Дополнительное образование____________109
И. МОСИЧЕВА, доцент, начальник отдела
В. ШЕСТАК, профессор, консультант Федеральное агентство по образованию
А. СИГОВ, профессор, ректор
A. БЕРЗИН, доцент
B. ПАНКОВ, доцент В. КУРЕНКОВ, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)
Сложившаяся в советское время система организации повышения квалификации (ПК) профессорско-преподавательского корпуса высшей школы поныне не претерпела существенных изменений. Поэтому ее функционирование в условиях модернизации системы высшего образования не отвечает существующим сегодня социальным и экономическим требованиям. Передовой опыт ведущих университетов, в том числе инновационных, в должной мере не используется, в то время как некоторые вузы объективно не могут обеспечить качественное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).
Очевидна необходимость разработки
Сетевой подход
к организации
повышения
квалификации
преподавательского
корпуса
нового подхода к организации повышения квалификации преподавательского корпуса высшей школы. Он должен включать формирование единой системы мониторинга и предполагать использование информационных технологий, обеспечивающих статистическое наблюдение за процессом повышения квалификации ППС учреждений высшего профессионального образования России. Остановимся кратко на особенностях традиционной схемы процесса реализации ПК. Ее отличает в первую очередь непосредственная связь Рособразования с каждой из организаций, участвующих в процессе. Повышение квалификации, как правило, проводится в структурных подразделениях своего вуза. Последнее связа-
110
Высшее образование в России • № 1, 2008
но с отсутствием в типовой смете повышения квалификации бюджетной статьи затрат на командировочные расходы. Указанные особенности в среднем негативно сказываются на результативности процесса и тормозят внедрение новых прогрессивных форм и методов реализации ПК.
Ниже приводятся предварительные результаты апробации нового подхода к организации и мониторингупроцесса повышения квалификации ППС в рамках реализации приказов Рособразования № 379 от 21.12.2004, № 1395 от 15.11.2005 и № 1390 от 23.11.2006. На рис. 1 представлена схема организации и мониторинга повышения квалификации, действующая для вузов Рособразования в течение трех последних лет.
Характерной особенностью данного подхода является сетевой принцип организации повышения квалификации и постоянный мониторинг хода его проведения. Оперативное взаимодействие с организациями и вузами-исполнителями осуществляется центром мониторинга, созданным на базе одного из вузов. Основной целью деятельности центра является осуществление мониторинга деятельности и участие в контроле за реализацией государственной политики в области ПК, а также обеспечение единства требований к организации и проведению повышения квалификации на основе системного подхода. Выделим основные функции центра:
• участие в формировании эффективной системы повышения квалификации преподавателей высшей школы и среднего профессионального
образования по приоритетным направлениям;
• координация деятельности вузов в проведении ПК;
• мониторинг процессов ПК, сбор и анализ информации;
• оказание информационных услуг в области ПК;
• разработка методических указаний и рекомендаций по организации процесса ПК;
• разработка форм отчетности по выполнению мероприятий ПК;
• обеспечение комплексной оценки организации и проведения ПК с целью их корректировки;
• участие в планировании и прогнозировании развития сферы ПК.
1 - направление ППС вуза на повышение квалификации; 2 - информация от вуза, организующего повышение квалификации,
Рис.1. Схема организации и мониторинга повышения квалификации
Дополнительное образование____________111
о программах, сроках и количестве слушателей; 3 - информация от вузов, организующих ПК, о ходе процессов повышения квалификации и расходовании средств; 4 -рекомендации, инструктивные и методические материалы, а также отчетные формы проверки работы вузов, исходящие от Центра мониторинга; 5 - приказы, нормативные материалы Рособразования, а также средства на организацию ПК; 6 - приказы, нормативные материалы Рособразования, а также средства на мониторинг ПК; 7 - оперативная информация о ходе выполнения повышения квалификации, информационная поддержка исследуемого вида работ; 8 - приказы, нормативные материалы Рособразования, а также средства на проведение ПК.
Важной особенностью предложенного подхода является то, что повышение квалификации осуществляют так называемые базовые вузы, что отражает сетевой характер его организации. В их число входят вузы, имеющие статус особо ценных объектов культурного наследия, а также ряд передовых вузов, в том числе реализующих инновационные программы развития образовательной отрасли. Отметим ключевой момент в организации повышения квалификации: вузы, организующие и проводящие повышение квалификации, могут меняться, что позволяет отбирать наиболее перспективные, предлагающие актуальные программы. Кроме того, появляется возможность варьировать их распределение по федеральным округам, управляя тем самым процессом повышения квалификации.
К несомненным достоинствам данной модели следует отнести то, что ее реализация непосредственно способствует развитию академической мобильности. Преподаватели вузов, а также средних учебных заведений имеют реальную возможность пройти повышение квалификации в передовых и инновационных вузах по актуальным направлениям.
В подходе, реализуемом в рамках выполнения указанных выше приказов Рособ-
разования, важным элементом является осуществление мониторинга с целью координации и контроля деятельности учреждений, реализующих программы ПК. В 2006-2007 гг. в МИРЭА была разработана и опробована первая очередь информационной системы обеспечения автоматизации и унификации сбора информации в сфере ПК и ДПО - ADVIN (Advanced Vocational-education Information). Созданное программное обеспечение предназначено для формирования и актуализации единой базы данных, в частности для автоматизации процессов: оперативного сбора данных от удаленных субъектов; представления оперативной статистической информации; мониторинга представленной информации; формирования итоговых отчетных форм.
Программное обеспечение построено по модели «клиент-сервер», предоставляющей возможности централизованного администрирования серверной части, снижения трафика в сети, практически неограниченного масштабирования системы.
Созданная система позволяет собирать и оперативно анализировать предложения вузов и организаций дополнительного образования о контрольных цифрах приема слушателей на календарный год, проводить оперативную коррекцию данных и формировать соответствующие нормативные документы органа управления образованием. Информационная система помогает анализировать ход повышения квалификации по различным программам и проектам, в частности по федеральным целевым программам, программам министерств и ведомств, международным программам и т.д. Кроме того, информационная система дает возможность получать суммарные данные по всем программам ПК, а также строить статистику по различным годам.
Важным инструментом мониторинга является оперативная статистическая информация, позволяющая оценивать ход процесса и вносить необходимые коррективы. С началом функционирования информационной системы впервые появилась воз-
112
Высшее образование в России • № 1, 2008
можность получать и анализировать данные от организаций в реальном времени, что весьма существенно именно для оперативного управления ходом процесса повышения квалификации. Система ADVIN предоставляет информацию о распределении числа слушателей по различным направлениям подготовки, по федеральным округам, по возрастным категориям и другим параметрам. Это позволяет получать и анализировать более 40 различных распределений в необходимых формах промежуточной и итоговой статистической отчетности. Сведения о выполнении заданий по программам ПК и ДПО представляются в виде таб-лицпо укрупненным группам направлений или специальностям подготовки. При этом имеется возможность выводить таблицы отдельно для каждого региона, города или в целом по стране. Степень интеграции данных можно задавать отдельно по трем уровням: город, регион и Российская Федерация в целом. Помимо основных выходных статистических форм в прикладную программу обслуживания федеральной базы данных введена функция представления полной информации о результатах повышения квалификации и реализации программ дополнительного образования раздельно по каждому учреждению, отчитывающемуся о своей работе в указанном направлении перед Федеральным агентством по образованию.
Сведения о результатах выполнения программ ПК и ДПО достаточно важны для анализа востребованных направлений
переподготовки кадров в обществе. Они позволяют прогнозировать направления, перспективные с точки зрения дальнейшего развития и изменения перечня основных программ ПК. Создание информационной системы мониторинга образовательной деятельности в сфере повышения квалификации ППС дает возможность:
• формировать необходимую выходную статистическую отчетность, включающую прогнозирование наиболее востребованных направлений, специализаций;
• создать инструменты оценки эффективности работы центров повышения квалификации.
Разработанная информационная система ADVIN позволяет реализовать инновационную модель планирования объемов, формирования направлений подготовки и организации работы по повышению квалификации ППС учреждений высшего образования, а также начального и среднего профессионального образования. Важнейшей целевой задачей создаваемой информационной системы является также формирование базы данных Рособразования в части ПК и ДПО.
В заключение еще раз отметим особенности реализуемого подхода - его сетевой характер, при котором повышение квалификации организуют и проводят так называемые базовые вузы, а также постоянный оперативный мониторинг проведения ПК с использованием современных информационных технологий.
В. ИВАНОВ, профессор
A. КИРСАНОВ, академик РАО
B. КОНДРАТЬЕВ, профессор Казанский государственный технологический университет
Интеграция знаний в системе повышения квалификации преподавателей высшей
школы
1
Изменившиеся целевые установки ин- изводства, растущие потребности в специа-
женерного образования, новые фор- листах с высоким уровнем профессиональ-
мы интеграции науки, образования и про- ной компетенции требуют изменения в со-
1 Работа выполнена по гранту РНП.2.2.1.1.925 Министерства образования и науки РФ.