14. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. М., 1970.
15. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М., 1964.
16. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М., 1985.
17. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М., 1981.
18. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. № 2.
19. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964.
20. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., 1978.
21. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2.
22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.
23. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
24. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2002. № 2.
25. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.
УДК 378
Е.В. Вторина
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Томский государственный педагогический университет
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к сотрудничеству.
Подготовка таких специалистов, несомненно, должна носить системный, непрерывный характер. Понятие непрерывности профессионального образования можно отнести к трем объектам (субъектам):
- к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длинных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, оставаясь, допустим, слесарем, медсестрой, инженером, педагогом, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство (условно назовем вектор профессионального мастерства).
Во-вторых, человек может подниматься по ступеням и уровням образования - вектор развития. При этом может последовательно восходить по ступеням и уровням образования либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование либо сразу после школы приступить к программе высшего об-
разования, а затем послевузовского (аспирантура, докторантура).
В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность профильного маневра на разных этапах жизненного пути исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе (например, поменять специальность) -вектор профессиональной переориентации;
- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях его развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;
— к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такую сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе и у каждого человека.
Таким образом, непрерывность профессионального образования должна обеспечивать возмож-
ность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.
В целях реализации непрерывного профессионального образования все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), в основу целевой установки которого в современных условиях заложен компетентност-ный подход.
Учреждения ДПО имеют свою историю развития. В настоящее время учреждения ДПО осуществляют работу по трем моделям.
Первая модель — это институты (факультеты) повышения квалификации, являющиеся подразделениями вуза. Они пользуются лицензиями вуза и используют тот потенциал преподавателей, который может предоставить вуз.
Вторая модель — это также подразделения вуза, но управляемые по доверенности. Они имеют практически ту же структуру, что и любой вуз, однако являются центрами дополнительного профессионального образования - юридическое лицо, имеющее собственную лицензию на образовательную деятельность.
Третья модель представляет собой самостоятельное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - юридическое лицо, имеющее собственную лицензию на образовательную деятельность.
Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) Томского государственного педагогического университета осуществляет свою деятельность по первой модели и был открыт восемь лет назад Министерством общего и профессионального образования РФ с целью осуществления повышения квалификации руководителей и специалистов общего образования. Годовая контрольная цифра с федеральным бюджетным финансированием составляла 110 человек. Факультет фактически начал заниматься повышением квалификации работников образования по программам дополнительного профессионального образования в объеме 72 часов, совпадающих с направлениями обучения в вузе. Обучение на факультете проводили ведущие преподаватели университета.
За прошедший период времени факультет определил свою миссию, задачи, принципы и подходы к организации образовательной деятельности.
Сегодня деятельность ФПК и ПК направлена на развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющей каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
При этом ведущими принципами организации и управления системой непрерывного профессионального образования являются:
- гуманизация содержания и организации учебного процесса;
- гуманитаризация содержания дополнительного образования;
- дифференциация информации, создание условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей личности;
- развитие творческой направленности деятельности личности;
- вариативность содержания и форм дополнительного профессионального образования;
- ориентация содержания программ обучения на приобретение знаний, необходимых для профессиональной деятельности, опора на квалификационные характеристики (требования).
При разработке содержания и продолжительности программ ДПО, форм организации учебного процесса, используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе, особое внимание уделяется попытке осмысленно подойти к реализации компетентностного подхода, дидактических принципов обучения взрослых, маркетинга, образовательного заказа и сетевого принципа взаимодействия. Кратко раскроем данные позиции.
Согласно компетентностному подходу, получаемые членами общества в процессе обучения знания, умения и навыки могут быть условно распределены по трем группам, соответствующим тем или иным компетенциям, необходимым для эффективного взаимодействия общества и личности:
1. Базовые компетенции - наличие у индивидуума базовых общих знаний, базовых знаний по профессии, способность индивидуума понимать и использовать общественные идеи и установки, правильно контактировать с окружающей средой, организовывать собственное время, формировать стратегию собственной жизни, принимать решения и управлять ситуацией, достаточность личных технологических умений для жизни в современном информационном обществе, включая компьютерную грамотность, знание иностранных языков и т.п.
2. Межличностные компетенции - навыки взаимодействия в обществе, включая способность индивидуума доносить личные чувства и мнения до общества, способность адаптации к изменяющимся условиям, способность к самокритике и восприятию критики, способность работать в команде, потребность в постоянном повышении квалификации, терпимость к культурным отличиям, способность восприятия мировых тенденций и т.п.
3. Системные компетенции - стремление к личному успеху, способность к предпринимательству, способность к лидерству, креативность, желание са-
моутверждения, желание реструктуризировать общественные институты и связи и т.п. [1, с. 25-26].
При организации образовательного процесса на ФПК и ПК основными дидактическими принципами являются:
1) ценностное проживание;
2) применение активных форм обучения (решение проблемных задач, дискуссия, исследование, моделирование, игра, групповое сотрудничество, проектирование, рефлексия);
3) относительная «завершенность» процесса обучения;
4) информационная достаточность.
Технология образовательного заказа в первую
очередь реализуется через содержание учебных планов и программ. Учебные планы и программы максимально ориентированы на конкретные запросы образовательных учреждений различных типов регионального рынка образовательных услуг с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, отвечающие постоянно изменяющимся социальнокультурным и образовательным потребностям государства, общества, личности.
С целью же выявления потребностей в новых образовательных программах, услугах, корректировки неудачных моментов процесса обучениях на факультете широко используются маркетинговые исследования, включающие в себя следующие блоки:
- исследование конкурентов на предмет предлагаемых программ и существующих цен на обучение (мониторинг конкурентного рынка образовательных услуг);
- предварительное анкетирование слушателей для выяснения того, что именно они ожидают от посещения той или иной программы, из какого источника информации они узнали о существовании курсов;
- анкетирование слушателей, уже прошедших обучение, с целью понять, удовлетворены ли они работой преподавателя, а также персонала, занимающегося организацией учебного процесса; интерес представляет оценка обучающегося всего цикла -от агитационной работы и ответа на звонок до организации итоговой аттестации;
- анкетирование слушателей, уже прошедших обучение, с целью выяснить, насколько они удовлетворены содержательной частью курса, возможность использовать на практике приобретенные знания, желают ли они продолжать обучение по другим направлениям;
- «послепродажное обслуживание», а именно информирование о вновь открывшихся программах, оказание консультаций по тем или иным вопросам в области ранее изученных программ.
Существенно расширился не только количественно, но и качественно профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к обеспечению
учебного процесса на курсах. Занятия проводят ведущие специалисты вузов России, авторитетные педагоги-практики, победители национального проекта «Образование», директора школ Томска, Томской области и других областей России. Практикуется опыт приглашения к проведению занятий профессоров университетов США, Германии, Англии.
Тесное сотрудничество с различными организациями, образовательными учреждениями, коллективами, педагогами основывается на сетевом принципе взаимодействия.
Сетевое взаимодействие дает возможность:
- проявления собственной инициативы;
- коллективной поддержки своей инициативы;
- участия в поддержке и оценке других инициатив;
- складывания общей цели, общего этноса, общей системы профессиональных ценностей.
Ярким проявлением сетевого взаимодействия является реализация проектов по подготовке кадров для инновационного сектора экономики Томской области и регионов Российской Федерации в системе ДПО педагогического университета.
С 2004 г. на ФПК и ПК системно апробируется одна из моделей Администрации Томской области подготовки инновационных менеджеров на основе краткосрочных программам дополнительного образования: «Менеджмент для начинающих предпринимателей в инновационной сфере», «Менеджмент бизнес-проектов для инновационной сферы», «Привлечение кадрового потенциала, формирование и обучение команд для реализации инновационных проектов». Основная идея этих программ нацелена на то, чтобы подготовить менеджеров, не занятых непосредственно научными исследованиями и разработками, к эффективной их коммерциализации.
В разное время слушателями этих программ были и студенты старших курсов томских вузов, планирующих свою профессиональную деятельность в области инновационного менеджмента, а в основном -это взрослые образованные люди, неплохо ориентирующиеся в проблемах, связанных с развитием бизнеса, рынка, так как это их реальная работа.
Для организаторов данных программ одним из важнейших моментов является решение проблемы взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в формировании кадрового ресурса для развития инновационного сектора предпринимательства.
На протяжении трех лет партнерами для педагогического университета на разных этапах выступали: Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, Томский государственный университет (Учебный центр «Тренинг-фирма»), Региональный молодежный ресурсный центр, Томский центр содействия инновациям,
Томский центр трансфера технологий, Студенческий бизнес-инкубатор, Центр деловых коммуникаций «Аккорд», офис коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ и инновационные предприятия.
Следует отметить, что данное партнерство было нацелено на согласование различных ресурсных возможностей, интересов и целевых ориентаций и получение более качественного результата в подготовке кадров для инновационного сектора экономики.
Чтобы максимально учесть образовательный заказ слушателей, учебный план каждой образовательной программы состоял из инвариантной (обязательной для всех) и вариативной частей. Такая структура плана позволяет слушателям сделать свой образовательный выбор, а организаторам - сформировать их индивидуальную образовательную траекторию.
Немаловажную роль играет и подход к организации самого процесса обучения. Взрослый человек с его «образовательным и профессиональным багажом» легче идет на диалог, дискуссию, споры и от этого получает больший образовательный эффект, чем от классических лекций. Поэтому приоритетными формами обучения по этим программам являются семинары, практикумы и не исключаются классические лекции.
Основным итогом обучения по образовательным программам данного проекта является защита бизнес-плана для инновационной разработки. Поиск инновационных разработок тоже прошел совою эволюцию. В начале реализации проекта (2004 г.) перед слушателями ставилась задача самостоятельного поиска организации или разработчика, где есть это «ноу-хау». Затем отрабатывалась технология встречи (в рамках образовательной программы) с авторами научного исследования или разработки. На этих встречах авторы презентовали свои идеи, отвечали на множество вопросов со стороны слушателей. При этом слушатели отмечали, что «авторы заинтересованы в самом процессе исследования (исследование ради исследования) и не видят необходимости в коммерциализации». «Разработчики -это не люди рынка, они не представляют всей сложности коммерческой стороны разработки», в этой связи «авторы не желают “делиться” с молодыми специалистами своими наработками».
На последнем этапе (2006 г.) при реализации программы «Привлечение кадрового потенциала, формирование и обучение команд для реализации инновационных проектов» слушателям были предложены реально существующие в Томской области инновационные проекты, которые требовали их дальнейшего продвижения. При разработке бизнес-планов в качестве консультантов практикуется приглашение представителей реального бизнеса и авторов инновационных идей.
Следующей задачей проекта являлись формирование и обучение команд для реализации выбранных инновационных проектов.
В ходе реализации проектов с 2003 г. разработан трехступенчатый механизм комплектования группы: отбор по анкетным материалам, собеседование и психодиагностическое исследование кандидатов, проведение совещания заказчиком - Администрацией Томской области со слушателями по постановке целей и перспективных задач, а также заключение контракта о целевой подготовке специалиста для инновационного предпринимательства.
После окончания обучения по каждой образовательной программе проводился мониторинг качества обучения. Среди опрошенных подавляющее большинство высоко оценивали программы и считают, что получили достаточные знания, благодаря которым они могут начинать работу в инновационной сфере предпринимательства.
К настоящему времени по данным образовательным программам прошли обучение 63 слушателя. Это непросто слушатели, это люди, которые являются реальным кадровым резервом Администрации Томской области, а также участниками региональной сети взаимодействия инновационных менеджеров, что, несомненно, должно положительно отразиться на развитии Томской области.
Разрабатывая систему непрерывного профессионального образования в условиях ДПО вуза, Томский государственный педагогический университет наряду с такими вузами, как РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ, Иркутским, Красноярским, Волгоградским, Челябинским, Омским государственными педагогическими университетами и Биробиджанским государственным педагогическим институтом, стал победителем открытого конкурса Министерства образования «Повышение квалификации ППС на базе центров в педагогических вузах, включая семинары и совещания», что дало право в 2003 г. на базе ФПК и ПК создать Центр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам модернизации общего и педагогического образования. С этого времени Центр системно организует курсы повышения квалификации преподавателей.
В основном программы курсов нацелены не на предметное повышение квалификации, а на над-предметное, что позволяет современному преподавателю высшей школы овладеть необходимыми компетенциями, позволяющими обеспечить:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, экономики и личности;
- использование в практической деятельности механизмов управления процессом обучения, адекватных задачам развития системы образования.
В период с 2003 по 2007 гг. на базе Центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ТГПУ сотрудники вышеназванного университета участвовали в различных видах обучения по программам ДПО, входящих в актуальные направления развития кадрового потенциала вуза.
Финансирование программ повышения квалификации ППС вуза осуществлялось за счет внебюджетных средств, а с 2006 г. вуз повышает квалификацию 135 ППС за счет средств федерального бюджета по тем направлениям, которые вуз выделил как приоритетные.
В настоящее же время перед вузовскими структурами дополнительного профессионального образования встают новые сложные задачи, направленные на разработку и реализацию системы деятельности ДПО, позволяющие осуществлять развитие кадрового потенциала вуза на основании использования педагогического опыта передовых вузов России и реализации на практике принципа «академической мобильности», обеспечивающего преподавателям возможность широкого выбора программ, форм и методов обучения.
С 2005 г. Рособразованием впервые начато за счет дополнительных средств федерального бюджета целевое финансирование опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации с использованием механизма командирования ППС вузов в базовые вузы страны.
В качестве приоритетных направлений повышения квалификации ППС в 2005 г. (Приказ № 379 от 21.12.2004 г.) были определены: информационнокоммуникационные технологии, современные педагогические технологии, гуманитарные проблемы современности, менеджмент в образовании, инновационная деятельность, история и философия науки; в 2006 г. (Приказ № 1395 от 15.11.2005 г.) к этим направлениям добавлены: русский язык, экология и природопользование, современная биология, экономическая теория и правоведение; а в 2007 г. (Приказ № 1390 от 23.11.2006 г.) - сфера услуг. Данные направления предопределены Программой социальноэкономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).
Томский государственный педагогический университет входит в число линейных вузов, направляющих профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации в базовые вузы РФ.
Сегодня пока можно приводить и анализировать статистические данные по реализации приказов Рособразования №№ 379, 1395, 1390 и ставить перед собой задачу перспективного анализа качественных изменений в деятельности самих преподавателей, прошедших обучение, и диссимиляции их знаний среди преподавателей вуза в целом.
С 2005 по 2007 гг. в соответствии с вышеуказанными приказами прошло обучение 124 преподавателя ТГПУ, из них: профессора - 6; доценты - 61; старшие преподаватели - 21; преподаватели - 7; ассистенты - 29.
На диаграмме 1 представлено представительство преподавателей 10 структурных подразделений нашего университета (факультеты, институты), прошедших данное обучение.
С 2007 г. начато системное обучение руководителей факультетов и институтов в ведущих вузах страны - Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Кубанский государственный университет.
Как уже было отмечено выше, Рособразованием выделено 12 приоритетных направлений повышения квалификации преподавателей на рассматриваемый период.
На диаграмме 2 представлено распределение контингента обученных преподавателей нашего вуза по данным приоритетным направлениям в базовых вузах России за счет дополнительных средств федерального бюджета в 2005-2007 гг.
Анализ данной диаграммы явно выявил рейтинг направлений, наиболее востребованных преподавателями в качестве повышения своей профессиональной квалификации, что в принципе совпадает с рейтингом направлений в системе повышения квалификации Рособразования.
Если говорить о вузах, в которых прошли обучение преподаватели ТГПУ, то следует отметить, что выделенных средств достаточно для того, чтобы отправить наших преподавателей в базовые вузы не только Сибирского федерального округа (Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Сибирский федеральный университет, Новосибирский государственный университет), но и Южного федерального округа (Кубанский государственный университет, Ростовский государственный университет), Центрального и Северо-Западного ФО (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов).
Отправляя преподавателей на обучение в базовые вузы, мы всегда надеемся на то, что организаторы курсов, профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий образовательную программу в этих вузах, имеют достаточно высокий потенциал, чтобы создать мотивацию у преподавателей для прохождения повышения квалификации по осознанно выбранным, профессионально важным программам повышения квалификации объемом 72 часа с отрывом от работы.
□ сэи
■ ипп
□ ипи
□ ПФ
■ ИГФ
□ ФФ
□ БХФ
□ ФИ я
■ ФФКиС
□ ФМФ
Количество преподавателей ТГПУ, прошедших повышение квалификации за период с 2005 по 2007 гг. в соответствии с приказами Рособразования (Приказ № 379 от 21.12.2004г.,Приказ № 1395 от 15.11.2005г.,Приказ № 1390 от 23.11.2006г.)
45
40
35
с 30т 8 I
? 25
I
3
I 20
г
с
ф
Г5
10
5
Приоритетные направления Рособразования
Диаграмма 2
□ 1 - Информационно-коммуникационные технологии
□ 2 - Современнные педагогические технологии
□ 3 - Управление качеством
□ 4 - Гуманитарные проблемы современности
■ 5 - Менеджмент в образовании
□ 6 - Инновационная деятельность
□ 7 - История и философия науки
□ 8 - Русский язык
■ 9 - Экология и природопользование
□ 10 - Современная биология
□ 11 - Экономическая теория и правоведение
□ 12-Сфера услуг
Но, к сожалению, наши надежды не всегда оправдываются. Аргументом этому служит анализ анкетирования, которое мы проводим после прохождения преподавателями курсов в других вузах. С нашей точки зрения, прошло достаточно времени, чтобы базовым вузам работать не только на реализацию количественного показателя (предоставления широкого набора программ), а совершенствовать их качество в комплексном понимании этого понятия. Ведь основная цель Рособразования при разработке модели новой эффективной системы повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям - развитие кадрового потенциала вузов, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, работать, используя современные образовательные технологии, а это значит, раз-
вивать инновационные компетенции выпускников, а в перспективе - создавать условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Таким образом, разрабатываемые инновационные подходы (сетевая организация, «образование на заказ», опережающее обучение) к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе будет способствовать обеспечению непрерывности образования различных субъектов, в том числе ППС вуза, и повышению качества подготовки выпускников, которые будут высокообразованными, компетентными, нравственными, предприимчивыми, уверенными, толерантными, коммуникабельными, способными к сотрудничеству, а затем и качество их процесса повышения квалификации.
Поступила в редакцию 15.12.2006
Литература
1. Шестак В.П. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения / В.П. Шестак, И.А. Мосичева, Н.В. Скибицкий. М., 2006.