Г.Б. Сайфутдинова
СЕМЬЯ У ТАТАР КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА
В статье рассматривается комплекс проблем, связанных с особенностью социализации и воспитания детей у татар, где имеет место сочетание современных тенденций в развитии детской обрядности и сохранившихся традиционных установок. Семья по-прежнему остается институтом, который естественно и неотъемлемо продолжает играть доминирующую роль в воспитании этнокультурной личности.
Ключевые слова: посещение роженицы, имянаречение, «ураза» пост, первое ритуальное кормление, первое ритуальное купание, социализация.
Согласно материалам первой переписи населения Российской империи 1897 г., определявшую национальную принадлежность на основе родного языка, численность татарского населения в европейской части страны достигало 2 млн. чел., т.е. 1,9% часть населения всей европейской России. Наибольшее число татар проживало в Казанской губернии (675 тыс.) и только 8% из них проживало в городах [1]. Абсолютное большинство татар продолжало жить в деревнях и заниматься сельским хозяйством, сохраняя патриархальный быт. 62,8% крестьянских хозяйств состояли из трехпоколенных семей, где вместе жили родители, их дети и внуки [2]. Семья всегда очень высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. По переписи 1897 г. среди населения Казанской губ. в возрасте 70 лет и старше никогда не состояли в браке лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин [3] Важными особенностями социальной структуры татар в конце XIX века являлось проживание та-тар-крестьян в чисто татарских населенных пунктах, сохранение сильных мусульманских традиций и роли ислама как гаранта культурной и этнической идентичности татар. Все это предотвращало культурную ассимиляцию и русификацию татар.
События начала XX века (Первая мировая и гражданская войны, революция 1917 г., принятие новых законов о семье и браке) коренным образом изменили представления татар о социальной структуре татарской семьи. Традиционные устои, царившие в сельской общине, были подорваны массовой урбанизацией. Татары на протяжении XX века были вовлечены в этот процесс особенно интенсивно. Так, к 1950-60-х гг. уже более половины татарского населения СССР стали горожанами, а в 1980-е гг. доля татар-горожан выросла до 69% и татары стали одним из самых урбанизированных народов страны [4]. По Всероссийской переписи населения 2002 года татар в Татарстане чуть более 2 млн человек, это 52,92% всего населения республики [5]. Из них 2/3 проживают в городах. Массовое переселение из сельских районов в город не могло не отразиться на этнокультурных традициях татар. Остановимся на анализе некоторых, на
наш взгляд, показательных сведениях обследованных татарских семей г. Казани и сельских районов Республики.
В наше время традиционные представления о браке как союзе, направленном, главным образом, на решение наиболее насущных человеческих потребностей в бытовом плане и в плане воспроизводства, сохраняются. В индустриальном обществе институт брака имеет те же цели. Современные брачные союзы заключаются, как правило, по любви, по свободному выбору будущих супругов. Рождение детей продолжает оставаться основной целью брака для большинства брачующихся. Многочисленные исследования, проведенные среди народов СССР, в том числе и у татар, свидетельствуют о том, что наличие детей считается необходимым условием семейного счастья. «Сознательная бездетность» - явление, которое все чаще привлекает внимание и вызывает тревогу ученых, общественности некоторых зарубежных стран, но в нашей стране практически не имеет распространения [6].
На сегодняшнее время государством обсуждаются проблемы охраны семьи и материнства, отцовства и детства. Эти проблемы в Республике Т а-тарстан также представляются исключительно актуальными [7]. О большом внимании в нашей стране к данной проблеме свидетельствует объявление 2008 года в Российской Федерации Годом семьи. В Республике Татарстан этот год Указом Президента М.Ш. Шаймиева объявлен Годом социальной поддержки семьи. В то же время демографические проблемы присущи и Татарстану. Уменьшение татарских семей происходит постепенно. Так, лишь за период между двумя переписями (1970-1979 гг.) состав татарской семьи в РФ уменьшилась с 4,0 до 3,7 человека, в том числе сельской - с 4,2 до 4,0 [8]. Средний размер татарской семьи в конце 1980-х -середине 1990-х гг. составил 3,4 чел. [9]. Изменение численности семьи обусловлено многими факторами, в том числе и понижением рождаемости. В современных условиях супружеская пара планирует и регулирует рождаемость детей. На общем фоне детность в Республике Татарстан в целом совпадает с установившимися тенденциями детности в России в целом.
По материалам нашего исследования преобладающей у татар является простая двухпоколенная семья, состоящей из родителей с детьми в г. Казань 94,0%, а в сельской местности 62,0% Средний размер семьи составил 3,4 чел. Число детей в семье координируется с местом проживания. В сельских районах больших (трое и более детей) семей больше на 22,7%, чем в городе, а в городе на 16,4% больше детей с одним ребенком. В числе социокультурных факторов, в значительной степени воздействующих на прокреационное поведение в семье, репродуктивные установки супругов, особенно жены. По материалам нашего исследования соотношение желаемого и реального количества детей в семье среди респондентов отличается. Сельские семьи более чем городские тяготеют к большему количеству детей в семье. И желаемое количество детей в сельских семьях
больше реального, чем в городских. Среди причин, вызывающих снижение рождаемости, на первые места выходят не только материальноэкономические трудности, но и психологические, нравственно-этические, связанные с отношением к материнству в обществе. Материнство и отцовство потеряли престиж в глазах окружающих, а многодетность стала крайне редкой. Снижение уровня детности обусловлено рядом факторов -это и снижение жизненного уровня, и подъем числа разводов в 1990-е годы. В частности, в Республике Татарстан общий коэффициент разводимо-сти в 1999 году составлял 4,6; а в 2002 году - 6,5 [10]. Однако, татарские семьи сравнительно устойчивы. Уровень разводимости в Татарстане в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем в Российской Федерации, на Украине, в Латвии, Эстонии [11]. Семейно-брачные отношения у татар несколько отличаются, скрепляющим семейные отношения является тесная родственная связь, свойственная татарам. Для татарских семей продолжает оставаться важным общественное мнение. Общепринятая норма бытования у татар - взаимопомощь во время приготовления к свадьбе, покупке жилья молодым и т.д. В целом для татар продолжают оставаться важными эт-носпецифические черты традиционной культуры, при неизбежности новых, современных социальных ориентиров для населения.
Тенденция к сохранению многих традиционных черт культуры татар нашла проявление и в материалах нашей работы. В настоящий период среди татар ощущается потребность в исполнении элементов традиционной детской обрядности. В первую очередь это связано с тем, что в последние десятилетия на государственном уровне происходит демократизация общества и ощущается подъем интереса к этнической культуре. Были легализованы многие институты традиционной культуры, в том числе и детская обрядовая практика. В настоящем исследовании мы предприняли попытку выявить основные сохранившиеся элементы традиционной детской обрядности татар и практики социализации.
Одной из важнейших функций семьи в процессе воспитания детей по-прежнему остается передача этнокультурных традиций и воспитания этнонационального самосознания. Именно в семье происходит приобщение детей к национальным обычаям, обрядам, праздникам, где они узнают народные предания, получают первые религиозные представления своей этнической группы. На материалах нашего исследования мы выявили, что в современных татарских семьях продолжает бытование определенных представлений, присущих традиционной культуре татар, однако интенсивно распространяются и новые нормы домашнего быта.
По данным исследования сведения, полученные от опрашиваемых групп населения о распространении и соблюдении ряда обрядов и обычаев, связанных с первыми неделями жизни ребенка, свидетельствуют о весьма прочном бытовании некоторых обычаев и обрядов среди современных родителей. Мы предложили респондентам выбрать те из них, ко-
торые соблюдались в отношении их детей. Так, среди опрошенных провели в отношении своих детей обряд первого ритуального кормления младенца «авызландыру» (смазывания рта новорожденного медом или маслом) в г. Казани 43,2% опрошенных, в сельской местности - 77,2%. Обряд проводился уже после выписки из роддома. Обряд первого купания новорожденного «бэби мунчасы» в г. Казани провели 62,3% респондентов (именно в бане, иногда общественной) и в сельской местности -91,1%. Купание проводят в соответствии с ритуалом: в ванну с младенцем клали мелкие деньги, драгоценности, соль. Старшие родственницы помогают вымыться роженице и моют младенца. Основная часть респондентов, ответивших на этот вопрос положительно, четко представляет себе смысл обряда и первое купание младенца родители сознательно провели в религиозном значении. До наших дней повсеместно сохраняется древний обычай посещения роженицы и новорожденного с подарками. Этот обычай известен в этнографической науке как помощь роженице в по-стродовой период до сорокового дня после рождения младенца (бэби аше кертY). В наши дни он соблюдается после приезда матери и ребенка из больницы. Без приглашения приходят друзья, родственники, соседи, знакомые (в основном женщины) с поздравлениями, угощением (это, в первую очередь, традиционная татарская выпечка) и подарками (детская одежда, игрушки). Из ритуальных блюд обычно на стол ставят масло и мед. Этот обряд провели в отношении своих детей в г. Казани 51,3%, в сельской местности - 70,3% респондентов. Сакральный смысл данного обычая объяснить не смог ни один респондент, участвовавший в его проведении. Однако практически все принимавшие участие в подобной форме помощи роженице знают, что с религиозной точки зрения подарки, принесенные роженице до истечения сорока дней после родов, являются особенными и, сделавшему подарок, это засчитывается как богоугодный акт, так как в сорокадневный период роженица считается совершенно безгрешной и ее благодарность имеет особую очистительную ценность.
Сохраняется обряд праздничного застолья, проводимый по истечения сорока дней после родов (бэби чае, бэби аше, бэби туе). Его проведение отметили 42,2% женщин в г. Казани и 55,4% - в сельской местности. Чаще он проводится в узком семейном кругу, гораздо реже в кругу большого числа гостей.
В современную эпоху среди уже известных обрядовых празднеств появляются совершенно новые праздничные элементы. В советскую эпоху стали торжественно праздновать регистрацию акта рождения. Нужно сказать, что это крайне популярная мера - акт регистрации рождения. В праздничной обстановке его отмечали 46,2% опрошенных в г. Казани и 85,1% - в сельской местности. И день рождения своих детей отмечают 94,0% опрошенных в г. Казани и 81,7% в сельской местности. В постсоветское время в семьях больше внимания стали уделять проведению религиозного обряда
«исем кушу» (имянаречения). Через несколько дней после родов приглашают гостей и муллу (иногда везут новорожденного в мечеть) на застолье новорожденного - «бэби ашы» или «исем кушу». Мулла, а если нет, то пожилой родственник мужского пола (знающий ритуал), проводит его в соответствии с традицией: кладет ребенка на подушку и, повернув его ногами в сторону Каабы и спросив родителей о предполагаемом имени, читает молитву и трижды громко произносит имя. Данный обряд был проведен в отношении 74,9% детей, опрошенных в г. Казани, и 93,1% опрошенных в сельской местности. Сохранилась тенденция, часто обряды «бэби аше кертY» (посещение роженицы), «исем кушу» (имянаречения) и дня рождения ребенка совмещают и проводят в один день.
У этнографической группы кряшен традиционно проводится обряд крещения, который в советское время осуществлялся чаще в домашних условиях. Традиция проведения обряда, сложившаяся в советский период, продолжается и сейчас, обряд проводится в домашних условиях. В доме новорожденного пожилая женщина (знающая ритуал) окропляет святой водой (принесенной заранее) младенца и нарекает новорожденного именем, выбранным родителями. Однако в последнее время с увеличением числа церквей, ростом влияния религии обряд крещения чаще проводят в церкви. Церковнослужители настаивают на проведении обряда крещения только в храме, т.к. по их убеждению этот обряд, проведенный в домашних условиях, не имеет религиозной силы. Однако респонденты сетовали, что не в каждом сельском населенном пункте по месту проживания кряшен есть церкви, а везти новорожденного в районный центр крайне утомительно, поэтому, несмотря на требования священнослужителей, обряд продолжают проводить в домашних условиях. Однако, если родители новорожденного располагают транспортным средством, то чаще всего крещение младенца происходит в церкви. Поэтому, на взгляд автора работы, домашнее крещение - это скорее вынужденная мера, нежели новая обрядность. При необходимости (если ребенок родился слабым) родители находили в себе силы и везли крестить его в церковь, а не крестили дома, объясняя это тем, что в церкви и «стены святые - помогают».
Среди опрошенных считают проведение обрядов и обычаев детского цикла обязательным 87,4% в г. Казани и 85,1% в сельской местности. Большая часть респондентов, проводивших обряды детского цикла в отношении своих детей, это люди со средним и среднеспециальным образованием. Оценивая ситуацию в сфере обрядовой жизни сельской и городской семьи можно констатировать, что на селе обрядность представлена в большей степени, чем в городе. Большинство респондентов склонны к положительной оценке практики традиционной детской обрядности татар. Респонденты считают сохранение традиционной детской обрядности важным этнокультурным стимулом, эмоционально насыщенным взаимо-
действием родителей и детей в процессе передачи этнокультурных традиций, формированием национального самосознания.
Главной особенностью социализации и воспитания детей у татар является сочетание современных тенденций в развитии детской обрядности и сохранившихся традиционных установок, где семья по-прежнему остается институтом, который естественно и неотъемлемо продолжает играть доминирующую роль в воспитании этнокультурной личности.
Источники
1. Смыков Ю.И. Национальный состав населения Поволжья в конце XIX века /Ю.И. Смыков // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода // Ю.И. Смыков, Л.Н. Гончаренка. Казань, 1990. С. 98.
2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 14: Казанская губерния. С. 100-102.
3. Атлас «Тартарика» История татарских народов Евразии. Издательско-Продюссерский Центр «Дизайн. Информация. Картография». М., 2006. С. 802.
4. Мустафин Д.М. Татарская семья: Этнодемографические особенности / Д.М. Мустафин, Н.М. Биктимиров // Демографический прогноз татарских семей. Компендиум. Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии АН РТ», 2008. С. 4-26.
5. Всероссийская перепись населения. Т. 4. Национальный состав населения Республики Татарстан: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г, том 4 / Ком-госстат РТ. Казань: Издательский центр Комгостстата РТ, 2004. С. 13-30.
6. Мусина Р.Н. Историческая этнография татарского народа / Р.Н. Мусина // Дети в татарской сельской семье. Казань, 1990. С. 111.
7. Конституция Российской Федерации, ст. 38.
8. Семья в Республике Татарстан. Стат. сборник. Казань, 2004.
9. Численность, состав и движение в Республике Татарстан в 2002 году: стат. Сб./ Комгосстат РТ. Казань, 2003. С. 99.
10. Мусина Р.Н. Этнография татарского народа / Р.Н. Мусина // Семья и быт. Казань: «Магариф», 2004. С. 110-127.
Зарегистрирована 22.12.2009 г.