УДК 331
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ
Т.Н. Лебедева, к.п.н., доцент, и.о. зав. кафедрой «Информационные, математические и естественнонаучные дисциплины» ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», E-mail: [email protected]
Л.С. Носова, к.п.н., доцент, ОУ ВО «ЮУИУиЭ» E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена выявлению проблем и перспектив подготовки ИТ-специалистов в России в условиях постоянных изменений требований к квалификационным характеристикам.
Ключевые слова: специалисты ИТ-направлений, компетентностный подход, проблемы и перспективы подготовки студентов, высшая школа.
Темпы роста отрасли информационных технологий в России на современном этапе делают данную отрасль важным элементом экономики страны, темпы развития которой в значительной мере зависят от кадрового потенциала - количества и качества подготовки специалистов. Изменение информационной инфраструктуры отечественных компаний (предприятий) обусловило острую необходимость в компетентных сотрудниках, владеющих не только фундаментальными знаниями, но и современными, передовыми методами проектирования, разработки и последующего внедрения информационных систем и технологий.
Необходимость обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов отражается в важнейших нормативных документах, определяющих работу российской системы образования, к примеру, в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 гг. и на перспективу до 2025 г.»1. Кроме того, сформирована и уже реализуется «Дорожная карта развития ИТ-отрасли»2. Для вузов с каждым годом увеличивают количество бюджетных мест для подготовки ИТ-специалистов. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании перед Федеральным собранием обозначил приоритетные направления развития страны на 2017 г., в числе которых значится увеличение бюджетных мест на ИТ-направления3. Следовательно, организация и содержание процесса профессиональной подготовки в вузе должны гарантировать развитие личности и удовлетворение потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях динамично развивающегося информационного общества, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить рациональные и предлагать оптимальные пути решения поставленных вопросов.
Задачу подготовки востребованных специалистов на рынке труда современные образовательные организации должны решать совместно с работодателями, т. е. в связке с бизнесом. Для решения таких вопросов Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) создан Совет по профессиональным квалификациям в области ИТ4 и разработаны профессиональные стандарты, которые утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, Министерстве труда и социальной защиты РФ5. Кроме того, АПКИТ разработаны следующие таблицы: «Раскладка профессий в области ИТ по квалификационным уровням» для использования стандартов при разработке ФГОС и образовательных программ профессионального образования (см. рис. 1); «Описание уровней квалификации», которая
устанавливает соответствие квалификационных уровней и рекомендованного входного уровня образования6.
№ Уровни квалификации Профессиональный стандарт 3 4 5 6 7 8 9
1 Программист X X X X
2 Архитектор программного обеспечения X X X
3 Специалист по тестированию в области ИТ X X X
4 Специалист по информационным ресурсам X X X
5 Системный аналитик X X X X
6 Администратор баз данных X X X X
7 Менеджер продуктов в области ИТ X X X X
8 Специалист по информационным системам X X X X
9 Технический писатель X X X X X
10 Руководитель разработки программного обеспечения X X
11 Руководитель проектов в области ИТ X X X
12 Менеджер по информационным технологиям X X X X
Рис. 1. Раскладка профессий в области ИТ по квалификационным уровням
Анализируя список профессиональных стандартов (т. е. реальные профессии в ИТ-индустрии) и список ИТ-специальностей в вузах (см. рис. 2), можно выделить неупорядоченность системы подготовки ИТ-кадров, которая объясняется несоответствием перечня специальностей тем профессиям, которые сегодня востребованы и реализуются в индустрии информационных технологий (см. рис. 3). Это одна из проблем в подготовке кадров, т.к. в вузах не готовят системных аналитиков или руководителей проектов.
Рис. 2. ИТ-направления вузов
Рис. 3. Реальные профессии
Сравнение двух представленных списков наглядно демонстрирует проблемы, существующие в системе подготовки кадров: в частности, можно отметить пересечение многих реальных профессий между собой. Так, например, в должностные обязанности системного архитектора входят знания из всех областей информатики по созданию и внедрению проектов. Однако на практике от специалиста по системному администрированию требуется выполнение всех ранее перечисленных обязанностей.
Следующая проблема - это постоянное обновление информационных технологий, которое влечет за собой устаревание приобретаемых студентами знаний уже на момент обучения. Следовательно, у студентов ИТ-специальностей необходимо формировать навык адаптации к самообучению и саморазвитию, умение работать в команде, способных к сотрудничеству, критически мыслить, выделяя проблемы и находя оптимальные пути для их решения: данные компетенции должны быть заложены в образовательных стандартах и реализованы методами проблемного и интерактивного обучения. Кроме того, соответствие выпускника той или иной профессии может определить система сертификации квалификаций выпускников вузов. Вузы самостоятельно развивают практики сертификации, формируя банки фонда оценочных средств, привлекая студентов для участия в различных предметных олимпиадах, конкурсах и выставках.
Другая проблема - это недостаточная интеграция средних и высших образовательных учреждений в плане формирования ключевых и предметных компетенций. Привлечение школьников к вузовским олимпиадам, ранее их вовлечение в научную деятельность создаст основу для развития навыков планирования, разработки и реализации проектов, самореализации, формирования умения решать поставленные задачи, искать оптимальные (альтернативные) подходы к решению проблем, рационально мыслить. На протяжении нескольких лет в ОУ ВО «ЮУИУИЭ» успешно действует лаборатория web-разработки, основной целью которой является создание среды для реализации практических и научно-практических проектов обучаемых (школьников, студентов), формирования портфолио на
основе интерактивного взаимодействия студентов, школьников и специалистов в области веб-разработки.
Обозначив существующие проблемы в подготовке профессиональных ИТ-кадров в высшей школе, в заключении следует предложить некоторые практические меры для их решения.
Во-первых, отбор, перевод и распространение учебных курсов и учебных и учебно-методических пособий лучших отечественных и зарубежных университетов и приведение их содержания в соответствие международным стандартам.
Во-вторых, участие в грантах по сетевому взаимодействию с другими вузами, открытие научных школ и площадок для реализации бизнес-идей в сотрудничестве с представителями известных ИТ-компаний, заключение долгосрочных соглашений между средними и высшими общеобразовательными учреждениями о целевой подготовке студентов и формирования необходимых компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, широкое использование приглашенных профессорско-преподавательского состава для проведения занятий, мастер-классов, научных конференций.
В-третьих, использование опыта взаимодействия образовательных учреждений и лучшей бизнес-практики для анализа востребованности выпускников на рынке труда, привлечение к преподавательской деятельности сотрудников фирм, практикующих специалистов, представителей профессий в вузах, сертификация студентов по рыночным технологиям и программному обеспечению, получение специальных условий для вузов и студентов по приобретению оборудования и программного обеспечения.
В-четвертых, поддержка возможности обмена студентами и их обучения в других вузах, в том числе и за рубежом, проведение студенческих олимпиад и практико-ориентированных конкурсов, работа студентов в компаниях (выпускные квалификационные работы, научные проекты, стажировки, бизнес-инкубаторы), созданий условий материальной заинтересованности студентов во время обучения (организация системы дополнительной стипендии от производства).
И, наконец, в-пятых, создание узкоспециализированных центров (программирования, информационных систем и технологий, распознавания образов, параллельных вычислений, интеллектуальных систем и пр.) на базе интеграции кафедр для создания наукоемкого проекта7. Такие центры должны определить необходимые стандарты подготовки кадров в плане разработки и апробации учебных курсов, учебных и учебно-методических пособий, организации профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава кафедр, которые ведут обучение ИТ-специалистов, консультирование в области новых информационных технологий для ИТ-индустрии.
Примечания
1 Распоряжение Правительства РФ №2036-р от 1 ноября 2013 г. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-20 годы и на перспективу до 2025 года» // [Электронный ресурс]. -URL: https://rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html
2 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2602-р от 30 декабря 2013 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» // [Электронный ресурс]. -URL:://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-30.12.2013-№-2602-r/
3 Сегодня Владимир Путин выступит перед Федеральным собранием 1.12.2016 // [Электронный ресурс]. - URL: http://bw4u.ru/news/60/12937/
4 Совет по профессиональным квалификациям в области ИТ // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apkit.ru/committees/council_profq/
5 Реестр профессиональных стандартов на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ // [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov
6 Приказ № 148н 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от // [Электронный ресурс]. - URL: http://niitss.ru/analytics/materials/03_06_13_3.pdf
7 Курзаева, Л.В. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по информационным технологиям в процессе профессиональной подготовки в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Курзаева Любовь Викторовна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2009.- 218 с.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRAINING IT SPECIALISTS IN RUSSIA
L.S. Nosova, Ph.D., assistant professor of South Ural Institute of Management and
Economics, e-mail: [email protected] T.N. Lebedeva, PhD, assistant professor of South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
There are changes the requirements for the qualification characteristics of specialists every year. Therefore, the question of their training is always relevant. The article is devoted to the problems and prospects of training of IT specialists in Russia.
Keywords: IT specialists, a competence approach, problems and prospects of training of students, high schools.