Научная статья на тему 'Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов'

Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов»

N

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

A. СИГОВ, профессор, ректор

B. КУРЕНКОВ, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

И. МОСИЧЕВА, начальник отдела В. ШЕСТАК, консультант Федеральное агентство по образованию

Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние сигналы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

В настоящее время на базе 175 вузов и 39 учреждений дополнительного образования, подведомственных Рособразова-нию, действует исторически сложившаяся структура повышения квалификации. Эта структура в основном ориентирована либо на предметное повышение квалификации, либо на переподготовку специалистов образовательной отрасли и финансируется путем сметных назначений Рособразования подведомственным вузам согласно ежегодному приказу«О контрольныхцифрах приема слушателей системы дополнительного профессионального образования Рособра-зования, обучающихся за счет средств федерального бюджета» в объеме 58 899 слушателей (в 2006 г. действует приказ Рособразования от 07.04.2006 № 130).

В принципе, имеющаяся структура способна обеспечить повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) в соответствии с установленным законодательством нормативом - один раз в 5 лет [1]. Проблемой является то, что организационная и содержательная компоненты структуры отстают от реальных потребностей образовательной отрасли, они не позволяют осуществлять развитие кадрового потенциала, гарантировать эффективность целевого использования выделя-

Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов

емых бюджетных средств, избежать «ухода» в бизнес-образование,обеспечивать соответствующие мониторинг и контроль со стороны Рособразования, а также развитие других системных факторов.

В соответствии с решением коллегии Рособразования от 13.12.2005 г. [2] разработан план модернизации действующей структуры, рассчитанный на превращение ее в эффективную систему, включая формирование следующих системообразующих факторов: создание Совета Рособразования по дополнительному образованию и повышение роли учредителя - Рособразования - в проводимой работе; выделение подразделений в вузах, реализующих программы повышения квалификации преподавателей; разработка механизма обеспечения комплементарности направлений повышения квалификации; ориентация повышения квалификации на решение отраслевых проблем; введение новых форм отчетности, обеспечивающих раскрытие полного потенциала образовательного учреждения в области дополнительного образования, и т.п. Новые принципы были обсуждены на семинаре для руководителей и специалистов системы дополнительного образования «Развитие и совершенствование системы дополнительного профессионального образования в 2006-2007 годах» (22-24 июня 2006 г., Академия дополнительного образования «Учебный центр подготовки руководителей», г. Пушкин).

Параллельно с этой работой в 2005 г. Рособразование впервые осуществило и в

2006 г. продолжило финансирование в объеме 125 млн. рублей опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации [3]. Такой принцип финансирования обеспечил мобильность ППС вузов с целью повышения их квалификации по программам объемом 72 часа с отрывом от работы в вузах, имеющих достаточно высокий авторитет для формирования необходимой мотивации у ведущих профессоров и доцентов остальных вузов для этой работы. На рис. 1 представлено распределение вузов, организующих повышение квалификации преподавателей, по федеральным округам.

окончательным, работа по его уточнению будет продолжена.

К достоинствам опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям можно отнести следующие:

• организована региональная структура и обеспечена избирательная мобильность преподавательскихкадров путем выделения ведущих вузов, организующих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

• повышение квалификации ориентировано на решение оперативных потребностей образовательной отрасли;

• существенно повысилась эффектив-

Дальневосточный

Уральский

Южный

Северо-Западный

ч е

в

Сибирский

Приволжский

Центральный

2

3

11

4

4

5

6

4 6 8

Количество базовых вузов

10

12

Рис. 1. Распределение вузов (базовых), организующих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, по федеральным округам (плановое)

Критерии отбора вузов, организующих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, базируются на известных достижениях вузов в области дополнительного образования и активности их позиций в процессах модернизации российского образования. Список базовых вузов не является

ность работы за счет обеспечения непрерывного организационного и методического сопровождения деятельности вузов по повышению квалификации, мониторинга процесса повышения квалификации и подготовки содержательной итоговой отчетности.

На рис. 2 представлено плановое рас-

пределение вузов, направляющих профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации, а также преподавателей, проходящих повышение квалификации, по федеральным округам.

ности, менеджмент в образовании, инновационная деятельность, русский язык, экология и природопользование, современная биология, экономическая теория и правоведение - в основном соответствуют Про-

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200

0

</

1418

Количество преподавателей

_ 783 _

| Количе« ЮЛ_,_1-52-1_,_

Количество вузов

540 527

405

У

«г

Федеральные округа

Рис. 2. Распределение вузов (линейных), направляющих профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации, и преподавателей, проходящих повышение квалификации, по федеральным округам

В итоге в 2005 г. были достигнуты следующие результаты:

• повысили квалификацию 7782 преподавателя вузов, из них 27% - руководители вузов и ведущие профессора, 24% -молодые преподаватели (до 30 лет). В среднем в вузах - центрах подготовки - обучалось около 260 слушателей в течение двух недель (72 часа - краткосрочное повышение квалификации с отрывом от работы);

• более 3000 преподавателей прошли переподготовку по дисциплине «История и философия науки», что обеспечило введение в 2005 г. нового кандидатского экзамена в аспирантурах России.

Определенные на 2006 г. в качестве приоритетных направления повышения квалификации ППС - информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, управление качеством, гуманитарные проблемы современ-

грамме социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) [4].

Роль образовательной отрасли в социально-экономическом развитии России мы видим прежде всего в следующем:

■ создание условий для повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда;

■ развитие инновационных компетенций выпускников;

■ ориентация выпускников на наукоемкие отрасли экономики;

■ формирование у выпускников навыков, обеспечивающих воспроизводство и развитие материального и интеллектуального потенциала страны;

■ стимуляция социальной и профессиональной мобильности студентов и выполнение функций координатора их индивидуальной образовательной траектории;

662

230

■ формирование кадровой элиты общества, основанное на развитии творческой личности.

Реализация поставленных целей достигается путем:

♦ развития современной системы непрерывного образования, включая все формы образования взрослых [5];

♦ повышения качества профессионального образования;

♦ обеспечения доступности качественного профессионального образования;

♦ повышения инвестиционной привлекательности сферы образования [6].

Преподаватель вуза должен обладать определенными личными компетенциями, которые обеспечат решение отечественной системой образования новых задач, состоящих в следующем:

♦ актуализация содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования;

♦ использование в практической деятельности механизмов управления процессом обучения, адекватных задачам развития системы образования;

¥ реализация воспитательных функций при работе со студентами, в частности, состоящих в разъяснении студентам основных тенденций развития России.

Не соответствующая современным требованиям квалификация значительной части административно-управленческого персонала вузов не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления

«сверху». Следовательно, ППС в определенной степени должен взять выполнение этой задачи на себя. При этом к ключевым компетенциям ППС следует отнести те, что представлены на рис. 3.

Значительное несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему.

Для достижения стратегических целей образовательной отрасли при условии сохранения лучших традиций отечественного образования в системе повышения квалификации ППС должны быть решены следующие задачи.

1. Изучение преподавателями основных документов, определяющих перспективы функционирования образовательной отрасли, к которым относятся: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (включая развитие инновационной системы), Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий до 2012 года, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,

1. Педагогические (академические, дидактические, коммуникативные и др.) 2. Научные (наличие ученой степени, выполнение НИР)

3. Рыночные (базовые из бизнес-образования: маркетинг, менеджмент, планирование и т.д.) 4. Гражданские (информационные, социальные, правовые и др.)

Рис. 3. Ключевые компетенции профессорско-преподавательского состава

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальный проект «Образование ».

2. Обеспечение личного участия преподавателей в системном мониторинге качества образования, включая участие во внут-ривузовских системах качества (для чего необходима, например, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).

3. Развитие преподавателями интерактивных форм обучения при широком использовании проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации; использование современных обучающих программ.

4. Разработка преподавателями программ с практической направленностью, учитывающихучастие работодателей в разработке образовательныхстандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

5. Разработка преподавателями широкой гаммы программ дополнительного профессионального образования (включая программы и для студентов, и для выпускников).

6. Выход вузовской науки на мировой рынок научно-технологической продукции, коммерциализация услуг и интеллектуальной собственности, что подразумевает работу преподавателей в мировом информационном пространстве.

7. Обеспечение национальной научно-технологической и информационной безопасности России.

8. Обеспечение участия каждого вуза в Болонском процессе и личное позиционирование каждого преподавателя в этом процессе с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг.

Перечисленные задачи нельзя решить без координации действий со стороны Рос-образования, без активного взаимодействия

представителей вузовского сообщества, активного обмена опытом. Координатором, направляющим и согласующим действия различных системных элементов, может стать создаваемый Совет Рособразования по дополнительному образованию, структура которого представлена на рис. 4.

Названия секций отражают накопившиеся в образовательной отрасли проблемы и активное участие Рособразова-ния в поддержке реализации Приоритетного национального проекта «Образование», который разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования в России. Для этого национальный проект предусматривает два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования. Во-вторых, это внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - «центров кристаллизации » институциональных изменений, например организация ресурсных центров, в том числе и дополнительного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка инновационных вузов также содействует ряду названных изменений, в первую очередь связанных с расширением общественного участия в управлении образованием, с формированием общественного заказа и модернизацией системы оценки качества образования.

Ориентация национального проекта на кадровое обеспечение и комплексное решение задач современного социально-экономического развития территорий способствует повышению ориентации профессионального образования на региональную экономику, на кадровые потребности конкретной территории.

Очевидно, что новые задачи потребуют огромной работы по организации повышения квалификации преподавательского корпуса, по актуализации программ и тех-

% е>

\

л 5 о с

и

о.

и о. I-

О

д

лг

/

¥

/

Методологический и терминологический сектор

<Президиум

Социальное партнерство

У

.о?

V

к

и ц

к е с

§ ант

н ент

н

2

\\ Л**

% ч?.

\\ V

Рис. 4. Секционная структура Совета по дополнительному образованию

нологий дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Ст. 21 Федерального закона от 22 августа

1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 28, ст. 2888; 2003, № 52 (ч. I), ст. 5038).

2. Приказ Рособразования от 30.12.2006 № 1705 «О работе по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования».

3. Приказ Рособразования от 15.11.2006 № 1395

«О повышении квалификации в 2006 году

профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию».

4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р.

5. Бутко Е.Я, Мосичева И.А, Шестак В.П.

Дополнительное образование России. XXI век // Высшее образование в России. - 2005. - № 5. - С. 3.

6. Приоритетные направления развития об-

разовательной системы Российской Федерации; одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.