Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 19
УДК 37.02
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ
ЛАБОРАТОРИИ ВЕБ-РАЗРАБОТКИ
Ю.Р.Мухина, к.п.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации совместной внеучебной деятельности обучающихся различных направлений и уровней подготовки, а также школьников с целью формирования профессиональных навыков и опыта практической работы в области вебтехнологий. Рассматриваются методы и формы организации внеучебных занятий.
Ключевые слова: лаборатория веб-разработки, внеучебная работа.
Целью введения компетентностого подхода в систему образования является, прежде всего, удовлетворение потребностей регионального рынка труда в специалистах нужного профиля, обладающих необходимым набором знаний, умений, навыков, профессиональных и личностных качеств. Если рассматривать профессии в области информационных технологий, то одной из развивающихся и расширяющихся сфер деятельности являются вебтехнологии. Профессии в области веб-технологий очень разнообразны и предполагают не только разработку сайтов с помощью различных технологий и языков программирования, но и работу в качестве контент-менеджера или администратора сайта, веб-дизайнера, специалиста в области оптимизации и продвижения сайтов, разработчика on-line игр и т. д. В эпоху Web 2.0., когда большинство пользователей сети могут выступать соразработчиком веб-ресурсов, знания и умения в области основ веб-технологий должны стать квалификационной характеристикой любого специалиста. В то же время, работодатели регионального рынка труда отмечают отсутствие или недостаточный уровень владения инструментальными средствами и технологиями в этой области у выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования.
Другой немаловажной чертой современного образования является его непрерывность. Поэтому процесс подготовки веб-специалистов необходимо организовывать в рамках взаимодействия обучающихся различных уровней образования и школьников. Это будет способствовать формированию важных компетенций, определенных федеральными государственными стандартами образования, связанных с организацией работы в коллективе и в команде, с овладением организационно-управленческими и инновационными навыками.
Таким образом, есть необходимость в формировании среды для активной молодежи, в которой обучающиеся смогут реализовывать индивидуальные и коллективные исследовательские и научные проекты в области веб-технологий, формировать свое профессиональное портфолио, взаимодействовать с действующими специалистами и работодателями в этой области для получения актуальной информации и приобретения практического опыта работы.
Такой средой в Южно-Уральском институте управления и экономики (далее -Институт) стала научно-учебная лаборатория «Веб-разработка» и Областная заочная школа веб-дизайна как разноуровневые интегральные части модульного проекта по совместному обучению освоению ИКТ-компетенций. Занятия с обучающимися проводятся вне основной профессиональной образовательной программы в форме факультативов. Лаборатория объединяет обучающихся Института, «Колледжа права и экономики», общеобразовательных школ, лицеев и гимназий города и области.
20 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
Деятельность лаборатории направлена на подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов различных направлений подготовки, применяющих в своей деятельности веб-технологии, а также содействие в трудоустройстве обучающихся по профессии.
Основными задачами являются:
- развитие инновационных исследований в области веб-технологий;
- обеспечение научно-исследовательской составляющей образовательных программ бакалавриата;
- содействие росту престижа Института как одного из центров образования и науки региона.
Для реализации поставленных задач выбраны следующие педагогические методы.
1. Проектный метод. В качестве заданий для проектов выбираются практикоориентированные задачи, направленные на разработку программного продукта. Решение таких задач требует интегрированного знания по нескольким дисциплинам, исследовательского поиска методов, технологий и инструментов для реализации программного продукта. При этом важна практическая значимость результатов выполнения проекта, программный продукт должен иметь практическую значимость для образовательных организаций различных ступеней или других сторонних общественных или коммерческих компаний. Основной формой организации занятий является самостоятельная индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Разделение работы по созданию проекта между участниками группы позволит сократить время выполнения проекта, отработать навыки профессионального сотрудничества. Результаты проектов формируют портфолио обучающихся, что будет способствовать их будущему трудоустройству.
2. Интерактивное взаимодействие действующих специалистов веб-разработки с обучающимися. Организации мастер-классов, тренингов, вебинаров с участием различных специалистов в этой области (дизайнеров, верстальщиков, программистов, контентменеджеров, SEO-отимизаторов, интернет-маркетологов и т. д.)
3. Метод обучения по принципу «равный - равному» (peer education). В данном контексте это обучение, при котором обучающиеся лаборатории передают знания, формируют установки и способствуют выработке навыков среди равных себе по социальному статусу и имеющих сходные интересы школьников, студентов младших курсов, в том числе не изучающих углубленно веб-технологии. Основными формами организации обучения по принципу «равный-равному» в контексте исследовательской деятельности в области веб-технологий являются: интерактивные занятия (мастер-классы, ролевые игры и т. д.), курирование студентами практических проектов школьников.
Формат работы лаборатории - это еженедельные занятия (практические занятия, мастер-классы); проектная работа (разработка веб-приложений) и индивидуальные консультации по реализации проектов.
Лаборатория дает возможность не только сформировать у обучающихся образовательных организаций высшего образования профессиональные знания и навыки, но подготовить их к инновационной и организационной деятельности. На занятиях лаборатории организуется совместная работа студентов различных курсов. Силами преподавателей Лаборатории и приглашенных практикующих специалистов (веб-дизайнеров, вебпрограммистов ведущих фирм города) организуются и проводятся мастер-классы для студентов как ИТ-направлений, так и направлений «Менеджмент», «Дизайн» и др. Например, для обучающихся по направлению «Менеджмент» проводилось интерактивное занятие «Работа с системами управления контентом сайта», а для обучающихся образовательных организаций среднегообразования областной заочной школы проводилось занятие «Публикация сайта в сети Интернет. Хостинг».
Формат работы со школьниками несколько иной, здесь организуются очные сессии, самостоятельная работа, проектная работа, консультации. Очные сессии проходят 4 раза в год (субботы, воскресенья). Очные занятия проходят в форме лекций, практических занятий,
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 21
мастер-классов, работы над индивидуальными проектами. Между сессиями школьники получают консультации (в том числе и дистанционно) по выполнению домашних заданий и итоговых проектов. По завершению второго года обучения каждый школьник должен разработать и представить индивидуальный учебный, творческий или практикоориентированный проект в форме сайта (веб-приложения).
Лаборатория веб-разработки и заочная областная школа являются
взаимодействующими структурами. Учащиеся лаборатории проводят для обучающихся образовательных организаций среднего образования областной заочной школы занятия (мастер-класс «Публикация сайта в сети Интернет. Хостинг») и интерактивные игры (интерактивная игра по веб-технологиям с использованием веб-приложения, созданного в рамках лаборатории).
Обобщенно модель организации работы лаборатории можно представить в виде схемы (рис. 1).
Г Л
Цель:
формирование общекультурных н профессиональных компетенций через межличностное взаимодействие
и опыт собственной деятельности
Методы: частичнопоисковые, исследовательские, проектные на основе взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом
\7
Содержание:
профессно-нально-орнентиро-ванные задачи, направленные на применение знаний б профессиональной деятельности
7Z
У V
Форма:
парная и групповая самостоятельная эвристическая и творческая работа (погружение в ситуацию решения профессиональной задачи)
\7
\7
Средства:
современные средства проектирования, разработки н управления программными проектами
\7
\7
У7
Контроль:
контроль и самоконтроль иа основе сопоставительного и личностного способов оценивания (осуществляющиеся также в форме межличностного взаимодействия)
77
77
77
Результат:
активная учебно-познавательная деятельность, повышение качества знаний, приобретение опыта профессиональной деятельности
Рисунок 1. Модель организации обучения студентов и школьников в рамках лаборатории
За первый год существования лаборатории обучающимися образовательных организаций высшего и среднего образования были реализованы восемь проектов, в том числе:
- Сайт социальных инициатив школьников г. Челябинска (http://dobro74.ru/);
- веб-приложение для проведения предметных олимпиад для Института (http://labweb74.ru); с его помощью проводятся Межригиональная олимпиада по вебразработке и Всероссийская олимпиада по экономике;
- веб-приложение для проведения научных мероприятий Института
(http://science174.ru/ ).
22 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
Сейчас находится в разработке более пяти проектов, в том числе модернизация сайта Интернет-семинара по русской истории (по заказу университета Базель, Швейцария).
Разработанные проекты обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования представляли на различных конференциях и конкурсах (более 15 заявок), при этом в трех из них участники стали призерами и в одном победителем.
Учитывая, что в основу работы лаборатории положены методы проектной работы по решению практико-ориентированных задач и организация взаимодействия со специалистами в предметной области, формат ее работы может быть перенесен и на другие области знаний, как связанные с информационными технологиями, так и не связанные с ними.
MODEL OF STUDYING OVERTIME WORK EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER AND VOCATIONAL EDUCATION AS AN EXAMPLE EDUCATIONAL-SCIENTIFIC LABORATORIES WEB-DEVELOPMENT
Yu.R. Muhina, associate professor of "South Ural Institute of Management and Economics»
e-mail: [email protected]
Abstract
The article deals with the organization of joint extracurricular activities of students of different directions and levels of training, as well as students in order to create the skills and practical experience in the field of web technologies. Focuses on methods and forms of extracurricular activities.
Keywords: Laboratory web development, extracurricular activities.