Сибирские исторические исследования. 2018. № 1
УДК 378.1
DOI: 10.17223/23Ш6Ш19/9
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Ирина Юрьевна Трушкова, Елена Ивановна Титова
Аннотация. Актуальность изучения и использования сетевого взаимодействия при реализации образовательной программы «Антропология и этнология» в вузе связывается с диверсификацией образовательного предложения, поиском путей повышения эффективности работы высшей школы, устойчивостью развития учебного и научного процессов. Проблема заключается в поиске иных ресурсных полей для организации сетевого взаимодействия. В статье показано, что сетевое взаимодействие в высшей школе в Кировской области опирается на солидную историю научных и образовательных коммуникаций на Урале, в Приуралье, Вятско-Камском, Волго-Вятском территориальных образованиях. Межрегиональные наработки ученых самого первого на Урале - Пермского -государственного университета, ныне - национального исследовательского, положили начало сотрудничеству в научном и педагогическом сообществах. В настоящее время суть сетевого взаимодействия определяется комплексом содержательных полей и форм деятельности, в которые входят сотрудничество в проведении экспедиций, конференций, стажировок, учебы и особенно - практик аспирантов, а также реализации на практике магистерской программы двойного диплома (РФ - ЕС). Кроме широко применяемых информационных технологий, авторы считают важными этнографические экспедиционные исследования, составляющие специфику данного сетевого взаимодействия, и демонстрируют в статье полученные на практике результаты.
Ключевые слова: история межвузовского сотрудничества, сетевое взаимодействие, региональные вузы, образовательная программа «Антропология и этнология», Кировская область
Потребность современного российского общества в новых университетских образовательных программах способствовала, в том числе, и оформлению такого направления, как «Антропология и этнология». Тем самым была признана не только потребность в диверсификации образовательного предложения, но также необходимость более тщательной работы с таким феноменом, как миграция, формирования сети этномониторинга, выработки адекватных методов управления этнокультурными процессами и межэтническими взаимодействиями в регионах России. В субъектах Российской Федерации при этом отчетливо видны историко-культурная специфика и потребности конкретных регионов. На северо-востоке европейской части страны, где функциони-
руют университеты разных видов (опорные, национально-исследовательские и иные), особая роль в развитии вузов отводится так называемому сетевому взаимодействию.
Известно, что под сетевым взаимодействием понимается совокупность горизонтальных и вертикальных связей вузов, выстраиваемая с целями обеспечить доступность качественного образования для разных категорий обучающихся, повысить открытость учреждений высшей школы, в том числе и при помощи интенсификации использования 1Т-технологий (Сетевое взаимодействие, 2011). Это позволяет «предоставить студенчеству реальные возможности повышения гибкости и мобильности своего обучения...» (Яковлева, Бондырева 2012: 2).
Обычно сетевое взаимодействие подразумевает большие контакты между вузами-партнерами, которые строятся на широком использовании компьютерных технологий. Однако, на наш взгляд, на региональном уровне сетевое взаимодействие требует поиска и других форм и основ контактирования, не ограничиваясь 1Т-технологиями.
Нашей целью является показать, что значительный ресурс, причем именно в таких образовательных программах, как «Антропология и этнология», заключен в проведении совместных исследовательских работ, как учебных, так и научных. Этнографические экспедиции обнаруживают весомый потенциал в сфере сотрудничества, что уже неплохо просматривается в деятельности региональных вузов и имеет основания в истории этих экспедиционных исследований, накопленном опыте их проведения и использовании получаемых результатов в образовательном процессе в высшей школе.
Исторические основания «сети» в регионах
Межрегиональное сотрудничество вузовских ученых-этнографов было подготовлено работами на протяжении XIX в. Известно, что еще во второй половине XVIII в., а особенно в конце его, русской наукой было накоплено большое количество этнографического материала -почти обо всех народах России и о некоторых зарубежных. Очень важно отметить, что этот материал постепенно просачивался из специальных ученых сочинений, описаний путешествий в общедоступную литературу. Этнографические сведения становились достоянием читающей публики. Базу для дальнейших межрегиональных сравнений создавали сеть местных отделов Русского географического общества и Общество любителей естествознания и др. (Токарев 2015: 262, 363, 366, 382, 399). Постепенно расширялась география этнографических исследований.
В Приуралье и на Урале на протяжении XIX и XX вв. сложилась качественная база для научного и образовательного сотрудничества вузов. Так, например, известно, что первый уральский вуз - Пермский
государственный университет - был основан в 1916 г. на базе сразу двух весомых учреждений высшей школы - Петроградского и Юрьевского (Тартуского / Дерптского) университетов. Это обстоятельство позволило переехавшим на Урал сотрудникам реализовывать имевшиеся до этого контакты при организации учебной работы и научных изысканий. С тех времен можно говорить о непрерывности исследований, о формировании бережного отношения к накопленным ранее достижениям по сбору и использованию экспедиционного материала, своеобразном этно-археологическом мониторинге (Трушкова 1998: 78, 80). В середине - второй половине XX столетия созданная в Свердловске, в Уральском госуниверситете, Уральская археологическая экспедиция позволила значительно расширить хронологическую и тематическую сферу деятельности археологов, что связывалось и с отсутствием экспедиционных исследований в Зауралье и Западной Сибири в то время (Мельникова 2003: 104). Использование экспедиционных материалов из разных районов Урала, Зауралья, а также Приуралья и Поволжья стало нормой в межрегиональном взаимодействии вузовских и академических ученых.
Скрытый источник для вузовских взаимодействий в рассматриваемом мегарегионе проявлялся и в серии названий таких научных и учебных публикаций, как «История Урала», «Народы Урала и Поволжья», «Зауралье», «Приуралье», «Камско-Вятский регион», «Волго-Вятский регион». На примере современной Кировской области хорошо видно, что некоторые научные темы опираются на культурное тяготение региона к Поморью, либо к Поволжью, либо к Уралу, либо к Нижегородчине; современная проблематика подразумевает значительное расширение пространственных рамок (подробнее см., например, Трушкова 2016: 51-58).
«Давно в сети»: сетевое взаимодействие в этнографическом образовании в вузе сегодня
На основании такого, условно говоря, «нового прочтения» географического фактора сетевое сотрудничество российских вузов в начале XXI в. может быть раскрыто на примере Вятки. Содержание и направления сотрудничества здесь сложились исторически, и современное восприятие его строится на базе фундаментальных научных результатов приуральской школы исторических исследований. В современную «сеть» включаются этнографическая и археологическая практики вятских студентов на базе Пермского университета, занятия вятских и пермских аспирантов в соседних субъектах РФ, постоянное участие в научных и научно-практических конференциях друг друга. Весомый потенциал Пермского университета, ставшего национальным исследовательским, используется и в вузах Кировской области.
Сформированные в Вятском государственном университете (ВятГУ) в 2015 и 2016 гг. студенческие группы по образовательной программе «Антропология и этнология» включают студентов не только из Кировской области, но из соседних и не соседних регионов и зарубежных стран. Это изначально настраивает будущих этнологов и антропологов на подключение к масштабным этнографическим изысканиям, в первую очередь у себя «дома» - в Кировской, Нижегородской, Костромской областях, в Республике Коми и Пермском крае, а также на Ямале, в Латвии и Азербайджане. В проектах с межрегиональным составом исполнителей студенты с преподавателями работают в «поле», музеях, домах престарелых, посещают этнокультурные объекты в разных федеральных округах - Приволжском, Северо-Западном, Уральском (грант «Росмолодежи» ВятГУ 2016 г.). Хорошую практику будущие этнологи получили благодаря участию в реализации проекта «Научная этнографическая экспедиционная деятельность студентов и молодежи: межэтническое взаимодействие и патриотическое воспитание» в Приволжском и Северо-Западном округах в 2016 г., поддержанного Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), а также в этнографических экспедиционных исследованиях по гранту Президента РФ «Первый межрегиональный культурный центр кряшен «Вятка - Удмуртия - Татарстан, культурно-этнографический проект» в 2017 г.
Другие направления сетевого взаимодействия ВятГУ - Тартусский университет, в котором есть возможность для преподавательской стажировки в месте учебы выдающегося этнографа - вятского уроженца - Д.К. Зеленина; Эстонский национальный фольклорный музей; учреждения и организации культурно-образовательного характера Латвии, в которых осуществляется научное и образовательное сотрудничество в изучении жизни и деятельности Я. Райниса на родине и в вятской ссылке, истории и этнографии «столыпинских» переселенцев на севере Вятского края, которое включает чтение лекций студентам Вятского госуниверситета приглашенными учеными из Эстонии и Латвии. Сотрудничество с культурными обществами и вузами Латвии помогает ВятГУ привлекать на программу обучения «Антропология и этнология» студентов из этой страны, а российским студентам участвовать в экспедициях и конференциях в странах Балтии. В 2000-2010-х гг. студенты и аспиранты из ВятГУ проходили этнографические практики также на Украине, на базе Одесского госуниверситета, в Киеве, в архивах и библиотеках.
Благодаря международному сотрудничеству студенты-антропологи учатся и знакомятся с системой обучения за рубежом, проводят собственные исследования. Важность таких поездок, экспедиционных исследований и личных коммуникаций со студентами сходных специальностей из других стран заключается и в том, что учащиеся получают таким образом
возможность испытать на себе все сложности и прелести метода «включенного наблюдения», одного из наиболее важных в полевой этнографии.
Сетевое взаимодействие развивается в ВятГУ в сфере этнологии не только в образовательной программе «Антропология и этнология». Этнографическая проблематика активно включена в содержание магистерской программы «История» с профилем «Историко-культурный туризм». Данная программа разработана в ВятГУ совместно с вузом-партнером из Латвии и адаптирована к образовательным стандартам стран ЕС, с получением дипломов образцов РФ и ЕС. Во время учебы по этой программе студентам предоставляется возможность учиться минимум один семестр из четырех в Латвийской Республике. Учебный процесс дополняется возможностью улучшить знания английского языка, поездками по странам Балтии и другим странам Евросоюза. Поездки и экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями, обычаями и традициями ближнего и дальнего зарубежья вносят весомый вклад в этнографические исследования студентов.
Роль сетевого взаимодействия вузов в деле организации и проведения именно экспедиционной работы представляется востребованной и перспективной согласно скрининговым исследованиям мнений студентов о востребованности этнологического образования. Так, материалы соцопро-са всех 30 студентов, обучающихся сейчас в Вятском госуниверситете по образовательной программе «Антропология и этнология», показали следующее (таблица).
Восприятие студентами Вятского госуниверситета обучения по программе «Антропология и этнология»
№ п/п Содержание вопросов и ответов Студенты, %
2-го курса | 3-го курса
1 Что привлекло вас в выборе специальности?
Возможность путешествовать, расширять кругозор, изучать народы мира 60 50
Актуальность изучаемых проблем 30 35
Другое 10 15
2 Какие интересные формы обучения вам видятся в выбранной специальности?
Полевые исследования, возможность общаться с разными людьми 90 75
Разные научные семинары 10 15
Другое - 10
3 Какие перспективы трудоустройства по специальности Вы видите для себя?
Работа, связанная с решением национальных вопросов 60 50
Работа в сфере туризма 20 25
Работа в административных структурах 10 10
Работа в силовых структурах - 10
Другое 10 5
Из таблицы видно, что на выбор будущей учебы и работы, реализации себя в жизни выпускникам школ с гуманитарными интересами оказывает влияние стремление лучше познать все более глобализующийся мир, получить конкретные знания, понять проблемы, которые воспринимаются современной молодежью как таковые. В ходе учебы для молодежи ценно, что они усваивают не только теоретические знания, по учебникам и из Интернета, а на деле, проверяя себя в экспедиционных выездах разной продолжительности и направлений. Такие сетевые экспедиционные взаимодействия помогают студентам лучше определиться с дальнейшей работой. Результаты опроса также показали, что будущие этнологи нацелены на важные сферы профессиональной деятельности.
Среди студентов, обучающихся на других образовательных программах, также обнаруживается интерес к сетевому учебному экспедиционному взаимодействию. Как правило, лучше вникают в учебные гуманитарные исследования те из них, кто путешествовал с родителями, ходил в походы с классом в школе или кружке в Доме творчества юных. Студенты, проведшие не один полевой сезон в поездках по региону, стране, отмечают их полезное влияние.
...поле, поле, поле - и по странам полетел, Поле, поле, поле, - я во многом преуспел...
Из современного студенческого фольклора ***
Сетевое взаимодействие в Вятском государственном университете, как мы видим, включает в себя различные формы научного и учебного сотрудничества - от конференций и стажировок, проведения этнографических практик до программ двойного диплома. Потребность в таком взаимодействии и его активное развитие объясняются, на наш взгляд, открывающимися в данном случае возможностями перераспределения ресурсов в образовании и науке, в использовании инициативы и творчества всех участников образовательного процесса, равно как и в реализации различных алгоритмов взаимного движения вперед. Объединение ресурсов участников сетевого взаимодействия позволяет более эффективно проводить оптимизацию в образовании, переходить к новым видам работы, получая значимые результаты как в образовании, так и в практической области.
Литература
Мельникова О.М. Свердловская научная археологическая школа В.Ф. Генинга (19601974 гг.). Ижевск: Изд-во УдГУ, 2003. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса. Практика Томского государственного национального ис-
следовательского университета в реализации инновационных проектов. Томск, 2011.
Токарев С.А. История русской этнографии / сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015. Трушкова И.Ю. Приуральская школа исторических исследований: к вопросу о педагогическом опыте экспедиционных работ // Этнокультурное наследие Вятско-Камского региона: проблемы, поиски, решения: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию Д.К. Зеленина. Киров: Кировская областная типография, 1998. С. 77-81. Трушкова И.Ю. Экономика восточно-поморского города Лальска: вопросы этноархео-логического изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 51-58. Яковлева А.В., Бондырева И.Б. Развитие сетевого взаимодействия вузов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2012. № 2. С. 542-548.
Статья поступила в редакцию 20 января 2018 г.
Trushkova Irina Yu., Titova Elena I.
'NETWORK INTERACTION' AT VYATKA STATE UNIVERSITY
DOI: 10.17223/2312461X/19/9
Abstract. The relevance of studying and of applying the practice of network interaction when implementing educational programmes in the subject areas of anthropology and ethnology at the university is associated with broader issues of the diversification of educational offer, the search for ways to increase the effectiveness of higher education, and the sustainability of higher education and science development. The problem is seen to consist in the need for finding new ways to promote network interaction. The article shows that network interaction in higher education in the case of the Kirov region is rooted in a rich history of scientific and educational communication in the Ural region as well as in the regions of Vyatka-Kama and Volga-Vyatka. Interregional practices developed by scholars at the Perm State University (the region's oldest one currently having the status of a national research university) laid the foundation for cooperation of the academic and teaching communities. At present, network interaction here encompasses a number of platforms and forms of activity including cooperation in conducting expeditions, conferences, research trips, study programmes, and especially practical training for doctoral students, as well as the running of a double degree master's programme (between Russia and the EU). Apart from information technologies widely used for these purposes, the authors consider it important to carry out ethnographic expedition research which lies at the core of this network interaction and demonstrate the practical results thereof achieved so far.
Keywords: history of interuniversity cooperation, 'network interaction', regional universities, educational programme 'Anthropology and Ethnology', Kirov region
References
Mel'nikova O.M. Sverdlovskaia nauchnaia arkheologicheskaia shkola V.F. Geninga (1960— 1974 gg.) [Sverdlovsk scientific archaeological school of V.F. Gening (1960-1974)]. Izhevsk, Izd-vo UdGU, 2003. Setevoe vzaimodeistvie - kliuchevoi faktor generatsii innovatsionnoi sredy obrazovaniia, nauki i biznesa. Praktika Tomskogo gosudarstvennogo natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta v realizatsii innovatsionnykh proektov [Network interaction, a key factor for generating the innovative environment in education, science, and business. The practice of
Tomsk State National Research University in the implementation of innovative projects], Tomsk, 2011,
Tokarev S.A. Istoriia russkoi etnografii. Sost. i otv. red. O.A. Platonov [A history of Russian ethnography, Compiled and edited by O.A. Platonov], Moscow: Institut russkoi tsivili-zatsii, 2015,
Trushkova I,Iu, Priural'skaia shkola istoricheskikh issledovanii: k voprosu o pedagog-icheskom opyte ekspeditsionnykh rabot [The Ural school of historical research: on the question of pedagogical experience of expedition work], In: Etnokul'turnoe nasledie Vi-atsko-Kamskogo regiona: problemy, poiski, resheniia. Materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 120-letiiu D.K. Zelenina [The ethno-cultural heritage of the Vyatka-Kama region: problems, inquiry, solutions, Proceedings of the regional scientific and practice-oriented conference associated with the 120th anniversary of D,K, Zelenin], Kirov: Kirovskaia oblastnaia tipografiia, 1998, pp, 77-81, Trushkova I,Iu, Ekonomika vostochno-pomorskogo goroda Lal'ska: voprosy etnoarkheolog-icheskogo izucheniia [The economy of the East-Pomorye city of Lalska: questions of eth-no-archaeological research], Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta, 2016, no, 3, pp, 51-58, Iakovleva A,V,, Bondyreva I,B, Razvitie setevogo vzaimodeistviia vuzov [The development of network interaction among universities], Nauchnyi zhurnal NIU ITMO, Seriia «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment», Sankt-Peterburg, 2012, no, 2, pp, 542-548,