора профессии является активность самого субъекта, а основная цель помощи состоит в активизации процесса формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению [1]. Мы считаем, что результатом такого самоопределения должно стать овладение подростком не только знаниями, умениями и свойст-