УДК 378.046
Федорова Галина Аркадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, Fedorova_tmoi@ rambler.ru, Омск
виртуальное методическое объединение учителей информатики в интегрированной информационно-образовательной среде «школа-педвуз»
Аннотация. В статье освещены вопросы организации деятельности виртуального методического сообщества как актуальной формы профессионального совершенствования учителей. Представлен функционал организаторов виртуального методического объединения (ВМО): научного руководителя, сетевого методиста, администратора сайта. Основной задачей руководителей ВМО является активизация сетевой работы, сотрудничества и взаимодействия его участников. В статье обобщены разнообразные виды деятельности виртуального методического объединения учителей и выделены три основных направления: организация общения педагогов на профессиональные темы, обмен педагогическим опытом; инициация продуктивного виртуального взаимодействия педагогов; поддержка новых образовательных инициатив. На примере ВМО учителей информатики Омской области рассмотрены основные направления методической работы в условиях интегрированной информационно-образовательной среды «школа-педвуз».
Ключевые слова: виртуальное методическое объединение, информационная образовательная среда, сетевое взаимодействие, профессиональная компетентность педагогов.
Fedorova Galina Arkadevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Computer Science and Methods of Teaching Science at Omsk State Pedagogical University, Omsk
virtual methodical association of teachers of computer science in integrated information-educational environment «school-pedagogical university»
Abstract. In article questions of the organization of activity of virtual methodical community. It is a form of professional improvement of teachers. Functions of the research supervisor, the network expert, the site administrator are presented. The main directions of methodical work in the conditions of the integrated information and education environment are considered.
Keywords: virtual methodical community, information educational environment, network interaction, professional competence of teachers
Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют возможности учителей в профессиональном самосовершенствовании и создают условия для доступной и открытой поддержки педагогов непосредственно на рабочем месте. В системе образования появляются новейшие технологические решения, такие как мобильные компьютерные средства, высококачественные цифровые образовательные ресурсы, основанные на активной деятельности обучаемых, сенсорные интерфейсы, инновационные средства визуализации ин-
формации, основанные на технологии дополненной реальности [6]. Педагоги активно осваивают и применяют в своей профессиональной деятельности современные сервисы Интернет, основанные на технологиях web 2.0., что способствует развитию информационной культуры [2; 9; 10]. Анализ современных тенденций развития информатизации образования показывает, что в обществе происходит переход от традиционной модели обучения к электронному обучению, а затем -к smart-образованию, продуктивные технологии которого позволяют обучаемым генери-
ровать новые знания и формировать личность smart-человека, который в совершенстве владеет ИКТ для поиска, анализа информации и создания инноваций [2; 7].
Рассмотренные выше преобразования, связанные с широкомасштабной информатизацией, предъявляет новые требования к профессиональной деятельности учителей, среди которых ориентация обучения на использование инновационных технологий с применением ИКТ, готовность к профессиональному взаимодействию, передаче передового педагогического опыта являются ключевыми. Реализация данных задач осуществляется, как правило, в режиме создания виртуального методического объединения (ВМО), способствующем развитию профессиональных мотивов самообразования, сотрудничества, самоутверждения, самооценки личности. Виртуальное методическое объединение рассматривается как добровольное профессиональное объединение педагогов, применяющих в своей профессиональной деятельности новейшие информационные и коммуникационные технологии [1; 5]. В сложившихся условиях педагог, должен быть готов к любым изменениям его профессиональной деятельности, должен уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, стремиться к профессиональному развитию [4].
Основным принципом деятельности ВМО является взаимодействие и сотрудничество его участников. При этом для педагогов важна научно-методическая поддержка образовательной деятельности и сопровождения инновационной практики, которую они могут получить, участвуя в работе виртуального объединения. Создание ВМО требует специальной организации, что определяет перечень функциональных задач его организаторов: научного руководителя, сетевых методистов, администратора сайта ВМО. Рассмотрим их более подробно.
Научный руководитель на основе совместного обсуждения с участниками определяет актуальные направления деятельности ВМО. Функционал научного руководителя включает следующие виды деятельности:
- разработка программы мероприятий сетевого сообщества;
- обоснование проблемы, цели и задач работы, критериев оценки результатов работы;
- составление календарного плана;
- руководство работой семинаров, форумов, интернет-конференций;
- кураторство подготовки методических материалов и отчетов;
- консультирование участников сообщества, сетевого педагога;
- организация и проведение экспертизы методических материалов,
- руководство подготовкой материалов участников ВМО на научно-практические конференции.
Одной из основных функций сетевого методиста является оказание помощи участникам сообщества в освоении телекоммуникационных технологий. Для организации эффективной деятельности ВМО методист должен использовать современные средства и инструменты Интернет, основанные на технологии web 2.0. Методисту необходимо обеспечить участников необходимыми инструктивными материалами помогающими освоить новые среды взаимодействия. Кроме того сетевой методист должен проявлять внимание и поддержку каждому выступлению в сети, возвращать дискутирующих участников к непосредственной тематике, поддерживать корректный, деловой тон сетевого общения.
Т.о. деятельность организаторов сообщества (научного руководителя, сетевого методиста) должна быть направлена, прежде всего, на поддержку сетевой активности и привлечение к деятельности сообщества новых участников; на поддержку дискуссий и обсуждений с учетом соблюдения правил сетевого общения; на повышение квалификации по тематике или проблематике сообщества и в области ИКТ-компетентности [9].
Администратор сайта ВМО - специалист, обеспечивающий бесперебойное функционирование информационной системы, на базе которой работает сетевое сообщество. Он должен знать технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования, специфику деятельности ВМО и тематику сайта, его цели и задачи; основы управления контентом; web-технологии; законодательство о СМИ, рекламе, об интеллектуальной собственности и информационной безопасности.
Виртуальное методическое объедине-
ние учителей информатики Омской области работает с 2005 года. Кадровый анализ участников ВМО позволяет привлечь к методической работе учителей различной квалификационной категории, что создает сеть тьюторства. Особое значение и интерес приобретает реализуемый опыт привлечения студентов Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) к работе в ВМО (участие в мастер-классах, форумах, презентациях опыта, телекоммуникационных проектах и др.), что создает дополнительные условия для профессиональной адаптации, самоопределения и практикоориентированной подготовки.
Реализация идеи привлечения студентов к методической работе виртуального объединения учителей информатики стало возможной на основе проектирования и внедрения интегрированной информационной образовательной среды (ИОС) «школа-педвуз», моделирующей новый тип профессиональной деятельности педагогов. Интегрированная ИОС «школа-педвуз» включает организационно-методические, программные, технические средства хранения, обработки, передачи информации, на основе которых создаются эффективные условия для совместной учебно-исследовательской, творческой деятельности студентов, преподавателей педагогического вуза, учителей и учащихся школ с целью непрерывного профессионального развития будущих и практикующих учителей, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей
учащихся [3].
Основные модули интегрированной ИОС «школа-педвуз», реализованы средствами двух образовательных Интернет-ресурсов: сайта ВМО Омской области (http://vmo. obr55.ru/) и портала «Школа» ОмГПУ (http:// school.omgpu.ru/) и основывается на следующих принципах:
- интеграция в единую информационную образовательную среду региона;
- открытость, возможность для участников ВМО самостоятельно формировать и поддерживать свои образовательные ресурсы;
- распределенный характер информационной среды с едиными средствами навигации, обеспечивающими возможность быстрого и удобного доступа ко всем образовательным ресурсам.
В соответствии с этим деятельность виртуального методического объединения учителей информатики Омской области реализует следующие направления.
1. Организация общения педагогов на профессиональные темы, обмен педагогическим опытом.
2. Инициация продуктивного виртуального взаимодействия педагогов.
3. Поддержка новых образовательных инициатив.
На современном уровне информационных и коммуникационных технологий реализация данных направлений деятельности ВМО возможна через различные формы, классификация которых представлена на рисунке.
Рисунок -Направления деятельности виртуальногометодического объединения учителей
Организация общения педагогов на профессиональные темы, обмен педагогическим опытом.
Интернет-конференции являются электронным аналогом обычных конференций. Отличительными особенностями являются широта аудитории, виртуальное место проведения и технические ограничения.
Виды интернет-конференций, реализуемые ВМО:
- Веб-конференция: создается специальный веб-сайт или отдельные страницы на сайте ВМО, на которых размещается информационное письмо конференции, тематика конференции, доклады и статьи участников конференции, форум для обсуждения статей и докладов.
- Видео-конференция: предполагается предварительная регистрация участников конференции с обязательным указанием докладчиков, материалы конференции размещаются на сайте, определяется дата и время проведения видео-конференции. В режиме on-line докладчики представляют свои материалы. После выступления через сервис чат-сообщений от участников поступаю вопросы, на которые докладчик дает ответы.
- Интегрированная интернет-конференция. Для ее организации используются различные среды и сервисы (блоги, wiki, skype).
Распространенной формой организации общения и представления опыта учителей является вебинар - это on-line мероприятие, организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции, в ходе которой участники могут поделиться своим методическим опытом с коллегами и обсудить его результаты. Для проведения вебинаров ВМО учителей информатики используется система BigBlueButton. Традиционные способы организации данных мероприятий (выступление докладчиков, демонстрация презентации и ее голосовое сопровождение, вопросы участников через чат-сообщение) являются недостаточным для полноценного использования режима on-line. В ходе такого вебинара ведущий не всегда может реально оценить степень участия коллег. В ходе работы ВМО учителей информатики апробирован опыт активизации деятельности участников вебинара с помощью интерактивных сетевых сервисов web 2.0, которые помогают организовать коллективную ра-
боту в документах общего доступа, заполнение тематических таблиц, представление развернутых ответов на вопросы, создание ментальных карт, временных лент, презентаций и др.
Дистанционное консультирование - организационное взаимодействие между руководителями ВМО, опытными методистами и участниками ВМО, направленное на разрешение профессиональных проблем и внесение позитивных изменений в профессиональную деятельность учителей. Актуальность дистанционного консультирования обусловлена целым рядом факторов: территориальная удаленность участников ВМО от методических центров, организаций повышения квалификации; потребность в оперативном решении профессиональных проблем; активизация самообразовательной деятельности педагогов.
Инициация продуктивного виртуального взаимодействия участников ВМО.
Интернет-технологии позволяют снимать временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом по созданию образовательных продуктов. Это особенно актуально для малокомплектных сельских небольших или отдалённых школ, где взаимодействие педагогов ограничивается небольшим постоянным кругом общения. Поэтому вовлечение педагогов в сетевое взаимодействие является одним из важных направлений деятельности ВМО.
1. Создание банков, архивов данных методических разработок.
Данная форма методической работы ВМО позволяет систематизировать информацию о педагогическом опыте в методике преподавания информатике в школе, инновациях в области педагогики, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет. Одним из распространенных названий для такой формы работы ВМО является «Методическая копилка». Это своего рода портфолио, созданное участниками ВМО при непосредственном взаимодействии, которое наглядно показывает уровень их профессионализма. Методическая копилка ВМО информатики Омской области содержит следующие материалы: программы школьного курса информатики, коллекцию полезных ссылок на методические ресурсы сети Интернет, разработки творческих от-
крытых уроков учителей - участников ВМО, дидактические материалы, содержащие в том числе и электронные образовательные ресурсы, учебно-методические материалы по свободному программному обеспечению.
Возможности портала «Школа» позволяют активизировать работу участников ВМО (учителей, студентов, магистрантов) по созданию открытой коллекции электронных образовательных ресурсов для их применения в дистанционном и смешанном обучении. Особенностью данной коллекции является то, что интерактивные ЭОРы разработаны в системе дистанционного обучения Moodle с применением внешних сервисов, что является востребованным среди учителей, работающих в данной системе. В коллекции представлены ЭОРы следующих типов:
1. Интерактивные уроки (Moodle) - содержат теоретический материал школьного курса информатики с тестовыми заданиями, встроенными видео-фрагментами и анимационными роликами.
2. Интерактивные кроссворды, разработанные с помощью программы HotPotatoes, которые обеспечивают автоматизированную проверку знаний основных понятий школьного курса информатики.
3. Тесты с автоматизированной проверкой (Moodle) включают тестовые задания открытого и закрытого типа, на соответствие, на выстраивание логических цепочек и др.
4. Интерактивные задания, разработанные в сервисе http://learningapps.org/ - позволяют в игровой форме организовать самопроверку знаний учащихся.
5. Рабочие тетради (МооШе) обеспечивают выполнение домашних заданий открытого типа с дальнейшей проверкой учителя.
Развитие профессиональной компетентности учителей реализуется в современных в условиях внедрения дистанционных форм повышения квалификации, среди которых наибольший интерес представляют телекоммуникационные проекты. В рамках деятельности ВМО педагогическому сообществу предлагается комплекс телекоммуникационных проектов, посвященный проблематике ФГОС: «Урок в условиях ФГОС», «Реализация междисциплинарной программы развития смыслового чтения», «Развитие ИКТ-компетентности учащихся в условиях ФГОС».
Третье направление методической деятельности ВМО - поддержка новых образовательных инициатив по созданию, освоению, использованию и распространению современных методик, педагогических технологий, актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Чаще всего образовательные инициативы связаны с внедрением инноваций в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Данное направление включает следующие формы методической работы: дистанционные конкурсы методических разработок и интернет мониторинг.
Таким образом, участие в виртуальном методическом объединении в условиях интегрированной информационной образовательной среды «школа-педвуз» предоставляет дополнительные возможности для расширения знаний учителей, студентов, магистрантов в области современных форм и методов обучения, в том числе с применением технологий электронного обучения. Создается комфортная образовательная среда для профессионального развития и обмена опытом, что способствует формированию положительного отношения учителей к повышению своего профессионального уровня, а для студентов создает дополнительные условия для включения в профессиональную деятельность еще на этапе обучения в педагогическом вузе.
Библиографический список
1. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 171 с.
2. Лапчик М. П. Россия на пути к smart-образованию //Информатика и образование. -2013. - №2. - С. 3-9.
3. Лапчик М. П. Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная среда «школа-педвуз» в региональной системе профессионального развития учителей / М.П. Лапчик, Г.А. Федорова. // Математика и информатика: наука и образование. Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 10. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - С. 184-189.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www. rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 18.09.2014)
5. Патаракин Е. Д. Создание профессионального сетевого сообщества // Сообщества. ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www. soobshestva.ru/forum/-forum10/topic503/ (дата обращения: 18.09.2014)
6. Технологии, определяющие будущее образования / Образовательная галактика Intel. URL: https://edugalaxy.intel.ru (дата обращения: 15.08.2014)
7. Тихомиров В. П., Тихомирова Н.В. Smart-education: новый подход к развитию образования // Е-learning PRO Ассоциация Е-learning специалистов. URL: http://www.elearningpro.ru/ forum/topics/smart-education (дата обращения:
10.08.2014)
8. Федорова Г. А. Активные формы профессионального взаимодействия участников виртуального методического объединения// Информатика и образование. - 2013. - № 9. - С. 96-99.
9. Biondi G. Lo sviluppo delle nuove tecnologie: impatto con la scuola e la cultura professionale degli insegnanti // Nuova Antologia. 2002. V. 137. № 222. P. 60-67.
10. McGee P., Diaz V. (2007). Wikis and podcasts and blogs! Oh my!What is a faculty member to do? EDUCAUSE Review. URL: http://www.educause. edu/ir/library/pdf/erm0751.pdf (дата обращения: 20.08.2014)