ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 392 (470. 342)
И. Ю. Трушкова.
Этнические культуры российского юга на российском севере: некоторые аспекты деятельности гражданского общества в Кировской области в 2010-х гг.*
Статья посвящена вопросам культурной адаптации и взаимодействию этнических культур так называемого «российского юга» с культурами «российского севера» в рамках территории современной Кировской области. Охарактеризованы некоторые мероприятия гражданского общества, связанные с совместным празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Выявлены направления и ресурсы развития некоммерческих организаций этнокультурной направленности в Кировской области.
The article is devoted to the issues of cultural adaptation and interaction of ethnic cultures of so-called «russian south» cultures and of the «russian north» within the territory of the modern Kirov region. Some of the activities of civil society are described. They associated with the joint celebration of the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. The directions and development's resources of ethno-cultural non-commercial organizations in the Kirov region are revealed.
Ключевые слова: этнокультуры российского юга и российского севера, Кировская область, празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, перспективы развития гражданского общества в российских регионах.
Keywords: russian ethnic culture of the russian north and the russian south, Kirov region, the celebration of the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, the prospects for the development of civil society in the Russian regions.
Гражданское общество становится неотъемлемой частью современной жизни. Как известно, на Западе в современном виде оно стало оформляться во второй половине XX в., причем с некоторыми особенностями. Как отмечали исследователи, «начиная с конца 1970-х ни государственный, ни частный сектор не показали значительного роста с точки зрения привлечения служащих. Однако вырос иной сектор, который также называется независимым, или некоммерческим, обслуживающим общественные организации; он начинает заниматься социальными проблемами, ранее находившимися в ведении правительства, с инновациями и дисциплиной, присущими бизнесу» [1]. Наблюдается рост значимости некоммерческого сектора занятости населения.
Гражданское общество в регионах современной России развивается по общим и специфичным траекториям. Известно, что в Российской Федерации, начиная с 1990-х гг., в связи со сбоями саморегуляции рыночной системы важен вопрос о сохранении преемственности базовых ценностей, в отношении которых поддерживается определенное общественное согласие. Вокруг этих ценностей складываются общественные структуры [2]. Важно, что у гражданского общества выявляются локальные смыслы [3]. Одна из сфер современного гражданского общества в регионах России - национально-культурные объединения, в том числе и в территориях направления миграции. При этом появляется сложность однозначного выявления родины у диаспор [4].
Определенным образом гражданское общество оформляется в таких регионах, как Кировская область [5].
Применительно к Кировской области масштабы позиционирования представляются так: Дагестан и Чечня, безусловно, воспринимаются как часть России, тем более что у них была общая
© Трушкова И. Ю., 2015
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-11-43601 «Этнокультуры российского юга на российском севере: опыт взаимодействия в кон. XX - нач. XXI в. (на примере Приуралья и Кировской области)»
27
Родина - СССР, также они жили в Российской империи. В список НКО национально-культурной направленности включаются не только национально-культурные общества представителей собственно российского юга (Дагестан, Чечня), но и соседних с ними Азербайджана и Армении, а также из таких постсоветских стран Средней Азии, как Узбекистан и Таджикистан. Все перечисленные организации воспринимаются вместе. Видимо, осознание перемен конца 1990-х гг. населением Кировской области произошло не окончательно, поэтому нечетко разделяются бывшие АССР и ССР в составе Советского Союза. Вероятно, в этом состоит некая специфика Кировской области. Транзитивность, постепенность и размытие традиционных границ - характерные черты для масштабов работы таких НКО.
Обозначенные НКО национально-культурной направленности в Кировской области достаточно активно работают. Они помогают соотечественникам по социальным, правовым вопросам, объединяются в культурной деятельности. Яркое тому доказательство - участие в конкурсе сочинений детей и молодежи на тему «Великая Отечественная война в жизни народов бывшего СССР». Этот конкурс проводился еще в I созыве Общественной палаты Кировской области (комиссией по науке, образованию и культуре), теперь, во II созыве - силами рабочей группы по межнациональному взаимодействию и комиссии по науке, образованию и культуре [6]. Всего в конкурсе в юбилейном 2015 г. приняло участие около 200 работ с географией от Санкт-Петербурга до Красноярского края (включая Казахстан) и от Карелии до Астраханской области. Это может свидетельствовать о территориальных связях диаспор в рамках России.
Во всех рассматриваемых НКО свято сохраняется память о подвигах - ратных и трудовых. В отрывках сочинений видны штрихи микроистории этнокультурных сообществ в Кировской области, их контакты и восприятие совей исторической Родины, распространенность межэтнических браков. Так, в своей работе Полина Шакарова (г. Киров) отметила: «Моего прадедушку отправили воевать вблизи города Петрозаводска. Начались самые страшные и долгие года. Мой прадед в 43-м году получил ранение - ранение, которое спасло ему жизнь. Он долго лечился в госпитале, где видел много смертей, а дома, за три тысячи километров, его ждала семья: любимая мама, сестры и младшие братья. После госпиталя Василий отправился в родные края - в Кировскую область. Я даже не могу представить чувства близких ему людей, ведь пришел глава их семьи, живой пришел! Прадеда ждало множество операций на раненой ноге, но ему уже не было страшно. Обидно было только за жизни убитых, ни в чем не повинных солдат».
В воспоминаниях, собранных В. Сарабекяном, отражается история армянской диаспоры. «Мой прадед принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Его зовут Мкртчан Хачик Оганесович, 1923 года рождения. Место рождения - республика Армения, село Илеи. До войны жители села жили, как и все граждане Советского Союза: соблюдали свои обычаи, но и справляли все советские праздники. Но с особой радостью праздновали свои национальные праздники, армянские, например, такие как "Вардавар" и "Терендез". Праздник "Вардавар" отмечался один раз в году, в середине июля. Праздник был очень веселый - в этот день люди по всей Армении поливали друг друга холодной водой. А "Терендез" празднуется до сих пор 13 февраля. В этот день зажигают костер, и молодежь перепрыгивает через огонь. Празднуют всем селом, бывает очень шумно, интересно и весело... Тяжело было вспоминать ему, через что пришлось пройти ему и его товарищам за долгие четыре года Великой Отечественной войны. Помню, он как-то рассказывал, что больше трех месяцев не было вестей от родных из Армении. А после боя, случайно, встретил своего односельчанина, которого недавно призвали на фронт. Он-то и рассказал, что родственники живы и здоровы. От этой вести стало легче на душе. Ведь семья для армянина - главная ценность.».
Национально-культурная организация таджиков привлекла к участию в конкурсе соотечественников из других субъектов РФ, и из Красноярского края пришло сочинение старшеклассницы Бахринисо Солиевой. Она на каникулы из России ездит к бабушке в Таджикистан и собрала у нее такие воспоминания о жизни в то время: «Шла Великая Отечественная война. Фашисты все ближе подступали к нашей столице. Советские войска несли большие потери. Гибли мирные люди, советские солдаты. Нашей стране катастрофически не хватало военной техники. Верховная ставка во главе со Сталиным приказала в Средней Азии провести геологическую разведку полезных ископаемых с целью получения сырья для военной техники. Ученая экспедиция в 1942 году приехала в северный Таджикистан и начала свою работу. Они исследовали горную местность.
Было много проведено геологических разведок и, наконец, на большой глубине земли были обнаружены вольфрам и молибден. Была поставлена задача: в срочном темпе построить шахту для добычи полезных ископаемых. Но мужчин для работы не было. Все ушли на фронт. Пришлось эшелонами на арбах привозить с дальних кишлаков больных, не годных на войну дехкан с их семьями. В одном из первых этих эшелонов и была моя бабушка. Тогда ей было 15 лет. У нее был болен отец, 28
Исторические науки и археология
и его не забрали на фронт. Его семья и еще несколько других семей были первыми поселенцами в этой безлюдной местности. Началась большая работа. Люди работали на совесть, по 12 часов в день, без выходных. У каждого из них была цель - помочь стране и победить врага». Данные работы весьма колоритны, они характеризуют степень адаптации этнокультур российского юга и южного пограничья России в территориях так называемого Российского Севера.
Позитивный опыт межкультурной коммуникации проявился и в совместном участии всех диаспор в Параде Победы 9 Мая в г. Кирове. Общая колонна, олицетворявшая республики бывшего СССР, прошла с флагами уже новых государств и республик России. Первая часть колонны была представлена молодежью в военных формах 1940-х гг., вторая - в национальных костюмах народов СССР. Совместное пение военных и народных песен, игра на национальных музыкальных инструментах - все это не просто украсило мероприятие, но и выявило ресурс развития гармоничных межэтнических отношений в регионе. Созидательное начало в отношениях этно-культур юга и севера отмечено и в инициативе привлечь финансы НКО по опубликованию сборника всех сочинений.
Совместные мероприятия этнокультурных сообществ условно южных и условно северных территорий России в пределах Кировской области, посвященные празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, выявили значительные горизонтальные связи общественности и НКО разных регионов. Рельефно обозначились такие объединительные темы, как общие трудности и общая Победа в Великой Отечественной войне - «.там мы были все вместе, никто был не мигрант или не нерусский..». Сплоченность, мотивированность на результат, воспроизведение национальных духовных ценностей, как собственных, так и общих, решение социальных и некоторых других проблем - все это указывает на то, что НКО этнокультурной направленности в Кировской области в современный период находят свое место в гражданском обществе.
Различные институты гражданского общества активизируются. «Если раньше некоммерческий сектор рассматривался как своего рода тихая заводь делового мира и бедный родственник грозного государственного сектора, то сейчас он приобретает первостепенную значимость. И не только с точки зрения стекающихся туда талантов, составляя тем самым жесткую конкуренцию остальным секторам. Учитывая заимствованную у бизнеса дисциплину и государственное отношение к делам, общественные организации вполне могут подняться до недосягаемых высот» [7]. Национально-культурные общественные организации и объединения имеют определенный ресурс созидания, при должном восприятии этнокультурных реалий, «этномониторинге» и «этнокультурном менеджменте» они имеют весьма неплохие перспективы развития, как и гражданское общество в целом.
Примечания
1. Пенн М. Дж., Залесн К. Э. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М: «АСТ. АСТ Москва», 2009. С. 329-332.
2. Романов Р., Ярская-Смирнова Е. Две стороны одной монеты или одна сторона - двух.. // Общественные движения в России - точки роста, камни преткновения: сб. ст. М: ООО «Вариант» ЦСПГИ, 2009. С. 5.
3. Салменнниами С. Теория гражданского общества и постсоциализм // Общественные движения в России - точки роста, камни преткновения: сб. ст. М: ООО «Вариант» ЦСПГИ, 2009. С. 110.
4. Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 441.
5. Трушкова И. Ю. Истоки гражданского общества в Вятском регионе (к постановке проблемы) // Общество, наука, инновации (НТК-2012): ежегод. открыт. всерос. науч.-техн. конф., 16-27 апр. 2011 г.: сб. материалов / ВятГУ; отв. ред. С. Г. Литвинец. Киров: Изд-во ВятГУ, 2012. 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Загл. с экрана; Она же. Исторические закономерности межэтнической и межконфессионального взаимодействия населения в Вятском регионе // Общество, наука, инновации (НТК-2013): ежегод. открыт. всерос. науч.-техн. конф., 15-26 апр. 2013 г.: сб. материалов / ВятГУ; отв. ред. С. Г. Литвинец. Киров: Изд-во ВятГУ, 2013. 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Загл. с экрана.
6. Здесь и далее - материалы работы комиссии по межнациональному взаимодействию Общественной палаты Кировской области.
7. Пенн М. Дж., Залесн К. Э. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М: «АСТ. АСТ Москва», 2009. С. 333-334.
Notes
1. Penn M. J., Zalesn K. E. Mikrotendencii. Malen'kie izmeneniya, privodyashchie k bol'shim peremenam [Microtrends. Little changes leading to big changes]. M. "AST. AST Moscow". 2009. Pp. 329-332.
2. Romanov P., Yarskaya-Smirnova E. Dve storony odnoj monety ili odna storona - dvuh....[Two sides of the same coin, or one side or two....] // Obshchestvennye dvizheniya v Rossii - tochki rosta, kamni pretknoveniya: sb. st. - Public movement in Russia - the growth points, stumbling blocks, collected articles. M. LLC "Variant" CSPI. 2009. P. 5.
3. Salmennniami S. Teoriya grazhdanskogo obshchestva i postsocializm [The theory of civil society and post-socialism] // Obshchestvennye dvizheniya v Rossii - tochki rosta, kamni pretknoveniya: sb. st. - Social movements in Russia - the growth points, stumbling blocks, collected articles. M. LLC "Variant" CSPI. 2009. P. 110.
4. Tishkov V. A. Rekviem po ehtnosu. Issledovaniya po social'no-kul'turnoj antropologii [Requiem for ethnos. Research on socio-cultural anthropology]. M. Nauka. 2003. P. 441.
5. Trushkova I.Yu. stoki grazhdanskogo obshchestva v Vyatskom regione (k postanovke problemy) [Origins of civil society in the region of Vyatka (to problem statement)] // Obshchestvo, nauka, innovacii (NTK-2012): ezhegod. otkryt. vseros. nauch.-tekhn. konf., 16-27 apr. 2011 g.: sb. materialov - Society, science, innovations (STC-2012): annual open allRussian scientific-tech. conf. 16-27 Apr. 2011: collection of materials of the Vyatka State University; resp. ed. S. G. Litvinets. Kirov: Publishing house of the Vyatka State University. 2012. 1 el. opt. disk (CD-ROM). Title from screen; Trushkova I. Y. Istoricheskie zakonomernosti mezhehtnicheskoj i mezhkonfessional'nogo vzaimodejstviya naseleniya v Vyatskom regione [Historical patterns of interethnic and interreligious interaction with the population in the Vyatka region] // Obshchestvo, nauka, innovacii (NTK-2013): ezhegod. otkryt. vseros. nauch.-tekhn. konf., 15-26 apr. 2013 g.: sb. materialov - Society, science, innovation (STC-2013): annual open allRussian scientific-tech. conf. 15-26 Apr. 2013: materials / Vyatka State University; resp. ed. S. G. Litvinets. Kirov: Publishing house of the Vyatka State University , 2013. 1 el. opt. disk (CD-ROM). Title from screen.
6. Hereinafter, the materials of the Commission for interethnic interaction of the Public chamber of the Kirov
region.
7. Penn M. J., Zalesn K. E. Mikrotendencii. Malen'kie izmeneniya, privodyashchie k bol'shim peremenam [Microtrends. Little changes leading to big changes]. M. "AST. AST Moscow". 2009. Pp. 333-334.
УДК 908
М. З. Хабибуллин.
Народы Среднего Поволжья в ракурсе историко-конфессиональных исследований
преподавателя Казанской духовной академии Михаила Александровича Машанова (1852-1924 гг.)*
Изучение деятельности и научного наследия яркого представителя казанского востоковедения второй половины XIX - начала XX в. М. А. Машанова представляет большой научный и практический интерес. Востоковед, исламовед, профессор Казанской духовной академии, общественный деятель, председатель Переводческой комиссии, редактор журналов «Церковно-общественная жизнь» и «Инородческое обозрение», автор трудов по истории ислама, культуре, этнографии и языков финно-угорских и тюркских народов дореволюционной России, М. А. Машанов внес заметный вклад в просвещение и образование крещеных татар, чувашей, марийцев и др. Его биография неразрывным образом связана с миссионерскими отделениями Казанской духовной академии и православной миссионерской организацией «Братство святителя Гурия». В основу исследования легли новые архивные материалы и источники, позволившие автору дать комплексную оценку проблемы.
Study of scientific heritage of an outstanding representative of Oriental studies of Kazan in the second half of XIX - early XX centuries M. A. Mashanov is of great scientific and practical interest. Orientalist, specialist in Islamic studies, Professor of the Kazan theological Academy, a public figure, Chairman of the Translation Committee, the editor of «Church and public life» and «non-Russian review», the author of works on Islamic history, culture, Ethnography and languages of the Finno-Ugric and Turkic peoples of pre-revolutionary Russia, M. A. Mashanov has made a significant contribution to the education of the baptized Tatars, Chuvash, Mari, etc. His biography is inextricably linked to missionary departments of the Kazan spiritual Academy and the Orthodox missionary organization «Brotherhood of Saint Guriy». The basis of the study formed new archival materials and sources, allowed the author to give a comprehensive assessment of the problem.
Ключевые слова: М. А. Машанов, Казанская духовная академия, этнография, ислам, народы России, миссионерские отделения.
Keywords: M. A. Mashanov, Kazan Spiritual Academy, Ethnography, Islam, the peoples of Russia, missionary departments.
© Хабибуллин М. З., 2015
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Державный (имперский) дискурс по национальному образованию народов Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале XX в.»), проект № (14-11-16015 а/В/ 2015) 30