112 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
УДК 37
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОДНА ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА
Т.Н. Лебедева, к.п.н., доцент кафедры «Информационные, математические и естественнонаучные дисциплины» ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и
экономики», e-mail: [email protected] Л.С. Носова, к.п.н., доцент кафедры «Информационные, математические и естественнонаучные дисциплины» ОУ ВО «ЮУИУиЭ», e-mail: [email protected]
Аннотация
Подготовка высококвалифицированных специалистов - одна из важных задач современного образования. Анализ рынка труда показал востребованность специалистов IT-направлений в регионе. В статье рассматриваются особенности обучения проектированию информационных систем на основе 1С:Предприятие посредством деловой игры.
Ключевые слова: информационные системы, проектирование информационных систем, деловая игра, высшее образование.
С момента развития компьютерной техники, появления новых программных систем человек всегда стремился к автоматизации своего труда, выбирая именно те средства, которые могут быстро решать производственные задачи за минимальное время и с наименьшим количеством затрачиваемых ресурсов. Ширина спектра предлагаемых на рынке информационных технологий решений зависит от социального заказа и уровня развития аппаратно-программного обеспечения. Предложения разных производителей отличаются друг от друга принципами, заложенными при проектировании, программировании и последующего внедрения программных продуктов, а также архитектурой, моделью и функциональными возможностями.
В связи с этим основной проблемой, с которой сталкиваются сейчас предприятия, является выбор конкретного вида технологии, которая будет перспективна на рынке, обладать всеми свойствами, предъявляемыми к ее разработке: качеством, надежностью, отказоустойчивостью и др.
Сегодня любое предприятие нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных быстро принимать решения в сложившихся ситуациях, выбирая для этого наиболее оптимальные методы и средства решения. Важнейшим условием успешной профессиональной деятельности будущего инженера является владение современными технологиями автоматизированного проектирования, знания нормативных, регламентирующих документов, таких как:
— ГОСТ 34.601 90 «Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания»;
— ГОСТ 34.602 89 «Информационная технология. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313 113
— ГОСТ 34.201 89 «Информационная технология. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;
— РД 50 34.698 90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»;
— ГОСТ 28195 89 «Оценка качества программных средств. Общие положения»;
— ГОСТ 34.603 92 «Информационная технология. Виды испытаний
автоматизированных систем»;
— ГОСТ 28806 90 «Качество программных средств. Термины и определения»1.
Анализ вакансий на Челябинском рынке труда (см. рис.1) позволил сделать вывод о
спросе и нехватке специалистов в области IT-направлений: операторов ЭВМ, системных администраторов, web-программистов, специалистов по внедрению различного рода программных приложений (в том числе, продуктов компании 1С), программистов 1С, объектно-ориентированных языков программирования (С/С++, C#), мобильных приложений, руководителей и менеджеров проектов, отдельных разработчиков баз данных.
Рис. 1 Анализ вакансий на рынке Челябинской области за 1 день
Как видно из рисунка 1, предприятия Челябинска и Челябинской области нуждаются в специалистах 1С, которые могут не только разрабатывать новые конфигурации, но и дорабатывать существующие, расширяя функциональные возможности системы, адаптируя их изменяющимся условиям, а также заниматься их сопровождением (разворачиванием системы, обновлении конфигураций, поддержке пользователей).
Другими словами, промышленность региона испытывает острую потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах, способных обеспечить ее
114 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
конкурентоспособность в условиях растущей глобализации экономики. Однако качество подготовки специалистов в области автоматизированного проектирования часто не соответствует современным требованиям.
Поэтому вопрос о подготовке специалистов 1С должен решаться еще на регулярных занятиях в вузе. Студенты инженерных специальностей должны иметь представление не только о работе конкретных информационных технологий и систем, но и уметь осуществлять установку, настройку и конструирование приложений, позволяющих автоматизировать процессы производства, с учетом требований заказчика.
Знакомство студентов с информационными системами осуществляется в рамках нескольких дисциплин: «Информационные системы», «Архитектура информационных систем», «Методы и средства проектирования информационных систем», «Инструментальные средства информационных систем», «Корпоративные информационные системы» и др. Многие темы выпускных квалификационных работ отражают специфику разработки информационных систем для автоматизации деятельности предприятия.
В процессе обучения студенты работают с программным продуктом «1С:Предприятие 8.3» для разработки информационных систем. Обусловлено это тем, что информационная система на базе 1С разрабатывается на основе использования современной комплексной технологии к ее проектированию, разработке, тестированию и внедрению, в которой заложена согласованность реализации рассматриваемого решения, архитектуры программных модулей, интеграции приложений и данных.
Для подготовки студентов к реальным условиям разработки информационных систем и работе с заказчиками занятия рекомендуется проводить в виде деловой игры. В процессе игры происходит имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации, достигается полное понимание структуры предприятий и вопросов их управления, протекания бизнес-процессов. Перед участниками игры выдвигаются требования, ставятся задачи, аналогичные тем, с которыми они могут столкнуться в ежедневной профессиональной деятельности в зависимости от выбранных ролей (администрации, менеджеров и т.п.)2. Это может быть и внедрение нового программного продукта или автоматизированной линии, и разработка программного обеспечения и пр. Здесь важно показать студентам о необходимости разработки технического задания и следования всем этапам проектирования и разработки информационной системы.
Для каждого студента в соответствии с выбранной ролью на занятиях предлагаются различные легенды. Например, если информационная система разрабатывается для образования, то легенды могут быть следующими:
- директор - молодой перспективный руководитель школы, открытый к использованию новых информационных технологий, имеющий поддержку спонсоров (средства на разработку не ограничены). Является заказчиком информационной системы. Программа нужна для улучшения управления школой, контроля над сотрудниками, поддержки программы информатизации. Опытный пользователь. Имеется ноутбук;
Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313115
- завуч - женщина пенсионного возраста, привыкла работать с «бумажным» документооборотом, субъективно и недоверчиво относится к новой программе. Неопытный пользователь. Стационарный компьютер на рабочем месте;
- классный руководитель - использует компьютер (электронную почту) для связи с родителями, распечатывает оценки учеников, ведет базу достижений учеников в электронных таблицах. Готов к сотрудничеству. Опытный пользователь социальных сетей. Стационарный компьютер на рабочем месте;
- системный администратор - работает по совместительству. Осуществляет программную и аппаратную поддержку (бывает раз в неделю). Готов к сотрудничеству. Опытный пользователь;
- учитель истории - очень занятой человек, не готовый к сотрудничеству. Использует компьютер для подготовки презентаций к занятиям, тестов для контроля знаний. Будет использовать компьютерную программу. Пользователь социальных сетей. Стационарный компьютер на рабочем месте;
- ученик. Общие требования: вовремя узнавать свои оценки по всем предметам; быть в курсе изменений расписании; иметь возможность общаться с учителями для получения домашнего задания и др. Опытный пользователь социальных сетей. Стационарный компьютер в кабинете информатики.
Кроме того, студентам можно предложить роли родителей, учителя информатики, секретаря, психолога, социального работника и т. д.
После выбора роли студенты осуществляют анализ должностных инструкций работников предприятия, делают обзор предлагаемых программных продуктов для реализации их деятельности и формируют список требований к будущей информационной системе. Список требований также получается методом анкетирования: один человек из группы выполняет выбранную роль, оставшаяся часть группы - разработчики.
Далее описываются бизнес-процессы для того отдела учреждения, для которого проводится автоматизация. В результате студентами выделяются области деятельности предприятия, которые затем станут подсистемами в «1С». Дальнейшее уточнение требований к будущей системе происходит с помощью методик проектирования, например, диаграмм языка UML. В результате выполнения этих заданий формируется информационнологическая модель деятельности предприятия. Задача преподавателя - корректировать ход работы, направлять рассуждения в нужное русло, предлагать готовые варианты.
Таким образом, в первой части курса происходит формирование структуры перечислений, справочников, документов, регистров для их реализации средствами технологической платформы во второй части. С этими данными происходит дальнейшая работа по разработке программы.
На втором этапе студенты могут работать индивидуально: после создания каркаса информационной системы они осуществляют ее заполнение в режиме «1С:Предприятие» в соответствии со своей ролью. По завершении осуществляется контроль требований, выставленных будущих пользователей и возможностей разработанной системы.
116 Управление в современных системах №3(7) 2015
ISSN 2311-1313
В результате освоения процесса разработки информационной системы, построенного на использовании технологий «1С», у студентов сформированы:
- представление об информационных системах, решающих задачи
автоматизации деятельности;
- представление о стандартах, методологиях проектирования информационных систем в образовании;
- навык проведения предпроектного обследования объекта;
- навык проектирования информационных систем;
- навык управления работами по проектированию информационных систем. Данный курс может быть реализован со студентами как очного, так и заочного
отделений. Как показывает практика, студенты успешно осваивают технологии «1С» и используют их для реализации информационных систем в рамках квалификационных работ. Вовлечение студентов в деловую игру позволит им выявлять проблемы создания информационных систем еще на стадии их проектирования.
Примечания 1
1 Стандарты на разработку программных продуктов [Текст] /Электронный ресурс. - URL: http://codingcraft.ru/standards.php
2 Носова, Л.С. Основы программной инженерии: Учебно-методическое пособие / Л.С. Носова -Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. - 79 с.
PREPARATION ENGINEERING STUDENTS BASED 1C COMPANY AS ONE OF THE
PRIORITIES OF THE REGION
T.N. Lebedeva, PhD, assistant professor of "Information, mathematical and natural sciences”, South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected] L.S. Nosova, Ph.D., assistant professor of "Information, mathematical and natural sciences", South Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
Preparation of highly qualified specialists - one of the most important tasks of modern education. Labour market analysis showed demand for IT- specialists in the areas of the region. The article discusses the features of learning information systems based on 1C: Enterprise through the business game.
Keywords: information systems, information systems, business game, a higher education.