Научная статья на тему 'Школьник, студент, профессионал. Опыт фирмы 1С'

Школьник, студент, профессионал. Опыт фирмы 1С Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ICT-COMPETENCE / 1C / TRAINING OF ENGINEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Л. С.

В статье рассматриваются основные направления работы фирмы «» со школьниками, и студентами по привлечению их к работе с технологиями «», программированию. Приведен пример организации таких видов работ со студентами-инженерами в ЮУИУиЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUPILS, STUDENTS AND PROFESSIONAL. EXPERIENCE 1C

The article discusses the main directions of the company "1C" with students, and students for their involvement with technology "1C" programming. An example of the organization of such types of work with students-engineers SUI of M&E.

Текст научной работы на тему «Школьник, студент, профессионал. Опыт фирмы 1С»

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 23

УДК 37.02

ШКОЛЬНИК, СТУДЕНТ, ПРОФЕССИОНАЛ. ОПЫТ ФИРМЫ 1С

Л.С. Носова, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления работы фирмы «1С» со школьниками, и студентами по привлечению их к работе с технологиями «1С», программированию. Приведен пример организации таких видов работ со студентами-инженерами в ЮУИУиЭ.

Ключевые слова: ИКТ-компетенции, 1С, подготовка инженеров.

В настоящее время активно происходит процесс совершенствования подготовки специалистов в области информационных технологий. Именно информационные технологии становятся особенно важными в экономике страны: они выступают инструментом повышения эффективности предприятий, коммерческим и государственных фирм. Ресурсом технологий являются высококвалифицированные кадры. Следовательно, вся ответственность за подготовку таких кадров государство возлагает на образовательные организации, а в условиях политики импортозамещения одним из первых направлений является разработка программного обеспечения1. С другой стороны, государство активизирует политику в области повышения качества подготовки инженеров и других ИТ-специалистов:

- реализуется «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 гг. и на перспективу до 2025 г.» ;

- реализуется «Дорожная карта развития ИТ-отрасли» ;

- увеличиваются контрольные цифры приема в образовательные организации высшего образования по ИТ-специальностям - количество бюджетных мест для подготовки ИТ-специалистов в высшей школе увеличилось на 35% в 2014 г. и будет увеличено еще на 10% в 2015 г. до 44 тыс.

На текущий момент времени положение таково, что на 1000 чел. в России приходится примерно 3 программиста, в то время как в США эта цифра достигает 14.

Как отмечают ученые, для реализации поставленных целей необходимо объединение усилий со стороны как государства, так и бизнеса. Кроме того, важно, чтобы качество подготовки студентов соответствовало потребностям рынка. Для усиления этих связей Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий разработаны профессиональные стандарты, которые утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ4: «Специалист по

информационным системам» и «Руководитель проектов в области ИТ». С целью внедрения таких стандартов в систему образования создан Совет по профессиональным квалификациям в области ИТ5. Для обеспечения высокого профессионализма преподавательского состава в письме Министерства образования и науки РФ6 определены рекомендуемые направления:

- разработка рабочих программ ИТ-дисциплин, включающих отечественные информационные системы автоматизации и учета;

- обновление программ в соответствии с профессиональными стандартами;

- изучение отечественных информационных систем автоматизации и учета.

Успешными примером отечественных разработок являются продукты фирмы «1С».

Отечественные программные продукты системы «1С:Предприятие» ежедневно применяются для повышения эффективности управления и учета на нескольких миллионах рабочих мест в организациях различного размера и форм собственности в России, СНГ и других странах, следовательно, они всем известны.

24 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

Именно поэтому обучение в рамках дисциплины «Корпоративные информационные системы» в ОУ ВО «ЮУИУиЭ» ведется с использованием технологической платформы 1С:Предприятяие 8.

Как показывает статистика сайта SuperJob.ru за 2014 г., на рынке труда отмечается наибольший спрос на программистов 1С - 23,3 % вакансий от общего числа предложений о работе в области ИТ. В таблице представлены ТОП-10 запросов от работодателей.

Таблица - Запросы от работодателей

№ п/п Вакансия % от всех запросов

1 Программист 1С 23,3

2 Системный администратор 21,2

3 Тестировщик 3,8

4 Программист РНР 3,5

5 Программист Java 3,4

6 Программист С++ 3,0

7 Консультант 1С 2,7

8 Специалист по внедрению 2,3

9 Бизнес-аналитик 2,0

10 Специалист по защите информации 1,9

Студенты достаточно мотивированы на изучение технологий 1С, особенно после знакомства с данными о средней заработной платы программиста 1С, например, по данным журнала Зарплатомер №3 (75), март 2015 г. (см. рисунок 1).

Рассмотрим основные направления работы фирмы 1С по повышению интереса молодого поколения к технологиям 1С.

1. Работа со школьниками. Эта связь реализуется в рамках проекта «1С:Клуб программистов» с 2011 г. На сегодняшний день проект включает 170 филиалов в 119 городах России и СНГ8. Его выпускниками стали более 7 тыс. школьников, осенний набор 2014 г. превысил 2,5 тыс. человек. За рубежом клубы представлены в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии и Азербайджане.

Клуб предлагает следующие виды курсов:

- Программирование на языках Java и 1С:Предприятие;

- Алгоритмы. Олимпиадное программирование;

- Системное администрирование для школьников;

- Подготовка к ЕГЭ по информатике;

- Управление разработкой программных продуктов.

Формат проекта предполагает повышение интереса школьников к информатике, информационным технологиям в клубном формате. При заключении соответствующего договора с фирмой «1С» предоставляется возможность образовательным организациям открывать такие курсы для школьников на своей площадке.

Вторым направлением работы со школьниками являются олимпиады по программированию. Фирма «1С» с 2013 г. выступает спонсором и соорганизатором школьных соревнований: регионального тура Всероссийской олимпиады по информатике, Московской олимпиады по информатике и Открытой олимпиады по программированию.

Кроме того, поддерживаются инициативе Минкомсвязи РФ, Минобрнауки РФ и ряда отечественных и зарубежных ИТ-компаний по проведению всероссийской акции «Час Кода», и при поддержке Департамента образования г. Москвы и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ - «ИТ-классы».

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 25

Программист «1C»

Зарплатный Строительство

диапазон, ИТ Промышленность Управление

Net Телекоммуникации Производство недвижимостью Услуги В2В Продажи 32В Продажи В2С

1—1 60 000 - 75 000 60 000 - 75 ООО 55 000 - 70 000 60 000 - 73 ООО 60 000 - 75 000 60 000 - 75 000

Соответствует оплате труда специалисток, не имеющих опыта работы по данной позиции 50 000 - 60 000 46 000 - 60 ООО 45 000 - 55 ООО 47 000 - 57 ООО 50 000 - 60 000 50 000 - 60 000

II 75 000 - 90 000 75 000 - 85 ООО 70 000 - 85 ООО 73 000 - 90 000 75 ООО - 90 000 75 000 - 90 000

Соответствует оплате труда специалистов с минимальным опытом работы по данной позиции 60 000 - 72 000 60 000 - 68 ООО 55 ООО - 62 000 57 000 - 70 000 60 000 - 70 000 60 000 - 70 000

1—1 1—1 1—1 90 000 - 130 000 85 000 - 120 000 85 ООО - 125 ООО 90 000 - 120 000 90 000 - 125 000 90 000 - 120 000

Соответствует оплате труда специалистов, имеющих опыт работы по данной позиции 72 000 - 100 000 68 000 - 95 ООО 62 ООО - 95 000 70 000 - 90 000 70 000 - 100 000 70 000 - 95 000

IV 130 000 - 190 000 120 ООО - 150 000 125 ООО - 160 000 120 000 - 170 000 125 000 - 160 000 120 000 - 150 000

Соответствует оплате труда специалистов со значительным опытом работы по данной позиции 100 000 - 150 000 95 000- 120 000 95 000- 130 000 90 000- 140 000 100 000 - 135 000 95 000 - 120 000

Среднерыночная

зарплата 110 000

90 000

100 000 80 000

105 000 84 000

110 000 88 000

100 000 80 ООО

100 000 80 000

Типичный функционал:

автоматизация деятельности компании на базе «1С;Предприятие»;

• настройка, сопровождение, администрирование типовых

и нетиповых конфигураций на базе «1C» 7*7/8*0/8.1/8.2/8.3,

* доработка типовых и разработка нетиповых конфигураций под задачи компании;

• составление инструкций, оформление технической документации;

* поддержка и обучение пользователей.

Москва | Санкт-Петербург |

Рисунок 1. Уровень заработной платы программиста 1С

2. Работа со студентами. Это направление реализуется через образовательные организации посредством внедрения сертифицированных курсов в учебные планы различных направлений подготовки. В настоящее время активно привлекаются профессиональные стандарты при разработке рабочих программ дисциплин в образовательной организации высшего образования.

В 2013 г. под эгидой АПКИТ с участием «1С» разработаны 12 профессиональных стандартов в области ИТ, в то числе профстандарты «Специалист по информационным системам» и «Программист», «Руководитель проектов в области ИТ» и «Руководитель разработки программного обеспечения».

26 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

В свою очередь, фирма «1С» предоставляет готовые комплексы учебных курсов как по технологической платформе 1С:Предприятие, так и по готовым прикладным решениям, например 1С бухгалтерия, 1С:БЯР Управление предприятием 2.0 и др., разработаны «Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы вузов»9.

Данные рекомендации можно использовать при встраивании курсов для подготовки бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии».

Для обучения преподавателей, а также для самостоятельного обучения студентов организованы курсы на базе Учебных центров и Сертифицированных центров обучения по льготной цене.

Фирма «1С» обеспечивает учебный процесс для обучающихся и преподавателей не только с методической стороны, но и программно и технически:

- на льготных условиях предоставляются учебные версии программных продуктов;

- организован специальный сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений» - http://edu.1cfresh.com для получения актуальных версий продуктов, сокращения потребности в вычислительных ресурсах для хранения данных, обслуживания, получения доступа к данным посредством сети Интернет и т. п.;

- предлагается заключение договора с вузами 1С:ИТС для получения бесплатного оперативного и легального доступа к последним версиям программ, а также к информационной системе ИТС.бу.

В настоящее время заключены договоры с 3000 образовательными организациями

8

разного уровня .

Кроме того, студентам дана возможность получить сертификат 1С:Специалист, обучаясь непосредственно по своему направлению, в стенах своего вуза, что повышает его конкурентоспособность на рынке труда по окончанию учебы.

Помимо учебно-методической работы, фирма «1С» ежегодно студенческие 1С:Соревнования - konkurs.1c.ru:

- Международная олимпиада по программированию учетно-аналитических задач на платформе «1С:Предприятия 8». В 2014 г. в олимпиаде участвовало 423 студента из 71 города России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Азербайджана ;

- Всероссийский профессиональный конкурс по «1С:Бухгалтерии 8». В 2014 г. приняли участие 1416 учащихся более чем из 150 городов страны ;

- Международная олимпиада по веб-программированию с применением технологий PHP, HTML, JavaScript. В 2014 г. задействованы 315 студентов из 30 городов ;

- Международный конкурс дипломных проектов с использованием программных продуктов «1С». В 2014 г. представлено 215 дипломных проектов из 42 регионов России, а также из Казахстана, Украины, Белоруссии, Кыргызстана8.

В любом виде соревнований образовательная организация высшего образования может выступить организатором региональных туров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо соревнований фирма «1С» проводит отборы в программу УМНИК Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по направлению «Информационные технологии».

Для знакомства обучающихся с партнерами фирмы «1С» в различных регионах РФ и восприятии их как потенциального места прохождения производственной и/или преддипломной практики организуются ежегодные Дни карьеры с 1С.

Кроме того, обучающиеся образовательных организаций высшего образования г. Москвы принимают участие в работе фирмы в качестве стажеров в рамках Центра молодых специалистов, где можно преуспеть в формировании профессиональных компетенций и получить реальные навыки работы.

Таким образом, реализуется непрерывная и разносторонняя подготовка молодых кадров в сфере информационных технологий со стороны фирмы «1С».

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 27

В свою очередь, в ЮУИУиЭ используются следующие возможности,

предоставляемые «1С»:

- изучаются прикладные решения и сама технологическая платформа 1С:Предприятие (например, в рамках дисциплины «Корпоративные информационные системы» для направления «Информационные системы и технологии») 10;

- организуются централизовано посещения студентами Дней карьеры с 1С, семинары, проводимые фирмами-франчайзи и т. д.;

- индивидуально производится оповещение о студенческих соревнованиях, проводимых фирмой «1С»;

- студенты выпускных курсов привлекаются для написания выпускных квалификационных работ на платформе 1С:Предприятие.

Возможные направления работы по привлечению будущих и настоящих студентов к деятельности в сфере ИТ:

- организация 1С:Клуба программистов для школьников на своей площадке;

- размещение рекламной информации по привлечению обучающихся к участию в соревнованиях и Днях карьеры, организованных фирмой 1С;

- организация региональных туров студенческих соревнований на своей площадке;

- использование программных продуктов по льготным ценам по другим направлениям, например, 1С:Битрикс для обучении веб-программированию;

- льготное дистанционное обучение заинтересованных преподавателей продуктам фирмы «1С» в рамках программы «Легкий старт» при заключении договора.

Примечания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Выступление Президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 23 мая 2014 г. - URL: http://www.kremlin.ru/news/21080 (дата обращения 07.03.2015).

2 Распоряжение Правительства РФ №2036-р от 1 ноября 2013 г. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 годы и на перспективу до 2025 года».

3 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2602-р от 30 декабря 2013 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий».

4 Профессиональные стандарты «Специалист по информационным системам» и «Руководитель проектов в области информационных технологий» М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015 - 365 с. с ил., табл.

5 Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».

6 Письмо Министерства образования и науки России от 08.10.2014 №06-928 «Об организации дополнительного профессионального образования граждан за счет средств федерального бюджета в 2015 году».

7 Рекрутинговый портал SuperJob. - URL: http://www.superjob.ru/ (дата обращения 07.03.2015).

8 Диго, С.М. Совершенствование системы подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями / С.М. Диго. Нуралиев Б.Г. // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 15-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1 С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса) 3 - 4 февраля 2015 г. /Под ред. Чистова Д.В. Часть 1.- М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015, С. 7-20.

9 Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1 С» в образовательные программы вузов». 2-е издание под ред. А.Ю. Филипповича. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. - 156 с.: ил.

10 Для студентов разработан учебно-методический комплекс: Носова, Л.С. Корпоративные информационные системы: Учебно-методическое пособие / Л.С. Носова. - Челябинск: Центр оперативной полиграфии «Violitprint», 2014 - 151 с. Опыт его применения описан в статье: Носова, Л.С. Особенности изучения студентам встроенного языка программирования 1 С как второго и последующего / Л. С. Носова // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в гуманитарных, естественных и технических науках: сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов и аспирантов (11 марта 2014 г.) / ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»; науч. ред. А.В. Молодчик. - Челябинск : Полиграф-Мастер. - С. 306-310.

28 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

PUPILS, STUDENTS AND PROFESSIONAL. EXPERIENCE 1C

L.S. Nosova, associate professor of "South Ural Institute of Management and Economics»

e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the main directions of the company "1C" with students, and students for their involvement with technology "1C" programming. An example of the organization of such types of work with students-engineers SUI of M&E.

Keywords: ICT-competence, 1C, training of engineers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.